Эссе об эссе

Литературное эссе

Знак информационной продукции: 6 +

1.
Не так давно возникла у меня идея поговорить с читателями о тех жанрах, в которых я пишу чаще всего.
Изначально страницу на «Проза.ру» я создал для реализации идей художественных произведений. Но, после первых рассказов, я стал публиковать работы из детства, до этого никогда не видевших читателей. А впоследствии и вовсе осознал, что моё предназначение – рассказать о тех идеях, мыслях, фактах и документах, и краеведческого, и публицистического характера, о которых больше никто не расскажет. У меня есть ещё несколько незаконченных художественных произведений, возможно, я и допишу их, но спокойно, без спешки. Но ещё не знаю, когда.
Публикационная активность моя делится на два уровня: научный и популярный. Научные работы я издаю в тематических сборниках и материалах конференций. Популярные же произведения – на сайте «Проза.ру».
После первых публикаций я задумывался: правильно ли выбрал себе площадку? Ведь есть множество других сайтов, с более прогрессивным дизайном и немалой читательской аудиторией. Но со временем я понял, что сделал правильно. Основная масса подобных литературных сайтов аккумулирует художественные произведения различных жанров. И, конечно, рассказы и повести для целевой аудитории там размещать выгодней. Но зато «Проза.ру» открыта для любой оформленной в текст информации. И форма её ничем не ограничена. К тому же ссылка на произведение может быть размещена как в социальных сетях, так и на тематических сайтах, где достаточно интересующихся проблемами, поднимаемыми в работе. И более 90% прочтений моих работ – это читатели, перешедшие по данным ссылкам. Очень эффективно получилось.

2.
Эссе – весьма распространённая форма письменных работ по гуманитарным предметам в школах и университетах. А оттого у многих возникает предвзятое отношение к такому жанру. Вроде как жанр этот сложный, отвечающий высоким требованиям, требующий какого-то особого плана с веской доказательной базой и аргументацией.
Но не следует путать учебное эссе с творческим. Вот, например, детский писатель Виктор Гаврилович Кротов в своём Интернет-проекте «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» [1] определяет эссе как самый простой жанр. И требование к нему одно: никаких требований. Правила его написания, конечно, есть, но они самые элементарные:
- писать о том, что тебе интересно;
- писать то, что думаешь, или ощущаешь;
- писать так, как хочется.
И к объёму требований тоже никаких нет. Он может быть абсолютно любой.
И со временем я понял, что именно это и есть та литературная ниша, к которой у  меня есть склонность и желание работать. Ведь занимаясь научным поиском, я встречаю немало интересного материала (документов, фактов, карт, публицистики), и могу делиться им с читателями. При этом я добавляю собственные мысли, дополнительную информацию, делая эссе как можно полнее и познавательней.
В итоге, осознав себя в качестве эссеиста-краеведа, я почитал некоторых классиков жанра литературных эссе: Александра Радищева, Юрия Олешу, Марка Твена, Джулию Кэмерон, и продолжаю ими вдохновляться.
К тому же эссе очень помогают в «оттачивании пера» написания научных статей. И уже на этапе сбора информации я могу легко выстраивать ключевые моменты будущей публикации.

3.
И всё-таки, большинство моих произведений – это не совсем эссе. Классическое эссе базируется на личном опыте, переживаниях, ощущениях, чувствах, воспоминаниях. В моих же работах обильно цитируются документы, дневники, газетные и научные статьи, Интернет-публикации. Но, как автор, я сам вправе определять жанр своего творения. Мы ведь не упрекаем Н.В. Гоголя за то, что свои «Мёртвые души» он назвал поэмой, хотя в сущности это роман.
У меня существует некая условная классификация нехудожественных произведений, и я её стараюсь придерживаться. К примеру, если я пишу документальное эссе, это означает, что в его основе лежит заинтересовавший меня архивный документ. При этом читатель узнает предысторию моего интереса к нему, подробные выходные данные, дополнительные факты из других источников, мои впечатления и мысли по поводу поднимаемой темы.  В военно-исторических эссе проекта «Они не забыты» [2] я обязательно указываю те события Великой Отечественной войны, к которым был причастен обсуждаемый герой, и стараюсь косвенно мотивировать читателя искать материалы из архивов по героям из своей родословной.
Литературные эссе – это внутренний отклик на прочитанные книги. А поскольку я читаю много, то стараюсь не слишком увлекаться этой формой, так как иначе на краеведческую работу попросту не останется времени. Чаще я пишу про кино, и тут у меня есть целых два поджанра. В эссе предвзятого кинозрителя я пишу о любимых кинофильмах (как правило, киновселенных), а в эссе непредвзятого кинозрителя – о новинках кино, чем-то меня заинтересовавших. Изредка я пишу и поздравительные эссе, и эссе-мемуары, и ограничивать себя в поиске новых, неизведанных жанров не собираюсь.

4.
В заключении хотелось бы назвать свои работы, наиболее востребованные у читателей, как в прежние годы, так и сейчас. Наверное, я назову не все, но те, которые действительно читались и читаются достаточно часто.
«Супербестселлеры» моего творчества - это «Аксёновская узкоколейная железная дорога» [3] и «Личный дневник как источник счастья» [4]. К ним интерес читателей не угасает никогда.
Значительный пик активного прочтения пережили «Трагедия на реке Ангуф» [5], «С Днём географа!» [6], «Призрак дискуссии о графомании» [7], «Командир Молодой Гвардии Иван Туркенич» [8], и другие. А так же документальные эссе по истории общественного транспорта в городе Омске [9, 10, 11, 12].
Некоторые свои мысли, но без большого развёртывания, я изредка пишу и в своём литературном дневнике.
Идеи новых публикаций возникают раз в несколько дней, и я сразу же их записываю на бумагу.
Надеюсь, что интерес к моему творчеству не исчезнет, и я порадую и читателей, и краеведов новыми, ещё более интересными материалами.

Ссылки на упоминаемые работы:
1. Кротов В.Г. Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя. Проект «Алые паруса». // youtube.com
2. Демешко В. О проекте «Они не забыты». // http://www.proza.ru/2019/01/12/128
3. Демешко В. Аксёновская узкоколейная железная дорога. // http://www.proza.ru/2017/08/19/608
4. Демешко В. Личный дневник как источник счастья. // http://www.proza.ru/2017/08/21/462
5. Демешко В. Трагедия на реке Ангуф. // http://www.proza.ru/2018/05/06/126
6. Демешко В. С Днём географа! // http://www.proza.ru/2019/08/18/190
7. Демешко В. Призрак дискуссии о графомании. // http://www.proza.ru/2018/08/23/161
8. Демешко В. Командир Молодой Гвардии Иван Туркенич. // http://www.proza.ru/2019/01/12/133
9. Демешко В. Пассажирские автобусы Омска в 1959 году. // http://www.proza.ru/2019/07/04/179
10. Демешко В. Автобусные маршруты Омска 1960-х годов. // http://www.proza.ru/2019/07/31/160
11. Демешко В. Автобусные маршруты Омска 1957 года. // http://www.proza.ru/2019/08/22/207
12. Демешко В. ЖД переезд у Сибзавода в городе Омске. // http://www.proza.ru/2020/02/02/232

2-6 февраля 2020 года.

Изображение – с сайта en.ppt-online.org

Полный список произведений автора: http://www.proza.ru/avtor/demits


Рецензии