Дом у березы

Мы в гостях у старшей сестры мужа - Веры. Моя свекровь  подняла шестерых детей . Трудности, лишения не сломили её. Всем своим детям она дала образование. Муж, главная опора её в семье, умер от рака желудка, когда дети были ещё школьниками. Оптимизм, жизнелюбие выручало её в этой нелёгкой судьбе. Шутками, да прибаутками сглаживала она острые углы.

Помогала бабушка, мама мужа, у которой в деревне было своё хозяйство. На всё лето все шестеро детей выезжали к ней, «на витамины».

Прошло время, дети выросли, обзавелись своими семьями, выпорхнули из родительского гнезда, разъехались по разным городам нашей необъятной Родины. А Деревня детства не забыта ими. Манит. Зовёт. Старшая сестра Вера, проживавшая в Архангельске, много лет на лето снимала дом в этой деревне у дальних родственников. Бабушкин дом сгорел в лихие времена.

В этот наш приезд Вера сообщила, что покупает дом, пока идет оформление документов, она предложила нам посмотреть на её покупку.

Наш приезд совпал с днём рождения моего мужа Виктора. Кроме нас на день рождения приехали братья, сёстры и племянники. Шумной толпой с флагом в руках отправились мы на смотрины  в этот новый дом. Он находился на другом конце деревни. Родственники все шумные,певучие, острые на язык, любят прикалываться.

Идём по улице, дразним собак. Жители выходят из калиток посмотреть на это шествие с умилением и некоторым недопониманием. В деревне остались одни старики, молодёжь уже давно покинула её и обосновалась в городах, приезжая иногда только на лето.

Вот и дом. Двухэтажный, стены из брёвен, срубленный на века. Большой добротный дом, который сохранил своё величие. Трудно поверить, но это реально заброшенный дом. Целые стекла, пол, потолок, русская северная печь, «переборки», всё ещё живое, заходи и живи. На доме даже не было замка, он просто был закрыт на задвижку. Основным жилым помещением была передняя изба — тёплая часть дома, которая отапливается печью. К нему пристроены холодные помещения — сени, задерживающие холодный воздух с улицы и горница (летнее жилое помещение), клеть (хозяйственное помещение). В сенях хранились необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары. Сохранились лари с мукой и крупой.
 
Самым светлым и почётным местом в доме был Красный угол. Здесь находилась божница с иконами, перед которыми висела лампада. Вешать иконы на гвоздь запрещалось, поскольку гвозди символизировали распятие Христа. На Пасху божницу украшали вербой, на Троицу — веточками березы и цветами. Рядом на стену вешали лубочные картинки из журналов, позднее — семейные фотографии.

Построен дом был двумя братьями незадолго до войны. Война поглотила их. Дом так и остался не жилым все эти годы. Надо отдать должное, просто удивительно, что так хорошо сохранился.

Утварь впору сейчас отдать в музей. Наше внимание привлекла необычная доска, которая зовется рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья, она служила вместо утюга. Рубель использовался часто и в домашней медицине при лечении позвоночника, поясницы, то есть в качестве массажёра. Светец- приспособление для укрепления горящей лучины.

Нашли мы и ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься.

-Разве ты никогда не видела ЗЫБКИ, - удивилась Вера, заметив, как внимательно я рассматриваю её, и тут же, спохватилась, -  хотя, где тебе, ты же городская.

-Раньше, ни одной избы не было в деревне, где бы ни висела колыбелька- зыбка, по нашему. Пока один малыш вырастал, другой на свет появлялся. А местечко для него – уже  готово. И так – друг за другом,  в одной зыбке, росли.  Дети, слава Богу,  здоровыми  росли.  Счастливой» зыбка считалась. Берегли её. По наследству передавали. Никогда не делали колыбельку, к примеру, из осины. Считалось, что она привлекает  нечистую силу. Беспокойным ребёнок будет, а то, и умереть может.  Боже упаси,  считалось,  качать пустую зыбку!  За этим старшие строго следили – не накликать бы, на младенца беду.
 
Умелые мастера из ивы,  коры,  подручных средств,плели лёгкие зыбки.  И подвешивалась  зыбка  под потолком, где скапливался самый  тёплый воздух  в худых деревенских избах, обогревая  ребёнка. Сверху  она обязательно закрывалась пологом - от яркого света, от мух да комаров.  Полог этот  те, что побогаче, старались украсить вышивкой  или кружевом.  А бедный народ  просто  цветную занавесочку из сарафана или фартука   приспосабливал.

Обычно, в самую мощную перекладину на потолке крепко-накрепко забивалось кольцо.  Да, почитай, в каждом старом доме, на потолке в «матице», на которую остальные доски крепятся – кольцо. Вот и получается, что весь наш  сельский люд  из зыбки вышел».

Впечатлений от увиденного много. Дружной гурьбою сели на лавку напротив входной двери. Возбуждённые. Делились впечатлениями, экспромтом спели песню. Отдохнули и умиротворенные покинули этот удивительный наш будущий Дом, у которого сейчас появилась новая хозяйка, значит дом оживет снова!
 
На фото- сестра мужа Вера у нового своего дома


Рецензии
Спасибо за интересный, познавательный рассказ и фото.
Какой большой и красивый дом!

Любовь Кирсанова   17.10.2021 08:50     Заявить о нарушении
Часто и дома-то в одной деревне похожи друг на друга, различаясь лишь в деталях. Русской деревне чужд дух индивидуализма и соперничества.

Наталья Скорнякова   17.10.2021 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.