Свекровь в большом городе

— Боже мой, какая она милая!
— Просто чудо, ангел! Дай теперь мне подержать…
Бабушки с восторгом склонялись над Юлей, передавали ее из рук в руки. Это была их первая внучка, и они обе не могли нарадоваться. Только когда Юленька проснулась и начала плакать, отдали дочку мне со словами «Проголодалась, наверное» ... Я стала кормить малышку, а бабули уселись на диван и погрузились в воспоминания о собственном материнстве. Тема была неисчерпаемой…
На маму и на свекровь я всегда могла рассчитывать. Хотя на мамочку чаще, конечно, несмотря на то что она работала. В выходные мы нередко оставляли ей ребенка, чтобы сходить в кино или на вечеринку к друзьям. А свекруха жила почти за двести километров от нас. Но надо отдать справедливость, не забывала о внучке — то и дело присылала нам посылки с игрушками и вещичками для Юли. Мы должны были нарядить дочку в подаренную Людмилой Николаевной одежду, сфотографировать и отправить снимки свекрови. Она радовалась, как дитя малое, и хвасталась перед соседями. Я не раз пыталась объяснить маме Олега, что Юленьке не нужно столько вещей, но свекровь меня не слушала.
— Успокойся, — говорил муж. — Для мамы это удовольствие. Она ведь целый день сидит дома одна, а так у нее есть хоть какое-то развлечение.
Да, свекровь действительно всю жизнь просидела дома. Вернее, когда-то она, конечно, работала, но это было еще до рождения сыновей. Потом свекор уехал на заработки за границу и стал присылать жене приличные суммы. Он оказался хватким, хорошо устроился, звал ее с детьми к себе, но она не захотела. И работу искать не стала, даже когда мальчики подросли. А зачем, если денег и так хватает, муж периодически приезжает, любит по-прежнему, семью не бросает... Людмила Николаевна жила в провинции. Могла бы, к примеру, открыть свой магазинчик или принимать заказы (по образованию она швея). Но свекровь говорила, что в наше время шить невыгодно, мол, на рынке полно дешевой одежды из Китая, можно без проблем купить все готовое. Кто в таких условиях станет обращаться к швее? Так Людмила Николаевна оправдывала свое сидение дома. Но сказать, что она ничего не делала нельзя — дом всегда был вычищен до блеска, кроме того, свекровь ухаживала за небольшим огородом. А в свободное время бегала к соседкам поболтать.
Потому-то именно свекровь оказалась идеальной кандидатурой в няни для нашей дочери — я подумала об этом, когда появилась мысль вернуться на работу. Вот только захочет ли она заниматься внучкой? Попросила мужа выяснить. Как-то вечером он позвонил маме, я сидела рядом, и мне было слышно, что говорит Людмила Николаевна.
— Здравствуй, сынок! Хорошо, что позвонил! — обрадовалась она. — Как у вас дела? Как моя любимая внучка?
— Растет не по дням, а по часам, — ответил Олег. — Уже стоит, взявшись за спинку кроватки, и порывается ходить.
— Когда начнет бегать, тяжело будет за ней уследить...
— Наверное, — пробормотал муж и добавил нерешительно: — Знаешь, мам… мы бы хотели... попросить тебя об одолжении. Поможешь?
— Ну-у-у... А в чем дело?
— Тоне придется скоро вернуться на работу, а Юленьку оставить не с кем.
В трубке повисла тишина.
— Вот мы и подумали, что ты... — промямлил Олег. 
Снова тишина.
— Ты там? — спросил он.
— Да. Я думаю... Хм... — тянула свекровь, а потом вдруг спросила напрямик: — Ну и как вы себе это представляете?
— Нормально... Поживешь у нас какое-то время.
— Что, я должна буду поселиться у вас? — спросила Людмила Николаевна с некоторым вызовом.
— Ну да.
— Но у вас всего две комнаты. Как мы поместимся?
— Да брось, мама! Когда-то всей семьей, вчетвером, жили в двух комнатах, и ничего, — напомнил сын.
— Но тогда все было иначе, другие времена…
— Времена всегда одинаковые. Мама, мы на тебя очень рассчитываем! — произнес Олег с нажимом.
— Ох ты ж, господи! — выдохнула свекровь. — Но это так неожиданно! Я что, должна все здесь бросить и ехать к вам?!
