Время выбрало нас. 23. Прикрывая небо

К 31-ой  годовщине  вывода советских войск из Афганистана.

Говорят участники афганской войны от солдата до генерала. Истории нужен широкий взгляд разных людей, участвовавших в ней. Это важно для показа  правды истории.


Янков Анатолий Иванович
полковник в отставке 

               
В конце 1979 года из Северной Группы войск командир части отправил меня, старшего инженера по радиолокационным станциям, в командировку в город Ригу  на базу Главного ракетно-артиллерийского управления сдавать два комплекта радиолокационных станций П-12.   

Когда наш эшелон прибыл на железнодорожную станцию Варшава,  караул с целью проверки посетил железнодорожный комендант. Он принёс нам свежие газеты и проинформировал, что вчера в Афганистан введены наши войска. Я тогда ещё подумал: "Господи, как это далеко..."

Однако, вернувшись в часть, я узнал, что жизнь там бурлит. Заместитель командующего Северной Группы войск генерал-лейтенант  Р.Ризатдинов собрал наших жён в клубе  и сообщил, что их мужей переводят служить на южные рубежи Родины. Тогда, ещё не до всех, и не всё дошло…

Семьи срочно были отправлены в Союз. Технику и вооружение  мы сдали на склады и базы. Прошли медицинскую комиссию и усиленно комплектовали штат нового батальона.

Сформированный батальон насчитывал 560 человек рядового и сержантского состава,  120  офицеров и прапорщиков. Я состоял  в штате на должности – старший помощник начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения – старший инженер по радиолокационным станциям. 

Всех  загрузили в автобусы и отправили на аэродром  в Кшиву. Там в клубе авиационной части  сначала  восемь часов «крутили» фильмы, а затем нас загрузили в три самолёта ТУ-154 и  отправили в  город Ашхабад (Туркменская ССР).

В течение недели в районе населённого пункта Бикрова, недалеко от Ашхабада, наш батальон укомплектовали  техникой, оружием – автоматами АК-47, боеприпасами, стальными шлемами и прочим имуществом.  Пистолеты «ТТ» нам выдавали из ящиков, на которых была  маркировка «1933 год. Экспериментальное хранение». Позже, в 1980 году мы перевооружились на пистолеты Макарова и современные автоматы.

Там мы узнали, что такое  туркменские ночи. Днём тепло и грязь по колено. Ночью холод сумасшедший. Спали в палатках. Ноги вечно мокрые,  яловые сапоги мы с собой не брали. Зато нам рекомендовали взять с собой парадную форму. Ха-ха-ха! Мою форму  съели  мыши. 

Вспоминать не хочется! Нормально не спали ни одной ночи. А днём принимали технику. А она была частично неисправна, частично разграблена. Недостатки устраняли по ходу дела. 

Но были и яркие впечатления. Тогда я впервые увидел  долины красных маков. Потрясающе! Очень  красиво. Всё красное-красное...

                х х  х

Затем нас погрузили в два эшелона и отправили на железнодорожную станцию  Термез. Мы закончили доукомплектование в канун 23 февраля - Дня Советской Армии и Военно-морского флота, который совпал с выборами.  Мы прямо  в поле проголосовали за кандидатов в народные депутаты Туркменистана и в Верховный Совет СССР.

Прибыл представитель штаба Туркестанского военного округа полковник В.И. Бородин. Здесь же в поле он построил наш Отдельный радиотехнический батальон ПВО, поставил боевую задачу на марш и отправил "с Богом"... Раненько утром в районе города Термез по 60-ти тонному понтонному мосту через Аму-Дарью наша  колонна пересекла границу Союза Советских Социалистических Республик и оказалась на территории Демократической Республики Афганистан.

На марше я  шел в техническом   замыкании батальона.  Первые поломки техники стали проявляться буквально через 10-20 километров марша. На одном из прицепов  из комплекта станции П-18 заклинило подшипник. 

