Незнакомка, 2020

Мы с вами где-то встречались…

«Незнакомка» (в некоторых переводах — «Незнакомец») о от Netflix – это сериал о том, что и басурманские киноделы тоже могут обложаться. Серьёзно. Все 8 серий меня не покидало стойкое ощущение, что я смотрю середнячковый российский опус по «Первому» или по «Россия1». Если бы не Ричард Армитидж aka Торин Дубощит, то заблуждение было бы бесповоротным и окончательным.

30 января этот сериал вышел на платформе Netflix и поверг меня в непередаваемый шок да прострацию эдак на недельку. Ибо трейлер обещал мрачную историю с нотками детективного триллера о том, что под красивой обёрткой благопристойной жизни зачастую творятся самые низкие паскудства, рано или поздно выползающие на свет… А по итогу вышел пшик. Но – пшик по-заграниШному культурный. Всё не так плохо, как кажется на первый взгляд.

Короче, расстановка сил была такая…

Один из основных персонажей – Адам Прайс (Ричард Армитидж). Он успешный адвокат, образцовый батя двоих сыновей и любящий муж такой же образцовой супруги – Коринн, которая трудится школьной учительницей. Всё-то у них в семье ровно, тишь да гладь да смертная скука. В общем, как и у многих. Но ситуацию спасает событие, называемое в драматургии побуждаемым происшествием, с которого и начинается весь сыр-бор.

Райан – младший сын Адама, играет в футбол в пришкольном клубе, и мистер Прайс, ясный перец, приезжает болеть за сынулю. Внезапно в перерыве матча к Адаму подруливает симпатичная бабёнка в кепке. Долго смотрит, а потом говорит: «Не надо было тебе, мил человек, с Коринн оставаться. Пожалел ты её после выкидыша пару лет назад, а не стоило. Потому что ни выкидыша, ни беременности не было. И вообще – проверил бы ты ДНК обоих своих сыновей». На вопрос, кто она такая и откуда всё знает до таких подробностей, девушка мило улыбается и отвечает: «Зовите меня осведомлённой Незнакомкой».

По названию компании, которое сообщила Адаму Незнакомка, он вычисляет странную банковскую операцию, оказывающуюся платежом на счёт сайта, специализирующемся на фальшивых беременностях. Провернув своими извилинами мыслительный процесс, Адам наконец-таки скумекал что к чему. Оказывается, два года назад, когда он мутил с симпотной коллегой-адвокатом и так серьезно подумывал над сменой семьи, его супруга прикупила силиконовый живот, положительный тест на беременность и даже двухмерные снимки УЗИ. И он, как порядочный мужчина послал в хорошую жизнь свою пассию и вернулся в семью. А жена, стерва, как только поняла, что добилась своего, навесила грустную мину на свой фейс и трагично-могильным голосом сообщила, что она потеряла ребенка. И, как мне кажется, не выкинула свой накладной животик, а припрятала его до лучших времен. Ибо Адам ещё вполне себе ничего, и опасность побега существует.

Сбросив лапшу с ушей, Адам наезжает на Коринн, обвиняя во лжи, на что получает ответ: это ещё не всё, ты многого не знаешь. Жена обещает всё ему рассказать, но вдруг исчезает как раз перед школьной церемонией, где её должны были наградить от лица учеников как лучшую учительницу.

Адам начинает поиски Коринн с помощью своего товарища и одновременно клиента – Мартина. Мартин – бывший коп, в одиночку воспитавший дочь, которая давно с ним не общается по непонятным причинам. На мужика как из рога изобилия льются проблемы: жена от него ушла лет двадцать назад, оставив с ребёнком на руках, а теперь его ещё и из дома хотят выселить. Всю улицу продали под снос для строительства современного жилого комплекса, и Мартин нанял Адама в качестве своего адвоката, чтобы отбить дом, с которым связано множество воспоминаний. Вместе они начинают искать Коринн, а зрителю пока скармливают ещё несколько крючков-зацепок, призванных захватить внимание.

Старший сын Адама – Томас, вместе со своими друзьями отправляется на ночной сейшн в лес, где вся честная компания накачивается наркотой, а поутру они проснулись…но не все. Их одноклассника Данте находят в нескольких милях от места тусы – голого, со множеством ссадин, без сознания и с риском, что он в любой момент двинет коней. Вместе со своей подружкой Дейзи и другом Майком Томас пытается выяснить, кто гонял Данте по лесу, и так ли всё просто, как кажется. У детишек там тоже секретов – завались.

