Школьная страна!
Не найдёте вы на нём;
Той страны,страны особой,
О которой мы поём."
Для меня,маленького Серёжки,особенным,любимым местом родного города Борисова,был дом,в котором я родился на улице "10 лет БССР".Улица моего детства длинною около двух километров,вся состояла из деревянных маленьких домиков.Вдоль улицы сплошные высокие заборы и лай злобных собак.Наш маленький частный, домик находился в середине отрезка улицы по чётной стороне.Если выйти из ворот нашего подворья и повернуть налево,дальше идти прямо по убыванию номерных знаков,то наша просёлочная улица упирается своим началом в асфальтированную улицу"Труда" с активным автомобильным движением.На этом перекрестке находилось единственное на нашей улице высокое трёхэтажное здание из белого кирпича.Это храм знаний,который возвышается над серыми,невзрачными окружающими домишками,построенный в 1962 году.Дорогая 12-я школа,что ещё может быть трогательнее, - значимая страница моего бесшабашного детства.Прослеживается даже какой-то знак судьбы в том,что её возраст почти равен моему,с разницей всего в один год.В этой школе я получил не только аттестат о среднем образовании,но и как следует сформировал свой мальчишеский характер,получил хорошую волевую закалку.
В первый класс в первый раз меня повела моя мама Софья Степановна:добрая,заботливая,но весьма строгая женщина.Одели на меня костюмчик,обули в новые ботиночки,повесили на спину ранец и повели на торжественную линейку.Мы медленно шли по своей улице тёплым сентябрьским утром,пересекая улицы,в названиях которых отражена история Советской страны.
Улица "1-го мая".улица "8-го марта","Ленинская".Наконец,пройдя километр по песку,
мы подошли к школьному зданию.
Школа встретила нас торжественно.Пришкольный двор весь благоухал разноцветьем.Бесконечное количество цветочных клумб,высокий дуб у калитки, и на высоком постаменте у здания школы возвышается памятник Владимиру Ильичу Ленину.
Раздался первый звонок,заиграл оркестр и первоклашки с букетами цветов
отправились в свои классы знакомиться со своими первыми учителями.Наша первая учительница была ещё совсем молодая,очень умная и красивая.Наш 1-А,у неё
первый,звали её Римма Михайловна Кожевникова. Начались школьные тяготы.В
классе было более тридцати детей.В первом классе учились все хорошо,старались.
Самым сложным предметом,было для для нас письмо,так как требовал,от учеников предельной аккуратности.У каждого в пенале лежала ручка для письма,представляющая
собой деревянную палочку на которую надевалось металлическое пёрышко.Второй предмет доставался из школьного ранца,это так называемая чернильница- непроливайка.Таким образом выводить буквы и цифры было сложно,ученики писали медленно.Часто в тетрадках появлялись кляксы и снижались отметки.В начальных классах был специальный урок "чистописание".После второго урока Римма Михайловна
выстраивала наш класс по двое и мы шли строем в столовую.
В помещении столовой не только школьники принимали пищу,но и проходили
различные весёлые мероприятия:утренники,концерты и выставки детского творчества.
В канун праздника Нового года в помещении столовой устанавливалась нарядная ёлка
и я,семилетний мальчишка,впервые тогда встретился с Дедом Морозом.Самое смешное было то,что я верил в него и в тот момент,когда в праздничный зал входил
Дед Мороз,я выбегал на улицу искать,где находится космический корабль,на котором он прилетел.
Однажды к нам в школу приехал кукольный театр из Минска и мы,первоклашки,смотрели потрясающий спектакль,в котором к человеку рассеянному подкрадывалась кукла-монстр из-за ширмы и хотела его обворовать.Он её искал,а она пряталась и мы,детки, громко кричали,подсказывая недотёпе где находится злодей.
Пролетело два года и вот мы уже перешли в третий класс,я привык уже к своей школе и считал ее вторым своим домом.В Деда Мороза я уже не верил,но у меня
вселялась и укреплялась вера в вождя мирового пролетариата - Владимира Ильича Ленина.
Владимира Ульянова нам ставили в пример,как самого лучшего человека на планете и на нашей школьной форме красовались маленькие,красненькие,звёздочки с
изображением нашего вождя.Однажды в столовой проходил огромнейший праздник,посвящённый 100-летнему юбилею Ленина.На торжественное собрание пришёл
ветеран Великой Октябрьской социалистической революции и рассказал,как видел он
Ленина живьём в Петрограде,выступающего на броневике.