— Что «все»? — удивился Олежка.
— У меня здесь своя жизнь, огород, подруги… 
— А тут — любимая внучка, — не сдавался Олег.
— Ну да, но… Дай мне немного времени. Посоветуюсь с твоим отцом и позвоню, — ответила она и отключилась.
— Так и не договорился? — зачем-то спросила я, хотя сама все прекрасно слышала.
— Маме надо подумать, — опустив глаза, пробормотал муж.
Я надеялась, что свекровь не будет раздумывать слишком долго и все-таки согласится. Признаться, перспектива жить с ней под одной крышей не радовала, но что делать... Мы не могли себе позволить платить няне, а продолжать сидеть дома мне тоже было нельзя. Квартиру купили в кредит, каждый месяц приходилось платить серьезный взнос, поэтому каждая копейка была на счету.
Людмила Николаевна позвонила аж через неделю.
— Отец считает, что надо вам помочь, — произнесла она без особого энтузиазма. — В общем, я приеду.
— Правда? Отлично! — обрадовался Олег. — Спасибо, ма!
«Главное, что она согласилась», — решила я и стала думать, как теперь все обустроить. Это оказалось непросто. Нам надо было поместиться втроем в одной комнате, ведь вторую следовало отдать свекрови. Только вот каким образом втиснуть все наши вещи плюс Юлину одежду и игрушки на шестнадцать квадратов? Миссия была почти невыполнима.
— Что-то придется выкинуть, что-то отдать бедным. Другого выхода нет, — сказал Олег и решил, что все улажено.
Две недели я наводила порядок, потому что знала: свекровь помешана на чистоте. Мы готовились к ее приезду, как в визиту английской королевы. Перед тем, как ехать на вокзал, Олег помыл машину. А когда его мамочка появилась в дверях нашей квартиры, вместо «Здравствуйте» она сказала:
— Ох, ну и далеко до вас! А какие жуткие пробки! У нас в поселке такого нет…
— Ну да. Прелести городской жизни. Ничего, вы привыкнете, — я выдавила из себя улыбку.
— Юленька, иди обними бабулю! Посмотри, что я тебе привезла, — и свекровь принялась открывать свои сумки, полные сокровищ.
Некоторое время бабушка и внучка были поглощены изучением новых игрушек.
— Где можно распаковать вещи? — наконец спросила Людмила Николаевна.
— Здесь, — я отвела ее в маленькую комнату.
— Хм-м, тесновато у вас...
— Что делать, чем богаты — тем и рады, — сказала я.
Было нелегко. Я-то привыкла вставать по ночам, но Олег лишь теперь узнал, что такое просыпаться каждые три часа.
— Умоляю, успокой ее, — он накрывал голову подушкой, когда Юля начинала плакать. — Мне вставать в шесть утра!
— И мне тоже, — сердилась я. — Ты забыл, что твоя жена снова работает?
Утром вставала уставшая и злая. В спешке пыталась привести в порядок дом, себя, дочку. Свекровь, не привыкшая просыпаться так рано, зевала и говорила: «Боже мой, еще середина ночи! — но потом добавляла примирительно: — Ладно, пойду выпью кофе и займусь Юлей».
Мне казалось, она все делает слишком медленно. «Что за женщина, никогда никуда не спешит!» — раздражалась я. А когда свекровь отправлялась в ванную уложить волосы, мне казалось, что удушу ее.
— Тоня, ты не видела мою мобилку? — бегал по дому Олег. — Можешь мне позвонить?
Одной рукой я держала дочку, второй — бутылочку.
— Сам себе позвони, мой телефон — на столе! — предлагала мужу, он набирал свой номер, и через пару секунд раздавался звонок в ванной. Но там сидела свекровь.
— Мама! Можешь поскорее? Мне нужно бежать на работу! — с нетерпением восклицал Олег.
— Вы все такие нервные! — обиженная Людмила Николаевна великодушно приоткрывала дверь. — И где это видано — ходить с мобилкой в туалет?
— Ой, не приставай ко мне с самого утра! — Олежка бросал телефон в сумку, целовал меня и убегал.    
Счастливчик! Мне тоже хотелось наконец заняться своим делами, но сперва следовало передать Юлю в руки свекрови, которая была до ужаса неорганизованной.
