Хапуга

Казалось бы, в незатейливом фельетоне газеты «Правда» №102 от 1951 года описана банальная история, которых сегодня пруд пруди. Но для Советского Союза сталинского периода - это ЧП, пускай и местного значения. Перед нами мошенник, который решил нажиться на малограмотных и доверчивых советских людях, развести их на деньги, а сам жить на доходы от «бизнеса». Однако подобный «бизнес» в СССР не только не поощрялся, а и уголовно преследовался, поэтому желающих катиться по скользкой дорожке в советской стране составляло незначительное меньшинство населения. Общественно полезный труд и человек-труда были в почете в СССР в сталинское время.
Сегодня предприимчивые люди, как герой фельетона из «Правды», в почете в современной России. Поэтому их количество заметно увеличилось с советских времен. Многим мошенникам в лихие 90-е удалось разбогатеть, бизнес узаконить или сменить сферу деятельности на законную, выбиться в люди. Нет, они не перестали обманывать, просто стали это делать по-крупному новыми способами. Неужели вы думали, что финансовая олигархия, владельцы монополий и холдингов делают бизнес по-честному? Просто они заказывают музыку, под которую танцует буржуазное государство, законодательство, суды, полиция, да и все остальные. Прибыль у разного рода предпринимателей и «эффективных» менеджеров стоит сегодня на первом месте, а «благородство» способов ее получения на двадцатом. О пользе для конечного потребителя разговор вообще не идет, польза выдумывается и навязывается специально обученными людьми, а вместе с ней и товар.

Бизнесмены преследуют человека всю его жизнь, начиная от зачатия и заканчивая похоронами. Желание делать бизнес проникло во все поры общества. Доходит до того, что гардеробщик предлагает за деньги вешалки в гардеробе, управляющая компания требует оплату с жильцов непонятно за что, а государство замораживает накопительную часть пенсии миллионам россиян или роняет курс национальной валюты вдвое. Но на таком уровне отыскать правду простым трудящимся не светит, власть защищает интересы противоположного класса. Мошенничеством же помельче занимается многоуважаемое в России МВД.

В 2018 году в РФ зафиксировано 215 тыс. фактов мошенничества [1]. Растет число телефонных и интернет преступлений. Уязвимые точки те же: житейские проблемы, проблемы со здоровьем, доверчивость и малограмотность граждан. Официальный сайт МВД пестрит подобными новостями:

78-летней москвичке позвонила злоумышленница, представилась сотрудницей онкологического центра и сообщила пенсионерке, что по результатам ранее сданных анализов у нее обнаружено злокачественное образование, и предложила приобрести дорогостоящий лекарственный препарат. Пенсионерка испугавшись за здоровье согласилась [2];

злоумышленница позвонила жительнице Ноябрьска и, сообщив заведомо ложные сведения, под предлогом снятия порчи убедила потерпевшую произвести безналичный расчет за оказываемые услуги на указанные ею счета [3];

подозреваемый на сайте знакомств, представляясь сотрудником органов безопасности, предлагал оказать помощь в приобретении объектов недвижимости и транспортных средств. Потерпевшие переводили денежные средства в качестве предоплаты и вознаграждения за мнимые услуги. Спустя некоторое время злоумышленник прерывал общение с потерпевшими [4];

директор школы-интерната похищала с расчетных счетов воспитанников пенсии по инвалидности. Используя доверие учеников, обналичивала денежные средства для покупки необходимых им вещей, которые стоили значительно дешевле, а разницей распоряжалась по собственному усмотрению [5].

Что делать с мошенниками? - спросит нас вдумчивый читатель. Ответом могут послужить слова главного героя фельетона, что призвать к ответу мошенников всех уровней можно будет только тогда, когда против них “поднимется вся масса”.

Примечания:

[1] Годовой отчет 2018 МВД РФ - [2] Официальный сайт МВД - https://мвд.рф/news/item/19395314/
[3] Там же - https://мвд.рф/news/item/19449194/
[4] Там же - https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/19362917/
[5] Там же - https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/19283820/

= = =

«ХАПУГА

Когда-то Игнатий Денисович учился в начальной городской школе, но это было еще до революции, и он быстро все перезабыл и теперь, например, слово «верблюд» пишет так: «верблють».

Ни к ремеслам, ни к земледелию, ни к общественной деятельности Игнатий Денисович отнюдь никогда не тяготел, а еще в юности своей избрал и возлюбил иной удел: хапать и стяжать. Сейчас он уже в преклонных летах, но всякий, кто приглядится к его порывистой, чересчур беспокойной жестикуляции, к маклерским манерам, к бегающим глазкам, обязательно заключит: этот человек — жулик.

