Кирьявала

"Kirjavala hyv; kyl;,
mut siin o v;h; vikkaa.
Pellot ovat kivisii
ja kuljasiil o likkaa”.

I.Онни Хиетанен
Из книги «Uusikirkko – kylat  kujasineen »
Перевод  Марии  Рюткёнен и Александра Боева

Деревня Кирьявала ( ныне юго-восточная часть  МО Горьковское, Выборгского района, Ленинградской обл.)  находилась в северо-восточной части прихода Уусикирко, на южном склоне горы Неуволанмяки. Неуволанмяки -  возвышенность около двух километров , тянущаяся с востока на запад. Самая высокая точка холма Коккомяки ( место где стоит триангуляционная вышка) возвышалась более чем  на 100 метров над уровнем моря.
Ближайшей железнодорожной станцией была станция Мустамяки , до неё было около  пяти  километров, до Выборга и Ленинграда по железной дороге было около семидесяти, девять до приходской   церкви , двадцать до Териоки.
Собственно деревня была  два километра в длину и один километр в ширину, при этом она  была довольно густонаселенной, в ней  проживало сорок семей и около ста семидесяти человек . Раньше  население  деревни   значительно прирастало за счёт   жителей  русских вилл , К описываемому времени  виллы  были проданы и перевезены ,  или куплены жителями деревни  адаптировавшими   их  под  собственные  нужды.

Легкие деньги из Санкт-Петербурга

Во времена  российского  господства, близость к Санкт-Петербургу и  присутствие русских дачников во многом  определяло  жизнь  деревни Кирьявала -   строились многочисленные  виллы ,  шла торговля фруктами, ягодами, грибами  и другими дарами земли. Можно было  свободно  поехать в Санкт-Петербург , где  жители деревни  работали, торговали, многие женщины служили горничными.
Когда в 1917-1918 годах граница была закрыта, жизнь полностью изменилась. Нужно было осваивать новые профессии, и  искать   другие  источники  средств к существованию.
Началось развитие животноводства и интенсивного земледелия. Очищались новые поля, преобразовывались старые .

Земля, дающая  работу и хлеб.

Земли простирались к югу и юго-западу от деревни, и  заканчивались у реки Ваммельйоки, на другом берегу которой находилась деревня Лемпияля. Но когда  следующие поколения  многочисленных   наследников  земельных наделов    начали  хозяйствовать - земли стало не хватать. Говорили , что даже  пара коней не может развернуться на своей собственной земле. Постепенно, за исключением нескольких лиц , все фермеры стали мелкими землевладельцами .

Поля , в основном, были расположены рядом с домами, но были и удалённые  наделы         ( поля тянувшиеся  почти  до  деревни   Сопоки ( Rasvatty)  и названные  переселенцами  «52 точкой» , «Дальним»  и «Мельничным»  )
 Кроме того, у многих были "речные луга" или прибрежные поля. Поля были частью   каменистыми, но было много полей, с которых камни были убраны.( ценой  неимоверных усилий и огромной работы поражающей современных дачников )
Почва по качеству была пригодной для  самых разнообразных растений, здесь выращивались все культуры, произрастающие  в  этом регионе  Финляндии   (картофель, корнеплоды, овощи и т.д.)
Почти у каждого дома был большой сад, где росли яблоневые, сливовые и вишневые деревья и множество сортов ягодных кустарников.
 Потому  как   подзолистая  земля в деревне располагалась на южном склоне холма  и не страдала от заморозков , здесь  росло   много благородных деревьев :  липа, ясень, дуб, орешник, клен и лиственница.
Выращивание картофеля было очень популярно и очень успешно. Ранний картофель культивировался для продажи  и промышленной переработки.

Производство злаковых в деревне   было  самодостаточным, излишки зерна  шли  для  откорма скота . Основными зерновыми культурами были рожь, ячмень и овес.
В тридцатые годы  увеличилось  выращивание пшеницы, особенно после того, как  была построена современная пшеничная мельница в Пепполе.

Сельскохозяйственное производство  было, конечно, скромным  по сравнению с современным, но однако, в нескольких домах имелись приличные почвообрабатывающие машины и оборудование, такие как : косилка и картофелеуборочная машина и конные грабли.
Во многих производственных ситуациях  между соседями существовало  сотрудничество и  взаимная помощь. Мощность  современных молотилок  значительно возросла и  люди, обычно переходили от дома к дому , помогая  на молотьбе .

