Духовный эгоизм

"Проклят, кто слепого сбивает с пути"  Втор.27:18

Когда встречаешься с человеком, практикующим духовные учения, но не избавившимся в себе от элементарного эгоизма, тщательно прикрывающего чувство собственной важности правильными высокодуховными практиками, изумляешься и хочется крикнуть: "Остановись! Что ты делаешь? Это же тупик!"  Но, как правило твой искренний возглас, ничего кроме отторжения  у такого человека не вызовет. В шкале его мировоззрения - это ты невежественное существо, бренное тело,  которое ничего в духовных вопросах не понимает, с которым вообще говорить не о чем ему, постигшему истину, познавшему ее суть.  Как же так получается, что духовные практики, призванные развивать сознание, продвигать его по пути  саморазвития, иногда приводят человека лишь к разрастанию непомерного эго, а он этого даже не замечает?

Возможно, причина кроется в том, что практикующий, начитавшись умной литературы, наслушавшись духовных учителей, и повторяя в медитациях волшебные слова,  практикуя разотождествление "с умом" и "телом", пытаясь пережить все более утонченные и приятные состояния сознания, упускает из виду повседневное текущее состояние своего сознания, свою давно сформировавшуюся личность. А личность эта наполнена всяким, в том числе и не очень высокодуховными качествами, эмоциями, желаниями. И никуда реально эгоизм из личности сам по себе не девается, а только вместе с духовной практикой растет и раздувается все больше, становясь "духовным". Настоящее разотождествление со своим эгоизмом, телом, умом,  достигается путем выработки в себе внутренних качеств, меняющих состояние сознания. При наличии у человека этих качеств, разотождествление "с умом", происходит само собой.  Не имея необходимых внутренних духовных качеств, разотождествиться, ни с телом, ни с умом, ни с эгоизмом в себе невозможно. Приблизиться к этому, конечно получится, но и только. Духовные практики не меняют самого главного - внутреннюю природу человека, его духовные качества. Они просто усиливают ее и кристализируют. Добрый и мудрый становится мудрее и добрее. Злой и жестокий становится еще более безжалостным и жестоким, да еще и прикрывающимся духовными истинами, а поэтому способным творить самое отвратительное и масштабное зло. Вот почему все серьезные учения такое важное место отводят таким человеческим качествам, как сострадание, доброта, глубина, тонкость восприятия, внутренняя чистота. Без них духовные знания и практики работают, но только в обратную сторону. Пораженный духовным эгоизмом, лишенный глубины чувств и способности ощущать чужую боль,  искатель истины использует их в своих корыстных целях, на благо своему эгоизму. Устремления его, мотивы, действия, лишены внутренней чистоты, а значит подчинены поиску утонченных удовольствий и наслаждений. Все остальное для него - философская фаза, которую он перекручивает и перестраивает в угоду своему пораженному духовным эгоизмом мировоззрению.

Если проанализировать внутреннюю структуру действительно достигнувших реального духовного освобождения учителей, то можно увидеть, что в их духовной структуре  не просто присутствуют необходимые духовные качества, они реализованы по максимуму. Именно они и приводят сознание к  освобождению в той жизни, в которой человек смог в себе по максимуму их реализовать.   Без наличия в духовной структуре этих качеств, сколько ты себе не говори, что уже разотождествился с телом, с умом, с эго, достигнул каких-то там знаний, стадий просветления...  Все это - увы, только в твоем воображении. Все это обыкновенный самообман. А реально -  эгоизм растет, но ты его даже не замечаешь. Замечают окружающие. Потому что эгоизм прорастает в мелочах. Именно они, эти мелочи, из которых складывается человеческое общение и жизнь день за днем, и есть реальный показатель состояния сознания человека, а вовсе не то, что он там навоображал о себе.