Состоялась большая выставка - "Лениниана".Мы со своим отцом смастерили домик из круглых палочек.Это копия домика,в котором родился Ульянов.Девочки из
параллельного класса украсили цветочками портрет Владимира Ильича.Всю неделю
экспонаты выставки украшали нашу школьную столовую:рисунки,стихи,лепнина,домик
в Симбирске,в Шушенском и шалаш на берегу Финского залива.Это было 22 апреля
1970 года.
Ещё пройдёт месяц,- и прощай третий класс.Перед тем,как уйти на летние
каникулы,нам выдали учебники за четвёртый класс.Это было очень удобно.За лето мы просматривали эти книжки,особенно по новым дисциплинам и в следующий учебный год
приходили подготовленные к занятиям.
В четвёртом классе появился новый предмет - "природоведение",который мы
изучали в кабинете географии,где нам часто показывали познавательные кинофильмы.
Зашторивали окна,выключали свет,вешали экран и запускали кинофильм,это был для
нас самый любимый урок под тарахтение старого киноаппарата.Однажды Антонина
Петровна принесла на занятие химическую колбу и мы из неё выкачивали воздух,
тем самым определяли потом вес воздуха.
Были у нас уроки и совсем необычные,например,- "ритмика".Проводил его Михаил Сергеевич,которого дети прозвали "танцулька".Посредством этих занятий,
мы приобщались к танцевальным движениям,воспитывали в себе чувство ритма и тренировали пластику тела.
Анна Васильевна - женщина средних лет,преподаватель русского языка
и литературы,стала нашим классным руководителем.С горделивой осанкой,как у княгини,она входила в класс с довольно толстой указкой в руке и могла мальчикам- шалунам ударить по шее,да так,что бывало,ломалась деревянная указка.
Проучившись три года,мальчишки стали смелее,а некоторые, проживавшие особенно в самом криминальном ,залинейном районе,начали превращаться в хулиганскую шпану,подчёркивая свою особую значимость в родной двенадцатой школе.
В годы войны эти ребята могли бы стать героями. Залинейный район - или,как его называли "болото",находится за железнодорожными путями рядом со школой,и,
вместо того,чтобы пройти через железнодорожный переход,эти юные герои шли напрямую через пути,часто пролезая под стоящими вагонами,подвергая свою жизнь
опасности.Два юных "героя" однажды выпрыгнули через открытое окно с третьего этажа нашей школы вниз,один на спор - другой за компанию.Доставалось порой
и учителям.Однажды юные хулиганы-ученики натянули в тёмном переулке возле школы
верёвку низко над землёю и учительница,выйдя со школы,зацепилась ногой за верёвку и упала.Поэтому учителя на уроках ходили с деревянными заостренными палками,
они были предметом для устрашения.У моего отца заказывали деревянные указки
с толстой ручкой,и токарь вытачивал это грозное оружие на борисовской фабрике
музыкальных инструментов.
На территории школы часто происходили потасовки,драки.Стекло во входной
двери всегда было разбито. Попадало в драках и мне,были и синяки,и ссадины,
но никогда я никому не жаловался.Жалоба - считалось знаком слабости человеческой
и стыдно было,если вдруг приходили родители на детские разборки.Разбирались между
собой сами без взрослых.Одна же,грозная фигура была в нашей школе,которую боялись
даже самые отпетые хулиганы,это директор Пётр Никонович Микульчик. Один только
внешний вид директора,приводил учеников в трепет,и нервная дрожь страха пробегала
по спине.Это был человек среднего роста,широкоплечий,абсолютно лысый с грозным
взглядом из под очковых линз,вызывающим оцепенение,особенно у младших школьников.
Выходит как-то директор из своего кабинета и очень медленно спускается по лестнице на первый этаж.И,вдруг,малышня толкается,и один другого толкнул прямо в живот хозяина школы.Что тут стряслось!Этот грозный человек-гора за ухо схватил
одного и другого баловника и чуть уши им не оторвал.
Жизнь в нашей школе строилась по одному важному и общему принципу:учитель,
директор и любой школьный воспитатель всегда правы во всём и всегда.
Педагогические кадры подбирались в советскую школу с большой тщательностью и были
хорошо подготовлены.Особенно хочу отметить человека легенду,заместителя директора школы по патриотическому воспитанию - Раису Даниловну Петрище.Раиса Даниловнв в годы второй мировой войны была партизанка-подпольщица,награждена Орденом
Отечественной войны второй степени;почётной грамотой Верховного Совета БССР.
