Разные разности. Часть III Глава XV

Пусть и без прежнего задора и энергичности, а делать что–то хочется, и делать необходимо, на лавочке у подъезда долго не высидишь, в смысле, быстрее унесут и закопают. Принцип – движение, это жизнь актуален и в старшем возрасте. Вот и тянется народ, в своем большинстве, к земле и к хозяйству. Кто–то покупает дом в деревне, разводит курей–гусей, кроликов и пчел. Кто-то день–деньской пропадает на даче, что– то копает, что–то высаживает, поливает, окучивает, в общем не дает себе сидеть на месте. Нормальная и вполне насыщенная жизнь, вполне соответствующая энергетическому уровню человека в этом возрасте, опять же, для здоровья полезно.

Но поскольку все мы разные и неповторимые, а вернее, рядом с «плюсом» всегда где–то рядом ошивается «минус», потому что на пару они и составляют единое целое, бывает несколько иначе. Конечно, неверным будет охарактеризовать это только возрастом. На самом деле «уши» произрастают в молодости, и даже в детстве. Это я о том, когда человек провозглашает себя старым. Дело не в состоянии здоровья, хотя как раз в этом случае болячки начинают сыпаться как из рога изобилия. А как же, о них вспомнили, вот они, тут как тут.

***

А всё начиналось по человеческим меркам давным–давно, в молодости, когда пришло время выбирать, куда идти и самое главное как идти. Этот выбор делается один раз и отказаться от него, в случае его ошибочности, удается единицам. Вернее будет сказать, что наиболее важным будет выбор не «куда идти», а «как идти». При верном выборе «как», «куда» легко меняемо и изменяемо без каких–либо значительных потерь и затрат для себя.

Человек с молодости оказывается «не на своем месте» и разумеется чувствует себя «не в своей тарелке», но вместо того, чтобы сменить сферу профессиональной деятельности и окружение в целом начинает приспосабливаться. Это тоже можно назвать самореализацией, только происходит она по пути наибольшего сопротивления вместо того, чтобы происходить по пути наименьшего. Энергия, да что там энергия, жизнь затрачивается и растрачивается совсем не на то. В зависимости от личных талантов конечно можно достичь, иногда и высоких, вершин, но. Но рано или поздно, приходится уступить место тем, кто идет за тобой, и это вполне естественно. И опять «но», потому что за эти годы человек уверовал в свою  исключительность, которую насаждал окружающим в течение лет этак тридцати, и вдруг всё, тишина, в смысле пенсия.

***

Вот тут–то и начинается самое якобы интересное в плане изменения характера. За что сражался и боролся если не оценили? Получается, впустую. Человек снова как бы откатывается назад становясь равным среди равных, среди пенсионеров. А среди пенсионеров нет ни чинов, ни званий, кроме персонального, но тоже пенсионера Все если и «отягощены» чинами и заслугами, то в первую очередь своими, а не чужими. Картина в ярких черно–белых тонах: доказывать свою значимость не перед кем, и плести интриги непонятно против кого, незачем. Можно конечно заняться соседями, уж они–то никуда не денутся, даже если и пошлют куда подальше. А можно и родственникам не давать скучать. В любом случае даже при многочисленном окружении такой человек остается один, и не то чтобы превращается в мизантропа, он давно уже им стал, а начинает выплескивать накопленное на окружающих и окружающее его. О характере что–нибудь говорить?

А есть люди, которые просто–напросто не переносят одиночества, есть и такие. Круг общения резко сокращается, отсюда скука и тоска. Это не означает конечно, что характер у человека изменяется в худшую сторону, вовсе нет, но он становится несколько другим. Настоящее уже мало интересует, на него особо–то не повлияешь, остается прошлое. И понеслась, от самых приятных воспоминаний, до, пиво было лучше, и люди были добрее, и вообще, всё сейчас не так как надо, не говоря уж о том, как было. Попробуйте заговорить на улице с человеком лет шестидесяти–семидесяти, сразу всё станет ясно. Разумеется я не утверждаю, что все такие иначе мало того, что вокруг сплошной кошмар творился бы, много чего просто не было бы.

А вообще–то каждый из нас в первую очередь обращает внимание на то, что ему близко и приятно, а на то что ему неприятно хоть и реагирует, но старается скорее от этого отгородиться и забыть. Можно и дальше писать, и писать на эту тему, но это уже будет перечисление и описание конкретных случаев, а мне лень этим заниматься.