Из-за всего этого в первый же рабочий день я опоздала. К счастью, начальница у нас — женщина понимающая, не стала предъявлять претензий. Но не успела я сесть за стол и приступить к работе, как зазвонила моя мобилка.
— Тоня, а где у вас манная каша? — спросила свекровь.
— В шкафчике слева от плиты.
— Ясно, — сказала она и попрощалась, но через пятнадцать минут снова позвонила.
— Что там опять? — спросила я раздраженно.
— Подгузники заканчиваются.
— Знаю, Олег должен купить после работы.
— Надеюсь, хватит до его возвращения. 
— Хватит, — гаркнула я и нажала кнопку отбоя.
Однако через полчаса опять заиграл рингтон.
— Хочу постирать. Как включить стиральную машину?
Я стала объяснять, едва сдерживая раздражение. Тот день оказался для меня безумно трудным. Мне нужно было сосредоточиться, но постоянно звонил мобильный. У Людмилы Николаевны то и дело возникали какие-то проблемы...
После работы я поспешила домой. По дороге сделала покупки и, нагруженная пакетами, зашла в квартиру. Дочка спала, а свекровь тряпочкой протирала шкафчики на кухне.
— Что вы делаете? — спросила удивленно.
— Убираю. Я ведь понимаю, что у тебя нет на это времени, — мягко упрекнула она. — А завтра постираю занавески и…
— Не надо! — перебила ее.
— Нет, надо. Раз уж приехала, то помогу тебе, — невозмутимо заявила свекруха.
Больше я не стала спорить. С тех пор мама Олега регулярно наводила порядок. Наша квартира еще никогда не сияла такой чистотой. И как у Людмилы Николаевны это получалось? Я понятия не имела. Полтора года сидела дома, и мне ни на что не хватало времени. А она занималась внучкой, готовила и при этом регулярно убирала… Поразительно! Когда мы возвращались с работы, свекровь вручала нам ребенка, закрывалась в своей комнате и смотрела любимые сериалы.
Тем временем Юля стала странно себя вести. Она делала все, чтобы обратить на себя внимание, — прыгала, бегала, кричала. Никогда раньше такого не было... Видимо, очень скучала — ведь раньше я постоянно находилась рядом, а теперь целыми днями отсутствовала. Впрочем, изменилось не только поведение дочки, наша с мужем интимная жизнь тоже скоропостижно скончалась. Вечером, ложась в постель, мы не могли забыть о том, что за стенкой мама. Как только Олег прикасался ко мне, я шептала:
— Ты разбудишь Юлю.
— Она крепко спит, — отвечал он возбужденным шепотом.
— А мама?
— Тоже. Закрылась у себя час назад.
Стоило ему это произнести — раздавался скрип открывающейся двери, и свекровь шествовала на кухню. Мы слышали, как она наливает воду, ставит чайник на плиту, или еще что-нибудь делает. Раздраженный Олег вскакивал и тоже бежал на кухню. До меня доносился голос мужа:
— Мама, что ты делаешь?
— Заснуть не могу. Выпью чаю… Я не буду шуметь. Иди ложись, тебе вставать рано.
Муж возвращался в кровать, пытался обнять меня, я не возражала, но не позволяла себя уговорить на что-то большее.
Мы оба устали от постоянного контроля. «С меня хватит, — ворчал Олег. — Чувствую себя так, словно опять стал маленьким. Ну что случится с чашкой, если помою ее утром, а не сразу после ужина?!» В отличие от него я не жаловалась вслух, прекрасно понимая, что мы обречены на совместное существование со свекровью минимум на полтора года.
— Боже мой, сколько вы работаете! — комментировала она, когда мы возвращались домой. — Юля вас почти не видит!
Раньше было иначе. Для людей были важны дети, семья… А теперь все гонятся за деньгами. 
— А как еще погасить кредиты?! — однажды вспылил Олег. Меня тоже захлестнуло возмущение, но я тактично промолчала. А муж продолжал: — Мама, мало кто живет так, как ты. Отец присылает тебе бабло, поэтому ты сидишь дома, поливаешь цветочки и ни о чем не волнуешься. Классно, да?! Приятно, спокойно… Увы, мы не можем себе позволить такую роскошь. Нам нужно зарабатывать, чтобы не потерять квартиру и не умереть с голоду! Сейчас все так живут… Но ты, разумеется, ничего об этом не знаешь!
