В небе 41-го над Двинском

В небе 41-го над Двинском

Не всегда получаются «живыми» главы: не подведешь под них воспоминания очевидцев описываемых событий по причине их отсутствия, лишь одни сухие архивные следы от этих событий. А временной период их таков, что не пропустишь, да и судьбы людей в них упомянутых, как пепел Клааса стучится в сердце, и требует хоть на время «оживить» их по ходу повествования, что и пытаюсь…

Перед командующим Северо-Западным фронтом была поставлена задача организовать оборону на рубеже Западной Двины от Риги до Краславы силами отходивших войск и соединениями 27-й армии второго эшелона фронта. Командующему Западным фронтом было приказано задержать противника в Минском и Слуцком укрепленных районах силами отступавших от границы войсками, соединениями, формируемой 13-й армии, и механизированными корпусами второго эшелона фронта. В это время войска Юго-Западного фронта вели бои на ровенском направлении. Им приказывалось не прекращать контрудары по группировкам противника в районах Луцка и Бродов.

Однако ситуация на фронте складывалась к этому моменту крайне неблагоприятно для РККА.

Северо-Западный фронт не успел организоваться в устойчивую оборону по правому берегу Западной Двины. Соединения фронта и 21-й механизированный корпус Московского военного округа, перебрасываемый к Западной Двине, не успели полностью сосредоточиться и закрепиться на отведенных им позициях. Используя эти обстоятельства передовые части 4-й немецкой танковой группы 26 июня вышли к Западной Двине и с ходу захватили Даугавпилс, а через три дня овладели плацдармом в районе Крустпилса. Достаточных сил для сдерживания противника на правом берегу реки не оказалось. Части 27-й армии, прикрывающие это направление, не выдержали удара противника и 2 июля вынуждены были под их натиском отойти в сторону Опочки. В стыке 8-й, которая отходила к Риге, и 27-й армий образовалась огромная брешь, не прикрытая нашими войсками. Это позволило соединениям 4-й немецкой танковой группы провести глубокий прорыв в сторону Пскова.

Левофланговые соединения 18-й немецкой армии вышли 1 июля в район Риги и захватили переправы через Западную Двину, создав тем самым угрозу охвата обоих флангов 8-й армии. Предотвращая окружение, войска армии на подручных средствах переправились на правый берег реки между Ригой и Крустпилсом.

На этом фоне «земных» событий столкновений армий и происходила «воздушная» боевая работа 53-го и 200-го ДБАП 40-ой авиадивизии 1-го авиакорпуса.

Вернемся к главе «Двинское направление» из воспоминаний «По приказу Ставки» штурмана Крылов А. И., участника тех событий:

«...В первом вылете 27 июня 1-я и 3-я эскадрильи нашего полка в составе семи самолетов бомбардировали мотомехвойска противника на шоссе в районе Зарасая. Прямым попаданием бомб уничтожено несколько автомашин с живой силой врага, три тягача с орудиями и штабной автобус. Бомбардировщики были атакованы пятью «мессершмиттами». Самолет лейтенанта В. Л. Алексеева был сбит. Кто-то из экипажа выпрыгнул с парашютом. Самолет-разведчик В. М. Кайнова благополучно возвратился на свою базу.

Во втором полете полк в составе пятнадцати самолетов наносил бомбовые удары по танкам противника юго-западнее Двинска, на шоссе Коханово — Крупки. Уничтожено шесть танков, девять автомашин. В воздушном бою сбито три истребителя. На этот раз отличился комсомольский экипаж лейтенанта Николая Булыгина. Выполняя разведывательный полет над шоссе Ковно — Двинск, воздушные бойцы бомбами и огнем пулеметов уничтожили несколько автомашин с живой силой противника. Но и наш самолет при отходе от цели был атакован истребителями противника. Завязался неравный воздушный бой. Маскируясь в редкой кучовке, летчик стремился уйти от наседавшего врага. Стрелок-радист сержант Петр Титов отбивался от атакующих истребителей сверху, а сержант Никифор Кусенков прикрывал нижнюю полусферу.

Им удалось поджечь один вражеский самолет, попытавшийся подойти к бомбардировщику на близкое расстояние. Мужественный экипаж сумел уйти от преследования врага и прилететь на свой аэродром. Лейтенант Булыгин с помощью штурмана Николая Колесника благополучно посадил израненную машину. Техники обнаружили на самолете больше ста пробоин.