Заготовка сена происходила в старину так, сено косили чаще всего в первой половине дня
косой, сушили на земле и сгребали вечером. На следующее утром, после того, как роса исчезла сено снова разбрасывали  , переворачивали  в полдень  и  стаскивали вечером  в сарай . Позже вошли  в  практику   сушильные вешала , копны ,стога .

Лесное хозяйство играло важную роль в экономике как источник дохода. Лес продавался в разнообразных видах . Брёвна  продавались на  лесопилки, ранее Мааттанена в Myllyniemi и позже Лехтонена  в  Raamisaha. Кроме того,  сырьё для производства  бумаги отправлялось  братьями Манк на различные фабрики. Чурбаны для изготовления дранки  покупали владельцы кровельных  предприятий  Й. Какко, Ю. Раутио и Э. Сеппянен.
Кроме того, для личного пользования в каждом хозяйстве требовалось значительное количество древесины - дрова, строительные материалы, забор и т. д.

Другие пути

Поскольку фермы были небольшими, фактический доход от сельского хозяйства был не так уж и велик. Этого было достаточно, но больший  доход  получался от других занятий. В  деревне жили люди  многих профессий : лесорубы, плотники, кузнецы, сапожники, швеи, народные целители, медники  и  так называемые  разнорабочие , которые занимались лесным хозяйством, строительством и многими другими видами деятельности.

Пожалуй, главным профессионалом в деревне был кузнец  Давид Хиетанен  , а в последние годы Саламон Хиетанен или " кузнец Саламон",  Муосо-Юхана-Саламон.
Дом кузнеца (ныне дом Николая  Кинчина) стоял на самом высоком холме в деревне называемом  Коккомяки  (Гора костра)  в непосредственной близости от триангуляционной  вышки. С Коккомяки   открывался великолепный вид. В лунном свете можно было разглядеть укрепления Кронштадта и Йхимяки , очертания Инкерланда и взорванные  по Тартускому мирному договору батареи Ино.

Саламон Хиетанен получил работу на форту Ино , когда ему было 20 лет. Там он  научился профессии камнетёса . Позже у него были  свои работники , которые используя клинья, разбивали  каменные монолиты   и  делали   надгробия и , каменные мосты, барабаны и колодцы. Он также получал подряды на ремонт  всех  государственных дорог   в  Выборгском регионе  и установку  верстовых  столбов изготовленных   как из камня, так и из дерева. ( такие столбы  стояли вдоль дороги на станцию , сейчас   их нет -растащили на фундаменты ).

Саломон  отлично  подковывал  лошадей.  Он рассказывал, что в день он мог подковать от 12-ти до 20-ти лошадей, не зависимо от того, нужна ли была подкове обработка в горне или нет. Изумлённым односельчанам Саломон отвечал: "Да что я, ведь Микко Кольёнен больше по этой линии мастер - лошадей то подковывать"
 На весь Карельский перешеек были известны  изготовленные Саломоном  лезвия , служившие для изготовления дранки и щепы и ножи для рубанков. Даже если нож находил на сук, оно не тупилось. Ножи  Саломон изготавливал  из  хромоникелевого  сплава  стали,  переплавляя металл  форта Ино и закаляя его  в масле до цвета  " вороньего  крыла".
Саламон был человеком многих профессий . Если деревня ремонтировала дорогу , он и тут  становился главным человеком,  .
В  « большой шевелюре»  Саламона Хиетанена было достаточно места .
Попав в эвакуацию , Саламон не стал сидеть сложа руки, а отправился работать в Тампере
на оружейный завод, где он чинил пушки. В конце концов, он переехал к своей семье и продолжил обрабатывать землю.

В деревне было много людей других профессий, были   даже  банкиры :   Антти Нурмиайнен и Вильхо Вартиайнен -  настоящие бизнесмены.
В начале двадцатых годов здесь жил Ионас   Какко, открывший  скважину в Сеппяинмяки. ( принадлежавший ему дом стоял на опушке  леса за фермой,  по  дороге к озеру, а скважина -  невероятно глубокий колодец из бетонных колец на вершине горы у вышки )
Он изобрёл гениальный связывающий механизм, который вязал дранку по размерам в готовые упаковки, удобные для погрузки и перевозки. Так же он преуспел в налаживание сбыта продукции по всей Финляндии, организовав продажу вплоть до границ западной Финляндии.
 В местных газетах были его объявления, так например, весной 1927 года в газете Форсса было следующее объявление: "Хорошая дранка для крыш, окрашенная и не окрашенная, как в малых количествах, так и целый вагон. Ближ. тел. Мустамяки 15. Йоонас Какко"
Йонас Какко перевел свою фабрику на станцию Мустамяки в конце двадцатых  годов.