— Почему ты на меня кричишь? Я что, ничего не могу сказать?! Почему вы все такие нервные?! — обиженная свекровь закрылась у себя.
Впрочем, этого следовало ожидать, рано или поздно должно было произойти столкновение...
А в очередной четверг, Людмила Николаевна заявила:
— Олег, завтра вернись с работы пораньше. Надо отвезти меня на вокзал, электричка в пять часов вечера.
— А куда это ты собираешься?
— Как это куда? Хочу пожить немного у себя.
— А смысл? Неужели тебе охота туда-сюда кататься? — удивился Олежка.
— Представь себе! — заявила свекровь. — Меня столько времени не было дома. Нужно прибрать, полить цветы…
— Что прибирать, если никто ничего не разбрасывает? А полить цветы можно попросить соседку.
— Нет, нельзя! Не люблю, чтобы в моем доме хозяйничали чужие! Поэтому никому не оставляла ключи. К тому же, я уже решила. Поеду завтра, вернусь в воскресенье. Мне нужно отдохнуть, а отдыхается лучше всего у себя.
Олег специально ушел раньше с работы, чтоб отвезти свою мать на вокзал. Свекровь не захотела ехать на автобусе. Она боялась общественного транспорта как огня. О такси тоже не желала слышать («Жалко зря тратить деньги»). У нее были свои причуды, но у кого их нет...
Когда Людмила Николаевна уехала, мы наконец смогли расслабиться. Так радовались! Можно было оставить где угодно грязную посуду и наверстать упущенное в спальне. В субботу после полудня еще ходили в пижамах. После позднего завтрака наконец переоделись, посадили дочку в коляску и отправились на прогулку.
— О, Юля уже выздоровела? — спросила Ира, соседка с третьего этажа, у которой тоже был маленький ребенок.
— Она и не болела, — ответила я.
— Правда? Но ее уже давно не видно. Я была уверена, что она простудилась или еще что-то...
— Странно... — пробормотала я. — Вроде Людмила Николаевна каждый день выходит с Юлей...
— Это вряд ли, — ответила Ира. — Видела, как твоя свекровь моет окна, но на прогулке Юленьки давно не было.
Я не знала, что и думать. Неужели свекруха действительно не выводит внучку на улицу? В магазин она точно не выходит, потому что каждый день пишет нам на бумажке, что надо купить. Так может, Юля в последнее время стала чересчур активной именно потому, что не имеет возможности побегать на детской площадке... Да-а-а... теперь понятно, откуда у Людмилы Николаевны берется время на уборку, стирку и готовку. Надо с ней поговорить. Только как сделать это так, чтобы свекровь не обиделась?
В воскресенье вечером Олег поехал на вокзал забрать маму.
— Солнышко, иди к бабушке, — войдя в квартиру, свекровь наклонилась и раскрыла объятия. Юля бросилась к ней, крепко прижалась. — Ты скучала? Посмотри, что бабуля тебе привезла, — она начала вынимать подарки.
И когда только успела их купить? Наверное, заранее сделала запасы, а теперь привозит то одно, то другое... В любом случае дочура была в восторге. Мне не хотелось портить вечер, поэтому трудный разговор пришлось отложить на потом. Но в понедельник после работы я спросила напрямик: «Как вы сегодня погуляли?»
Свекровь в этот момент мыла посуду (хотя у нас была посудомоечная машина, но мама Олега к ней не прикасалась, она вообще панически боялась всякой современной техники).
— Как обычно, — ответила Людмила Николаевна. — Юля спала, как ангелочек.
— Она что, на прогулке спала? С детьми не играла?
— Э-э-э… нет, не хотела... — неуверенно пробормотала свекровь.
— А вы далеко ходили? — продолжала расспрашивать я.
— Нет… — вздохнула она. — Вообще-то... совсем близко. На балкон…
— Вы шутите? — я округлила глаза.
— Да какие шутки. Уже давно хотела тебе сказать, но не решалась… Я одеваю Юлю в комбинезон и убаюкиваю в коляске  здесь, прямо на балконе, — выдавила из себя Людмила Николаевна. — Надеюсь, ты не сердишься?
— Скорее, удивляюсь... Но почему вы не ходите в парк?