С каждым днем задачи, выполняемые бомбардировщиками, усложнялись. Эскадрильям подчас приходилось одновременно уничтожать танковые резервы противника, действовать по его железнодорожным коммуникациям, осуществлять воздушную разведку. Летный состав понимал, что для успешного выполнения заданий требуется не только смелость и решительность, но и умение, находчивость каждого экипажа.

Противник, овладев Двинском (Даугавпилс), быстро продвигался вперед по шоссейным дорогам на Резекне. Гитлеровцы поспешно строили переправы через Западную Двину.

В это время усилия 53-го и 200-го авиационных полков были направлены на уничтожение танков и мотомеханизированных войск, скопившихся на юго-западном берегу реки. Экипажам приходилось по два, а иногда и по три раза в день вылетать на задания.

Рано утром 30 июня эскадрильи Крюкова и Язькова, составленные из экипажей различных звеньев, вылетели для нанесения удара по скоплению вражеских войск северо-западнее Двинска. Группы скрытно подошли к цели. Экипажи быстро обнаружили наспех замаскированные танки, автомашины и артиллерию противника. Бомбардировщики тотчас встали на боевой курс. Прошло не больше минуты — и на головы фашистов полетели десятки фугасных и осколочных бомб. Удар был таким неожиданным, что гитлеровские зенитчики не успели открыть огонь. Успешно действовали в этом налете звенья лейтенантов Н. М. Калинина, В. М. Кайнова и С. А. Карымова. Прямым попаданием бомб они сожгли четыре танка, уничтожили несколько автомашин с пехотой.

Перед экипажами нашей эскадрильи стояла другая задача. Нам было приказано разрушить переправу у города Екабпилса. Кажется, задача простая. Но как трудно ее выполнить! Ведь переправа, если на нее смотреть с тысячеметровой высоты, видится размером со спичку. И попробуй попасть в такую цель хотя бы одной бомбой!

Командование придавало нашему полету важное значение. Уничтожение переправы приостановит на некоторое время продвижение фашистов. Было решено на внутренние держатели кораблей подвесить по шесть стокилограммовых фугасных бомб, на внешние — по два РРАБа (ротативно-рассеивающие авиабомбы). Это были толстые каплеобразные бочки, начиненные множеством мелких бомбочек фугасного или осколочного действия. В задней части этой внушительной бомбы монтировался специальный стабилизатор в виде гребного винта. Предварительно оружейники делали надрез на боковых ободьях. Сброшенная с самолета бомба тотчас же начинала быстро вращаться. Уложенные внутри мелкие бомбы, развивая центробежную силу, начинали давить изнутри на оболочку РРАБа. С оглушительным воем летела к земле такая бомба. В какой-то момент, не выдержав давления, лопались надрезанные ободья, оболочка распадалась и, освобожденная начинка разлеталась, накрывая большую площадь.

Вскоре наша эскадрилья, ведомая старшим лейтенантом Николаем Ленькиным со штурманом Вениамином Рочевым, поднялась в воздух и пошла по заданному маршруту. Погода на этот раз была сравнительно устойчивой: облачность высокая, с большими разрывами, видимость хорошая. Как и раньше, я лечу с Григорием Стогниевым. Еще издали мы заметили город. Вскоре под нами поперек курса легла широкая река. Быстро выходим в заданный район. Но где же переправа? Все внимание обнаружению цели...

Вдруг ведущее звено вошло в энергичный разворот. Мы, ведомые звенья, повторяем маневр. А уже через несколько секунд с самолета Ленькина посыпались ротативно-рассеивающие авиабомбы. По еле заметной полоске переправы наспех прицелились и штурманы других звеньев. И какая досада! Сотни осколочных бомб весом до пяти килограммов падали с перелетом левее цели. Правда, значительная часть их рвалась на берегу в гущеавтомашин. Это, конечно, неплохо. Но ведь перед эскадрильей стоит другая задача!

— Еще заход! — подал сигнал Ленькин.

Мы развернулись в стороне от цели. Ввели поправку в курс на боковой ветер. И снова в колонне звеньев на хорошей скорости зашли на переправу. К этому моменту противник несколько оправился и встретил нас сильным зенитным огнем. Проклятые «эрликоны» мешают хорошо прицелиться. Серии бомб с внутренних держателей опять легли с перелетом. Теперь они рвались больше в воде и на противоположном берегу, на окраине населенного пункта, откуда вели огонь зенитчики.

— Переправа цела! — доложил наш новый воздушный стрелок-радист Н. М. Суббота.

— Видно, не доросли еще... Черт! — зло выругался Стогниев.