По приказу командира батальона  Коля Бирюков - техник ремонтного взвода остался его ремонтировать. Потом в одиночку догонял  колонну   до Пули-Хумри, где мы остановились на однодневный привал. Водители неопытные в вождении  в горах  пожгли сцепление на своих машинах. Подремонтировали технику. Подкрепились и тронулись дальше. Высокогорье. Очень холодно. Были проблемы и при преодолении тоннеля Саланг.

Скорость колонны на марше составляла 20 километров в час. На подходе к тоннелю  в силу разреженности воздуха, высота все же доходила до трех с половиной километров, вода в радиаторах начинала кипеть уже при температуре 80 градусов. В тоннеле Саланг накануне в результате  дорожно-транспортного происшествия советская колонна остановилась, и шестнадцать военнослужащих отравились выхлопными газами. Это были первые потери, которые мы увидели своими глазами.

Когда прошли это  место, начало темнеть. По радиостанции поступила команда-быть предельно внимательными. Кое-где слышалась стрельба. Водители выключили дальний свет, и машины  почти в темноте ползли по серпантину  Саланга. Благо, что ночь была лунная.

На некоторых участках дороги мы видели поврежденные и сгоревшие  машины.  Не доезжая до Баграма, у  прицепа с боеприпасами оборвало дышло. Вся колонна ушла далеко вперёд. А мы с Колей Бирюковым и Славой Татаринцевым на трех машинах остались.  Коля утверждал, что мы не сможем прицеп транспортировать. Хотя все понимали, что там боеприпасы, и они  нужны. Я призывал всех к сознанию и терпению. Переругавшись, приняли решение: прицеп взять  тросами на растяжку. 

Слава Татаринцев тянул, а я другой машиной подтормаживал, чтобы прицеп не скинул машину в пропасть.  Прицеп мотало по всей дороге. В одном месте у моей машины заглох двигатель. Запустить его не удавалось, а воздух в тормозной системе начал резко заканчиваться. Я не на шутку испугался, начал мигать фарами и подавать звуковой сигнал. Слава Богу, Татаринцев заметил мои знаки и остановился.  Запустили двигатель, тронулись. Догнали колону рано утром, когда было уже светло, на повороте в  Баграм.

1-ая радиолокационная рота дошла до своего места дислокации. Через два часа привала она отделилась от основных сил, и командир роты капитан М.И.Киселев вывел её на свою позицию за взлётно-посадочной полосой аэродрома Баграм.

                х  х  х


А мы дальше продолжили свой путь. Высота над уровнем моря более 1500 метров. Первоначально мы прибыли в район Даруламана  недалеко от Дворца  Тадж-Бєк. Позже там разместился штаб 40-ой Армии. Холодно, везде грязь. На третьи или четвертые сутки движения на маршруте, мы, наконец-то, достигли Кабула.

Отдохнув одну ночь, командиры радиолокационных рот получили боевую задачу: совершить марш к местам постоянной дислокации.  Управление батальона, планшетная рота, радиорота, рота управления, ремонтный  взвод,  хозяйственный взвод и медицинский пункт  вместе с  3-ей и 4-ой радиолокационными ротами совершили марш в район аэропорта Кабул и недалеко от корпусов афганского училища ВВС и ПВО заняли свою позицию.

Приступили к несению боевого дежурства, предварительно оборудовав планшетами воздушной обстановки пункты управления  радиолокационных рот.

В это же время 2-ая радиолокацонная рота капитана В.А.Страшнева продвигалась по маршруту Кабул - Газни - Кандагар. Дорога, которую  строили англичане, когда-то – отличная бетонка, но сейчас вся искорежена воронками от мин. Старшим колонны от управления ПВО был назначен полковник  В.И.Бородин. Я получил  задачу убыть вместе с ним. Для прикрытия колонны было выделено два БТР-60ПБ.

Поражало количество сожженной техники, которая валялась по обочинам дороги. В ходе марша ведущий БТР-60ПБ, в результате нападения на колонну душманов и огневого поражения, был повреждён. Его взяли на буксир и поставили в тыл для огневого прикрытия колонны.  С дороги не сходили и всю ночь патрулировали, держали оборону. Слава Богу, обошлось.

