Почему Вольтера не устраивала демократия
Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга, они становятся автономными субъектами, но это не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных стремлений. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются, но теперь такие отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,– писал Вольтер,– состоит в том, чтобы зависеть только от справедливости законов». Так из трудов Вольтера прорастала на французской почве, ставшая позже весьма известной и популярной на Западе, идея «господства права».
Так в истории политических и правовых идей свобода и равенство прав человека перед законом нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает и считал завидным положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется этим равенством.
«Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека!» — говорил молодой Вольтер. Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их прав законом! Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом или его отсутствие должно, согласно убеждений Вольтера, сказываться по достоинствам человека в труде на благо общества!
Но в то же время молодой Вольтер считал, в частности, что право голоса в общественных вопросах могут иметь не любой и каждый, а лишь собственники. Вольтера, как представителя своего класса, пока нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократические начала. Более того, демократии, то есть народовластия, он смертельно боялся!
Но ему уже были чрезвычайно близки иные проблемы: естественные права человека, политические свободы, равенство прав человека перед законом. Его обращение к концепции естественного права на основе общественных законов построенных на этих правах – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для себя политико-юридическим ценностями — свободе жить по законам воплощающим одновременно разум и мудрость поколений умноженные на естественные права и потребности людей данные природой!
И вот по прошествию определённого времени представления Вольтера о свободе и равенстве начинают меняться. У него появляются новые предложения по реформированию феодального общества, который неизменно стал вызывать его протест и он стал выступать за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т.п. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть.
В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. Но при прочих равных условиях предпочтение он пока отдаёт сложившейся в его стране абсолютной монархии! Менее всего ему по душе революционные потрясения и ломка уже существующей государственности.
Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещённым». Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный и гуманный монарх». «Самое счастливое время, когда государь – философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху. Он должен быть также государём милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоучёный и высоконравственный самодержец!
Однако Вольтер уже познаёт и стал ценить достоинства других государственных форм правления. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Ее возникновение – итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию и социально-экономические законы в ней устанавливаются волею всех. Осуществляет же эту власть один избранный ими человек, либо группа лиц на основе законов принятых всеми.
Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т.е. конституционную монархию. «Английская нация – единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем объединения народных масс для сопротивления против несправедливости. Именно эта революция учредила с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло! Когда вельможи теряют свою надменность, а народ без смут принимает участие в управлении при помощи своих представителей».
И вот уже в превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система. «Законы в Англии определяют справедливое правосудие при отсутствии произвола, есть ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, определяет право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественного порядка на основе закона победившего на парламентских выборах».
Вольтер уже относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись политические права и свободы, право на заработанную имущественную собственность, законность и гуманизм без ущемления законных прав и свобод других честных, добросовестных и законопослушных граждан общества!
Свидетельство о публикации №220020601713