Бубен шамана

        Героиня моего рассказа Елена жила в небольшом городе во Флориде, США. Однажды после работы она проезжала мимо магазина, где продаются старинные и подержанные вещи. Что-то толкнуло ее остановиться и зайти, подумала, может найду что-нибудь для дома. Хотя оставалось совсем мало до закрытия. Походила по магазину, посмотрела на витрины, ей всегда нравились старинные вещи: изящная посуда, витиеватые серебряные ложечки, хрупкие полупрозрачные фарфоровые чашки, блюдца… К ней подошел продавец – владелец магазина. Она решила, что магазин закрывается, он хочет ее предупредить. Но он протянул пакет и сказал, что это просили ей передать. Она удивилась:
        – Вероятно, это ошибся. Мне никто ничего не обещал оставлять в вашем магазине. Я и зашла сюда случайно.
        – Нет, мне сказали передать пакет женщине, такой как вы наружности, той что зайдет последней перед закрытием магазина.
Елена удивилась еще больше, но посчитала, что тут какая-то ошибка. Попыталась отказаться, но продавец уже закрывал магазин и ничего не хотел слушать. Оставила продавцу свой номер телефона, если кто-то будет спрашивать.
        Когда приехала домой и развернула пакет, там оказалась картина. На ней был изображен индеец на фоне огромной полной луны и орел улетающий от него. Елена ничего не поняла и решила, что все же кто-то ошибся, решила подождать пока ей позвонят. Даже упаковку не стала выбрасывать, еще понадобится, когда придется возвращать.

        Лет за пять до этого случая Елена жила намного севернее, в штате Айова. В их лаборатории  работал высокий смуглый мужчина лет 30-40. Его длинные черные волосы обычно были заплетены в косу. Оказалось, что он индеец, таких в США называют коренными американцами (native american).  Родился и жил в резервации, но потом ему там стало неинтересно и он ушел, стал обычным американцем. Обычным, значит ему пришлось бороться за место под солнцем, учиться, получать специальность, искать работу, устраивать свою жизнь. Его труднопроизносимое имя упростили, коллеги стали звать его Ником. Ник был женат на обычной белой американке. В резервациях индейцы живут обособлено, там можно особо не заботиться о «хлебе насущном». Они на полном обеспечении, включая проживание, питание, медицину. Современные американцы со стыдом вспоминают времена колонизации Америки, поэтому сегодня у индейцев много льгот. Если индеец хочет получить высшее образование, ему оплачивается учеба в колледже. Деньги в резервации есть благодаря казино. В большинстве американских штатов казино разрешены только на территориях индейских резерваций. Местным властям это выгодно, огромные налоги с казино идут на нужды штата, в том числе на школьное образование. Часть доходов от казино остается в резервации у индейцев.
        Елена иногда интересовалась у Ника жизнью современных индейцев.  Он рассказывал ей, что в резервации жить удобно, но ему было скучно. Как-то  поведал, что его дед-шаман может изгонять злых духов и болезни, поправлять здоровье, даже изменять погоду. В этом ему помогает Луна. Елену это заинтересовало, тем более, что в те дни прогнозировали ураганы.
        Однажды он пригласил Елену в резервацию, там в честь какого-то праздника проводился фестиваль-ярмарка, пообещал показать как они живут. Сказал, что может познакомить со своим дедом. Ехать пришлось довольно долго, но это событие навсегда запомнилось. Впервые она увидела столько коренных американцев одновременно. Там было более сотни индейцев в ярких красочных костюмах с перьями на голове. Кроме индейцев племени Айова (отсюда и пошло название штата) присутствовали индейцы других племен. Было немало и обычных американцев – «бледнолицых» гостей фестиваля. На большой поляне шумел праздник. Индейцы танцевали и пели под громкие звуки барабанов и дудочек. Рядом продавалась их  традиционная еда, сувениры, украшения, разнообразные изделия ручной работы.
        Пошли знакомиться с дедом-шаманом. Дед жил в типовом двухэтажном доме на четыре семьи. Но для беседы он пригласил гостей в свой вигвам, стоящий неподалеку. Их угостили обедом, и пока Елена ела, дед молчал и внимательно ее рассматривал. По-английски он не говорил. Когда она закончила есть, он спросил через внука, кто она, как зовут ее близких, как в ее стране общаются с духами, какой у нее тотем? Она постаралась вспомнить и назвать имена своих предков, даже прабабушек и прадедушек. Вспомнила любимую кошку из детства и ответила: «Мое тотемное животное – кот».   Дед улыбнулся и сказал, что он знал это. Действительно у нее в детстве жил дикий кот – манул, которого подобрали в лесу котенком и которого она любила. Рассказала, что ее бабушка была знахаркой и могла лечить односельчан, избавлять от боли и хворей.  Расстались очень тепло. На прощание дед сказал: «Духи привели тебя сюда. Помни нашу встречу». Пообещал сделать Елене подарок.
Действительно, через пару недель внук принес ей большой бубен шамана, на котором был изображен кот на фоне созвездия Ориона, что для Елены имело особое значение.