Рано утром продолжили движение. Горы остались позади. Начиналась пустыня Регистан. Дорога - ровная, и колонна шла более уверенно. На вторые сутки с начала марша, дошли до Кандагара. Вышли к аэродрому  "Ариана". Развернули 2-ую радиолокационную роту, вошли в связь с командным пунктом  батальона и приступили к несению боевого дежурства.   Устраивали свой быт. Здесь я впервые увидел, как работает  система "Град". Впечатляет!

От управления батальона с колонной прибыли - я, Буйда Олег и Кусмарцев Валера. Через несколько дней мне поступила команда вернуться  в управление батальона. С этой целью мы прибыли на аэродром "Ариана", договорились с афганскими лётчиками, и на их самолёте АН -12 вылетели в Кабул.

Перед вылетом лётчики забрали оружие у всех афганцев. Нас не тронули. С нами летел кто-то из советников по линии ВВС. Он тихонько нас предупредил, что лётчики могут предпринять попытку угона самолёта в Пакистан и может возникнуть необходимость захвата самолёта. Поэтому он всю дорогу следил в иллюминатор за маршрутом полёта (знал по предыдущим полётам, да и сам он лётчик). Оружие  мы держали наготове.

Опять же, слава Богу, всё обошлось! Когда прилетели в Кабул, было уже темно. Везде выставлены афганские комендантские посты. Нашли управление  своего батальона и только тогда вздохнули с облегчением.

А через несколько дней командир 3-ей радиолокационной роты капитан В.Липьяйнен получил задачу: совершить марш по маршруту Кабул - Джелалабад - аэродром. С ними  был и я. Хотя вся дорога  изувечена воронками, особых проблем не возникало. Кое-где были завалы, но мы их успешно преодолевали. Иногда по дороге попадались попутные или встречные машины.

Однажды, во время совершения небольшого привала, патрульные задержали британскую журналистку, которая снимала колонну на марше и на привале (особенно, когда наши солдаты оправляются). Проверили документы, и во избежание проблем, засветив плёнку фотоаппарата, отпустили. Она чуть не плакала, ведь пропала ее  работа.

От Кабула до Джелалабада километров 120. Поэтому к середине дня мы были уже на месте. Развернули роту и приступили к несению боевого дежурства. Характерным является то, что в Джелалабаде субтропический климат и в марте месяце было уже очень тепло, а иногда даже жарко. В Джелалабаде мы впервые искупались в арыке. Благодать! Непередаваемое чувство.

Хуже всего было то, что почти каждый вечер, как только начинало темнеть, позиция третьей радиолокационной роты  обстреливалась 82-мм миномётами. Нам   были видны "языки" пламени с мест стрельбы, а ничего не сделаешь. Аэродром находится в каньоне. Прятались в окопах, до тех пор пока в воздух не поднимались "вертушки" и проводили зачистку того района.

Когда меня не было, командир 4-ой радиолокационной роты капитан  В.Сопов  вывел свою роту на гору вблизи штаба 40-ой Армии, развернул её и приступил к несению боевого дежурства. Прибыв через несколько дней из Джелалабада, я отправился в его роту, и как инженер  оказал им необходимую помощь. Душманы каждую ночь обстреливали позицию из стрелкового оружия, но личный состав успешно справлялся с задачей.

Здесь я впервые познакомился со скорпионами и фалангами. Мерзкие гадости!

Выполнив боевую задачу, я прибыл в управление батальона, где получил приказ: убыть в Баграм, в первую роту. Прибыв туда, я оказал им необходимую помощь - снял углы закрытия на позициях каждой радиолокационной станции. Эту же задачу я выполнял и в каждой из предыдущих рот. Помогал  в построении зон видимости радилокационой станции и оформления формуляров позиций каждой роты.