Эгоизм тоже может эволюционировать. Человек движется, увеличивает духовные знания, и эгоизм вместе с ним тоже движется, становится сильнее и тоньше. Если обычный эгоист будет удовлетворять свои эгоистические потребности простым примитивным способом, то духовный эгоист начнет удовлетворять их, прикрывшись духовным учением, приспособив его так, чтобы внутренне ему было комфортно. Благо разных учений сейчас - пруд пруди.  И все "от Бога". Выбирай любое, наиболее подходящее твоей внутренней структуре. Он и выберет, и даже не задумается о том, почему именно это учение показалось ему наиболее правильным?  Почему он выбрал именно его? Реализуя на практике свою систему верований, такой человек будет искренне убежден, что все делает правильно. При этом бед и горя другим людям такой духовных практик может причинить немало. Потому что за правильными словами будут стоять эгоистические поступки, окрашенные в "духовные" объяснения. И это будет еще больше запутывать и без того запутавшихся идущих рядом с ним людей, ранить их, ломать им жизнь. А духовный эгоист при этом будет бодро шагать по трупам, ибо "жизнь это игра", "иллюзия",  и "непривязанность", и если они не сумели разотождествиться со своим телом-умом, то туда им и дорога, сами виноваты, пускай духовно развиваются. А он сам давно уже и не живет, а играет в эту жизнь, совершенно не привязанный ни к чему кроме Бога, или настоящего момента "здесь и сейчас". Увы, он привязан еще и как к своей гордыне, к непомерно раздутому самомнению. Привязан к ним так, что нередко не способен чувствовать боль других, сопереживать и сострадать. Презрение к "невежественным", ощущение превосходства, вера в свою правоту, болезненная и агрессивная реакция на критику в свой адрес -  вот некоторые отличительные особенности духовного эгоиста.  И конечно, его непоколебимая убежденность, что его-то путь по-настоящему правильный. А если еще удалось пережить какие-нибудь "просветленные" состояния сознания, то поколебать уверенность в своей высоко духовности и "просветленности" у такого человека вообще невозможно. Эгоизм находит все более тонкие способы нашептать ему о своей исключительности, и как бы он сам не верил в то, что давно с ним разотождествился, увы, голос этот претвориться в нем в желание учить других, а по сути навязывать им образ своего восприятия мира. Учить и верить, что это его миссия на этой земле. Так кормится духовный эгоизм. У по-настоящему духовных учителей не было желания учить, хотя они и учили всех, кто этого хотел. Но, самого желания у них не было. Потому что было более глубокое понимание плюс полное отсутствие эгоизма.

Как распознать духовного эгоиста?

Их всегда отличает проявление не очень высокодуховных эмоций и поступков, наряду с высокодуховными познаниями, размышлениями, практиками. Понравившееся учение приспособлено ими под свой образ жизни и трактуется так, как диктует их внутренняя эгоистическая природа, при этом искажаясь и становясь инструментом в их руках. Но в обычной повседневной жизни они проявляют эмоции и поступки, которые не соответствуют заявленному ими уровню духовных познаний. Ну, не может, высокодуховный человек манипулировать другими людьми, быть похотливым или  жестоким. Он потому и высокодуховный, что все это уже исчерпал и ему это больше неинтересно, у него нет внутри потребности во всем этом. А нет потребности - нет реализации, и тогда можно по-настоящему стать свободным и двигаться дальше.
 
Наверное, здесь нужно выделить духовные качества, которые лишены эгоизма и являются его полной противоположностью.

Cострадание к людям.

Человек лишенный духовного эгоизма не станет использовать других людей, как фундамент для своего духовного роста или практики своего учения.  Не станет пытаться обратить их в свою веру, или позиционировать себя "гуру", "пророком", "магом", "проводником", "ясновидящим" и т.п.  Не станет стремиться к внешнему красочному показу себя. Не станет потакать своим желаниям, пытаясь удовлетворить их за счет других людей. Не станет выражать презрение к людям, ощутив их невежество, насмехаться над ними или унижать их. Не станет безжалостно с ними играть.  Не будет искать таких, кого сможет подчинить своей воле. В обычной жизни лишенный духовного эгоизма практик - обычный человек, как правило ведущий скромный образ жизни.  Плотские страсти им исчерпаны, а потому не интересны.
Способность посмотреть на мир глазами другого.

Лишенный эгоизма духовно движущийся человек будет стремиться понять другого человека таким, какой он есть, а не переломать его через колено под свое собственное мировоззрение. У него нет внутренней потребности учить вас тому, что он уже постиг. Но если вы сами проявите интерес, то он поделиться с вами своими знаниями. Он уважает людей, а для духовного эгоиста люди - только инструменты. От него вы не дождетесь, ни теплоты, ни понимания, ни глубины отношения. Дождетесь только умных разговоров и практик, которые ему близки. Себя он изначально считает учителем, а вас потенциальным учеником. Другой человек - инструмент на его пути, путь к цели или помеха. Смотреть на мир вашими глазами, чтобы понять вас и не причинять вам боль, ему и в голову не придет. Неумение, а иногда и нежелание чувствовать чужую боль, отличительная особенность духовного эгоиста.

