Принцесса

      Передо мной сидела красивая молодая женщина, моя давнишняя пациентка, которую я не видел лет эдак пятнадцать. Её специальность? Профессиональный убийца. Да, да – убийца. Не пугайтесь и не удивляйтесь. Это не преувеличение и не литературный образ. Молодая женщина официально «работала» в частной военной компании, занимающейся особо трудными спецзаданиями в самых горячих точках планеты. Основные задания – убрать лидеров враждующих группировок, освободить кого-то из глубокого тыла, охранять особо важные объекты. «Служащие» должны обладать особыми психологическими качествами: устойчивостью к стрессу и способностью убивать всех, кто мешает выполнению задания, включая женщин, детей и «своих»... Оплата большая. Риск – ещё больше. И только я знал, что эта красавица с мягкими вкрадчивыми манерами – хладнокровный убийца, причём не только по профессии, но, так сказать, по врождённому призванию. «Born to kill».

     Рождённая убийцей! Разве это возможно? Ведь нас учили, что душа ребёнка чиста, и только ужасные родители, или внешние травмы могут загрязнить эту чистую душу и толкнуть её на преступления из-за вынужденных обстоятельств. И мы все должны быть понимающими педагогами – «макаренками», – должны согревать, очищать и «удобрять» этих несчастных. То есть, лечить их добротой, любовью и воспитанием на положительных примерах.
 
      Всё правильно. А что, если душа такого ребёнка не воспитывается и не лечится?

      Давным-давно, ещё в начале моей врачебной практики детским психоневрологом, ко мне на прием пришла мама с девочкой. Красота этого ребёнка была поразительной. Большие локоны светлых вьющихся волос спускались волнами до копчика. На бледноватом лице блестели странным светом огромные тёмные глаза. Что поражало ещё больше, это взрослая походка восьмилетней куклы: она ступала уверенно и не размахивала руками. Её интеллект был под стать её красоте. Отвечая на вопросы, она смотрела прямо в глаза и не проявляла никакого чувства стеснения. Когда она проходила по коридору, взрослые шептали друг другу: «Божественный ребёнок! Какая элегантность! Вот это и есть наше будущее! Принцесса!»

      Все дети милы и обаятельны, но, что ни говори, на красивых обращают внимание, их больше любят, и им больше прощают. Они выглядят ещё более красивыми на фоне не очень-то привлекательных. Моя мама как-то рассказывала, как она любовалась мною в детском садике, когда я прыгал вокруг ёлки, одетый зайчиком.

      Рядом стоящая женщина, мама красивой девочки, одетой принцессой, обратилась к соседке: смотрите какие дети красивые, вот только этот, косолапый, всё портит. И указывает на меня... Минуло тридцать лет, а мама так и не смогла забыть этот эпизод…

      Девочка и была принцессой, которая знает, что все должны обращать внимание только на неё. За девочкой шла мама, тоже симпатичная женщина с очень усталым лицом. Увлечённые девочкой, посетители не обращали внимания на мать. Это мне напомнило даму, гуляющую с собачкой: если собачка красива, то смотрят на собачку, а не на хозяйку.

      Оставшись наедине со мной, мама принцессы вдруг расплакалась и тихо зашептала, оглядываясь на дверь, чтобы её не услышали в коридоре.

      – Доктор, спасите её и меня. Она – дьявол. Я боль- ше не могу!
      – Хорошенькое начало, – подумал я. – Так кто же из них пациент?
      – Что же вас беспокоит? – задал я нейтральный вопрос, который мог бы относиться как к маме, так и к дочери.
      – Она – демон-убийца, – прошептала мать. – Я боюсь её.
      – И давно у вас такие страхи? – продолжал я, пытаясь понять, не страдает ли сама мать психическими отклонениями.
      – Вы не поверите. Но я чувствовала что-то неладное даже во время беременности – уж очень больно она меня пинала. А когда она родилась, я всё время плакала во время кормления – так больно она меня кусала...

      По словам матери, принцесса росла очень одарённой, говорила законченными фразами с двух лет. Проявляла склонности к жестокости ещё раньше. Отрывала головы всем куклам…
 
      Вскоре после рождения второго ребенка отец заболел лейкемией и скоропостижно умер. Мать работала клерком в маленькой фирме и не хотела идти на пособие.