Параллельно с нами совершала марш в направлении  Шинданта Отдельная  радиолокацонная рота ПВО страны, которой командовал старший лейтенант (позже капитан) А.Тутынин. На вооружении роты были радиолокационные станции П-37, радиовысотомер ПРВ-13, РЛС П-18, П-15 и радиовысотомер ПРВ-16. Прибыв в район аэродрома Шиндант, рота развернулась и встала на боевое дежурство.

А в Кундузе взвод ПВО развернул две радиолокационных станции П-19. После развертывания всех четырех рот нашего батальона, Шиндатской роты и взвода ПВО из Кундуза, мы приступили к созданию радиолокационного поля над территорией Афганистана.

Спустя несколько месяцев в управление батальона прибыл полковник  В.И.Бородин и поставил задачу командиру подполковнику В.К.Лаврову передислоцировать четвертую роту  из Кабула в Газни. Я вновь отправился  с ротой. Марш прошёл без проблем. Но, вот в районе Газни, по согласованию с командиром мотострелкового полка, роту разместили на территории бывшего минного поля. В первый же день начались проблемы, некоторые солдаты «подорвались» на сигнальных минах… Хорошо, что не на боевых….

Выполнив свои задачи, через неделю, я возвращался в Кабул с попутным БТР-60ПБ в составе афганской колонны. Посреди маршрута колонна попала в душманскую засаду. Духи спалили более 40 машин. Пришлось отстреливаться и защищать колонну. Мне удалось зафиксировать своим фотоаппаратом ещё горящие машины и жертвы. Зрелище   не для слабонервных!  Это был первый такой крупный бой, где мне пришлось принимать участие. Не дай, Господь, ещё кому! А, ведь, и не один раз...

На войне, как на войне. Мне не единожды пришлось бывать  во всех радиолокацонных ротах, с целью оказания  помощи в обслуживании и ремонте техники. Фактически, на каждой точке я оставался не более чем на неделю, иногда на один-два дня. Пошла размеренная боевая работа со всеми своими радостями и горестями, трудностями и невзгодами.

                х  х  х

Батальон получил боевое знамя от имени Президиума Верховного Совета СССР. К этому дню долго готовились,  оборудовали строевой плац. Для чего не одну неделю возили щебень из карьера за  аэродромом Кабула.

В мае  наша жизнь улучшилась. Мы имели уже свою  баню.  Привезли койки, а  до этого спали на нарах, сделанных из бомботары, получили постельное бельё. Начали выдавать чеки внешпосылторга.  Я получал  275 чеков минус партийные взносы. И тут же эти чеки у нас шли в оплату  военторгу за подворотнички, крем сапожный, мыло, зубную пасту, конверты и всякую ерунду.

Пошла пора первых отпусков для офицеров и прапорщиков. До этого в Союз ездили только в командировки в составе автомобильных колонн или попадали с болезнями в госпиталь в Ташкенте. Я поехал в первый отпуск в июне 1980 года. Со мной в Союз летели Валера Страшнев и Женя Жидков.  В Ташкенте "оторвались" по-настоящему. Деньги были солидные. Здесь было всё: и весёлая компания, и   рестораны, и кафе. В Москву прилетели чуть тёпленькие. Встречала Валя. Еле узнала нас. Потеряли чемоданы, но потом нашли. Побыл недельку у тёщи с тестем, и домой - во Львов. Всё было классно.

В райотделе КГБ меня предупредили, чтобы много не болтал.

И всё было бы хорошо, но 22 июня я чуть не погиб. Мы с братом,  семьями, с детьми и  друзьями пошли в лес на прогулку. Я с другом детства и одноклассником Витей Шупером шел позади всех. Уже за лесом, когда мы проходили под ЛЭП-6000,  внезапно оборвался контактный провод и упал на нас. Мой друг погиб сразу, а мне, к счастью, повезло.  В шоковом состоянии целый месяц пролежал в  районной больнице  города Перемышляны Львовской области.

Вернувшись в Афганистан, я с новыми силами взялся за  работу. Мотался по точкам. Мой позывной был - "549". Часто в составе автомобильных колонн ходил в Термез получать новую технику и запчасти, материальное имущество и продовольствие. Было по-всякому, о некоторых случаях тяжело вспоминать.

