Поезд на Москву

             (рассказ  проводника).
Меня зовут Андрей. Больше двадцати лет я работаю проводником на направлении  Владивосток - Москва. Которые люди скажут – а-аа проводник. И сделают презрительно брови, а совершенно напрасно.
Потому, что проводник второе лицо на железной дороге после стрелочника, хотя и относится к обслуживающему персоналу.
Вы, граждане, не думайте, что если я чай подаю, то человек как бы второго сорта. Такие мысли совершенно напрасные и отбивают интерес рассматривать меня как особь своего вида.
И скажу вам, что от этого много теряете в отношении своего кругозора.
 Вот в общественном транспорте кондуктор за день столько разных людей повстречает, что другой из вас и за месяц столько не увидит.
 Что тот кондуктор против меня, проводника дальнего направления, взял деньги, отдал билет, даже лицо пассажира толком не разглядел, а вот я, за время пути, не только о своём пассажире многое узнаю, но даже его психологический портрет могу составить.
Так что человек я можно сказать тоже интересный, если присмотреться. Вот хотя бы тот факт, что у меня две семьи.
Эк, удивил, скажет самый нетерпеливый из вас, да таких «многосемейных» в стране нашей пруд пруди.
Нет, вы меня не так поняли, уважаемый. У меня натурально две семьи, одна во Владивостоке, другая в Москве. И там и здесь, жена, дети, всё как полагается. Приезжаю в Москву и на отдых в свою семью, детей воспитываю, жену ублажаю, а после снова в рейс, уже на Владивосток. Шесть дней и снова отдых среди своих родных детей, любимой жены.
Сразу скажу, что жёнам своим я ни разу за службу не изменил, нет у меня такой привычки. Бывает, сядет в вагон такая фифа вся из себя. Ясно, что едет отдохнуть от мужа, семьи.
И вот начинает она уже в поезде себя готовить к предстоящему отдыху, проверять, не потерялся ли навык обольщения противоположного пола за семейной жизнью.
Хорошо если в купе есть особь мужского пола, и она измывается над ним, а если нет, то вся её пылкая деятельность переключается на меня.
– Проводник, помогите мне подняться на вторую полку, ах, не берите меня за здесь, поддержите за другое место.
Знаете, очень настойчивыми бывают эти дамочки. И иной раз приходится применять грубость, хотя правила нам это очень запрещают.
Так я о своих семьях. Конечно, если бы я жил в одном городе, да и работа как у других была, то зачем мне две семьи. Ведь каждому хочется после работы прийти домой, насладится заслуженным отдыхом. А тут приходится жить на два города, да ещё будущее пугает. А как перестану работать проводником, как смогу семьи навещать?
Но, слава Богу, правительство помогло, срок до пенсии увеличило, наверное, только я один и обрадовался этому.
Правительство наше тема в поезде особая. Если в купе одни мужчины, то разговор у них начинается с женщин.Сначала безобидные шутки, потом анекдоты. С женщин разговор плавно переходит на политиков, и вот тут приходится держать ухо востро, вовремя гасить эту самую точку кипения. Лучше всего чаем.
Расскажу вам, как проходила моя последняя поездка на Москву.
                Жена министра.
Посадка в мой вагон во Владивостоке проходила торжественно. Телевидение, репортёры, музыка, много знатных провожающих из администрации города.
Оказалось, что едет поездом в Москву жена какого - то министра. После понял, что не какого-то, а претендента на роль губернатора.
 Солидный такой мужик с охраной толкал речь, в которой обличал некоторых государственных деятелей,отправляющих своих жён на курорты в самолётах  за государственный счёт.
– Пора кончать с этим вопиющим попранием всех гражданских норм! Пора научиться беречь государственные средства – кричал он в обьективы кинокамер.
Его жена,сверкающая леди, разодетая по последней моде от кутюрье из Европы, улыбалась и раскланивалась зрителям.
Я с тоской думал и почему мне досталась большая часть ноши рекламного трюка, задуманного будущим губернатором. Я заранее переживал все перепитии путеществия со знатной особой.
В памяти ещё сохранились эпизоды поездки с чемпионом олимпиады и со скандально известным московским киноартистом.
Но слава Богу трюк оказался трюком, жена министра не захотела ехать шесть дней через всю страну поездом и вылезла уже через две остановки, оставив вместо себя свою служанку.
                Диверсия с пальмовым маслом. 
Во Владивостоке одно купе у меня заняли пять китайцев. Все они были одного роста в одинаковых чёрных костюмах и в марлевых повязках. Различить их между собой небыло никакой возможности. На русском говорил только один из них.
Они  показали мне свои билеты. Все пять билетов были на одно место. Мой вагон, номера билетов разные, а место у всех 9е.
У меня уже была история с  евреями из Биробиджана, которые всю ночь ехали в туалете по одному билету, когда я постучал и попросил предьявить билет, приоткрылась дверь и мне рука сунула билет, и я не заподозрил, что там могут находиться четверо мужиков.
Я минут десять соображал, что за хитрость придумали китайцы, но так ничего умного в голову не пришло.
– Почему у вас билеты на одно место? – спросил я китайца.
–Да, да, мы просиль кассир одно место всем. Сейчас Китай большой коронавирус, ваша страна лечить такой вирус не может, здесь больница всего одним таблетка лечит. Мы Хабаровск едим,а потом Китай.
Понять китайца, да ещё в марлевом наморднике, не совсем просто, видимо и кассир тоже так думала, взяла и поставила на все билеты одно место.
– Ладно, отправляйтесь в свой Китай, может короновирус вас отсюда выгонит, но учтите ваше место 9е на нижней полке, сидите все только на нём до самого Хабаровска. Так они на одном сиденье ехали до своей станции, хотя все остальные полки были свободны. Марлевые повязки с лица тоже не снимали, даже когда я принёс им чай, они его пили через марлю.
Интересные люди эти китайцы.
В Спасске -Дальнем партизаны или террористы устроили нашему составу диверсию.
Остановка поезда на станции всего три минуты и за это время, они успели под локомотивом смазать рельсы пальмовым маслом. Если бы масло было натуральное, то электровоз пробукснул разок и тронулся, а пальмовое масло такая зараза, он словно прилип к рельсам, только колёса  крутятся.
В соседний вагон сел молодой, красивый цыган. Его провожала девушка-цыганка и целый табор. Табор, как водится, разновозрастный, разноцветный, шумно-крикливый, с гитарами,песнями, плясками.
Машинист, видя что буксует на рельсах, крикнул цыганам
– Ромалэ, подтолкните поезд, тут усилий то и надо чуть - чуть.
Цыгане со смехом стали толкать поезд.
В это время молодая цыганка запела для своего любимого. Она уже тосковала перед наступающей разлукой