Еще одним настоящим бизнесменом  был Эмиль Сеппянен, в начале двадцатых годов  запустивший  в действие мельницу  на реке  Ваммелйоки  .  Из деревни  через  мельницу, шла дорога  к шоссе Выборг -Териоки. Дорога была обычной деревенской дорогой - осенью мокрой  и глинистой. (называемая  Мельничной,  дорога сейчас практически заросшая и  не проходимая).
Когда мельница сгорела где-то в тридцатых годах , Сеппянен построил новую мельницу ,  небольшую электростанцию и лесопилку  которая  приводилась в действие электричеством. Сеппянен также  строгал  дранку для кровли , обеспечивая  тем самым все строительные потребности  деревни. (такая   дранка простояла на  крыше нашего, построенного в начале века ,   дома до  60 годов )
У  него также был комбикормовый завод в  Мустамяки. Другие  деловые интересы  его состояли в основном из  посещения конных базаров, поездок на рынок, торговли  лесом.

II. Эйнари Лемпиайнен

Деревня Кирьявала имела красочную и яркую историю, как и все деревни  Уусикирко,
особенно во время "веннайвы"-  жизни по-русски . Когда богатые русские  на Рождество ,  Пасху или на всё лето  приезжали  отдыхать на собственные  дачи    или арендовали  для этого  квартиры  ,деревенская жизнь  заметно оживлялась .

В Кирьявала было  много больших усадеб, как в самой деревне, так и вдоль берега реки. Вокруг многих усадеб были разбиты большие красивые парки и сады  ,вдоль прогулочных дорожек которых произрастали экзотические деревья и кустарники. После того как русская власть закончилась и граница закрылась, дачи опустели. Большую их часть разобрали и вывезли в разные концы Финляндии. Остались лишь фундаменты и парки. Парки заросли и одичали без ухода.
Молодые люди собирались в них летними вечерами, чтобы побродить и  помечтать.

Единственными русскими эмигрантами в деревне были: полковник Вольдемар Крит, его жена, служанка Таня  и ее сын Володя  Ефимов. Кроме того,  кронштадтский  беженец
Григорий (Ристо) Демура.
Крит купил небольшую ферму, построил  виллу и другие постройки. Он обрабатывал землю и заботился о большом саде. Вольдемар Крит был полковником в царской армии и остался в Финляндии  после революции. В 1930-х годах Ристо  и Таня поженились. Они были православными, или "веннайускоси", но все они были гражданами Финляндии.
В качестве языка у них был, конечно, русский. Мой отец, знавший русский язык, часто встречался с господами , с  Критами  они были соседями.

Еще одним  русским жителем нашей деревни была вдова, Анастасия Нюйландер, которая жила одна на своей вилле.( ныне дом Бадичкина) Она  была  очень искусной  швеёй . Когда жители деревни в 1939 году  убегали от войны, госпожа  Нюйландер  тихо  скончалась в в своем доме.

Женщины деревни были трудолюбивы и искусны работе. Они заботились  о семье , растили  и воспитывали  детей .
В предыдущие годы, когда было меньше промышленной продукции, почти вся одежда  была самодельной – изготовленной  женщинами . В последнее время  для многих  женщин шитьё  приносило   дополнительным заработок. Торговец Расим из деревни Неувола  привозил  разкроёные  ткани , из   которые  женщины   соседних деревень  сшивали  готовые изделия .

Стоит  специально  упомянуть  Софию  Рипатти. Построившую  ферму в отдаленной части деревни .  (Козлов хутор) Она  выполнял как мужскую, так и женскую работу  и часто одевалась как мужчины.