Далее – третья из основных веток повествования. История владелицы кафе, женщины средних лет по имени Хайди Дойл и её подруги служащей полиции – Джоанны Гриффин. Обе они немолоды, у обеих проблемные семьи, личные неприятности, но они опираются друг на друга и мечтают отправиться в совместное путешествие по США, чтобы хорошенько оторваться там без детей-мужей и обязательств, несмотря на крадущийся пенсионный возраст. Одним вечером, когда Хайди как ни в чём не бывало закрывала кафе, к ней подходит Незнакомка (знакомая зрителю по фееричной встрече с Адамом в самом начале) и сообщает, что её очаровательная двадцатилетняя дочь-студентка Ким подрабатывает проституцией через сайт, специально созданный для знакомства с богатыми клиентами. Хайди должна заплатить Незнакомке десять тысяч фунтов, иначе через несколько дней вся переписка её дочери с клиентами и все зашкварные материалы будут слиты в сеть. Решив наступить себе на горло и пожертвовать деньгами, отложенными на долгожданное путешествие с любимой подругой, Хайди через пару дней закрывает кафе и начинает отсчитывать выручку, готовя откуп для Незнакомки…

А ещё через несколько дней Джоанна, обеспокоенная тем, что Хайди не отвечает на звонки и смс, пролезает в закрытое кафе и находит труп подруги с простреленной головой. Несмотря на горечь потери и эмоциональное состояние, не соответствующее желаемому при ведении дела, Джоанна твёрдо вознамеривается лично найти убийцу. И первая же любопытная деталь – на месте преступления находят розовый шнурочек с чип-ключом. Расследование показывает, что вещь принадлежала…Коринн Прайс – супруге Адама, которую тот так рьяно и так тщетно ищет. И только тот приходит в себя от осознания факта, что его супруга что-то делала на месте убийства, как полиция вновь заявляется в дом прайсов – сбежавшая жена обвиняется в краже денег из школьного футбольного клуба, казначеем в котором она была. Сумма немаленькая, и Коринн грозит реальный срок, если она вскоре не вернётся и не объяснит всё произошедшее…

Было ли что-то хорошее?

Разумеется, это сама завязка. Сначала исчезновение Коринн не выглядит подозрительно, особенно, учитывай тот факт, что она сама же написала Адаму смс – просит её не искать, потому что ей надо прийти в себя, всё обдумать, и она сама совсем скоро приедет, чтобы как следует поговорить с мужем и всё ему рассказать. А потом, когда происходят убийства, таинственные исчезновения, когда наружу, стараниями Незнакомки, выползает множество секретов, часть из которых вновь приводит зрителя к Коринн, ты сильно задумываешься о том, что она была простой училкой и доброй мамочкой. Она ведь сама сказала Адаму перед тем, как уйти: «Секреты есть у всех».

Актёрская игра – это неотъемлемый плюс практически всех сериалов, где заняты британцы. Создалось впечатление, что лицедеи старались, несмотря на полное понимание факта дерьмовости сценария. Ричард Армитидж *очень внезапно* постарел, но не перестал оставаться красивым чертякой. При этом он, в отличие от наших актёров, не тянет одеяло на себя, а гармонично существует в кадре с остальным кастом, натурально отыгрывая заботливого папашу и искренне любящего мужа. В целом весь состав очень достойный. Незнакомка - Ханна Джон-Кэймен («Человек-Муравей», «Чёрное зеркало») вся такая неуловимая, всезнающая и очень опасная. Зритель поначалу даже соглашается с Адамом, уверенным, что такая дотошная особа должна быть в курсе исчезновения его супруги.

Общая атмосфера вполне себе по-британски таинственная. Но не достаточно, не достаточно! Слишком мало мрачняка, хотя в трейлере (и даже на постере) нам показали туманный тёмный лес. В сериале лес появлялся не так часто, как хотелось бы. Всё в основном удушили диалогами, перекинувшись на экранизацию книжной болтовни, забыв о необходимости киношной зрелищности. 

Работа гримёров – на высшем уровне. Жмурики там настолько жуткие, что аж мурашки по коже.

Заглавная тема «Walking On Cars – Monster» очень запала мне в душу и хорошо вплелась в общее настроение проекта.

Основное достоинство – развязка, которая оказывается многослойной, то есть свою кульминацию получают сразу несколько повествовательных веток. И одна из них не разочаровала лично меня, поскольку догадки мои подтвердились. И это не может не радовать, ибо «шерлок» я тот ещё, а тут в кои-то веки мои извилины сработали верно.

Диалоги, которых было чересчур много, кое-где оказывались к месту в своей душевности и чётко прописанном психологизме. Адам и Джоанн, оставшись без близких людей, наконец понимают, что должны работать сообща, чтобы найти Коринн и того, кто причастен к убийству Хайди. В ходе этого понимания Адам рассказывает Джоанне трогательные истории, из которых мы узнаём, что Коринн – действительно хороший человек, талантливый педагог и прекрасная мать. Она кажется неспособной на те преступления, которые ей упорно приписывают, и зритель хочет, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.