«Мосты, переправы, корабли в море редко кому из летчиков удавалось уничтожить с первого удара, — мысленно возразил я командиру, — да еще таким малым количеством экипажей». Мы летели весь путь до аэродрома молча. После посадки пошли на командный пункт доложить о результатах вылета. По дороге я не удержался и ответил Стогниеву на его брошенную в полете фразу:

— Ты, Григорий, может, и прав, что мы не доросли до того, чтоб с ходу разрушать переправы. Но разве можно ее разбить таким малым нарядом самолетов?

Стогниев посмотрел мне в глаза и медленно, подчеркивая каждое слово, ответил:

— Если другого выхода нет — можно!

На вопрос же подполковника Поручаева, что надо сделать, чтобы уничтожить переправу, Стогниев, не задумываясь, сказал:

— Лучше подготовиться на земле, — и, посмотрев в мою сторону, добавил: — Увеличить наряд самолетов.

Командование приняло решение — произвести повторный удар по переправе. Мы стартовали с аэродрома двумя смешанными девятками; во главе нашей эскадрильи опять был старший лейтенант Ленькин, замыкающей шла эскадрилья капитана Голубенкова. Весь маршрут до цели проходил спокойно. Ветер был попутный, и мы сравнительно быстро долетели до Екабпилса. Здесь шли бои. Город горел, густой дым поднимался вверх.

Вскоре на пригорке показался хутор. Отсюда должен начаться штурм вражеской переправы. От хутора до цели двадцать километров, несколько минут полета. За это время мы должны перестроиться в колонну звеньев, уточнить прицельные данные для сбрасывания ротативно-рассеивающих бомб. Все это должно быть выполнено точно и быстро.

И вот с флагманского самолета поступила команда: — Боевой!

Звенья одно за другим устремились в направлении к переправе. Вскоре показалось ее темновато-серое полотно, по которому с небольшими интервалами двигались автомашины и другая военная техника.

— Сброс! — кричит Вениамин Рочев — штурман из экипажа Ленькина. И РРАБы полетели вниз со всех самолетов первого звена. Лопаются металлические пояса, аппараты раскрываются, и разлетаются бомбы. Вдогонку им летят бомбы второго, третьего... И тут же расчертили небо трассы зенитных снарядов.

— Переправа рушится! — доложил наш стрелок-радист сержант Николай Суббота.

— Спасибо, видим сами! — ответил Стогниев. Много бомб угодило в тот конец переправы, который крепился к левому берегу реки. Отчетливо было видно, как дыбились на воде понтоны, взлетали на воздух настилы, опрокидывались шедшие по ним машины. Но большая часть переправы, закрепленная на правом берегу, уцелела. И теперь ее несло по течению на середину русла, прибивало к берегу.

По заданию мы должны были сбросить бомбы с внутренних держателей по скоплению вражеской техники у переправы. Но теперь все менялось. Надо было любой ценой разрушить уцелевшую цепочку понтонов, иначе немцы очень скоро смогут восстановить переправу. Такое решение и принял старший лейтенант Ленькин.

И вот мы снова над целью. Открыли люки. Введены необходимые поправки, так как заход делаем против ветра. Несколько томительных секунд — и наши бомбы в клочья разнесли восточный конец переправы, вскопали берег, где немцы организовали заправку автомашин. Но и фашисты не дремали. Зенитчики встретили нас сильным огнем. Некоторые самолеты получили пробоины.

В последующие дни два полка нашей дивизии поддерживали с воздуха наземные войска, которые вели тяжелые бои на рубеже реки Западная Двина от Риги до Крустпилса и в районе Резекне. На этот раз в боях отличились экипажи летчиков Ивана Зуева, Алексея Провоторова, Сергея Молочкина, Николая Булыгина, Владимира Уромова, Михаила Тарасова. Метким бомбометанием они уничтожили несколько танков и автомашин с войсками противника, а их воздушные стрелки сбили три истребителя».
 
Обратимся теперь к ресурсам «Мемориала» и «Память народа» и дополним выше приведенные воспоминания архивным материалом.

*****
По данным «Донесения о безвозвратных потерях» 40 БАД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15]:

28.6.41 г. Два Дб-3 ф 53 ДБАП вылетели на разведку в район Остров – Резекне – Опочка – Шауляй – Тельшай – Рига. В период времени 6:08 – 14:45 были сброшены с Н=7000 м 20 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись оба самолета. Налет 5 ч. 35 мин.

28.6.41 г. Четыре Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на разведку в район Вильно – Сувалаки – Тильзит – Кенигсберг – Двинск. В период времени 16:50 – 21:15 были сброшены с Н=7000 м 40 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись все четыре самолета. Налет 14 ч. 44 мин.