Ой, чавалэ, разлучник - поезд не идёт,
Разорвать любовь не может между ромом и женою,
Натянулась бедная любовь,
И дрожит гитарною струною.

Состав лязгнул сцеплениями и тронулся. Он набирал скорость. Станция осталась позади, а я всё повторял эти, врезавшиеся в мозг, четыре строчки.

                Улыбайтесь, завтра будет еще хуже.
Проехали Хабаровск, китайцы вылезли,они очень долго благодарили меня. Я правда не понял за что. А в Биробиджане это купе заняли одесситы.
О том откуда они я догадался  по их говору. Сразу, как только услышал 
– Вы шо, спешите скорее, чем я?!
Уже проверяя билеты, я узнал, что это два брата и сестра, приезжавшие на похороны третьего брата. Узнал, что в Одессе они давно не живут
– Как только Горбачёв сломал Сталинскую стену между Европой и СССР, мы подумали, что ломать стены в здании это ссориться с мозгами, ведь всё здание может рухнуть, что мы потом и имели. Тогда многие из Одессы отправились в Израиль, а мы, как истинные патриоты поехали в Сибирь.
Сейчас живём в Новосибирске, приезжали хоронить брата, – на тебе, такое выкинуть! Взял и умер посреди полного здоровья!
Как пассажиры они были очень общительны. Дверь купе не закрывали – чего от мира прятаться.
Сестра познакомилась в соседнем купе с женщинами  и целый день пропадала там. Братья играли в безобидного «дурака», и в партнёрах недостатка не было. Я тоже зашёл к ним послушать анекдоты и последние комментарии к правительственным новостям.
Шло бурное обсуждение новой конституции.
– А я так скажу – говорил очкастый сосед из предпоследнего купе – вот сейчас православная церковь хочет ввести в конституцию слово «Бог». Похвальное намерение, но вначале нужно определиться со словом «русский» и «россиянин». Одна из партий уже обратила внимание, что русский дискриминируется в нашем обществе и стране.
Даже название нации переименовали в угоду неким силам, пытающимся искоренить в России всё русское.
Везде слово «русский» меняют на «россиянин». А что такое «россиянин»?  Произошло слово от рассеяный народ, разбросанный, раздробленный. Я бы назвал это обидным ругательным словом по отношению к русскому человеку.
А что такое «русский»? Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!! Русский это светлый, русь это свет. Вы чувствуете разницу между этими словами?
Скажите, можно сказать – россиянин Пушкин, или россиянин Лев Толстой? Это нонсенс! Они были русскими и останутся русскими.
Уже все понимают, что Слово материализуется. Если Слово материализовалось в наш мир, то страшно подумать во что материализуется «россиянин».Вот поверьте, что в конституцию протащат «россиянина» и постараются избавиться полностью от «русского».
– А по мне разницы здесь нет никакой. Русский означает национальность, а россиянин гражданство. На Украине говорят « меня хоть горшком назови – только в печь не сади» – сказал один из братьев.
– Вот это и страшно, что мы не видим разницы – сказал очкастый, бросил карты и вышел из купе.
– Обиделся. Решил до конца держать фасон. Я себе знаю, а вы себе думайте, что хотите. Вы слышали, что какой-то шаман Москву шёл переделывать. И где теперь тот шаман,где, я вас спрашиваю?  Улыбайтесь, завтра будет еще хуже – произнёс, разглядывая карты, второй из братьев.
Я поднялся и вышел под предлогом, что надо поработать немного.
                Свадьба в вагоне.