      Принцесса росла двуликой: ангельский фасад, все её любили в школе и во всяких кружках. А дома она проявляла демонический характер. С детства всё должно было быть так, как угодно ей. Когда родился братик, она кричала: зачем, мол, его родили, почему не спросили её. Потом, когда привыкла: почему не родили девочку? «Родите его обратно». Хочу девочку.

      Несколько раз принцесса пыталась выкинуть братика из коляски или выбросить в окно. Однажды мать увидела её с иголкой в руках, которой она собиралась уколоть ребёнка. Придя из школы, она разбрасывала вещи, била посуду и пинала ногой мать, если в школе что-то было не так.

      – Когда приходит время её возвращения из школы, – рассказывала мать усталым голосом, – у меня начинается сердцебиение и боли в животе. Я нигде не могу найти защиты. Все только и говорят, что я виновата, не уделяла ей внимание, не проявляла достаточно доброты. Никто не верит, что ребёнок может родиться с таким страшным характером. Говорят, «яблоко от яблони...», а у нас семья в третьем поколении учителя и врачи, и никогда ничего подобного я не видела. И наш сынишка очень спокойный и добрый... Выходит яблоко от яблони иногда далеко катится…

      Старая, как мир, проблема – что первично: родители плохие и дали плохие гены, или так получилось, что ребёнок сам по себе родился моральным уродом? Что первично: курица или яйцо?

      Может быть, вы не знаете, но этот вопрос уже давно решен генетиками. Сначала было яйцо! Не верите? У гордой птицы может быть мутированное яйцо с курицей внутри. Хуже, если внутри яйца, мутант человека – «демон». Кстати, в отличие от обычного представления о патологии, которая должна и выглядеть ужасно, многие изощренные серийные убийцы и психопаты выглядят особенно обаятельными. Недаром народная мудрость говорит: «дьявольская красота»! Патология красоты и красота патологии – это ещё один удивительный аспект современной психиатрии.

      А то, что дети в одной семье бывают очень разными, далеко ходить за примерами не надо. Оглянитесь вокруг. Положим, в семье несколько детей. Разве они одинаковы? Все разные и по интеллекту, и по росту, и по характеру. А бывают и противоположные по характеру и уму дети – один непутёвый, другой толковый, один – умственно отсталый, другой – гений. Яблоко от яблони, конечно, недалеко падает, но дети в семье, увы, разные и могут «укатиться» друг от друга весьма далеко...

      Дьявольская красота и демоническая жестокость принцессы росли вместе с ней. В школьном возрасте, желая за что-то отомстить матери, она в магазине тихонько брала с прилавка небольшую, но дорогую вещь и незаметно клала её матери в сумку, а потом громко говорила, стоя около кассира: «Мамочка, ты же меня учила не воровать, а сама воруешь – посмотрите, люди!!!»

      На некоторое время развилось пристрастие воровать в магазинах не для денег, а как игра в «кошки мышки»: поймают или нет? Когда её ловили, она навзрыд плакала, и, видя слезы на этом ангельском личике, её мягко журили и отпускали. Она гордилась тем, как провела «этих идиотов».

      Требовала деньги от матери. Говорила, что та обязана её содержать, поскольку она мать. Пинала мать, если та не давала ей денег. Когда мать корчилась от боли в спине, она смеялась ей в лицо, говорила, что она плохая мать, не способная содержать детей...

      С раннего детства принцесса была увлечена агрессией и смертью. Сама была терпима к боли. Однажды она наступила на гвоздь, не плакала – долго смотрела на кровь. Потом стала раздирать рану руками, слизывать кровь с пальцев и смеяться. Мать была поражена... Как-то она сказала матери: «Я хочу убивать. Мне нравится, как люди просят сжалиться и умоляют отпустить».

      В 12 лет она подбивала подруг на то, чтобы избивать какую-нибудь девочку, не принявшую её условия «дружбы». Постарше, она таким же образом стала подговаривать мальчиков кого-нибудь «отлупить до полусмерти». Нанеся самые жестокие удары и сразу после появления крови, она тихо уходила в сторону. Вызванные взрослые видели только испуганную свидетельницу, которая сама и вызвала старших на помощь.