28.6.41 г. Один Дб-3ф 200 ДБАП вылетел на разведку в район Шауляй – Тельшай - Рассейныай. В период времени 19:55 – 23:28 были сброшены с Н=7000 м 10 шт. ФАБ-100. Самолет вернулся на аэродром базирования. Налет 3 ч. 35 мин.

*****
Согласно «Журнала боевых действий» 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

По распоряжению 1 АК на проведение разведки от 28.6.41 г. и согласно оперсводки № 09 штаба 40 АД от 29.6.41 г. имели место следующие события:

28.6.41 г. в период времени 6:08 – 23:28 приказывалось 53 ДБАП шестью экипажами произвести разведку состояния и положение войск противника в районах: Вильно, Сувалки, Тильзит, Ортенсбург, Кенигсберг. Из них:

6:08 - 8:25 1 экипаж производил разведку с задачей установить движение живой силы и мотомехчастей противника по шассе Остров – Резекне – Опочка. Задание экипаж выполнил. Посадка на аэродроме базирования.

11:25 – 14:45 1 экипаж производил разведку по установлению положения своих войск в районе Шауляй – Тельшай – Рассейныий и разведывал движение противника по шассе Шиуляй, Иелгава, Рига. Из-за метеоусловий задачу не выполнил. Посадка на аэродроме базирования.

15:50 – 21:15 4 экипажа производили разведку с задачей установить группировку и направление движения эшелонов противника в районах: Вольно, Сувалки, Тельзит, Ортенсбург, Кенигсберг, Двинск. Из-за метеоусловий задачу 3 экипажа не выполнили. 4-ый экипаж Карымова задание выполнил. Экипаж ст. лейтенанта Давыдова в районе Остров был атакован двумя истребителями И-16, у самолета отрублен руль глубины и консольная часть.  Штурман экипажа с Н=6000 м выбросился на парашюте. Самолеты посадку произвели на аэродром базирования.

Согласно оперсводке № 09 штаба 40 АД от 29.6.41 г. противник сосредоточил по шассе Вильно – Ораны до 350 танков.

28.6.41 г.  в период времени 19:55 – 23:28 200 ДБАП 1 экипаж разведывал место нахождения и расположения своих войск в районах: Шауляй, Тельшяй, Расейняй и наличие авиации на аэродроме Иелгава (Елгава). Задача из-за метеоусловий не выполнил. Посадка на аэродроме базирования.

*****
По данным «Донесения о безвозвратных потерях» 40 БАД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15]:

29.6.41 г. Девять Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехколонны и живой силы противника в районе Зарасай – Уцяны. В период времени 8:50 – 12:35 были сброшены с Н=800 м 20 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись 8 самолетов. Налет 30 ч. 00 мин.

29.6.41 г. Экипаж Дб-3ф за № 1943 53 ДБАП в составе летчика лейтенанта Сафонова, штурмана лейтенанта Некрасова, стрелка-радиста старшины Новикова, стрелка мл. сержанта Сергача пропал без вести в полном составе в районе Зарасай – Уцяны. Самолет списан.

Согласно «Донесения о безвозвратных потерях» 1 АВК [ЦАМО Ф. 58, Оп. 818884, Д. 15]:

Некрасов Василий Иванович, 1921 г.р., пилот лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 30.6.41 г., пропал без вести в районе Сарай – Уцяны.
Новиков Леонид Иосифович, 1913 г.р., стрелок-радист, старшина, кадровый, 30.6.41 г. не вернулся с боевого задания, пропал без вести в районе Сарай – Уцяны.
Сергач Иван Кириллович, 1916 г.р., стрелок-радист, мл. сержант, кадровый, 30.6.41 г. не вернулся с боевого задания, пропал без вести в районе Сарай – Уцяны.

Однако летчик Сафонов Евгений Михайлович, 1919 г.р., лейтенант, из кадровых, согласно данным [ЦАМО Ф. 58, Оп. 818884, Д. 15] пропал без вести лишь 5.7.41 г. в районе Борисов, а штурман Некрасов в 53 ДБАП на 30.6.41 г. не значился, но летчик с такой фамилией был, и именно он 30.6.41 г. не вернулся с боевого задания. Произошла какая-то нестыковка в документах.  Но можно предположить, что опять-таки согласно данным [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15] и ЖБД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10] данная трагедия случилась именно с экипажем Сафонова 30.6.41 г., а летчик Сафонов по данным «Донесения о безвозвратных потерях» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15] за 5.7.41 г. даже не упоминается, то пилот Некрасов Василий Иванович 30.6.41 г. летал в экипаже Сафонова за штурмана. Не исключено, что такими навыками он обладал.

