ЗФШ 3-2

Глава 2. Павел против учеников Иисуса.



Рассказ о всех новшествах апостола Павла, искажающих проповедь и учение Иисуса, не входит в мою задачу и не имеет значения для обоснования моей главной идеи. Все интересующиеся могут ознакомиться с ними по первоисточнику или многочисленным «биографиям» Павла, которым несть числа.

Я лишь обращу внимание своего читателя на некоторые факты, которые обычно не вспоминают авторы, доказывающие, что Шауль никогда не был фарисеем и потому не мог быть учеником Гамлиэля.

Павла обвиняют, что он якобы отменил Тору, и первым доказательством этой отмены выступает отношение апостола к обрезанию.  Павла изображают противником этой важной для иудея, но непонятной для язычника процедуры.

И действительно, вокруг обрезания между Павлом и апостолами разгорелся нешуточный спор, и даже борьба. Вопрос этот практически перессорил Павла со всеми апостолами. 

Но почему именно обрезание стало камнем преткновения? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Завет обрезания – Брит мила – есть первейшая заповедь иудея, которая дана была самим Создателем еще патриарху Аврааму задолго до Синайского откровения.

«Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами….» (Быт.17:10-11).

Всё в мире существует посредством законов. Есть законы мироздания, по которым функционирует Вселенная, наша солнечная система и земля-матушка.  Они познаваемы человеком в определенной степени и до определенного уровня. А есть законы, регулирующие и регламентирующие жизнь человека, законы, которые необходимы человеку для исполнения своего предназначения в жизни.

Впервые в истории человечества такие законы были даны еврейскому народу на горе Синай.

Среди законов Всевышнего есть такие, которым можно легко дать логическое обоснование и объяснение. Например, не воровать, не убивать и т.п. Такие «понятные» повеления Творца называют мишпатим.

Однако существуют такие повеления Создателя, разумного обоснования которых отыскать невозможно. Но это вовсе не означает, что такого объяснения в принципе быть не может. Создатель не вздорная барышня, которому втемяшилась в голову некая блажь. Их называют хуким.   

Обрезание и есть такое повеление. Из разряда хуким. И не слушайте всякие глупости о гигиеническом значении обрезания в жарких странах. Что (гигиеническая польза) конечно же не соответствует действительности, и выдумано богоборцами для десакрализации Священного писания.

Зачем такая странная процедура в отношении мужского тела понадобилась Творцу? Я не знаю. Но есть, конечно, попытки объяснения. А я дам своё. Знак обрезания на теле мужчины находится в таком месте, которое, обычно, на показ не выставляют. Он не виден окружающим. И другие люди, что общаются со мной, не могут сделать определенных и достоверных суждений о моей принадлежности к тем, кто заключил Завет с Богом. Тайна этого чрезвычайно важна. Это наша с Ним тайна. Это одна сторона. С другой, простите меня за излишний натурализм, мужчина несколько раз в день берет в руки орган, на котором он видит знак Завета с Создателем и т.о. помнит обо всем для чего он призван быть в этом мире. А как же женщина? Ей ни о чем не нужно помнить? А женщина «помнит» через своего мужчину.

Но и это еще не всё. Обрезание есть такая заповедь, за несоблюдение которой полагается наказание карет.

«А необрезанный мужского пола, кто не обрежет крайней плоти своей, – отсечена будет та душа от народа своего; Мой завет он нарушил» (Быт. 17:14).

Вот это отсечение души и есть карет. И карет не совсем наказание. Наказание – это, например, удары ремнем или плетьми, или лишение свободы «на десяточку». Т.е. наказание предполагает определенный исход и конец такого наказания. В результате чего наказуемый становится чист от провинности, за которую получил наказание.

Карет же есть в некотором роде смерть еще при жизни.

И вот апостол Павел говорит:

«Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание» (Гал. 6:15)

«Обрезание ничто и необрезание ничто» (1Кор.7:19).

«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп.3:2)

«Не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;  но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2:28-29).

Казалось бы, всё ясно: Павел против обрезания. Однако при внимательном прочтении рассуждений Павла на эту тему в различных посланиях, всё выглядит не так очевидным.

Почему вдруг Павел говорит следующие слова: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся» (1Кор.7:18)?

Или: «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал.5:3).

«Обрезание полезно, если исполняешь закон» (Рим.2:25).

Совершенно точно, если ты обрезан, т.е. заключил Союз с Творцом, то, естественно, должен исполнять, все, что Им заповедано, т.е. весь Закон.

Разве Павел не знал всё то, что я рассказал об обрезании? Определенно знал. Почему же Павел, фарисей из фарисеев, стал противником обрезания?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно посмотреть, а как же относились к обрезанию не только язычники, живущие за пределами земли Израиля, где, собственно, и имела успех проповедь Павла, но и некоторые евреи рассеяния – евреи-элинисты.

Древние греки любили спортивные соревнования. И периодически устраивали спортивные игрища, получившие название олимпиад. Единого мнения нет, что послужило причиной, но соревновались греки исключительно нагишом. И никого это не смущало, хотя в качестве зрителей полно было молодых, исключительно незамужних, девушек. Однако была одна часть на теле мужчины, демонстрировать которую считалось постыдным. Это головка полового члена. А чтобы головка случайно не обнажилась, придумывали различные приспособления, зажимающие крайнюю плоть.