      Она описывала свои сны, которые были яркими, и в них она превращалась во всесильного Змея. Рассказывала, что испытывает во сне всепоглощающее наслаждение от медленного удушения «примитивов». Она любила щипать кота до тех пор, пока бедняга не пищал, и когда мать отворачивалась, сильно пинала кота, как футбольный мяч. Кот скоро и вовсе исчез из дома… Она поджигала живых морских свинок и однажды отрезала голову какой-то собачке, которая забрела в их двор.

      Ударив мать в живот, она ковыряла у себя в носу до крови, а потом звонила в полицию, с плачем утверждая, что мать её избивает и хочет убить. Естественно, мать не раз таскали по судам…

      В школе она слыла примерной девочкой, тем не менее, учителя жаловались её матери на то, что за их спиной она говорит очень злые вещи. Произносила хорошие слова в глаза, но придя домой, говорила гадости об учителях.

      …Агрессивность и жестокость по отношению к животным – характерная черта маленьких дьяволят. Согласно недавнему анализу, 56% детей, попавших за решетку в юном возрасте, проявляли чудовищную жестокость по отношению к животным.

      Отчего? Почему? Откуда они, эти «красавицы и чудовища»? И куда идут?

      Были теории психоаналитического направления: мол, эти детки неосознанно борются за «свободу». Ох, уж эта борьба за свободу! Сколько людей полегло в борьбе за свободу и ещё больше, когда они её получили... Пример американской системы обучения в школе по типу: «Что ты хочешь, деточка, играть в мячик или заниматься математикой? Выбирай...»

      Другая теория, кстати, верна: криминалу дети учатся, например, под влиянием телевидения. Идея, что может быть «врождённый криминал» отвергнута гуманистами-социологами, половина из которых, кстати, не имеют своих детей.

      Основная социально-биологическая теория в настоящее время – это теория «бильярдного шара». Вроде как ребёнок – это бильярдный шар, который «вколачивают» в криминальную лузу социально-биологическими ударами…

      Как ни печально, но общество должно знать правду: иногда родители не виноваты! Антисоциальные дети могут рождаться даже у очень хороших родителей. Да, врождённые убийцы бывают! И чем раньше мы признаем этот факт, тем раньше мы сможем как-то изменить направление развития таких детей и предотвратить несчастье. Таких детей немного, но и не мало.

      В 1993 году Англию потрясло ужасное событие. Два десятилетних мальчика похитили и зверски убили двухлетнего Джеймса Балджера. Когда народное возмущение улеглось, стали жалеть бедных малолеток. Мол, негоже бросать детей за решетку, надо детей поместить в «добрую» обстановку, и они «исправятся».

      Прошло время, и пресса запестрела другими подобными случаями: двенадцатилетняя девочка убила ножницами парикмахершу. Ей, видите ли, не понравилась прическа! Заодно прирезала двух девочек, одна из которых была старше её. Свои «подвиги» она выложила в интернете.

      По современной статистике, малолетних убийц до 15 лет около 10% от общего числа убийц. Но что особенно интересно в психологическом смысле, это то, что очень грубая патология почему-то массы не впечатляет. Ну, например, красавчик Джеффри Дамер из города Милуоки убил «всего» 17 человек. Как известно, он варил своих жертв и съедал. И запасы хранил в холодильнике. Фу, какой ужас! Но это не страшно, ведь таких монстров больше не бывает! Кстати, этот холодильник Дамера был выставлен на аукцион и куплен в тот же день (!) за 5 000 долларов (!). У кого оказались «случайно» лишние 5000 долларов, чтобы купить такой «маленький» сувенир? Зачем? И кто этот богатенький, добрый коллекционер?