— А разве у меня есть время? — свекровь изменила тон. — Когда Юля спит, я, по крайней мере, могу убрать. У вас тут всегда столько работы! А воздух на балконе ничуть не хуже, чем в парке, и спать ребенку полезно.
Я так растерялась, даже не нашлась, что ответить. Вывод Людмилы Николаевны, хоть, на первый взгляд, и логичный (окна наши, к счастью, выходили не на улицу с машинами, а в тихий двор), противоречил здравому смыслу.
— И вообще, у меня ноги болят! — раздраженно добавила свекровь. — Куда мне на старости лет по паркам бегать?!
Я была в шоке. Во-первых, какая старость?! Ей еще шестидесяти нет, а мы живем в двадцать первом веке: теперь этот возраст старостью не считается. Во-вторых, ноги у свекрухи вполне здоровые, вен почти не видно, в отличие от меня (после беременности и родов где только они ни повылазили).
— Мама, ребенок должен выходить из дому. Должен двигаться, играть с другими детьми… Это ему и для здоровья, и для развития нужно, понимаете? И для того, чтобы потом вел себя спокойнее, выгулянный… Иначе дети становятся невыносимыми, — стала объяснять я. — Да и могут серьезно заболеть в конце концов!
— Да знаю все это. Но... Боюсь куда-то ходить, — вдруг призналась Людмила Николаевна.
— Как это?
— Меня пугает ваш город. Весь этот шум, толпы людей, куча машин на улице... Носятся как оглашенные...
— В наше время это нормально.
— У нас дома такого нет. А тут, чтоб добраться до парка, надо пройти через два перекрестка или ехать на автобусе.
Я совершенно не понимала, что в этом сложного!
— Мама, вы что? Ведь мы живем в третьем тысячелетии, а вы — как пещерная жительница.
— Ну и пусть, — поджала губы свекровь. — Не привыкла я ко всему этому, и не привыкну.
Я была шокирована. Не думала, что жизнь в большом городе — такой стресс для Людмилы Николаевны.
— Прелестно! — подытожил Олег, когда я рассказала ему, что происходит. — Просто слов нет! Хотя... — он помолчал. — Все вполне объяснимо.
До сих пор его мама жила себе спокойно «почти в селе», как она говорила. Всюду было рукой подать — до огорода, до клуба, до приятельниц… В магазин свекровь тоже ходила пешком. Она жила в своем уютном, маленьком, тихом и безопасном мирке, а тут мы ее вдруг вытащили в шумный беспокойный мегаполис. Неудивительно, что свекровь почувствовала себя здесь чужой и совсем растерялась.
— И что теперь делать? — спросила я мужа.
— Как это что? Надо приучать маму к жизни в большом городе, — улыбнулся он.
Идея была простая и понятная, но реализовать ее оказалось не так уж легко. Мы начали с маленьких шагов. Сперва показали маме все транспортные остановки возле дома и рассказали, какие номера маршруток и троллейбусов здесь ходят. Потом сели с ней в один автобус и проехали несколько остановок. А чуть позже научили пользоваться метро, купили ей карточку и продемонстрировали, как ее пополнить. Но когда Олег сказал, что можно платить и банковской картой, свекровь удивленно переспросила:
— Банковской?
— Ну да. У тебя же есть карточка?
— Нет, а зачем она мне?
— А как ты рассчитываешься в магазине?
— Обычными деньгами. Иду в банк, получаю у кассира денежный перевод от папы, а потом трачу.
— Хм, а зачем терять время? — теперь уже изумился Олег. — С банковской картой намного проще и быстрее.
— А мне не надо, — нахмурилась Людмила Николаевна.
— Но почему?!
— Потому что не хочу проблем! А что, если потеряю? А если у меня ее кто-то украдет?
— Боже мой, мама, ну нельзя же быть такой отсталой! Надо идти в ногу со временем. Это же не сложно! Просто вставляешь карту в банкомат — и все. А дальше он сам тебе напишет, что делать. Раз ты живешь здесь, значит, тебе надо ездить на метро, ходить в магазины, а это все гораздо удобнее делать с карточкой. Ты просто обязана ее иметь!
Услышав слово «обязана», свекровь чуть не расплакалась.
— Завтра же пойдем в банк и сделаем тебе карту, — решил Олег.