Учеба и хобби

Кирьявала раньше была частью школьного округа Ваммелярви. Школа находилась в Кирьявале прямо на краю деревни Нейвола на высоком холме. Школа представляла собой большое двухэтажное здание. Дом,  оштукатуренный белым,  был красив и имел прекрасный вид на юг. В ясные ночи можно было видеть огни Кронштадта, а в солнечный  день  позолоченный купол Картавцевой церкви любви, ( разрушенная церковь в п. Молодёжное) и  Финский залив.
 Здание школы было бывшей виллой госпожи Горбик-Ланге. Это была не вычурная вилла, а своеобразное двухэтажное здание, в южном углу которого была построена стеклянная веранда на обоих этажах. Школьный  участок был размером около двух гектаров, половина из которых располагалась вдоль крутого склона холма и поле внизу. Да, это было достаточно хорошо для школьников ,  катавшихся с горы зимой. Другой половину школьной территории занимал парк, построенный русскими, где пролегали тропинки по многим направлениям. В здании когда-то жил писатель Максим Горький. Мой отец, который  выступал в роли "воссикки"- извозчика , возил его со станции на виллу и наоборот.
Народная школа действовала в этом здании с 1930 года. Учительницей была Хильда.
Мария (Майя) Пилла и Улла Маннонен - учительница начальных классов. В Кирьявале работала также воскресная школа и в предыдущие годы туристическая школа, преподавала Тильда Тенгваль.
Молодежный клуб располагался на озере Ваммельярви.( п\л «Пламя») Где бывали различные вечера ,  вечеринки и спортивные мероприятия. Активно действовал и учебный клуб. Были проведены оборонительные мероприятия  организации  Шюцкор и Лотта Свярд, с  участием почти всех  жителей  деревни.
Ассоциация Мартат также была активна, организовывая различные курсы и семинары по вечерам.
Основным местом сбора молодёжи было игровая площадка Коннунойа  в Юлямяки, немного в сторону от деревни. В течение многих десятков  лет летними вечерами там собиралась молодёжь петь песни  и водить хороводы. 
В этих праздниках  принимала  участие молодежь из многих деревень.

Доверенные люди и народные целители.

Антти Нурмиайнен входил в состав муниципального совета  Кирьявалы  с 1937 по 1939 годы. В состав совета в разные годы так же входили: Пааво Хаапанен  (его дом, стоял  на опушке за фермой  по  дороге на реку), Эдвард Лемпиайнен ( жил в нынешнем  доме ветеринара)
Соблюдая старую традицию собраний,  на которых обсуждались события в деревне, проводилось каждый год, поочерёдно в разных домах.
На собрания прибывали декан и пастор. Они проверяли грамотность детей, проведение воскресных школ и обычный ход жизни в деревне. Так же, на таких собраниях избирали старосту  -"деда деревни", который в последующем излагал декану доклад о жизни в деревне. Такими « дедами» были Отто Торни ( его дом стоял  на месте б.колхозной зерносушилки)
и его последователь Моозес (Моисей) Хиетанен ( жил в снесённом  доме  Полетаева на Мельничной дороге )
Юхо, сын  Йооны  Вьюхко, был одним из значимых людей в Кирьявала. (принадлежавший ему  дом, стоял  рядом с нынешней фермой, чуть ниже дома Гурьевых)
Путём самообразования, из  плотника выросший в  строительного  подрядчика. Oн родился в 1870 году, а  умер в 1917 за плугом на пахоте, в результате сердечного приступа. Юхо был трудолюбив и мастер на все руки. В молодости он работал плотником на "Эппо"  у шурина  Стенбакка в районе Териоки и близлежащих местах . На работу он ездил на велосипеде, верхом на лошади или шёл на лыжах. Понемногу он начал брать свои собственные строительные подряды. Строительные чертежи он составлял дома, пользуясь новыми изданиями книг по строительству красивых зданий.
Окна были зашторены синими занавесками, и из-за них пробивался тусклый свет лампы под абажуром, при котором  Юхо с усердием чертил строительные проекты.
В связи с организацией дел, ему часто приходилось бывать как в Петербурге, так и в Выборге. Юхой было построено много дач  для россиян, в том числе дача "Рахвин(а)"??? и многие другие дачи в Кирьявала. Одна из значимых работ Юхо Виухко был подряд  на  вывоз  и отсыпку песка на берег Ваммельярви.