***

Почему–то зачастую вера и религия ассоциируются как единое целое. Исповедующих ту или иную религию называют людьми верующими, ну а тех кто никакую религию не исповедуют и считают себя атеистами, соответственно называют людьми неверующими.

На самом деле вера, это гора, а религия – один из многочисленных камней её составляющих, пусть иногда и очень больших, но составляющих.

И вообще, вера без религии существовать может, а религия без веры, в большинстве случаев, невозможна.

Вера или неверие? Неверие это вера во что–то с точностью наоборот или около этого есть у любого человека, потому что в отличии от Мурок и Шариков, мы осознаем себя – персонализируем. Самый распородистый пёс не знает, кто он такой, а самый казалось бы распоследний и никчемный человек знает кто он такой и зачастую его мнение о себе отличается от мнения окружающих.

Сдается  мне что вера, это инстинкт самосохранения помноженный на самосознание, этакий внутренний мотиватор ведущий по жизни. Как не существует двух жизней, похожих одна на другую на сто процентов, так  не существует двух абсолютно одинаковых критериев, или как их там можно назвать по–научному, веры у разных людей.

Мы наверное потому  все сплошь и рядом грешные, что не утруждаем себя не только ответами, но и самими вопросами – «Отчего? Зачем? и Почему?», мы просто живем. Да и скучное это занятие задав себе эти вопросы, сидеть, морщить лоб и пытаться ответить на них, причём сразу, чтобы потом на это не отвлекаться. Ответы на эти вопросы заданные и время от времени задаваемые где–то в глубине души и зачастую отчетливо не осознаваемые приходят к нам в произвольном порядке и на протяжении всей жизни, иногда в таком завуалированном виде, что сразу и не понять что это был, ответ на почти самый главный вопрос всей жизни. 

***

 Вот ведь какая штука. Вроде бы и тема проста и понятна, дальше некуда, а сижу и мучаюсь. И не то чтобы не знаю что писать, как раз что писать я знаю, не знаю как. Перечислять частные случаи и подводить под них понятие веры что–то не хочется, а на то, чтобы написать этакое заумно–философское мозги не «заточены». Вот и сижу, и думать не думаю, и писать не пишу. Получается, что ищу некую серединку, а она пока не находится. То, что напишу, это я знаю, не знаю когда. Вот, пожалуйста, очевидное присутствие веры как таковой. 

Может быть это некий внутренний стержень, который и определяет жизнь человека, ведет его по ней. Внутренне «Я», которое присуще каждому, о наличии которого не обязательно кричать на каждом углу, некоторые правда кричат, ну и пусть кричат, раз им так нравится. Получается, что вера является составной частью самой себя, во загнул, мотивируя на поступки и движение вообще, определяя направление этого самого движения.

Человек знает, что в Африке не идёт снег и не бывает морозов. Он там никогда не был, он верит тем, кто там побывал и убедился в этом лично, а потом тем или иным способом рассказал всем. Собираясь куда–нибудь в Кению, например в отпуск, вряд ли кто прихватит с собой шубу, шапку и валенки. И не потому что это всё там можно купить дешевле, а потому что верит в то, что они там не понадобятся. Да и вообще, в нашей жизни существует целая куча вещей, которые мы принимаем на веру, так и говорят – «прими на веру».

Вера в чьи–то знания и в чей–то опыт – это вера знания или вера в знания. Все мы живем рядом  друг с дружкой, делимся информацией и впечатлениями, придумали для этого кучу всевозможных способов. Это удобно и выгодно. Представьте, что  творилось если бы каждому пришлось бы всё попробовать в плане создания с нуля на себе, а понятия: «принять на веру», не существовало бы вообще. Даже представить себе не могу такой ужастик, когда каждый вынужден изобретать колесо и таблицу умножения. «Не влезай – убьет!», тоже рассчитано на то, что прочитавший поверит, иначе…

Принимая на веру знания и опыт других, человеку не надо тратить время на изобретение того, что уже изобретено, опробовано на практике и с успехом применено. Достаточно применить это к своим замыслам и действиям и прогресс, в виде движения вперед, обеспечен. На основе веры в знания других и в действия других человек определяет направление и общий ход своих поступков и жизни вообще. Всё это вера в знания и опыт современников и предшественников, которая есть в нас и без которой никак. Простенько и со вкусом.