Будучи старшим,  я получил 560 комплектов автоматов АК-74 и ящик  пистолетов ПМ с целью перевооружения батальона. Затем, на двух грузовых ЗИЛ-131 без охраны и сопровождения, перевозил их из Баграма в Кабул, а через неделю таким же способом доставил и боеприпасы к ним.  И уже с помощью авиации развозил вооружение по  отдельно расположенным ротам.

Собирал старое оружие, сосредотачивал  в Кабуле.  И опять на двух ЗИЛах отвозил его и боеприпасы в Баграм на склады артвооружения. Вот, если бы духи напали?! Был бы для них хороший подарочек!  Мое счастье, что этого не случилось…

Сейчас на все это смотрю другими глазами. Два раза подрывались задним мостом на ГАЗ-66 в районе апельсиновой рощи и электростанции Суруби. Слава Богу, без потерь... Попадали в засады, когда ездили за апельсинами перед Новым годом и на рыбалку. Миновало...  Хорошо жили!

На моих глазах в районе аэродрома Баграм  сбили вертолёт, на котором я с Сашкой Пикузой только что  прилетел в первую роту. И много ещё было всякого. Но, об этом потом...
                х  х  х

В 1981 году началась замена офицеров, отслуживших положенный срок в Афганистане. В соответствии с приказом я должен был уже в мае замениться в Союз. Замена шла полным ходом. А меня командир батальона подполковник В.К.Лавров  не отпускал, мотивируя отсутствием соответствующего специалиста по замене.

Когда же на мою замену, из Прикарпатского военного округа из  г.Стрий прибыл лейтенант  А.И.Река, то его поставили на должность командира взвода в планшетную роту. Позже, благодаря моему ходатайству, Реку перевели на должность командира радилокационного взвода в Джелалабад. А я так и сидел, ждал новую замену. Чтоб я немного успокоился, командир части подал представление на досрочное присвоение мне звания "капитан". Но я его так и не получил.

Мое личное дело было отправлено  в ПрикВО. В сентябре-августе Валера Кусмарцев и Слава Татаринцев получили очередное звание "капитан". А я "остался на бобах". В октябре месяце я поехал в Управление кадров 40-ой Армии. Выслушав меня,  там удивились тому, что я  еще не заменился, и дали команду вернуться в расположение части.

Когда я прибыл в ОРТБ, подполковник Лавров был на меня ужасно зол:

- Кому вы рекомендуете передать свою должность?
Я предложил две кандидатуры, -  Сашу Гинина или  Сашу Пикуза.

- Можете приступить  к приему-передаче должности Александру Пикузе, - получил я приказ.

А для этого пришлось побывать во всех пяти ротах. Всё сделали, как полагается, оформили акт и прибыли с ним к  В.К. Лаврову. Он очень сожалел, но ничего не мог сделать, дабы удержать меня. Ему хотелось, чтобы я дождался  и вместе с ним заменился в Крым.  Но  пришел приказ из управления кадров 40-ой Армии. Подполковник пожал мне руку и дал добро на убытие.

А вечером наш палаточный городок "гудел" - мы прощались. Для этого случая я заготовил всего достаточно. Позже к вечеру, я зашёл к Виктору Константиновичу.  Поговорили по душам, и так "дали по бездорожью", что я вышел из его модуля еле живой. Расстались мы по-дружески.

Для того, чтобы меня нормально проводили друзья в аэропорт, он даже разрешил  запланировать в наряд на эксплуатацию автобус ПАЗ-652, который после входа части в Афганистан почти два года простоял в парке. Расставание было  тяжелым. Ведь расставались надолго...

                х  х  х


... А затем радость встреч. Отпуск, отдых и веселье. К тому времени у жены на руках были документы на получение двухкомнатной квартиры в Львове по улице Плуговой 20 кв.11. Потом адрес несколько раз менялся - Промысловая  86, Миколайчука  86, а теперь Миколайчука  8. 