Здания возводились на каменном фундаменте из бруса, уплотнителем между брёвен служил лён, крышу крыли гонтом (дранкой). Строительный материал Юхо заготовлял, скупая леса и вырубая делянку под чистую. Стёкла для окон Юхо вырезал сам алмазным стеклорезом, и ударом кулака выбивал вырезанное стекло. Кроме других работ Юхо Виухко успевал заняться и домашними делами. Он разрабатывал поля, освобождая пашню от камней и валунов, складывая  их в каменные изгороди вдоль дорог и границ полей.
Из убранных с полей камней, он сложил каменный  коровник  на своём участке. (разрушенное строение, в котором   находилась б. колхозная овчарня)

Интересной личностью  в Кирьявала была София Рипатти. Её заслуженно вспоминает в своих мемуарах Онни Хиетанен, воспроизводя диалект Уусикиркко:
" Кто-нибудь из вас помнит, как появилась Сохви (сокр. София) Рипатти у нас в Кирьявала? 
 У неё были с собой дети - мальчик и девочка - Каспеер и Кертту. Она была  родом  из Хирвенсалми. Это там, рядом с городом Миккели. Где разошлись их дороги с мужем и при каких-таких обстоятельствах, что ей пришлось забрать сына и дочку оттуда, из Хирвенслами? И что её заставило приехать именно сюда, в Кирьявалу?

 Эта Сохви сильно отличалась от других женщин. Тем, что ходила всегда в мужских одеждах и курила такую вот, изогнутую трубку. Там, откуда она приехала женщины не курили табак. Ещё она выполняла всю мужскую работу и участвовала во всех работах с другими мужчинами, женские заботы её не интересовали. Сохви была мастерицей на все руки. Из дерева могла сделать буквально всё, вплоть до самых маленьких вещиц. Результат работы был на столько хорош, это  удавалось не каждому мужчине.

Она делала хомуты для лошадей, грабли для сена, деревянные квашни и ушаты для кисломолочных продуктов, деревянные жбаны для  кваса, лохани для воды, косовища для кос, топорища, деревянные ложки, половники. Они были так аккуратно выполнены, что все их у неё заказывали и в больших количествах. Ещё она владела сапожным мастерством, шила сапоги со скрипом, различную хромовую обувь, а так же плела лапти. Всё это было новым и необычным явлением для деревенских жителей, от чего стали рождаться подозрения. Подозрения в том, что Сохви и не обычная женщина вовсе, какой зовётся.
Некоторые подозревающие зашли дальше и уже сделали выводы. А может она беглый каторжник или ещё какой разбойник, а не женщина вовсе? Надобно проверить. Один раз, собрались как-то деревенские мужики, и "дед" деревни был среди них. И как один умник предложил, так они и решили сделать со всеми этими слухами о Сохви - пойти и проверить. Когда они явились к Сохви и изложили цель визита, она, будучи женщиной, не из робких, то ни сколько не испугалась их предложения. Спустив штаны, она повернулась задом к мужикам и велела внимательно посмотреть "туда" откуда их обвинения и сомнения  вышли.
 Всё это случилось так неожиданно перед носом у мужиков, что после всего этого им уже нечего было сказать. Но Сохви сумела ещё кое-что сказать мужикам в след, да так, что развеялись их последние сомнения. После этого события Сохви была почетным гостем, куда бы она ни  заходила. И эту историю с мужиками, которую я вам поведал, больше никто не вспоминал "
Ещё у Сохви были целительские знания и дарования. Так же у неё имелись медные рожки (банки) и такой, специально заточенный инструмент  для иссечения вен и испускания крови. Конечно же, Сохви знал, а из какой вены кровь выпустить и в связи, с какой болезнью. А так же, сколько рожков надо ставить от какой хвори, чтобы вышла худая кровь. Умела она сделать и хороший массаж, а так же какое место необходимо помассировать и с какой целью. Позже, в старости,   Сохви уже возили к больным по всем деревням. Как целительницу её знали почти во всём уезде.
Однажды, к Сохви приехали земской врач и ленсман, (исполнительный полицейский чин в сельских местностях Финляндии) с целью осмотреть и допросить. Случилось так, что Сохви в это время была в поле - пахала. Как обычно, одета она была в мужскую одежду. Господа и спрашивают у неё: - Сохви дома?
- Ну да, дома. А по какому вопросу? – спросила их Сохви и   проводив в дом, объявила , что она и есть сама Сохви. Переговорив обо всех болезнях с ней, доктору нечего было добавить, кроме того, что познания у неё правильные, и что он не видят никаких препятствий для её методов врачевания.
Мальчики есть мальчики

