С чего начинаются образование и наука?

С чего начинаются образование и
Взято из открытых источников. Российское высшее образование и наука критикуются по всем направлениям. Дипломы вузов вызывают сомнения у работодателей. Научные статьи отзываются из журналов из списка Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки из-за плагиата. К системе высшего образования и науки всё больше и больше вопросов. Рейтинговый подход, лишённый объективных критериев, показателей и индикаторов, создаёт образовательно-научную систему, живущую автономно, работающую на себя, создающую продукт (выпускников), не ориентированных на практику. Сформированный образовательно-научный комплекс не имеет выхода на экономику, практические задачи, отрасли промышленности.

Всё критики образования едины во мнении. Основные проблемы высшего образования и науки связаны со скудным финансированием этой сферы.

Поэтому первый шаг для оживления образовательно-научной системы - это изменение подходов к финансированию. Об этом говорили на заседании Конституционного суда страны, выражая частное мнение. Данная проблема доведена до Президента страны Председателем Счётной Палаты А. Л. Куриным. Свою позицию по этому вопросу довёл до общественности ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Станислав Еремеев. Этот вузовский руководитель имеет учётную степень доктора экономических наук и учёное звание профессора.
Ректор ЛГУ имени А. С. Пушкина доктор экономических наук, кандидат политических наук, профессор Еремеев Станислав Германович
Ректор ЛГУ имени А. С. Пушкина доктор экономических наук, кандидат политических наук, профессор Еремеев Станислав Германович

По мнению ректора ЛГУ, дискуссия о реформировании высшего образования и науки полезна. Но её должны вести профессионалы. Кроме того, он добавляет, что в XXI веке изменилась роль университетов. Они должны быть "драйверами научного развития". В них должны рождаться новые идеи. Они должны создавать новые технологии. В них должны готовить новые кадры для новой экономики.

Конкретизируем описанное.

Высшее образование и наука будут результативными, если в них будет дозволено рождение новых идей. При этом необходимо соблюсти баланс между традициями и инновациями, что позволит без конфликтов взаимодействовать представителям разных поколений. Система высшего образования и науки должна быть ориентирован на экономику. Здесь следует уточнить, что разговор идёт о конкретных отраслях экономики. Нельзя научить всему. Нужно готовить персонал, способный решать производственные задачи отрасли с учётом её особенностей.

И здесь возникает первое противоречие.

Увеличение бюджета науки и высшего образования в современных реалиях не даст результата. Поэтому нужно перестроить существующую систему. По моему мнению, университеты-монстры с тысячами студентов - это пожиратели образовательно-научного бюджета, не дающие результата. Поэтому целесообразно начать с перестройки системы высшего образования и науки. Вот здесь целесообразно реализовать подход Председателя Счётной Палаты Кудрина А. Л.

Определяем, как используется бюджет университета. Находим ответ на вопрос, где и как трудоустроены выпускники, трудятся ли они в соответствии с полученным образованием, и принимаем решение о необходимости существования образовательной организации высшего образования. В противном случае, бюджет увеличим, а результата не получим, так как университеты по-прежнему будут выдавать дипломы, без участия в решении задач региона.

Эта ситуация заставит вузы жить по-другому. Будет уменьшен состав ректоратов и ограничены зарплаты вузовского руководства. В университетах перестанет реализовываться принцип "учим всех, кто пришёл, т.е. оплатил обучение, выпускаем всех, кто оплачивал обучение до конца".

Второе противоречие, которое не желают видеть реформаторы. Необходимо отделить преподавателей от учёных. Дифференцировано подходить к приоритетам деятельности.

Поясняю. Необходимо перестать с педагога (преподавателя) выбивать силой научные статьи в рейтинговых журналах. Пусть он проводит учебные занятия и занимается созданием их методического обеспечения. Пишет учебные пособия. Разрабатывает методические указания. Создаёт кафедральные тексты лекций и др. Взаимодействует с работодателям.

Учёный же, наоборот, пусть больше будет занят исследованиями, обобщением их результатов и их размещением в научных журналах.

И ещё одно, особо важное, по моему мнению, направление, о котором стали говорить. Эксперты единодушны во мнении. Необходимо изменить отношение к педагогам и учёным. Приоритетами здесь должны стать "бережное и уважительное отношение к учёным, преподавателям, представителям тех научных школ, с помощью которых и создаётся тот «бульон» научного знания, питающий прогресс как таковой».

Поэтому в данной ситуации целесообразно:

    изменить образовательно-научную систему страны; университеты-монстры оценить с позиции их значимости для экономики страны и региона;
    продолжить активную помощь государства в финансировании академической науки;
    необходимо наладить диалог между представителями вузовско-научной системы и реальным сектором экономики;
    уйти от необоснованных рейтингов оценки деятельности высшего образования и науки; здесь подход должен быть один - качество подготовки выпускника по результатам работы в отрасли экономики.


Рецензии