Перед Новосибирском я зашёл к одесситам с кипятком. Они уже приготовились к высадке.
– И что ты, Андрей, сам кипяток разносишь? ¬– спросил один из братьев.
– Ехал несколько лет назад в моём вагоне один чуваш. Так вот он под стоп-кран свой стакан подставил и ручку повернул. С тех пор я сам стараюсь краник поворачивать.
Тем временем за столиком сестра бросала в стаканы пакетики с чаем.
– Розочка,ты мне снова тот же пакетик дала, у него уже ниточка перетёрлась – сказал один из братьев.
– А шо связать ниточку рук нет – ответила сестра.
Я улыбнулся и пошёл готовится к остановке.
Проводив сестру с братьями, принимал новых пассажиров. Их было много. Жених с невестой в свадебных нарядах,их друзья и несколько гостей. Оказалось, что молодые прямо со свадьбы в Новосибирске, где жила невеста, едут в Екатеринбург на свадьбу, где живут родители жениха.
Я понял, что свадьба продолжится в вагоне, по обилию корзин с продуктами и водкой.
Пошёл к бригадиру просить помощи на эти сутки. Но тот сразу сказал, что в плацкартном едут новобранцы 50 человек, а проводник неопытная девчонка и он едет с ней. Выкручивайся своими силами,наказал он мне.До самой отправки поезда на перроне целовались, фотографировались, пели песни, провожавшие молодых, родственники и гости.
 От Новосибирска и до Урала в вагоне был праздник. Люди словно позабыли, что они пассажиры, оттолкнули от себя вынужденную нудность дороги и все вдруг стали близкими друг другу. Сегодня они все были обьеденены общей радостью, общим счастьем – рождением новой семьи.
Все двери купе были открыты, в каждом стол был уставлен закусками и бутылками, пассажиры ходили из купе в купе. Где-то душевно разговаривали, где-то пели песни. До самой поздней ночи длился праздник и не было никаких ссор и беспорядков, которых я ожидал.

Я отправлял поезд с маленькой станции, стоял на ступеньках  с флажком и вдыхал освежающий ночной воздух, врывающийся в тамбур вагона.
Как любит русский человек мчатся сквозь этот воздух, чувствовать, что он обгоняет время!
 Поезд летел в темноту, оставляя после себя зарево электрических огней. В чёрном небе летели вместе с нами яркие звёзды. Летела с нашим поездом Земля, галактика,вселенная.
Я смотрел на проносящиеся призраками мимо деревья, кусты и думал – куда несёмся мы, что там впереди?   
И мне становилось ясно, что главное именно в этом движении. И жизнь имеет смысл, пока движется, несётся неизвестно куда и зачем.


Рецензии
Уважаемый Василий, здравствуйте.
Заинтересовало название рассказа - это поезд моего раннего детства. Раз, а то и два раза в год с рождения и до пяти лет меня возили родители из Владивостока в Москву. И представьте себе - помню многое и с тех пор полюбила поезда, а в в детстве мечтала стать проводником, но когда поняла, что они подолгу не бывают дома - передумала:)
Никогда не думала "фи", а напротив, очень нелёгкий труд - каждый день новые люди со своими требованиями и проблемами. Эта профессия - образ жизни.
С каждым годом поезда и сервис всё лучше.
Рассказ очень понравился. Написан легко, с юмором и теплом к людям.
Понравилось буквально всё, но история с китайцами бесподобна, да и пассажиры из Биробиджана яркие персонажи. А цыгане, толкающие поезд! Здорово!
Спасибо, Василий.
С добрыми пожеланиями, Людмила

Людмила Колбасова   06.02.2020 14:08     Заявить о нарушении