Между парнями из верхней и нижней  частью  деревни  постоянно существовали  натянутые отношения и велись споры,  иногда разрешавшиеся  неожиданным образом и  вносившие  своеобразный  окрас  в жизнь деревни. Иногда  случались необычные шутки и выходки.
Одним тёмным осенним вечером, парни взяли из амбара пару снопов соломы и затащив их на самую высокую горку в деревне, подожгли. Костёр был виден из далека. Тогда Калле Сеппя , Тойво Тёрни и Аарне с рябиновыми прутами неслышно подкрались, чтобы хорошенько проучить ребят. Но как только пруты свистнули в воздухе, проказники разбежались кто куда, и след их простыл в вечерней мгле.
А вот летом, например, когда узнавали про то, что кто-то из соседских парней собрался к в гости  « в девичий амбар» (на сеновал), дверь за ним закрывалась и подпиралась поленом так, что без посторонней помощи её было не открыть.
А однажды, по среди нашего двора за одну ночь был возведён частокол.
А в другой раз, в соседскую сауну на полок были "усажены" огромные пни, приготовленные для сожжения в амбарной печи для сушки зерна.
 Для весёлого провождения времени шуток не жалели. Но в тоже время следили, чтобы шутки и выходки сильно не вредили и не были опасными, иначе сама идиллия  шутовства будет испорчена.
А так, деревенская жизнь шла своим обычным чередом.

Идиллия рушится

В остальном жизнь в деревне шла своим чередом. Каждый старался изо всех сил
улучшить её  духовно и материально.   Что ж, такая жизнь сложилась особенно  во второй половине тридцатых  годов, как  во всей Финляндии, так и в Кирьявале. Дети выросли,
молодежь стремилась к изучению новых профессий , участвуя с энтузиазмом в различных социальных и  иных мероприятиях . Было желание строить и развивать нашу  общую  свободную  страну.
Но осенью 1939 года на небе нашей жизни начали собираться темные тучи. Взволнованно
мы следили за событиями в Европе, но все еще верили в мир и нейтралитет.
30 ноября 1939 года эта идиллия была разбита вдребезги. Вечером  всем жителям деревни было приказано оставить все свои пожитки, кроме тех, что были в руках и отправляться на станцию на эвакуационном поезде.(  Для  эвакуации жителей  прихода  Уусикиркко  предназначались окрестности города Сало )
Через несколько дней   деревни  Кирьявалы   уже не было .
Все, что осталось - это воспоминания о Золотом Веке юности.

В  Кирьявале  в 1939 году  проживали  :