*****
Вернемся опять к «Донесению о безвозвратных потерях» 40 БАД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15]:
----------------------------------------------------------


29.6.41 г. Семнадцать Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника в районе Якобштат. В период времени 8:04 – 12:06 были сброшены с Н=150 м 32 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись 16 самолетов. Налет 54 ч. 54 мин.

29.6.41 г. Экипаж Дб-3ф за № 436 200 ДБАП в составе летчика лейтенанта Федорова, штурмана Соломонова, стрелка-радиста мл. сержанта Гаврикова, не вернулся с боевого задания из района Якобштадт.  Летчик и штурман живы, стрелок-радист убит. Самолет списан.

Кроме данной записи в «Донесении о безвозвратных потерях» 40 БАД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15] стрелок-радист мл. сержант Гавриков нигде более не упоминается и пока остается без имени и отчества.

Но согласно «Донесения о безвозвратных потерях» 1 АК [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818884, Д. 9] есть следующая запись:

Гаврилов Кузьма Никитович,1917 г.р., воздушный стрелок-радист, мл. сержант, 30.6.41 г. убит в воздушном бою с противником в районе Двинска.

С большой вероятностью это именно стрелок-радист из экипажа Федорова.

29.6.41 г. Девять Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение танков и живой силы противника на участке Зарасай – Уцяны. В период времени 14:30 – 18:20 были сброшены с Н=800 м 30 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись 9 самолетов. Налет 34 ч. 30 мин.

29.6.41 г. Четырнадцать Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехколонны и живой силы противника в районе Зарасай – Уцяны. В период времени 14:40 – 19:54 были сброшены с Н=800 м 80 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись все 14 самолетов. Налет 53 ч. 40 мин.

*****
Вернемся к «Журналу боевых действий» 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:


Согласно оперсводки № 10 штаба 40 АД от 29.6.41 г. на 15:00 в течении дня дивизия произвела 2 вылета с заданием уничтожения живой силы и мотомехчастей противника в районах Якобштадт – Зарасай – Уцяны. Первый налет по причине метеоусловий не был удачным. В районе цели облачность достигла до 100 м при 8-10 балла.

Из 9 экипажей 53 ДБАП, летавших на задание, бомбили только два. Бомбометание выполнено отлично, не смотря на плохие метеоусловия. Экипаж лейтенанта Князева выскочил из облачности на Н=800 м. Штурман быстро ориентировался и, видя на шассе танковую колонну противника, сбросил бомбы. Семь бомб упали непосредственно в колонну танков, три бомбы попали в бензохранилище. 6 экипажей возвратились на свой аэродром с бомбами.

Экипаж т. Сафонова не возвратился с задания.

Из 17 экипажей 200 ДБАП, летавших на задание, 13 из-за плохих метеоусловий вернулись на аэродром с бомбами. Два экипажа сбросили бомбы вне цели, т.к. цель была закрыта облачностью. Лейтенант Мовсенко произвел вынужденную посадку на свой аэродром из-за отказа мотора. Экипаж лейтенанта Федорова не вернулся с задания.

При повторном налете командованием дивизии было принято решение бомбить со средних и низких высот. Применяя взрыватели замедленного действия.

53 ДБАП в период 14:30 – 18:20, выполняя ту же задачу, что и в первый вылет. Летало 9 экипажей. Бомбили: 2 экипажа в 16:30 с Н=300 м по танкам на дороге в 10 км южнее Якобштадт. Здесь были обстреляны сильным огнем ЗА. Один экипаж бомбил в «окно» с Н=2000 м группу танков до 100 шт. на шассе в районе Довгели. По наблюдениям экипажа цель поражена четырьмя бомбами (4 бомбы попали в цель, В. М.). Четвертый экипаж бомбил в 17:20 с Н=1800 м танки на шассе в районе Уцяны. Экипаж Кабардина наблюдал на восточном берегу реки Западная Двина в устье реки Уша 12 лодок и 2 баржи. Остальные 5 экипажей по метеоусловиям не бомбили.

200 ДБАП производил налет в период 14:40 – 19:54 четырнадцатью самолетами. Бомбометание производилось звеньями с Н=400-600 м. Звено капитана Головатенко бомбило с Н=50 м по колонне танков в районе Зарасай. В районе Зарасай и с.-в. Даугавпилс звено Одарченко было атаковано истребителями Ме-110. При посадке на своем аэродроме не оказалось стрелка-радиста Батищева. Шлем Батищева остался в кабине.