Помыслы лишенного духовного эгоизма человека - чисты, или стремятся к таковым.

Он может контролировать свои желания и эмоции. Его действия подчинены простому правилу "не навреди". Духовный эгоист напротив найдет оправдание своим невысокодуховным помыслам и желаниям. Он не хочет их контролировать, он хочет реализовать их, прикрывшись какой-нибудь подходящей духовной теорией. Духовные практики делают пораженное эгоизмом сознание, как это не парадоксально, только более черствым и жестоким. Практикуемая "непривязанность", и  "отрешенность" только помогает расти эгоизму, потому что во многом может оправдать его неблаговидные поступки и отсутствие совести. Если лишенный духовного эгоизма движущийся по пути практики человек может быть жестким, но всегда остается сострадательным, то поступки духовного эгоиста всегда жестоки, какими бы высокодуховными убеждениями не были прикрыты. Холод и свое несовершенство - вот что другие будут чувствовать рядом с ним. Даже в мелочах. Он же при этом будет еще и уверять их, что все правильно, что все согласно учению.

Лишенный внутреннего эгоизма человек - не зациклен на своем восприятии.

Он открыт для восприятия других мировоззрений, он не высмеивает, не отталкивает их, а старается понять. Он учится у других, другие люди его обогащают. Ему интересны их пути и жизненный опыт. Он способен слушать и слышать других, а духовный эгоист - нет. Духовный эгоист попытается "завербовать" вас, очаровать, влюбить в себя и свое учение,  и когда это не получится - обвинит вас в полном невежестве и выразит свое презрение. Вы ему интересны, пока готовы вписываться в выстроенное им внутри себя понимание того, каким все должно быть, и как другие должны себя вести. Духовному эгоисту не интересно ваше восприятие мира, оно в его понимании уже неправильное. А от своего он не отступится ни на шаг. Все, что выбивается за рамки его миропонимания, вызывает в нем презрение, отторжение и злость. Его симпатия мгновенно превращается в неприязнь или ненависть. Наступите ему на больную мозоль и он вас уничтожит.

Лишенный эгоизма движущийся всегда подвергает себя и свой путь сомнению, а духовный эгоист никогда.

Он - центр вселенной, весь мир вращается вокруг него. Попытайтесь выразить духовному эгоисту сомнения в правильности его пути или поступков, узнаете про себя много интересного, и скорее всего будете с призрением или даже ненавистью отвергнуты.

Движущийся лишенный духовного эгоизма не будет потакать  своим низменным желаниям и помыслам.

А духовный эгоист, напротив, будет не только искать пути, как их удовлетворить, но и подведет духовную базу под них, чтобы оправдать. В конце концов он и сам поверит в то, что придумает. Берегитесь стать объектом желаний или помыслов такого человека. Духовные эгоисты безжалостны и безразличны к чувствам других. Они часто рассматривают других людей, как инструменты практики или достижения определенных состояний сознания, определенных целей. Им все равно обидят они вас при этом или нет, их интересует только собственный духовный путь, утонченные духовные удовольствия, приверженность идее и свои состояния.

Кроме того духовные эгоисты полные не только утонченных, но и обычных эгоистических проявлений люди. Грубость, жадность, зависть, жестокость. И все это, в очень духовной одухотворенной изысканной форме. Их поступки могут быть очень жестокими, но в их глазах они абсолютно правильны. Такой духовный садист будет мучить вас изысканным высокодуховным способом и ни одна нервная клетка в его душе не дрогнет от сострадания. Низменная природа проявится в нем  в полной мере, только на другом более "духовном", утонченном уровне. Сами они не считают это проблемой, даже если замечают это в себе и осознают. В их понимании духовной практики достаточно, чтобы достичь просветления, нирваны, Бога, или чего там у них есть достигать по плану, согласно их убеждению. Со своей внутренней структурой они не работают. Уверенные в том, что движутся правильным путем, они точно знают, что давно разотождествились со всем, с чем надо разотождествиться на пути к просветлению или скоро разотождествятся.          