1 Хиетанен Соломон и Аннамари, дочь Килликки и приемные дочери Эмма и Марта
 (ныне дом Н. Кинчина)
2. Розен Матильда и ее  дети Рооса, Айно, Алиса и Фрэнсис.
 3. Хиетанен  Герман  и Мария, и их дети Вайно, Ниило и Эйнари (разрушенный дом на месте нынешней кочегарки)
 4. Ранки Ловииса и ее сын Пентти. (разрушенный дом на месте нынешней кочегарки)
 5  Пэйппо  Кристофер и Айвина и их сын Райнер   (ныне дом Петковой-Лауховой)
6. Кухиа  Иосиф его жена  Аннамари и их дети Эльза, Вейкко, Вильхо,Тайми (ныне дом Ягодина)
7. Кесаранта Матти.  Вилла « Буш»? ( ныне дом Ушанова)
 8. Пиронен Вильо и Аннамари (ныне дом б. механика )
 9. Фанко Юхан и Ловииса и их дети Эйно, Вилхо, Ялмари, Каарло, Эмма и Лили.
10. Хиетанен Ионас , его дочь Тильда и ее сын Пентти  (ныне дом Тимонина В.С.)
11  Хиетанен Герман его дети  Эмма. Рейно, Эйно. Марта и Альма (ныне дом Белькова-Уксусова)
 12. Хиетанен  Карл и  Улла Хиетанен  и их дети Ида и Онни  (ныне дом Едаменко)
13. Айраксинен А., Йонас Туртиайнен   (хутор 52 точка)
 14 Вестеринен Паво и  Керту и сын Енсио и дом Сохви Рипатти. (хутор Козлова)
15. Румпунен Пейпо Ристо и  Паво и  Мария  (разрушенный дом стоявший на месте б.колхозного картофелехранилища)
16. Тёрни  Отто  и его дети  Тойво, Аарни  и  Хелми (разрушенный дом стоявший на месте б.колхозной зерносушилки)
17. Виухко Ионас  и Ловииса и их дети  Сильви,Сирка и Ойва (разрушенный дом стоявший на месте б.колхозной кузницы)
18 Вартиайнен Вилхо  и  Люли  и их дети Марта, Вейкко,Тайми и Лилия. (ныне дом Панина)
19 Нюландер  Юхана  и Айно и их дети Тююне ,Ирья, Хилья и Алиса. ( ныне дом Гурьевых)
20. Крит  Вольдемар , госпожа Крит, служанка Таня , ее сын Володя Ефимов а также Григорий (Ристо)  . ( разрушенный дом рядом с фермой )
21 Хаапанен  Соломон и его дети Вильям, Юрьё , Суло, Вейкко, Пентти, Еро, Лиза и Марта.(дом стоявший на месте б. колхозной конюшни)
22. Лемпиайнен  Эдвард  и Ева и их  дети Эйли, Эйнари, Олави и Эркки. ( ныне дом ветеринара) Эйнари Лемпиайнен автор этого текста 
 23. Хави  Юхо Матильда и их дети Эйра,Энсио и Мирья. ( ныне на месте дома - ферма)
24. Виухко  Юхан и Ловииса  и их дети Хилья и Элви. ( ныне на месте дома - ферма)
25. Пайу Аарне  дети Ялмар и Анни ( ныне на месте дома - ферма)
26. Хуси  Кустаа и Ида и их дети Вяйно , Эйно, Ууно, Рейно, Вильо, Лили и Майре. (ныне  на месте дома - ферма)
27. Какко Юхана и Манда и их дети Рейно и Урпо. Сестра и брат Вилли  и Алина (разрушенный дом стоявший на месте б.колхозного курятника)
28. Ювонен Виктор и Миина и их дети Маури, Унто и Альтти. (разрушенный дом стоявший на месте б.колхозного курятника)
 29. Тойвонен Йонас (разрушенный дом стоявший ниже  фермы на дороге на реку)
 30 Хаапанен Пааво (разрушенный дом на опушке за фермой  на  дороге на реку)
 31. Никканен Эдварт  и  АйрикаЭдварт. (разрушенный дом стоявший  за фермой по  дороге на озеро)
 32. Нурмиайнен Анти и Айно и их дети Олави, Вяйне, Вильо и Сайми. (разрушенный дом стоявший на месте б.колхозного свинарника)
33. Карвонен Вилле и Ида и их дети Аарне, Ирья, Айри, Бертта (  разрушенный дом Солянова )
34. Меро  Тахво  и  Ида и их дети Рейно, Бонне, Импи и Хилкка .( разрушенный  дом стоявший на дороге на мельницу)
35. Хиетанен Моисей и Адель и их дети Лемпи и Олави.(ныне разрушенный дом Полетаева)
 36. Хиетанен Калле и Мария и ее сын Лаури. (хутор на дороге на мельницу)
37. Сеппянен Эмиль и  его дети Сильви, Ирья и Импи (мельница)
 38 Рипатти  Каспер и Ида и их дети Сигне, Сиири, Сайми, Майре, Ирма, Раукха, Валхо и Мартти (хутор на реке)
39. Мононен Ида и ее его приемные сыновья Альфред и Йоханнес Кауконены.
40.Нюландер Анастасия . В доме жили Хильда Риски и ее дети Суло и Иида.(ныне дом Бадичкина)
 41. Вилла Пресненского, необитаема.
42 А.Учительница Хильда Мария (Майя) Тююнеля. . Народная школа (пансионат  Горбик-Ланге)
 
III. Александр Боев

Все, что приходит с пением, уходит со свистом.
Финская народная поговорка.

Южная оконечность  деревни Кирьявала  ,называемая  местными жителями  «хутором»  -  милая сердцу  сторона , где стоит дом моего отца , дом моего  детства .
Не  зная  языка, долго не мог сообразить , что   финское  название  этого  места -Kaunola  переводиться  как « красота », «с красотой».

Красоту  места определили  растущие на  холме  огромные , возвышающиеся  над окрестностью  и  различаемые с большого расстояния двухсотлетние  , обвешанные шишками  красавицы ели . Под  ними , убранные с полей и выложенные в ряд  каменья , свидетели  прошедшей  прежде    жизни ,  оставившей  о себе память  в местной топонимике :
Kaunola – с красотой
Herrala – господская
Kantopeito – укрытое
Hikka-aho  – икающая поляна
Kirjvala - пёстрая
Terveydelle – здоровье
Kiimasuo –теплое болото
Korvenmaki – ухо гора или  Kasemaki – казеиновая гора , так переводится на разных картах название из одного холмов  Кирьявалы.