После войны она работала девятнадцать лет в 1-ом детском доме города Борисова,
затем пришла работать в нашу 12 школу.Человек она в общении открытый и простой,
если просила выполнить какую-нибудь работу,то ей невозможно было отказать.
Она создала знаменитый музей Великой Отечественной войны на третьем этаже помещения нашей школы.Воспитательной работой занимался тогда практически каждый
учитель.Девиз был такой:"Учи и воспитывай- воспитывай и учи!"
Время неумолимо идёт вперёд,подходит уже к концу учебный год,и нас
принимают в пионерскую организацию.На день советской пионерии 19 мая,по окончании
четвёртого класса,на на шею повязали красные галстуки и по этому поводу решено
было всем нашим четвёртым"А" отправиться в поход по местам боевых сражений.
Взяли мы продуктов на два дня,предоставили нам грузовичок с высокими бортами и со
скамейками для перевозки людей,и поехали мы вместе с Анной Васильевной в деревню
Студёнку. На Березине,возле Студёнки произошёл разгром наполеоновских солдат
в войне 1812 года.На другой стороне реки находится знаменитое Брилёвское поле
и памятники о знаменательных событиях тех давних лет.Экскурсия прошла интересно
и через день мы вернулись весёлые и счастливые.
Вот уже я в пятом классе;кажется недавно ещё в первом был и сидел на
уроке "чистописания".Теперь у нас авторучки,и чернильницы мы больше в школу не приносим,но стали приносить бутылочки с фиолетовыми чернилами,чтобы время от
времени заправлять наши авторучки.Не стало больше клякс в тетрадках и тетрадки
стали по-толще.Стали по графику назначать дежурных по классу.Их было обычно двое.
Они следили,чтобы в учебной комнате был порядок,и после уроков дежурные мыли
закреплённое классное помещении,поливали растения на подоконниках,открывали
фрамуги,проветривали класс.Отличником я не был,учился на четвёрку.Отстающим же быть не хотел.С закоренелыми двоечниками велась серьёзная работа:их высмеивали
в стенгазетах,задерживали после уроков на дополнительных занятиях,могли заставить
учиться летом на каникулах или оставить на второй год.Появились новые дисциплины:
география,история,ботаника.Историю древнего мира у нас преподавал тот же "Танцулька",который вёл "ритмику".Михаил Сергеевич хорошо умел не только танцевать и проводить кружок народных танцев,но и вести урок истории,да ещё так,
что все учащиеся были задействованы в учебном процессе.
Урок ботаники - был для нас источником какого-то необычного наслаждения:мы изучали гербарии,соцветия,пестики,- всё это потом подкреплялось
работой летом ,после окончания пятого класса.На летних каникулах мы должны были
отработать, на пришкольном участке.Поливать,прополоть пару грядок,поухаживать за цветниками,подрезать кустарник,всё это происходило под чутким руководством нашей учительницы по ботанике - Клавдии Яковлевны.
Пионеры-ленинцы оказывали помощь советскому государству:собирали
металлолом и макулатуру.На школьную спортивную площадку сносился железный хлам или старая бумага.Затем подводились итоги и распределялись места между пионерскими
отрядами.
Особенно мне запомнился трудовой лагерь,в котором я был на каникулах,
после окончания седьмого класса.Собрали ребят и девочек шестых-седьмых классов
и отправили населённый пункт Лошница. Заселили нас в помещение старой местной
школы.Неподалёку строилась новая трёхэтажная школа.На этом строительном объекте,мы,юные пионеры,работали,оказывали посильную помощь строителям.В свободное от работы время проводились различные мероприятия:соревнования по шах-
матам,волейболу,футболу.
Проходил у нас конкурс на лучший букет из цветов.Каждый цветочный букет
нужно было защитить,то есть озвучить стихами или песней.Мне пришло на ум оригинальное решение.Отыскал я чёрный обугленный кусочек дерева,воткнул в него
красную розу и обмотал это всё колючей ржавой проволокой,назвав свой букет-
"Сердце Бухенвальда".
Демонстрируя свою композицию перед жюри,наш отряд спел куплет известной песни-
"Бухенвальдский набат",тем самым почтив память жертв фашистского лагеря смерти.
За что и получили мы первое место среди всех других отрядов на конкурсе за лучший букет.
