Азбука Ахматовой - Фигнер, Франс, Фрейд

Азбука Ахматовой - Вера Фигнер, Анатоль Франс, Зигмунд Фрейд
* * *
Фигнер Вера

ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА (1852, Казанская губ. - 1942, Москва), революционерка народница, из дворянской семьи, участница важнейших террористических актов. Арестована в 1883 году, приговорена к смертной казни, замененной 20 летней каторгой, которую отбыла в Шлиссельбурге.

- Привел юнца под благосовение, - пошутил отец, представляя меня впервые В. Н. Фигнер.
Я смущенно и восторженно смотрел на нее. Мне казалось тогда, что лицам революционерам и, тем более, народников и террористов свойственны особенная чистота и ясность форм.
                Ю. Анненков

29 августа 1954. Это был том из собрания сочинений Веры Фигнер. Я прочла: “В прошедшем 1921 году, Россия понесла две тяжелые утраты: в феврале скончался Кропоткин, а в декабре - Короленко”.
- А в августе Блок - сказала я. - И Гумилев. Она забыла.
- Да, в августе Блок, - повторила Анна Андреевна. Она не забыла, для нее Блока просто не было....
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

* * *
Франс Анатоль

Анато;ль Франс (1844 — 1924), французский писатель и литературный критик. Член Французской академии. Википедия

2 октября 55. – А вы любите Франса?
– Нет, что вы! Показная эрудиция, все это выписки. Когда-то мне нравились «Боги жаждут» – посмотрела недавно, – да это сырой материал, настриженный ножницами и еле соединенный!
* * *

Фрейд Зигмунд

Зи;гмунд Фрейд (1856, Чехия – 1939, Лондон)— австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. 

9 августа 39. Я призналась, что меня раздражает фрейдизм, что я во Фрейда не верю. — Не скажите. Я многого не понимала бы и до сих пор в Николае Николаевиче, если бы не Фрейд. Николай Николаевич всегда стремится воспроизвести ту же сексуальную обстановку, какая была в его детстве: мачеха, угнетающая ребенка. Я должна была угнетать Иру. Но я ее не угнетала. Я научила ее французскому языку. Все было не то — при ней была обожающая мать, вообще все было не то. Но он полагал, что я ее угнетала. «Вы никуда не ходили с ней». Но я и сама никуда не ходила... Какие нежные письма девочка писала мне!

30 июня 55.  Фрейд – мой личный враг, – с торжественной медлительностью произнесла Анна Андреевна. – Ненавижу все. И все ложь. Любовь для мальчика или девочки начинается за порогом дома, а он возвращает ее назад, в дом, к какому-то кровосмешению… А насчет раннего детства догадывались и без него.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой


Рецензии