Знания и вера в них, побуждают к действию. Это происходит начиная с активности и непоседливости человеческой натуры, до простецкого: «а что я хуже людей что ли?». Результатом использования чьих–то знаний всегда является опыт, конкретный опыт конкретного человека. Иногда кто–то в своих действиях его учитывает, а бывает так что этот опыт так и остается достоянием одного человека. Реже результатом использования полученных и уверованных знаний становятся знания доселе человечеству неизвестные. Пусть и не всегда они встречаются на «ура», но применение находят. Всё дело в том, что в это надо поверить.

***

Точно не помню, кажется австрийский инженер, в XIX веке изобрел автоген. Опубликовал свою работу в одном из журналов после чего начались издевательства и откровенная травля со стороны тех, кто ему не поверил. А жулики поверили. Заказали себе автоген и с его помощью ограбили банк. После этого в автоген поверили все, потому и используют до сих пор.

Наше общество устроено так, что мы доверяем знаниям и опыту полученными другими людьми. Оно и практичнее, да и вместе как–то веселее. Отсюда и получается, что помимо веры в знания, как таковые, необходима вера в действия ближнего или не очень ближнего, начиная от всем известного – «я бы с ним в разведку пошёл или наоборот, не пошел», до веры в опыт от использования знаний вообще. Ведь теория без практики, пусть штука и хорошая, но как правило бесполезная, надо обязательно на зуб попробовать.

Ну и как не сказать о вере в себя – «я смогу, у меня получится». Вера в себя, это, так сказать, комплекс из вышеперечисленного, плюс что–то своё. Кажется Гёте сказал, что наши желания, это предвестники наших способностей и того, что мы в состоянии совершить. Желаний у каждого из нас «полные закрома» и что интересно – желания утопические и нежизнеспособные, как правило, долго не живут в нашей голове, мелькнули и нет их. Захотелось посмотреть на динозавров, в живую, и через пару минут расхотелось, потому что понятно, это нереально. А купить новую машину реально, вот и сидит в голове такая «прихоть», не дает покоя. Хорошо если она превратится в цель и конкретные действия, прямой дорогой ведущие в автосалон. А если не превратится в цель, то так и будет, подобно больному зубу, иногда на протяжении всей жизни, ныть, болеть и дергать.

***

Не зря говорят – по вере твоей и воздастся. Окружающий мир и окружающие всегда готовы помочь и помогают, в режиме “нон–стоп”, но не в виде мешков с манной небесной, а виде своих знаний и действий. Это уникальная возможность собрать до кучи максимально возможное количество знаний и опыта других и использовать их в первую очередь себе во благо, вот она, халява–то!

  Но вера в себя не лишена «подводных камней», в виде, а хватит ли сил, и, а как я буду при этом выглядеть? Здесь все довольно–таки просто. Тяжелоатлеты, чемпионы, не сразу стали поднимать штанги по двести килограммов весом, а постепенно. Силы приходят в процессе, и в результате всё получается и более того, всегда остаются силы на что–то большее. А в случае нежелания выглядеть смешным и нелепым, если это затмевает всё на свете, в том числе и желаемое, самый простой и беспроигрышный способ – включить телевизор и наблюдать искусственную жизнь, сыгранную актерами. Эта боязнь называется «синдром отличника». Наверняка каждый вспомнит из школьных времен, когда отличник получив двойку, плачет на виду у всего класса. Может кто и злорадствует по этому поводу, но таких единицы, если они вообще есть, а большинству глубоко наплевать на этого отличника и на его двойку, своих хватает. Так и в жизни, каждый из нас озабочен в первую очередь самим собой, а на окружающих ему по большому счёту наплевать. Это не черствость, бессердечие и прочие нелицеприятные вещи, это отголоски инстинкта самосохранения, не более того. И от того, что победит в сей момент – видимое в перспективе тобой и невидимое окружающими сейчас, или видимое окружающими сейчас, но несуществующее в будущем, и зависит, кто над кем будет смеяться, кто кому будет завидовать, и кто кем будет восхищаться.

И ещё, все хотят всего, сразу и побольше. Но дело в том, что моментально срабатывают две вещи – цианистый калий и топор, всё остальное имеет временную задержку. Опять же, есть разница как выпить бутылку коньяка – за раз, из горла, или же не спеша и в приятной обстановке растянуть её на вечер – результаты, да и сам процесс отличаются.


Рецензии