Дом отца ,  судя по вырубленной  на срубе надписи  ,был построен  Ионасом  Хиетаненом в 1912 году . В нём он жил   с сестрой, Тильдой и её сыном Пенти. В соседних домах жили  его сыновя
Герман  Хиетанен  с детьми  Еммой, Рейно, Мартой ,  Альмой  и  Карл и Улла  Хиетанен   с детьми Идой и Они.
Фамилия Хиетанен была широко распространённой в приходе Усикирка. Просмотрев  финскую «Книгу памяти» , не нашёл я в ней   Хиетаненов из Кирьявалы -  живы потомки старика Ионаса. Ну, и хорошо …

Все три  дома  «типовые», одинакового размера и конструкции, собранные   из тесаных брёвен , обшитые  дюймовой доской , крытые  дранкой, с  верандой и крыльцом.
Коровник , сарай, баня, погреб и  колодец у каждого дома. Всё по-фински добротно. Рядом родник  и ручей, впадающий в реку.

Раньше   к названию хутора  ещё  добавляли  фамилию  старейшего  хуторянина  деда Никифора Максимовича Едаменко - Едаменков хутор. Хутор  сейчас   переименован  в Хуторскую  улицу  , на  Едаменку  казённой фантазии не хватило.
Кроме семьи  Едаменко ,на хуторе жили  семейства Ивана Уксусова и Аркадия Кинчина  у которого, в 1958 году  и купил дом мой отец. До  Кинчина ,сразу после войны, в этом доме жила семья Уткиных.
На территории  Кирьявалы переселенцы организовали промзону ,устроив на южном склоне Неувольского холма ферму, свинарник, теплицы и парники,кузницу,пилораму  и пр.пр.
Ушли русские дачники .Ушли  финны. Ушли  первые переселенцы. Фермы разрушены, зарастают поля.
Наследники   распродают родительские дома . Новые  хозяева ,  переделывают   их по своему вкусу (часто дурному) , без  грусти  обдирая   оклеенные стены  ,  не задумываясь   отрывают     «социально-культурные  пласты»  состоящие  из номеров   дореволюционных российских   , довоенных  финских   газет и  газеты  « Выборгский коммунист»  времён  XXII  съезда КПСС.

Территория  вокруг четвёртого  дома  хутора   имела собственное ,весьма значимое  и распространённое в Финляндии название Таpiola  . В  финской мифологии это страна лесного божества Тапио, это  ещё  и симфоническая поэма Сибелиуса – для финнов «это наше всё» , как Пушкин  для соотечественников .
Рядом с домом  проходит описанная   современниками  « тропа Марии Фёдоровны Андреевой» ,  по которой эта  энергичная дама отрывалась  из пансионата в лес, предаваться любимейшему занятию – сбору грибов.

Дом этот  (дореволюционная русская  дача) ,  совершенно не похож на стоящие рядом  крестьянские дома. Дом  под  образующей  второй этаж мансардной крышей ,больший   по высоте  и площади,  собранный   из бруса  и обшитый вагонкой .  С  окнами  на все стороны и двумя верандами, она из которых была  «одноместной», понимание  назначения   которой  ставило меня в тупик -  в ней реально  помещался  только один человек .
 
Вилла принадлежала вдове Анастасии Нюландер, скоропостижно скончавшейся в момент  объявления эвакуации . Не ясно, была ли госпожа Нюландер изначально владелицей дачи или  до неё у дачи были иные владельцы. Но   нет сомнения  в том , что  все они были достойнейшими  людьми, оставившими  о себе  на долгие годы  добрую память.

Вокруг  дачи за разрослись   посаженные кем то ,  не типичные для наших мест , липы, лиственницы, кедры, и уж,  совсем экзоты - каштаны, серебристые ивы, кусты  кизила  по  среди выродившихся   цветочных куртин .
Но, больше всего впечатляет и радуя глаз  вдохновляет  , посаженная  рядом с дачей  ( думается без какой - либо корыстной мотивации, так -  для души,  дубовая роща), состоящая    из входящих  в  столетний  возраст   двух десятков  дубов.

Может  быть  изменение  климата в последнее время , может  достижение  определенного возраста деревьями ,может   по иной причине , за последние 30 лет ( чего раньше не случалось)   из разносимых  желудей   в округе   разрослось  множество молодых  дубков.

Никому не известно, что станет  с построенным   вами  домом и что может  произойти с вашим сыном.
Сажайте  деревья, господа !


Рецензии