Молчаливая война

В этом городке уже долгое время шла война. Нет, не было падающих с неба бомб, взываний сирен, молебного плача людей в осколках разваленных домов. Новости не кричали о необходимости принимать меры, на улицах не слышались выстрелы… Но это была война, война молчаливая, что была хуже затишья перед бурей. Если во время, так называемого, затишья люди живут в предвкушении той самой бури, знают, что скоро нагрянет нечто, они готовятся: кто-то собирает пожитки и, сев в ближайший поезд, уезжает, кто-то тщательно изучает технику военного искусства, а кто-то начинает взывать мольбы к небесам, - то во время этой войны дела обстоят совсем иначе. Молчаливая война страшна своей непредсказуемостью…
Город застыл в какой-то неясной атмосфере, словно само небо над этим самым городом вызывало чувство обеспокоенности и недоверия, все застыло в глухом и непонятном молчании. Эта война убивала не хуже ‘’вооруженной’’, не в прямом смысле, конечно, убивала, нет , тела она не трогала. Зато сжигала человеческие души и отравляла сознание людей, чуждых друг другу, живших в полном недоверии и с чувством подозрения к окружающим. Людям, боявшимся выходить из домов и говорить с другими, людям, запирающимся на все замки в доме…
В обыкновенной войне ты знаешь, кто твой враг, видишь ли ты его в лицо или нет, но хотя бы знаешь, кого бояться и ненавидеть. В этой же молчаливой войне нет определенных врагов: все живут в полном неведении, которое и порождает чувство постоянной обеспокоенности. Люди не знают, кто их враг, никто об этом не говорит. Это может быть твой друг,  а может вот тот подозрительный мужчина в темной шляпе, а может и тот прохожий, гляньте, какой зловещий вид! А может это и вовсе продавец на кассе, продавший тебе завтрак. Да, да, прежде чем есть, перепроверь, а то мало ли что… Люди проходят мимо и с презрением смотрят друг на друга, готовые в любой момент дать сдачи, если потребуется. Проходят мимо, презирают, ненавидят, но молчат… Всегда молчат.
Помимо всеобщего молчания и презрения в городе царствовала Паранойя.  До этой поры она не была столь мощной, поглощала, в первую очередь, самых впечатлительных людей, но сейчас стремительно распространялась и с каждым днем росла. Жители этого чертового и забытого Богом городка стали жертвами собственных убеждений, придумывая всем еще даже не произошедшим событиям самый худший финал из всех возможных. А в поведении других, даже близких людей, все вдруг стали находить скрытые смыслы, отнюдь не с добрым посылом. Ага, твой товарищ засунул руку в карман и вытащил пачку сигарет? Да, сейчас он отравит тебя, определенно. А вот сосед выгуливает собаку около твоего участка, думаешь из добрых замыслов? Нет, он тренирует ее, и однажды эта собака на тебя нападет! А вот приехали родственники, привезли подарки, но брать их нельзя, а вдруг они заговоренные, а вдруг куплены у ведьмы?... Все это кажется на первый взгляд доведенной до абсурда паранойей или манией преследования, но горожане уже привыкли к такой жизни и не помнят, наверное, было ли  когда -нибудь иначе. Это стало своего рода болезнью. Болезнью, что стала течь по венам наравне с кровью в каждом человеке, превращая всех в озабоченных, одержимых параноиков, и потому была страшна…
Но самым страшным в этой войне была даже не паранойя, не отчужденность, а война внутри людей, их мысли и эмоции в эти моменты.  Люди теперь всегда были настроены недружелюбно и готовы были в любой момент пойти с оружием на любого, кого посчитают своим врагом… Они готовы наброситься  и растерзать, лишь бы заглушить в себе эту вражду и ненависть…
Поэтому эта война была одной из худших-она царила в сердцах, в головах  и мыслях людей, и приказом об отступлении ее невозможно было остановить.


Рецензии
Остановить такую войну можно обнаружением общей цели, солидарной взаимопомощью, и... трудом. Так морская болезнь легко побеждается работой.
Помню эпизод детства, было это примерно в 1955, может чуть попозже. Сестра сказала, что в школе их предупредили - не ходить в город, там эпидемия и можно заразиться смертью. А мама только что пошла в город, нас закрыла на замок. Я дергал двери, я кричал в форточку, стараясь вернуть ее домой...
Нет ничего нового под луной.
Хотя нынешняя разобщенность, потеря общей цели, атомизация общественного организма... наверное Вы правы, вполне может тихую войну возникшего ныне одиночества, обратить в последний взрыв.
Анна, это редкая по смыслу статья, о набившей оскому, теме.

Владимир Рысинов   28.03.2020 06:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.