Но плохого в сериале завались, ибо…

…персонажи то топчутся на месте и ведут абсолютно бессвязную болтовню, то вдруг несутся сломя голову невесть куда, и результат для повествования какой? Прально – ну-ле-вой! И ты сидишь такой, прожигаешь пуканом в стуле охрененную дыру и думаешь: «Нафига я вообще завязался с этим бл*ть, сериалом? Лучше бы «Гарри Поттера» по сотому кругу глянул!».

Адам то пьёт пивко вместе с соседом, чей мозг кажется размером с горошину, то ведёт бессвязный разговор со своей бывшей любовницей, то с треском проигрывает дело своего друга Майка, дом которого вот-вот пойдёт под снос. А проигрывает дело Адам…своему папаше, который весь из себя крутой бизнесмен. Типа, семья-семьёй, а от бизнеса руки прочь. Лол.

Восемь серий – это очень, ОЧЕНЬ много для такого нудного сериала, где «у каждого есть свои секреты», но таких персонажей раз-два и обчёлся, поэтому за 4 серии можно было сбацать вполне себе годный динамичный, мрачный и атмосферный проект. Вместо этого получилась типичная британщина с диалогами, редкими погонями и самокопаниями некоторых главных героев.

По мере того, как дело продвинулось к финалу, из ближних кустов верхом на рояле появляется практически левый чел, которого делают антагонистом, и настойчиво втирают зрителю, что это он, мол, главгад, и сейчас наш Адам Прайс всё-то и узнает. Но…Сценаристы твистуют не хуже Моргунова в «Кавказской пленнице», и повествование опять меняется с абсолютно нулевым (а под конец – даже отрицательным) смыслом.

Иногда обстановка с таинственной Незнакомкой напоминала анекдот из серии «шутки за 30»:
«-Я вас где-то видел…
- Да, я там часто бываю».

Настолько она вся такая неуловимая, вся такая незнакомая, но по итогу оказывается, что или персонажи – полные идиоты, раз не сумели её раскусить, либо сценаристы что-то упустили. Иначе не объяснить эту тупость в финале, когда Незнакомка оказывается очень даже знакомой. Всем. Ибо в разное время она присутствовала в жизни ключевых персонажей, будучи их если не прямой, то косвенной товаркой, прекрасно знающей обо всех перипетиях их жизней.

Огромное количество второстепенных персонажей, ненужных сюжетных линий, которые не получили совершенно никакого развития, а только жадно жрали хронометраж. Вроде бы, была там линия младшей сестрёнки Дейзи (Дейзи – это подружка Томаса, старшего сына Адама). Так вот, кто-то взял телефон этой младшей сестрёнки и разослал с него всему списку контактов фотки её, прости Господи, гениталий. Ну тут как бы важная тема вмешательства в частную личную жизнь, охренительная детская травма, и так далее… Но эта линия постепенно растворяется на фоне действий других персонажей, превращаясь во второсортную, а потом – в вовсе ничтожную, хотя под конец зритель узнаёт, что там и как произошло на самом деле. Но это кажется неважным. И такое пренебрежительное отношение драматургов к такой серьёзной затронутой теме весьма печалит.


По итогу…

… мне не понятно только одно: почему режиссёр и сценаристы, каждый из который в свою очередь трудились над такими сериальными жемчужинами как «Доктор Кто», «Бесстыжие», «Молокососы» и т.д. так феерично обложались?

Возможно, вся фишка в том, что сериал – экранизация романа, а экранизировать могут далеко не все? Это мне неизвестно. Как и не ясно, почему Rotten Tomatoes выкатил «Незнакомке» 91% свежести! Чтоб вы знали, это даже больше, чем на данный момент у «Молодого Папы», блин.
 
В «Незнакомке» заложен всего один конкретный посыл: что секреты есть у всех, но стоит ли их раскрывать? Не рискуете ли вы, срубив одну голову гидры, дать вырасти ещё трём на её месте?

На мой взгляд, получилась не очень хорошая экранизация хорошего романа. Да, есть над чем подумать, но телевидение должно выполнять ещё и зрелищную, атмосферную функцию, а «Незнакомка» не может похвастать ни тем, ни другим.

Стоит ли смотреть? Исключительно ради любопытства... Или – как я: исключительно ради Ричарда Армитиджа. :)

За статейкой с картинками по традиции ТЫК сюда - https://galka-zheglova.livejournal.com/6988.html

А ещё там есть P.S., в котором я подробно расписала концовку. Так что, если кому-то смотреть лень, а узнать, чем дело кончилось, хочется - милости прошу.


Рецензии