— Я все равно не буду ею пользоваться, — свекровь упрямилась, как дитя малое, но ее сын тоже был упрямым. На следующий день он специально вернулся раньше с работы и отвел маму в банк. Показывая карточку, объяснял: — Это твой ПИН-код, запомни его.
— Я наверняка забуду...
— Всего четыре цифры! Даже ребенок запомнил бы! — продолжал нервировал мать Олег, и это еще был не конец.
Потом он показал ей, как пользоваться банкоматом. А чуть позже свекровь получила новое задание: поехать к моей маме на маршрутке. Мы все ей объяснили. На какой автобусе сесть, сколько остановок проехать. Чтобы она не нервничала, моя мать вышла ее встречать.
— Леночка! Как хорошо, что ты пришла! — Людмила Петровна встретила сваху, как свою спасительницу. — Ты не представляешь, как я боялась, что заблужусь или проеду свою остановку!
— Ничего страшного, автобус бы все равно потом отправился назад, — улыбнулась та. 
Домой свекровь тоже вернулась самостоятельно.
Простые и очевидные для нас вещи ей казались чем-то особенным. Каждую поездку на автобусе она переживала, как путешествие на край света. Но в конце концов Людмила Николаевна смирилась и даже к себе стала ездить одна, несмотря на то что до вокзала приходилось добираться с пересадкой. А это для нее вообще уже была «высшая математика»!
Свекровь делала успехи, но старым привычкам не изменяла. Каждую пятницу отправлялась на электричке в свой поселок. Говорила, что только там может отдохнуть. Встречалась с приятельницами и рассказывала им, какая странная жизнь в большом городе.
Олегу понравилось просвещать и воспитывать маму. Как раз приближался ее день рождения, и мой муж решил купить нечто особенное, причем такое, что облегчит матери жизнь. Я не была уверена, что это хорошая идея, волновалась, что существование свекрови из-за подарка как раз осложнится, а не упростится, что она будет ужасно переживать, но... Олег посоветовался с братом, наши семьи скинулись и приобрели Людмиле Николаевне ноутбук.
Свекрови исполнилось шестьдесят лет, и мы решили устроить для нее большую семейную вечеринку. По этому случаю даже свекор приехал из-за границы. Все происходило у нас, и, хотя все гости еле поместились, было действительно здорово.
— Я вас так люблю, — растрогалась Людмила Николаевна, когда на столе появился именинный торт со свечами. Она даже прослезилась от избытка чувств. После того как тортик был съеден, свекровь начала рассматривать подарки.
— Интересно, что это? — спросила, взяв в руки коробку, которую мы ей вручили. Нетерпеливо разрезала ленты, разорвала бумагу и онемела.
— Что это такое? — воскликнула, придя наконец в себя.
— Компьютер, — улыбнулся свекор.
— Красивый, удобный ноутбук, который можно носить с собой, — объяснила я.
— Вы что, все с ума сошли? Зачем мне это? — Людмила Николаевна испуганно смотрела на нас.
— Чтобы было легче жить.
— Зачем?! Только зря деньги потратили. И наверняка снова в кредит! — разнервничалась она. — Это еще можно вернуть?
— Ничего мы возвращать не будем, — заявил Олег. — Я сейчас все тебе покажу и расскажу. Ты не хотела заводить банковскую карточку, а теперь с ней не расстаешься. С ноутбуком будет так же, вот увидишь.
— Вряд ли, — ответила свекровь с кислым лицом.
Она была в ужасе, когда сын рассказывал ей про Интернет, показывал, как делать денежные переводы и оплачивать счета. Потом Олег открыл Скайп.
— С помощью этой программы ты сможешь каждый день разговаривать с папой.
— Я и так могу, у меня есть телефон.
— Но здесь вы будете видеть друг друга.
— Что? — удивилась мама.
Прошло полмесяца, а свекровь ни разу не открыла ноутбук. Хотя и Олег ее уговаривал, и свекор, Василий Григорьевич, пока гостил у нас несколько дней. И когда свекруха поехала «проведать дом», тоже компьютер с собой не взяла.
Однако, вернувшись в воскресенье вечером, Людмила Николаевна неожиданно заявила:
— А знаете, я похвасталась соседкам, что вы мне подарили, и оказалось, что у Кати тоже есть компьютер! Ее муж работает за границей, как и мой Вася. Так они каждый вечер друг с другом разговаривают.