Прошло весёлое время и вот уже я в восьмом классе - ,высокого роста подросток,поэтому я на уроке физкультуры стоял вторым в строю.На физкультурных занятиях мы сдавали нормы"ГТО",что означает"Готов к Труду и Обороне".Далеко
не каждый мог осилить эти нормы,но все старались.Большой честью для каждого было
получить золотой или серебряный значок по труду и обороне.Преподаватель физкультуры -- Евгений Павлович Раткевич,очень серьёзно относился к физкультурным занятиям и считал их самым важным учебным предметом.
Для меня же,юного экспериментатора,самым важным и любимым предметом была
химия.Интерес к химии у меня был привит ещё в третьем классе,когда к нам пришли
старшеклассники на внеклассный час и демонстрировали занимательные опыты по химии.Поэтому на уроке химии у Зои Ивановны Николаенко, я был на хорошем счету и
умел синтезировать разные химические вещества.Как-то дома даже получил технический хлороформ и пирофорное железо.Однажды произошёл нехороший случай.
Я стащил ценный реактив - азотнокислое серебро и мне Зоя Ивановна устроила нагоняй.Стало мне чудовищно стыдно,больше я никогда ничего не воровал.
Восемь классов пролетело,наша школа опустела -
Кто куда?Кто в ПТУ,- кто на нары в Воркуту...
Горькая ирония - злая шутка,звучит в этих экспромтных строчках,но иногда так и бывало.Часто трудные подростки- хулиганы окончив восьмилетку продолжали свои
университеты в колонии.Школа же вздыхала с облегчением.Становится меньше драчунов,разбитых стёкол и продолжают в девятом классе учится уже серьёзные
юноши и девушки,с серьёзным намерением получить оконченное среднее образование.
Вот и мы,уже серьёзные люди: вступили в комсомол,стали платить взносы две
копейки в месяц;появились у нас новенькие паспорта гражданина Союза Советских
Социалистических Республик.Наш 9-А приняла Рогнеда Александровна Соболевская -
чуткая,очень умная,но чрезвычайно несчастная женщина,так как была одинокая.
Она вела у нас уроки русского языка и литературы.Писали мы сочинения на серьёзные темы своими шариковыми ручками,которые только что вошли в обиход и вытеснили
чернильные авторучки.Для серьёзных парней и учебные дисциплины появились суровые,
например - "Начальная военная подготовка".Подполковник запаса - Юрий Ильич Хомич был всегда в военной форме и все школьные мероприятия связанные с военно- патрио-
тической игрой "Зарница" проходили по его руководством.У него в кабинете мы
изучали стрелковое оружие,гражданскую оборону,ходили в стрелковый тир и стреляли
из мелкокалиберной винтовки по мишеням.Девушки учились оказывать первую помощь
при травмах.На летних каникулах после девятого класса у нас проходили военные сборы.В физкультурном зале школы на полу постелили нам спортивные маты и на них мы спали.Были у нас походы на полигон,учились мы ориентироваться на местности,
изучали приёмы рукопашного боя,короче,готовились стать настоящими мужчинами -
защитниками нашей Советской Родины.Продолжалась военная подготовка и в последующем десятом классе.Юрий Ильич стал моим хорошим приятелем.Я приходил к нему домой в гости переписывать с магнитофонных плёнок Леонида Утёсова,Петра Лещенко и разных прочих эмигрантских исполнителей на свой магнитофон- приставку
"Нота-304",для своей музыкальной коллекции.
В десятом классе мы готовились к выпускным экзаменам и каждый хотел иметь
аттестат с возможно более высоким средним баллом.Давно мы уже не боялись нашего
директора Петра Никоновича,но был один очень злобный человек,которого мы побаивались,он мог серьёзно подпортить бал выпускного аттестата,это физик Георгий
Яковлевич Кугель.
Георгий Яковлевич - самый старый преподаватель в нашей 12 школе,на своём пиджачке он носил "ромбик"- значок об высшем образовании.Ростом он был один метр всего.Внешне он сложен с нарушением пропорций человеческого тела.Были у него проблемы с суставами ног и когда он шагал,то прихрамывал на левую ногу.На уроке
физики,прежде чем начать занятие,он обычно половину учеников выставлял за дверь.
После этого только открывал классный журнал и начинал занятие.
Всем мы обязаны своим преподавателям,за знания которые они нам преподнесли,
за добрые чувства,которые они у нас пробудили и за любовь ,к своей, ещё тогда великой Родине!Получили мы свои аттестаты зрелости и разлетелись,как свободные
птицы:кто куда из нашего общего гнезда - славной двенадцатой школы города Борисова,в далёком 1978 году.
Свидетельство о публикации №220020701446
Никонов Андрей 2 02.07.2021 10:00 Заявить о нарушении