Дошкольное воспитание

В детсад я не ходила, мне повезло - у меня была бабушка Вера. Совсем не помню, как мы общались, но до сознательного возраста она за мной приглядывала, а играла я самостоятельно, взрослые меня не развлекали. Маме было вечно некогда. Не знаю, чем я занималась, но помню, что все время ждала с работы папу, с ним я провела немало счастливых минут. Папа лет с пяти учил меня кататься на лыжах, даже коньки снегурки у меня были, их привязывали к валенкам. Папа много читал в юности и рассказывал мне разные охотничьи байки, в которые я искренне верила. Один рассказ запомнился мне надолго - как ходил охотник на медведя с листом фанеры, медведь накинулся, когти вонзились в фанеру, а он их молотком загнул с обратной стороны и повел медведя в деревню. Я запомнила такой простой метод охоты и собиралась попробовать, когда подрасту. Вроде бы это из рассказов Остапа Вишни, но книгу такую я не встречала, нужно будет в инете поискать.
Папа много чего умел, делал клетки для птиц, плел рыбацкие сети и "авоськи", с которыми тогда ходили в магазин, в деревне чинил крышу и пристроил сарайчик из развалившегося хлева. Я ходила за ним хвостиком и училась всему с удовольствием.
Папа ослеп, когда мне было 6 лет. Конечно, было не до меня. Я играла во дворе с ребятами в прятки и казаки-разбойники. Наш двор был отгорожен сараями от улицы, во дворе лежали дрова, кучи опилок, для ребятни была сделана песочница, было где порезвиться. Но приключения манили и наша стайка выбралась из двора тайком на 14-ю линию. Там мы прыгали по поребрикам, которые привезли для ремонта дороги и сложили стопочками. Помню, веселились от души, пока какая-то тетка не прогнала нас во двор, угрожая, что пожалуется родителям. Мы смылись по домам и были уверены - она нас не найдет, ведь мы ее не знали. Но в дверь раздался звонок, родителям доложили, что я бегала по проезжей части. Машин тогда почти не было, но все равно дети должны были сидеть во дворе. Меня поставили в угол. Оказалось, что за нами наблюдали всем двором и не нужно было к каждому ребенку приставлять по няне. Тогда еще был дворник в фартуке с метлой, всех знал и поддерживал порядок. Эта прогулка мне вышла боком. Я посидела на камнях, застудилась и попала в больницу с острой задержкой мочи. Было очень больно, потом меня возили по врачам, назначали всякие диеты - кислое нельзя, соленое нельзя и мало что можно, обнаружили затемнение в мочевом пузыре и собирались оперировать. Но спас старый профессор. Посоветовал жить без диет и без операций, все пройдет. Мама забрала меня под расписку из больницы. Наконец, оставили в покое, только одевали в теплые панталоны до коленок летом и ребята смеялись надо мной.
Сейчас детишек с пяти лет учат читать, считать, а я росла спокойно, как трава в поле. Играла в свое удовольствие, спать днем меня не укладывали, есть не уговаривали. Еда самая простая - щи да каша, молоко, творог, варенье из лесных ягод, зеленый лук иногда. Огурцы, помидоры, арбузы, яблоки появлялись в продаже только в августе, да и то быстро раскупали, в очереди стояли по два часа. На рынке было все, но цены там были недостижимые и там только заболевшим покупали. Холодильников не было, хранить фрукты не умели. В остальное время года - соленые огурцы, зеленый горошек в банках и лук проращивали сами. Рыбий жир давали из бутылки ложками, помню эту гадость. Вот и все тогдашние витамины.
В школу я пошла в восемь лет, тогда не брали, если семь не исполнилось, а я октябрьская. Мы все совершенно ничего не умели. Учились держать сначала карандаш, правильно сидеть, по косой линейке писали бесконечно палочки, потом буквы. Чернильные ручки не сразу разрешили, и правильно, все время от них кляксы и руки перепачканы.
Первое время было тяжело так долго сидеть на одном месте. Спасибо учительнице, делали веселую зарядку - "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали", и снова за работу. Те, кто ходил в детсад, были побойчее, а я была стеснительная и это очень мешало. Но вскоре перезнакомились, я осмелела и я не отставала по знаниям от сверстников. В то время в детсад отдавали детей только в трудных жизненных условиях - мамы-одиночки, у кого не было бабушек, кто жил в общагах. У многих, кто ходил в детсад, были хронические отиты, насморк и аденоиды. Детишек старались не отпускать подольше, берегли от болезней и растили в спокойной домашней обстановке.
Мои дети тоже не ходили в детсад и в школе с учебой справлялись, хотя ворчат на меня, что дома сидели, а не стали с малых лет бойцами.
Сейчас в детсаду с детьми много занимаются, внуку там интересно, но устает и радуется, когда остается дома в выходные.
6-02-2020  на фото мы в Лавынях


Рецензии