— Вот видишь! Надо идти в ногу со временем! — обрадовался Олег и сразу же открыл ноутбук. — Позвоним папе?
— Сейчас, — бросила свекровь и побежала в ванную, а оттуда вышла с легким начесом и накрашенными губами.
— Теперь можем звонить, — она уселась рядом с сыном.
...На экране появился улыбающийся свекор.
— Как дела, любимый? — светясь от радости, Людмила Николаевна наклонилась к ноутбуку.
— Рад тебя видеть. Отлично выглядишь! — сделал ей комплимент супруг.
— Правда? — она аж покраснела. — Что делаешь?
— Смотрю телевизор. Хочешь увидеть, как я тут живу?
Свекровь не отрывала взгляда от экрана, когда Василий Григорьевич взял свой ноутбук и стал ходить с ним по квартире. Она никогда не была у мужа (Вы уже догадались почему? Ну да, боялась летать!), это он раз или два в год приезжал в отпуск домой.
— Скромно, но неплохо, — оценила жена жилье свекра. — Но... вообще-то ты мог бы почаще убирать.
— Да ладно! У меня есть другая идея. Давай ты как-нибудь ко мне приедешь и сделаешь генеральную уборку.
— Вот еще! — надула она губы. — Если и приеду, то чтобы посмотреть достопримечательности, а не бегать с тряпкой!
— Ого! Вот это прогресс! Моя женушка хочет увидеть мир? А раньше нельзя было из дому вытащить.
— Жизнь не стоит на месте, — важно заявила свекровь, повторяя слова сына: — Надо идти в ногу со временем.
С тех пор Людмила Николаевна каждый вечер разговаривала со свекром. Сперва шла в ванную, прихорашивалась, а потом закрывалась в своей комнате и включала ноутбук. Ее любовь к мужу с расцвела с новой силой. Родители Олега могли болтать друг с другом весь вечер. Свекровь на крыльях летала. Она стала совершенно другой женщиной. Чуть больше чем через год уже гоняла по городу без всяких проблем. Надо было отвезти Юлю к врачу — садилась в автобус и ехала. Людмила Николаевна перестала сомневаться в себе и бояться машин и шумных улиц. А летом мы даже проводили ее на самолет и отправили к Василию Григорьевичу. Первый раз в жизни свекровь сама летела за границу!
А потом нашей Юле исполнилось три года, и мы отдали ее в детский сад. Долгая «вахта» свекрови закончилась.
— Я буду очень скучать. Может, здесь и тесно, но я всех вас так люблю! — растроганно говорила она перед отъездом, смахивая непрошенную слезу.
— Вы можете приехать к нам в любое время, — улыбнулась я. — Будем рады!
— Ну, конечно. Теперь уже все могу сама. К тому же, у меня есть скайп, и я буду звонить. Юля, обещаешь каждый день рассказывать бабушке, что было в садике?
— Обещаю, — пискнула дочка.
Свекровь уехала, а я, вместо облегчения, почувствовала, как мне ее не хватает. Два года она готовила нам, убирала, стирала. А теперь все приходилось делать самой. Когда Людмила Николаевна была здесь, хотелось свободы, чтобы никто не делал замечаний и не выражал недовольства какими-то нашими действиями, но сейчас я поняла, сколько плюсов имело ее присутствие.
— Ну как вы там, справляетесь? — спрашивала она по скайпу. — Скучаете? Я ужасно скучаю.
Они подолгу болтали с Юленькой, которая всегда с нетерпением ждала разговора с бабушкой и уверяла ее, сидя перед экраном: «Бабуля, я тебя люблю, очень, очень!»
Свекровь перестала бояться современной техники, хотя на посудомоечную машину, которую мы уговаривали ее купить, так и не согласилась («Сколько у меня тех тарелок!»). Она сама ездит, куда хочет, и летает к мужу. А Юля, когда кто-то спрашивает о бабушке, с важным видом выдает: «Моя бабуля идет в ногу со временем!» Конечно, дочка повторяет слова Олега, и выглядит это презабавно, но по сути все верно.               

Опубликовано в журнале «Моя судьба» № 3 за 2020 год


Рецензии