Батищев Николай Михайлович, 1918 г.р., воздушный-стрелок, мл. сержант, не вернулся с боевого задания 30.6.41 г., пропал без вести [ЦАМО Ф. 58, Оп. 818884, Д. 9].

Звено Артюхина и Щелкунова по метеоусловиям не бомбили. Погода по маршруту и в районе цели: облачность 6-10 баллов, на Н=2000 м видимость 1-2 км, дождь.

*****
Из «Донесения о безвозвратных потерях» 40 БАД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15]:

30.6.41 г. Одиннадцать Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина в районе Даугавпилс – Креславль. В период времени 5:50 – 8:35 были сброшены с Н=2000 м 98 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись все 11 самолетов. Налет 28 ч. 10 мин.

30.6.41 г. Девять Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Ливенгоф. В период времени 12:39 – 15:13 были сброшены с Н=2000 м 88 шт. ФАБ-100. Сбито в воздушном бою 2 истребителя противника. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов. Налет 24 ч. 47 мин.

30.6.41 г. Восемь Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Ливенгоф. В период времени 19:24 – 21:52 были сброшены с Н=3000 м 58 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись все 8 самолетов. Налет 19 ч. 34 мин.

30.6.41 г. Четырнадцать Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на разведку и уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Даугавпилс, Креславль. В период времени 5:35 – 9:58 были сброшены с Н=1000 м 106 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись все 13 самолетов. Налет 52 ч. 23 мин.

30.6.41 г. Экипаж Дб-3ф за № 2037 200 ДБАП в составе летчика мл. лейтенанта Мовсисяна, штурмана Карпова, стрелка-радиста Мотова, стрелка Бойцова, при возвращении с боевого задания совершил вынужденную посадку на аэродроме Петровское в 25 км ю.-з. Ленинграда. Экипаж жив. Самолет исправлен и вернулся на свой аэродром.
 
30.6.41 г. Двенадцать Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Ливенгоф. В период времени 13:30 – 17:20 были сброшены с Н=2000 м 106 шт. ФАБ-100. Сбито в воздушном бою 1 истребитель противника. На аэродром базирования вернулись все 12 самолетов. Налет 43 ч. 40 мин.

30.6.41 г. Четыре Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Ливенгоф. В период времени 17:04 – 20:40 были сброшены с Н=700 м 36 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись 3 самолетов. Налет 10 ч. 48 мин.

30.6.41 г. Экипаж Дб-3ф за № 650 200 ДБАП в составе летчика капитана Меркулова, штурмана капитана Федотова, стрелка-радиста ст. сержанта Зеленева, пропал без вести в полном составе в районе Лиетгоф.  Самолет списан.

Согласно «Донесения о безвозвратных потерях» 1 АВК [ЦАМО Ф. 58, Оп. 818884, Д. 15]:

Меркулов Александр Яковлевич, 1906 г.р., командир эскадрильи (летчик), капитан, кадровый, не вернулся с боевого задания 30.6.41 г., пропал без вести.
Федотов Павел Никитович, 1905 г.р., штурман эскадрильи (летнаб), капитан, кадровый, не вернулся с боевого задания 30.6.41 г., пропал без вести.
Зеленев Алексей Дмитриевич, 1913 г.р., воздушный стрелок-радист, не вернулся с боевого задания 30.6.41 г., пропал без вести.

*****
Согласно «Журналу боевых действий» 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

30.6.41 г. в период 5:50 – 8:35.  Командиром 1 АК была поставлена задача: в течении дня произвести три вылета с целью уничтожения переправ через реку Западная Двина на участке Двинск – Якобштадт.

53 ДБАП бомбил скопление танков до 100 шт. в районе Илуксте с Н=2000 м. Всего вылетело 11 экипажей. Экипаж Угрюмова произвел вынужденную посадку на свой аэродром из-за отказа мотора.

Переправ через реку Западная Двина не обнаружено.

200 ДБАП вылетал в составе 14 экипажей. В 7:36 бомбили мотоколонну и танки до 100 шт. в районе Дубна. В 8:00 бомбили скопление автомашин и танки с Н=600 м на участке Креславль – Даугавпилс. В 7:45 обнаружено сплошное движение мотомехчастей и танков по дороге Каунас – Даугавпилс.

Мосты через реку Западная Двина (севернее 15 км Крейцбург, Креславль, Даугавпилс) взорваны.

Звено Саакяна вернулось, не выполнив задания. Погода в районе цели: облачность 8-9 баллов на Н=500-900 м. Дождь.

Согласно оперсводки № 013 штаба 40 АД от 1.7.41 г. второй вылет 30.6.41 состоялся в период 12:30-17:04.