И чего только не испробовал Игнатий Денисович в своей жизни, где только не норовил рвать и стяжать — на железной дороге, в магазинах, ресторанах, в промкооперации, но отовсюду был изгоняем и даже судим.

Однако не такой это человек, чтобы рукой махнуть на вожделенную цель своей жизни — на пышный собственный особняк, на стол, изгибающийся под тяжестью яств и питий, на двор, где кишмя кишит всякая живность, и многое, и многое прочее.

И старый хапуга все прислушивается: а не квохчет ли где та курица, что несет чистого золота яйца. И ведь прислушался, мошенник!

В стране нашей еще живы старушки — дочери и внучки тех старух, которые верили в Пантелеймона-целителя, в Николу-угодника, в Егория и Власа. Они ту веру родительниц и бабок своих отвергли и, покоренные живой действительностью, уповают только на науку. Но, уповая на нее, они уж слишком торопятся и чересчур бойко предвосхищают всякие открытия и даже «коренные перевороты» в медицине. И оттого в иных глубинных наших районах созданы и создаются легенды о необычайном новаторстве в медицине, о врачах-чародеях, будто бы в сказочно короткие сроки излечивающих любые болезни, о волшебных жидкостях, соках, настоях, пилюлях, обладающих чудодейственными свойствами: выпил пять литров той жидкости или проглотил два десятка тех пилюль, и нет ни туберкулеза, ни ревматизма, ни язвы желудка...

Конечно, кто поначитанней, то есть подавляющее большинство колхозников, посмеивается над такими небылицами. А им говорят:

— Э, мы раньше и в трактор не верили, и что по двести пудов пшеницы можно брать с гектара — не верили. А теперь вон какие чудеса: шагающие экскаваторы, угольные комбайны, ветвистая пшеница...

И чему удивляться, если ваши врачи изобрели такие настои, соки, пилюли!.. Наука все умеет...

Это-то и учуял Игнатий Денисович— учуял, намотал на ус и разработал «программу действий».

Он рискнул двумя сотнями рублей, купил ворох бумаги, сговорился с ротаторщиком и решил разослать по многим адресам извещения о том самом, о чем толкуют старички и старухи: о коренном перевороте в медицине. Вот только надо узнать адреса не очень грамотных, но вполне доверчивых людей... Ну, уж это дело родичей Игнатия Денисовича.

И вот извещения отпечатаны. В них написано, что «новатор» Игнатий Денисович Михин, проживающий в городе Ташкенте, изобрел лекарство, вылечивающее от всех болезней.

И чтобы уж окончательно убедить будущих своих «клиентов» в существовании этого препарата, старый выжига храбро лжет:

«Это лекарство... исследовано в лаборатории Министерства здравоохранения, и в акте за № 8428 оно названо «Всеизлеичвающее»».

Пусть из каждой сотни адресатов откликались лишь единицы (на этих большое впечатление производили ссылки на лабораторию и на номер министерского акта), — в Ташкент, где главная контора «новатора», потекли переводы в сто, двести и пятьсот рублей — взносы за чудодейственное «Всеизлечивающее».

И хотя число «клиентов» Игнатия Денисовича было невелико, ежемесячный доход мошенника достиг многих тысяч рублей.

Подручные Игнатия Денисович складывали ассигнации в пачки и взамен отсылали конвертики, в которых было немножко далматской ромашки, немножко солодкового корня, чуточку шалфея.

Неведомо, сколько бы еще лет преуспевали Игнатий Денисович и его подручные, если бы не колхозная общественность, протесты сотен и сотен деревенских людей — возмущенные протесты, направляемые в советские органы.

Учуяв опасность, Игнатий Денисович незамедлительно перекочевал в Москву, надеясь скрыться в большом городе. Но просчитался. Еще не обзавелся он здесь «конторой», не подобрал «штата», не реорганизовал своего «предприятия», как первые же встречные — рядовые москвичи, с которыми привелось ему соприкоснуться, доказали воочию, что слово бдительность для них - не звук пустой. С их помощью прокуратура Сокольнического района Москвы быстро разоблачила Игнатия Денисович и пресекла бурливую его деятельность.

***

Перед судебным следователем стоит изобличенный хапуга.

— Итак, — говорит ему следователь, — вы спекулировали на уважении наших людей к науке, к новаторам, к новаторству.

Мошенник молчит.

Не отзывается он и на многие другие вопросы.

— Ну, а скажите, — допытывается следователь, — чем вы объясняете провал своей авантюры?

Мошенник, вздохнув:

— Не учел.

— Чего не учли?

Игнатий Денисович, вздохнув еще, горестным тенорком выговаривает:

— Не учел, что против меня... против этого, ну, как говорится, обмана поднимется вся масса...


А. Колоссов»


Рецензии