новогодняя елка

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА
У моего отца был брат старший. У брата отца были небесно-голубые глаза и шикарные черные волосы, редкое сочетание.  Оба имели  очень красивую внешность, но были совершенно разными.  Родились они до войны, и застали войну подростками.
 Во  время войны всем  тяжело было, голод, холод, носить одежды не было.. Так вот,  мой отец  голодать не хотел и ходил в «люди» как Максим Горький, по дворам, кому какую работу надо сделать, и домой носил работу, кому  подлатать обувь, кому поколоть, по пилить дрова, в общем,  брался за любую работу,  только бы принести еду себе и еще  трем сестрам младшим. Потом его сестры, если я плохо говорила о нем, меня сразу же останавливали, и говорили: « молчи, он нас во время войны от голода и смерти спас».  А  старший брат то ли из- за гордости, то ли  из - за  лени, никуда не ходил, и не предлагал свои услуги за кусок хлеба,  а любил читать книги.  Как уж он пристрастился к книгам, трудно понять, в крестьянской семье, где были то дома только религиозные книги. Видимо,  это уж зависит от самого человека. Перечитал брат отца, говорят,  всю деревенскую библиотеку. Он был очень начитанным, образованным. Отец поговаривал, что он был знаком с композитором  Салихом  Сайдашевым и еще каким то известным татарским писателем. Знакомство это происходило в пивнушке, куда тоже захаживали знаменитости.  И брат отца,  мог поддержать с ними какие то разговоры.
 В последствии,  когда брат отца жил у нас, до смерти,  частенько со мной разговаривал на разные темы, мне очень было интересно с ним. Но разговорчивым он становился только когда был слегка выпившим, и  я ждала, когда же он придет таким, и можно будет что- то интересное у него узнать. Отец же мой закончил только пять классов, охоты учиться у него не было, да и семью надо было кормить, отец с фронта то не вернулся.
 В «люди» выйти им не удалось, братья брались за любую рабочую профессию, чаще всего плотника и строителя. После армии они в родной колхоз не вернулись. Моему отцу досталась очень терпеливая, добрая жена, это моя мама.
Брат отца женился трижды, все у него как то не складывалось, то матери невестка не нравилась, то вторая родить детей не могла, и третья жена,  наконец,  родила ему дочь и сына. Как он был счастлив! Детей своих он очень любил, занимался с ними. Но был у него страшный недостаток, выпить любил, и тогда мог вытворять,   Бог знает что, цеплялся к жене, мог побить ее, у меня сложилось впечатление, что не любил он ее. Любил он свою первую жену, ту, с которой разлучила его мать. Мотался он по свету, никак не мог осесть, пристроиться,  где то. И  вот,  наконец,  они приехали к нам,  и мой отец помог ему в пригороде построить дом, на декретные деньги моей мамы, она только что родила третью дочь.  Вот так потихоньку начали строиться и обживаться.
 Готовились к новому году, он принес елку и его дочь  и   сын нарядили очень красиво елку и всю комнату украсили гирляндами.  Я там была, было очень нарядно, я даже позавидовала,   потому что у нас вообще не было никакой елки.  В новый год конечно брат отца напился сильно, был большой скандал. Жена,  похоже, сильно испугалась за себя и решила сбежать от него тихо, без скандала, пока он спал непробудным сном. Если бы он знал, он ни за что бы детей ей не отдал. Жена уехала с детьми,  никому не сказав,  далеко в город  Экибастуз, откуда они и приехали. Наутро,  проснувшись, он никого в доме не нашел! Он пришел в ужас,  более всего он переживал,   из  за  отсутствия детей.
 Новогодняя елка стояла до мая месяца! Он каждый день смотрел на нее и вспоминал своих детей,  как теперь дорога была  ему эта елка! Он никому не разрешал до нее дотрагиваться. В доме все запылилось, а  на дворе так светило солнце,  приближалось лето, а у него продолжался запой с самого нового года. 
Наконец,  в мае,  мы его с трудом уговорили убрать елку и прибраться в доме.  Сам он не мог ничего трогать и убирать, он вышел из дома, оставив нам это дело,  как ему казалось,  жестокое отношение к памяти его детей, к их новогодней елке. Мы пытались хоть как то его успокоить, что то ему говорили. 
От такой жизни, от тоски,   он заболел, и очень тяжело,  (у него был рак желудка). Я помню,  как его привезли домой умирать, уже безнадежного, он сидел весь высохший, с большим животом, очень отрешенными глазами, и  в скорости умер.  О том, что он умер,  отец даже не сообщил его жене, да и приехала ли она к нему… Дом этот продали. Похоронили его на маленьком кладбище, которое стало потом  незаконным. Его сын,  став взрослым мужчиной,  стал навещать могилу отца. Но дочь никогда не ходила, она была старшей, помнила больше, чем брат, и не могла простить его за то, что он бил ее мать. А сын запомнил его хорошим папой


Рецензии