53 ДБАП девятью экипажами бомбили сосредоточение мотомехчастей и танков противника   на западном берегу реки Западная Двина у пункта Ливенгоф. Все экипажи возвратились, Звено ст. лейтенанта Чюрюкина, потеряв ориентировку, возвратился с бомбами.

200 ДБАП в период 13:33 – 17:04 в составе 12 самолетов бомбили переправы через реку Северная Двина у пункта Ливенгоф. Выполнению задания противодействовала истребительная авиация (Ме-109) противника и ЗА всех калибров.

Радист экипажа Булатова сбил истребитель Ме-109. Самолет Булатова с большим количеством пробоин (до 100 шт.) произвел вынужденную посадку на аэродром Кречевицы. Стрелок – радист Зайцев убит в воздухе.

Зайцев Павел Абрамович, 1918 г.р., воздушный стрелок-радист, мл. сержант, 30.6.41 убит в воздушном бою в районе Двинска. [ЦАМО Ф. 58, Оп. 818884, Д. 9]

Согласно разведсводке № 018 штаба 40 АД 12:00 от 30.6.41 г. противник подготовился к форсированию реки Западная Двина на участке Даугавпилс – Крустпилс. На этом участке сосредоточено большое количество мотомехсастей и танков.

13:33 по наблюдениям экипажей 200 ДБАП мотомехчасти противника форсируют реку Западная Двина на понтонах и лодках.

Третий налет 30.6.41 г. 53 ДБАП в период 19:24 – 21:52 в составе 8 экипажей бомбили переправы противника через реку Западная Двина у пункта Ливенгоф. Все самолеты возвратились.

200 ДБАП произвел налет в 17:04 – 20:40 четырьмя экипажами по той же цел, что во второй налет. Задание выполнено. Экипаж Меркулова не вернулся с задания.

*****
Из «Донесения о безвозвратных потерях» 40 БАД [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д.15]:

1.7.41 г. Восемь Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Штокмансгоф и Крейцбург. В период времени 6:00 – 9:50 были сброшены с Н=1400 м 64 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись все 8 самолетов. Налет 21 ч. 59 мин.

1.7.41 г. Девять Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Штокмансгоф и Крейцбург. В период времени 18:58 – 22:30 были сброшены с Н=4000 м 36 шт. ФАБ-100 и 5 шт. РРАБ. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов. Налет 28 ч. 49 мин.

1.7.41 г. Двенадцать Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Штокмансгоф и Крейцбург. В период времени 6:54 – 9:45 были сброшены с Н=1150 м 50 шт. ФАБ-100. Сбито в воздушном бою 2 истребителя противника. На аэродром базирования вернулись 11 самолетов. Налет 50 ч. 00 мин.

1.7. 41 г. Экипаж Дб-3ф за № 1443 200 ДБАП в составе летчика мл. лейтенанта Ознобищева, штурмана лейтенанта Зубовича, стрелка-радиста мл. сержанта Ерко, мл. лейтенанта штурмана Остапова, отстав от группы в районе Пскова, пропал без вести. Самолет списан.

Согласно «Донесения о безвозвратных потерях» 1 АВК [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818884, Д.15]:

Ознобищев Кирилл Владимирович, 1919 г.р., пилот, мл. лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Зубович Анатолий Поликарпович, 1917 г.р., стрелок-бомбардир, лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Ерко Василий Андреевич, 1919 г.р., воздушный стрелок-радист, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.

1.7.41 г. Пять Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение переправ противника на реке Западная Двина у Штокмансгоф и Крейцбург. В период времени 18:44 – 22:25 были сброшены с Н=1400 м 40 шт. ФАБ-100. На аэродром базирования вернулись 3 самолета. Налет 16 ч. 00 мин.

1.7. 41 г. Экипаж Дб-3ф за № 1136 200 ДБАП в составе летчика мл. лейтенанта Танкова, штурмана лейтенанта Карлукова, стрелка-радиста мл. сержанта Бобринского, стрелка сержанта Сулая не вернулся с боевого задания. В районе Штокмансгофа, - Крейцбурга штурман, стрелок-радист и стрелок пропали бес вести. Летчик жив. Самолет списан.

Согласно «Донесения о безвозвратных потерях» 1 АВК [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818884, Д.15]:

Танков Василий Поликарпович, 1916 г.р., пилот, младший лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Карлуков Леонид Петрович, 1915 г.р., стрелок-бомбардир, лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Сулай Борис Иванович, 1919 г.р., воздушный стрелок-радист, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.