        Прошло несколько дней, из магазина никто не звонил. Елена уже начала забывать про случай в магазине, но однажды ей приснился сон. Снился дед-шаман. Он стоял на возвышенности и что-то торжественно говорил на своем языке. Вдруг из его груди вылетел орел, шаман повернулся к ней лицом и прощально махнул рукой. Елена даже проснулась, сон помнился так ясно. Теперь ей стало понятно откуда взялся пакет, это шаман напомнил о себе. Она подошла к картине. Стала внимательно её рассматривать. Индеец с орлиным пером в волосах и ожерельем из когтей медведя на фоне полной луны, улетающий от него орел... Сверху его ждет другой белоголовый орел. Это дух индейца покинул тело.  Духи предков в вышине ожидают его… Так и есть, подумала Елена, этой картиной шаман попрощался с нею.

        Теперь картина висит на стене и напоминает ту памятную встречу. Бубен шамана тоже стоит в доме на видном месте. Когда я впервые оказался там в гостях, он сразу бросился в глаза. Нарисованный кот зло смотрел на меня, хоть я кошек люблю, правда домашних. А тут из ночи смотрит дикий кот – манул, свирепый, сильный. Елена рассказывала, он мог тушу барана утащить и спрятать. Но когда Елена поведала мне эту историю, дала подержать бубен в руках, я увидел, что нарисованный кот и ко мне подобрел.  Или мне  так показалось? Но ведь индейцы верят, что в природе все взаимосвязано. Есть духовная связь между человеком и окружающим миром, у каждого человека есть свой тотем.

        Зная Елену, я склонен доверять ее рассказу, тем более что подаренный бубен с котом - объективная реальность, для меня это серьезно и убедительно. Такой в магазине не купишь. И ведь изображен действительно дикий кот, это же не домашний мурлыка?
        Читал я когда-то, что 20-40 тыс. лет назад происходило заселение Аляски и всей Америки народами северо-восточных районов Сибири: эскимосами, алеутами, народами с Енисея... Тогда материки еще не были так разделены. Похоже, что и коренные американские и канадские народы, пусть их и называют сегодня индейцами, несут часть культурных и религиозных традиций этносов из Сибири.   И там, и там распространены шаманы, практикуется изгнание злых духов с помощью колдовства, бубнов и заклинаний. С уважением отношусь к древним духовным практикам. Все же интересно, что могло произойти, если бы якутский шаман Александр Габышев дошел до Москвы, до Красной площади? Смог бы он изгнать злых духов из Кремля?
 
        Фото автора: подаренная картина, бубен шамана.


Рецензии
«что могло произойти, если бы якутский шаман Александр Габышев дошел до Москвы, до Красной площади?» - как что? Оформили бы ему лет десять строго режима, вот и все. Никаких духов и бубнов. Или умер бы в ментовке от сердечной недостаточности на второй день ареста. Дело известное, никакой мистики.

Алик Абдурахманов   18.03.2020 06:41     Заявить о нарушении
Алик, Вы, конечно правы, тут и к гадалке ходить не надо. Но все же хотелось помечтать. А вдруг поможет?
С уважением,

Владимир Кожин 3   18.03.2020 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.