Они зачастую своей низменной природе не предают особого значения, ни то чтобы не замечая ее, но полагая, что практики ее нейтрализуют и в ней нет ничего страшного. Переживая проблески духовных озарений, им кажется, что они достигли полного просветления и идут путем света. При этом, что сами они по-прежнему полны тьмы они не видят. И даже не хотят этого замечать. То, что вокруг них люди могут страдать из-за их поступков их мало интересует. Понимая, что они причиняют вам боль, они все равно будут вам ее причинять. Отсутствие необходимых духовных качеств никогда не  даст достичь им полного освобождения, проблески могут становится все ярче, усилия потраченные на духовные практики не пропадут даром, но эгоизм так и будет висеть камнем на шее, не даст крыльям расправиться и взлететь. Но попробуйте сказать об этом духовному эгоисту, он просто обесценит, и вас, и ваши слова.

Духовные эгоисты не способны смотреть на себя со стороны объективно и анализировать увиденное внутри себя. Можно сказать, что они себя желаемого все время принимают за себя действительного и даже этого не замечают. Духовные практики, направленные на разотождествление с "умом" и "телом", только делают духовного эгоиста еще безразличнее, только еще больше цементируют его эгоизм. Единственно возможное общение с ним - полное подчинение его мировоззрению, системе ценностей. Им нравится манипулировать, подчинять своей воле. Вы или играете по его правилам, или он не будет играть с вами вообще, прогнав с поля. Как бы симпатичны вы не были ему вначале, отсутствие  в вас того, чего он от вас ожидал, очень быстро обращает его симпатию к вам в отторжение, ненависть, презрение. И ему нужно будет пройти семь своих кругов ада, чтобы все это в себе осознать и измениться. Он их обязательно пройдет, но вам не нужно его спасать. Спасайте себя.

Как же защитится от духовного эгоиста?

Уметь распознавать. И не стать игрушкой в его руках, потому что духовные эгоисты очень умелые манипуляторы. Умны, харизматичны, само очарование. Они хорошо разбираются в духовных вопросах, умеют грамотно излагать и убеждать, напускать тумана и очаровывать. Увы, они только очень хорошие теоретики. Не попадайтесь в их сети, а если попались умейте увидеть их суть и вырываться, не идти у них на поводу. А суть их проста. В них нет сострадания к людям и любить они умеют только себя. Прибегая к манипуляциям, играя на человеческой природе, они всегда достигают своих целей. Однако они могут только брать. И общаться с вами будут только до тех пор, пока вы способны давать то, что им нужно.

Помочь духовному эгоисту, как, впрочем, и обыкновенному эгоисту,  ничем нельзя. Он сам должен осознать свое состояние и захотеть измениться. А это очень редкое явление. Можно, конечно, попытаться открыть ему глаза, в той или иной форме, но вряд ли это получится.  Ничего кроме презрения, ненависти или  насмешек в свой адрес от духовного эгоиста ждать не приходится. Скорее всего вы будете обесценены и отправлены очень далеко, всерьез и надолго. Эгоизм сразу ощущает опасность и безжалостно защищается, вызывая в своем хозяине злость и отторжение, презрение и гнев. И как защищается! Какими умными словами, из каких священных текстов! Говорить духовному эгоисту о его духовном эгоизме бесполезно. Можно только для себя сделать выводы и стать мудрее. И все же, встреча с духовным эгоистом может не только сломать, но и вывести из глубочайшей депрессии, став пусть и жестоким, но таким необходимым стимулом из нее выйти, чтобы жить и двигаться дальше. После встречи с таким человеком внутри остается выжженная земля, это надо просто пережить и стать сильнее.  И еще благодарить Бога за то, что дал возможность увидеть, какие пути приводят в тупик. И никогда самому их не повторять. Надо выучить этот урок и понять, что какими бы духовными практиками ты не занимался, каким бы духовным учениям не следовал, реальный твой духовный путь - это путь твоих внутренних духовных качеств. Какие они в тебе? Вот в чем вопрос.

Доброта, глубина, чистота - это тот цветок, который распускаясь в сердце, способен поднять на своих открывающихся лепестках душу к бесконечным глубинам просветления. Каков ты внутри - таким и будет твое озарение, таким и будет твой путь.


Рецензии
Но на самом деле, Дух является обособленным и самодостаточным, отделенным от всех и вся. И духовный эгоизм на самом деле есть истинное состояние Духа, как сущности, заложенной в человеке. А вот "альтруизм", "доброта" и прочее совершенно не свойственно Духу по его природе и является лишь обманом, чтобы вынудить Духи сбиваться в кучу и работать на кого-то, утратив свою индивидуальность.

Федор Журавель   23.11.2020 00:49     Заявить о нарушении