Однако в другом архивном документе «Донесения о безвозвратных потерях» [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16] уточняем, что:
Танков Василий Поликарпович, 1916 г.р., пилот 53 ДБАП 40 АД, младший лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 4.11.41 г., пропал без вести.
Бобринский Николай Иванович, 1921 г.р., воздушный радист-стрелок, не вернулся с боевого задания 24.10.41 г., пропал без вести.

Это произошло после того, как в августе 41-го был расформирован 200 ДБАП и его оставшийся личный состав, в т.ч. летчик Танков и стрелок-радист Бобринский, влился в состав 53 ДБАП.

1.7.41 г. Экипаж Дб-3ф за № 1437 200 ДБАП в составе летчика лейтенанта Шатунова, штурмана лейтенанта Жихарева, стрелка-радиста сержанта Бодрова, стрелка сержанта Смирнова, был подбит истребителем противника и горящим сел в районе Сольцы. Экипаж жив. Самолет списан.

1.7. 41 г. Экипаж Дб-3ф за № 1734 200 ДБАП в составе летчика мл. лейтенанта Гаголина, штурмана сержанта Ишина, стрелка-радиста ефрейтора Лиева, стрелка ефрейтора Буданова не вернулся с боевого задания. В районе Штокмансгофа, - Крейцбурга экипаж в полном составе пропал бес вести. Самолет списан.

Согласно «Донесения о безвозвратных потерях» 1 АК [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818884, Д.15]:

Гоголин Петр Федорович, 1919 г.р., пилот, младший лейтенант, кадровый, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Ишин Михаил Иванович, 1919 г.р., стрелок-бомбардир, сержант, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Лиев Умар Найбович, 1919 г.р., стрелок-радист, мл. сержант, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.
Буданов Григорий Матвеевич, 1916 г.р., стрелок-радист, мл. сержант, не вернулся с боевого задания 1.7.41 г., пропал без вести.

*****
А закончим наше исследование опять-таки выпиской из «Журнала боевых действий» 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:
--------------------------------------------------------

Согласно оперсводке № 014 штаба 40 АД в 14:00 от 1.7.41 г. 40 АД в составе 21 экипажа в период 6:00 – 9:50 1.7.41 г. действовала по переправам противника на участке Штокманшоф – Крейцбург.

53 ДБАП 8-ю экипажами в период 7:53 – 8:30 бомбил с Н=1400 м звеньями по скоплению мотомехчастей на южном берегу реки Западная Двина в районе ж.-д. моста с.-з. Крейцбурга. Все экипажи возвратились.

200 ДБАП вылетели тринадцатью экипажами в период 6:54 – 9:45. Бомбили 5 экипажей с Н=200 м скопление танков в районе севернее 8 км Крейцбурга. В районе цели атакованы истребителями Ме-109 до 6 шт. Из них сбито 2. Летчики Абышев и Одарченко были атакованы истребителями и обстреляны ЗА в районе Пскова. На некоторых самолетах имеется до 70 пулевых пробоин.

8 экипажей по метеоусловиям не бомбили.

12 экипажей возвратились на свой аэродром. Мл. лейтенант Ознобищев не вернулся.

1.7.41 г. в период времени 18:44 – 22:30 дивизия делала вылет в количестве 14 экипажей по переправам реки Западная Двина на участке Штокмансгоф – Крейцбург.

53 ДБАП в составе 9 экипажей атаковал переправу пункта Глазманка в 20:35 с Н=7000 м. По наблюдениям экипажа бомбометание выполнено отлично. Экипаж Кузмина вернулся из-за отказа мотора.

Экипаж летчика Урумова в 45 км южнее Пскова атакован истребителем МиГ-1. Самолет имеет много пробоин, пробиты бензобаки обоих плоскостей. Экипажи вернулись на свой аэродром.

200 ДБАП пятью экипажами бомбили в 20:35 с Н=1400 м скопление танков и мотомехчастей противника на шассе Штокмансгоф – Крейцбург. Экипаж Селянова сел вынуждено на аэродром Кречевицы. Штурман мл. лейтенант Остапов убит в воздухе, стрелок-радист Клочко ранен. Подбитый в воздушном бою самолет летчика Шатунова горящий в воздухе сел в районе Сольцы. Самолет сгорел. Летчик и штурман невредимы. Стрелки-радисты Бодров и Смирнов ранены в воздухе.

Не вернулись с задания экипажи Танкова и Гаголина.

Штурман Остапов значится погибшим по двум архивным документам: ЖБД и «Донесения о безвозвратных потерях» 40-ой АД. Имя и отчество штурмана Остапова в них, к сожалению,  не приводятся.


Рецензии