      И ещё, тоже, кстати, есть смысл обратить внимание: папа и мама этого монстра были совершенно нормальными людьми. С раннего детства они водили своего паиньку по врачам, умоляя их вылечить сына от странных расстройств сна и от странной привычки отрезать головы мышкам, кошечкам и другим тварям божьим, оказавшимся в поле зрения такого послушного и прилежного ребёнка. Психиатры отмахивались от расстройств сна, считая это полнейшей мелочью, а что касается странных привычек этого милого, спокойного мальчика, то папе с мамой советовали уделять ему больше внимания и тепла, и тогда «всё будет хорошо» … Всё, действительно, стало хорошо... через 14 лет после 17 раскрытых и ещё 30 предполагаемых убийств…

      А ведь в наше время предугадать этих монстров можно с раннего детства. Почти все они имеют распознаваемые сегодняшней диагностической техникой специфические расстройства сна с раннего детства, особые характеристики мозговой активности и даже вариации температуры тела и пульса. Психологически у таких детей с раннего детства выявляется отсутствие чувства вины и необычные привычки. «Демонические дети» – целый раздел детской психиатрии. Растущий раздел, к сожалению…

      Да, многие из них кончают криминалом. Но многие становятся полезными для общества. Как заметил один исследователь детского криминального поведения: «Во время мира мы защищаемся от них и сажаем их в тюрьмы, а во время войны – они защищают нас, становятся нашими генералами и освобождают нас из тюрем».
 
      Во все времена армия вбирала в себя цвет нации, лучшие инженерные и стратегические умы. Многие мальчики, а сейчас и девочки, с детства мечтают стать военными, лётчиками, моряками, космонавтами, разведчиками. Армия и тренирует быть сильными и смелыми.

      Но в армии пригодятся и те, кого мы в жизни называем «психопатами», которые не знают угрызений совести, страхов и посттравматических переживаний. Из таких людей набираются новые виды спецподразделений – наёмники по контракту…

      В старших классах удалось устроить нашу принцессу в школу для детей с нарушениями поведения, где она заинтересовалась армейской карьерой. Потом я узнал, что ей удалось перевестись в спецназ, а от- туда наша принцесса поступила в большую компанию частных спецназов.

      Эти «мерсенарии» выполняют задания убить, убрать или не дать убить кого-то. Их не интересует, кто этот «кто-то», благородное это дело или просто убийство. Вопрос только в степени риска и в том, как этот риск оплачивается. Поэтому такие частные компании ищут солдат из «теневых» спецназов, среди секретных агентов, «андерковер», устойчивых к стрессу, «без стра- ха и упрёка». С их точки зрения: лучшие солдаты – холодные психопаты. Или рождённые и прирождённые убийцы. Как наша принцесса. Она побывала уже не раз в горячих местах, и её рассказы могли бы составить толстый роман, или учебник убийств, в зависимости от ваших интересов.

      – Это моё призвание, говорила она. Это тяжёлая и опасная работа, но игра со смертью – моё призвание. Вид убитого тобой так же приятен, как вашему взору приятна выловленная рыба, или заживо сваренный рак. Что же вы не ужасаетесь? Какая разница: рак или человек? Ханжи – это вы. Я честно и открыто говорю...
А вообще-то, я пришла по делу. Когда-то вы отнеслись ко мне хорошо, выслушивали меня и не пихали в психушку. Помогите сейчас моему сыну. Да, у меня есть сын. Да, от друга. Его убили в Афганистане. Не успел уйти после выполненного задания. Его растерзали, его труп волочили по земле за машиной, а потом повесили на мосту перед американским постом…

      Сын сейчас у мамы. Материально я их обеспечи- ла. Убивать – это всё, что я умею, это мой единственный способ заработать сыну на жизнь... Сами знаете, сегодня я жива, а кто знает, что будет завтра. Я уже сама не так рвусь к смерти, как раньше, но теперь сын – это всё, что у меня есть, и он держит меня на плаву. Но мальчик уж очень нежный, ранимый, тихоня, вечно что-то рисует. Его не интересует ничего мальчишеское. Драться не хочет. Боюсь, вырастет слюнтяем, а то и «гомиком». Очень хочу вырастить его мужчиной. Как его отец…
Смотри, какой заботливой мамой стала! – пронеслось у меня в голове. Ну, что же. Как там говорится... «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

      P.S. Помню, дочь позвонила мне с радостной новостью: у неё родилась девочка! Удивительно красива. Просто принцесса, до чего хороша! Я тоже поздравил её радостным тоном. А про себя подумал: «Не дай бог, быть ей такой прекрасной принцессой! Пусть будет нормальной золушкой».


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Интересный рассказ. Очень сочувствую маме героини.
Интересно,это вымысел или реальная история?
Всего доброго!

Ольга Не   08.02.2020 01:32     Заявить о нарушении