Ребята все удивлялись, что я такой крутой и, меняя дома проживания, получаю  квартиру все время под номером 11. Здесь же  в городе Львове я живу и сейчас.

Однако, моя радость была не очень долгой. Явившись в управление кадров ПрикВО, я услышал:

- Откуда ты взялся? Почему столько времени не появлялся? Ваше личное дело уже полгода лежит у нас. Мы думали, что ты уже погиб или пропал без вести. На твое место в Стрию уже давно назначен другой офицер.

Затем они мне предложили на месяц принять  должность начальника технической части в Зенитном учебном центре в городе Тучин Ровенской области.

- Мы вам обещаем, срочно решить вопрос со званием.

Так я стал офицером автомобилистом. Вскоре мне присвоили "капитана", а затем я получил и орден Красная Звезда,  к которому был представлен в Афганистане.

Прошел уже не месяц, а полгода. Я обратился в управление кадров ПрикВО. Но мне сказали:

- В хорошее место все хотят попасть служить, а вот в "дыру"- не каждый?  Ты, дурак, согласился, вот и сиди, - не рыпайся. Это такие «умные» были кадровики. 

В 1983 году я с отличием окончил курсы "Выстрел", как их тогда называли «Полевой академией Генерального штаба СССР». За отличную учёбу начальник курсов генерал-полковник Д.А.Драгунский подарил мне свою книгу - мемуары "Годы в броне" с дарственной надписью.

В 1984 году я перевёлся в Ровно заместителем командира части по вооружению 56-го Отдельного радиотехнического  батальона 1З-ой Общевойсковой Армии. Получил  воинское звание -"майор".

В 1986 году поступил в Военную Академию им. Маршала СССР А.М.Василевского, которую окончил в 1989 году. В Академии встретился с Женей Алексеевым, с Сашей Гининым и Сашей Пикузой. Долгое время общались. Пикуза вырос до полковника, уволился, живёт в Киеве. А с Женей Алексеевым мы поддерживаем очень тесные и тёплые отношения.

Пишем друг другу, созваниваемся. А в последнее время со многими нашими ребятами Н.И.Бирюковым, В.И.Бровчуком, Е.В.Уграком, А.Г.Кобрусевым, Е.Р.Болтычевым, Е.П.Алексеевым, Ю.Медведчиковым, В.А.Анциборовым, И.Д.Кравцом и многими другими я держу связь по Скайпу.

С декабря 1987 года до декабря 1997 я занимался  преподавательской работой. Получил воинское звание - "подполковника". Прошёл должности: преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры, доцент. Последняя моя должность-заместитель начальника Львовского военного института по вооружению. Но, по состоянию здоровья пришлось уволиться со службы.

В 1995 году был избран председателем Общественной организации участников боевых действий Военного института. В канун 10-й годовщины вывода советских войск из Афганистана был одним из инициаторов открытия Памятника погибшим в Афганистане в 1979-1989 г.г. в Львове. В 1999 году избран заместителем председателя Львовской областной организации Украинского Союза ветеранов Афганистана.

За активную жизненную позицию и общественную работу, патриотическое воспитание молодёжи и поднятие авторитета ветеранов войны награждён Президентом Украины орденом "За заслуги" III степени и Митрополитом Киева и всея Украины Владимиром орденом Первопрестольного князя Владимира II степени. К 15-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана получил звание "полковник запаса". Принимал участие в выпуске книги воспоминаний "Львов-Афган-Львов".

В январе 2005 года перенёс обширный инфаркт. В связи с ухудшением состояния  здоровья решением медико-социальной экспертизы получил вторую группу инвалида войны. Но, не сдаюсь!  На общественных началах продолжаю работать...

(с) Тимин Л.В.

История, эта продажная девушка... Как часто ее искажают и перевирают. Лишь только тот кто прошел через войну знает, что это такое. Лишь таким можно верить.

Пишу бесхитростно и от всего сердца. Буду рад обратной связи.

Читайте продолжение от участника этих событий боевого генерала Тимина Л.В.


Рецензии