Ясное дело, что обрезание среди греков считалось большим святотатством, варварством и надругательством над прекрасным телом мужчины. И ничего кроме презрения и насмешек не вызывало. Обрезанных мужчин считали похотливыми и развратниками.

Некоторые евреи диаспоры – евреи-элинисты – делали себе контр-операцию по восстановлению крайней плоти, получившую название «epispasmus» (1). Причины были разные. Кто-то хотел участвовать в олимпиадах, кто-то скрыть свою принадлежность к сынам Израиля по разным причинам. Одной из которых было преследование иудеев.

Понятно, что обрезание среди последователей Иисуса за пределами Иудеи и среди язычников не имело бы народной поддержки. Павел это понял сразу, а вот назаряне в целом и апостолы в Иерусалиме этого не могли ни понять, ни принять. Отсюда и возник конфликт, а Павел был объявлен практически еретиком, тем более что апостолом его никто не избирал и не назначал.

Но как показала жизнь, прав оказался Павел.

Но вот вопрос, а как сам Павел, на самом деле, относился к обрезанию? А ответ есть. Тут же в книге Деяний. Но его или не замечают, или делают вид.

В 16 главе есть рассказ как Павел «обрезал» своего спутника Тимофея. Обрезал по всем правилам и канону.

«Дошел он (Павел) до Дервии и Листры (2). И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей (3), которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,  и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.  Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» (Деян.16:1-3).

У меня вопрос ко всем, кто отрицает принадлежность Павла к фарисеям: а зачем он это сделал? Зачем обрезывать взрослого Тимофея, которого в детстве не обрезали родители, возможно, потому что отец его грек был против? Разве не учит Павел, что обрезание ничто и необрезание ничто? Говорит одно – делает другое. Ну, что за странный апостол?

Ответ, в приведенном мною отрывке из Деяний, якобы есть. Обрезал ради иудеев, живших в тех местах. Иудеев-элинистов диаспоры, многие из которых стремились скрыть свое обрезание, вплоть до очень болезненной и непростой операции? Понятно, что никакого объяснения, на самом деле, нет. А то, что есть, притянуто за уши. Павел учит – обрезываться не нужно, и тут же обрезывает некоего молодого человека, чтобы показать пример, как нужно поступать иудею диаспоры? А сами они этого не знают?

Так для чего же он его обрезал? А ответ очень простой. Еврей должен воссоединиться и с Творцом и с сынами Израиля. А без брит милы этого не получится. Вот потому Павел и говорил, что он фарисей до кончиков ногтей. И он не лукавил.

Итак, Павел и Варнава мотаются туда-сюда с проповедью, в том числе с проповедью необязательности обрезания, а апостолы в Иерусалиме пребывают в глубоком шоке и ужасе. Почему? Потому что они учат: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1).

Этих проповедников как-то нужно остановить. В Иерусалиме собирают собор и требуют, чтобы Павел явился на него. Зачем? Чтобы сделать ему подобающее внушение и прекратить, наконец, самовольство этого самозванца.

Павел и Варнава пришли на собор.  Об этом можно прочесть в 15 главе Деяний. На соборе Павла неожиданно поддерживает Петр. И после некоторых прений и выступлений с доводами за и против, глава Иерусалимской церкви Иаков подытоживает: «я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян.15:19).

В итоге собора было выработано и записано решение, обращенное непосредственно к Антиохийской церкви, но содержащее в себе требование к последователям Иисуса из язычников на все времена. Но об этом в следующей главе.


(1) Сегодня операции по восстановлению крайней плоти довольно дорогое удовольствие. Цены в Москве до 400000 рублей.

(2) Города Дерба и Листра. Листра или Colonia Iulia – город в Ликаонии (ныне территория Турции), основанный как римская колония императором Августом в 26 г. до н. э. Первыми поселенцами были ветераны римской армии. Население состояло из римлян и ликаонцев, языком эпиграфики и нумизматики был латинский.
Дерба.  О ранней истории Дербы известно очень мало. Город был эллинизирован после того, как весь регион вошел в империю Александра. Предположительно находился в 100 км от Листры.

(3) Имя Тимофей греческое и означает «чтущий Бога». По словам Оригена, Тимофей коренной житель Дербы,  сын верующей вдовы и отца-язычника.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/02/08/1904


Рецензии
Про обрезание отдельное спасибо. Просветили.

Александра Страйк   10.01.2021 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! Я вижу, что уже дошла до послесловия.
Всего осилили мой труд от начала и до конца человек 10.
Что, конечно же, грустно. Никому оно сегодня не нужно.
Ни секса, ни эротики.
Хотя однажды я на упреки, что пишу всякую ненужную хрень, написал рассказ в современном стиле, ну, чтоб показать, что ничто человеческое мне не чуждо, с одной стороны, с другой - что могем и так.
У Кота - http://proza.ru/2018/07/16/1411 Только в обморок не падай и не считай меня пошлым дураком.
Утешает (это я снова о Павле), что отзывы только положительные. А два человека скачали мою работу себе. Не знаю зачем.
Какая удивительная у нас произошла встреча, Саша.
Я тоже тебе оставил отзыв. Посмотри.
Яков.

Яков Задонский   10.01.2021 18:18   Заявить о нарушении
Обязательно прочту!

Александра Страйк   10.01.2021 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.