Прозаический путь в никуда

В литературном дневнике Натальи Коршаковой-Марон прочитал страницу от 24.08.2019, озаглавленную «Некоторые мысли о пребывании на Прозе». Не дискутирую, делюсь тем, чего при этом не убывает – мыслями. Так коротко и внятно, как у Натальи, у меня не получится. Привожу прочитанное полностью, отдаю должное автору, ненароком задевшему по пути в никуда.

«Наверно, я закончу так, как заканчивали здесь многие славные авторы. Постепенно перестану писать рецензии, так же перестанут писать и мне. Хотя по привычке ещё буду вывешивать новинки, но не ждать откликов. Моя страница станет все более неактивной. Вот, пожалуй, и все.

Я давно поняла, что будь ты даже Достоевский или Чехов, и семи пядей во лбу, ты никому здесь не нужен, если не будешь на Прозе – онлайн, не будешь активен, не будешь рукоплескать всем писулькам-однодневкам, выводя их в рейтинг.

Это все, что хотелось сказать уже давно.
Проза. ру – это путь в никуда».

Многие славные авторы, обозначив своё здесь пребывание, занимаются делами в другой среде. Вряд ли профессиональный литератор будет серьёзно рассматривать этот сайт как средство заявить о своём существовании, как способ расширить аудиторию, не говоря уже о коммерческих аспектах. Дилетант оказывается здесь либо как перед зеркалом, сам себя рассматривая, либо моделируя нахождение в социальной сети. Последняя для меня интереса не представляет. Уж лучше зеркало.

Мы живём в интересную эпоху, что-то вроде перехода от гусиного пера к шариковой авторучке. Лист бумаги доверил представительство экрану. Строки уходят в пространство, там накапливаются, не обременяя пустоту. Написать и показать всему свету ничего не стоит. Кто-то при этом даже зарабатывает, доход имеет. За счёт чего существует данный сайт, ума не приложу. Уважаю за то, что нет здесь рекламы. Нравится, что публика на сайте очень разная, кого только нет, появляются и уходят, иногда отбывая в места нездешние – течение, поток. Есть играющие в литературу, есть искренно верящие, что они писатели, публикуются и отмечены, но большинство вряд ли относят себя к цеху пишущих. Я не отношу. Пишу, но цех не мой. Зеркало… да, пожалуй. Игра, в которой ничья гарантированна.

Пребывание на сайте само по себе не ведёт никуда, это часть образа жизни, насколько значительная, каждый сам для себя решает, если вообще задумывается об этом.

Достоевский или Чехов вряд ли задержались бы здесь, они профессионалы, им зарабатывать надо было, а не гениев из себя изображать.

Можно ведь и жизнь определить как путь в никуда. Течение времени сносит ковчег, человек смотрит пристально на горизонт, вдаль. Там ничто, – бормочет про себя.

Там ничто… про себя… это он про себя, про своё восприятие того, что "там". А что там? – Пока существует человек, там что угодно. Нет человека – нет никакого "там". Путаем себя и мир, мир и себя, и хорошо делаем, что путаем. Строки – паутина, которой ловим смыслы, а запутываемся сами, иной раз переплетая своё с чужим, становящимся вдруг близким.

Куда бы ни вело пребывание на сайте, всё равно мы находимся на дальних окраинах большой литературы и ничто не мешает обратиться к ней, чтобы получить моральную поддержку нашему безнадёжному предприятию. Да что там большая литература, довольно и случайно попавшей в руке книги, если находишь в ней подсказку или повод сменить ракурс [1].

Читаю Дмитрия Чернышева, "Как люди видят" [2].

«Сьюзан Зонтаг считала, что писатель должен состоять из четырёх человек:
1. Одержимого
2. Глупца
3. Стилиста
4. Критика
Первый поставляет материал, второй позволяет ему выйти наружу, третий отвечает за вкус, четвёртый – за интеллект. В великом писателе присутствуют все четыре, но вы всё равно можете быть хорошим писателем, если в вас есть только первые два, потому что они самые важные».

Чернышев [3] представляет Зонтаг [4]. Очень хорошо: оба мне были до сих пор неизвестны, из разного времени, разного рода.

Итак, четверо, определённые Сьюзан в одну лодку:

1. Тот, кто действительно одержим в части накопления материала, кто имеет что сказать – уже интересен. На самом деле, каждому есть что сказать, просто у одних запас огромен и пополняется постоянно, а у других одержимости хватает только на то, чтобы раз за разом возвращаться к немногому, не отпускающему, поющему на разные голоса.

2. Поскольку все присутствующие на сайте позволили материалу выйти наружу, все они (мы) глупцы.

3. Вкус – то, о чём судить не берусь. На вкус и цвет… по мне, так каждый автор имеет свой вкус: иной раз тонкий, приятный; иногда плюнуть хочется; бывает терпкий; бывает знакомый, но не сразу понимаешь, что это. Понимаю, что не о том вкусе речь, да ведь куда денешься, коли с литературным вкусом проблемы.

4. Критика, для самого пишущего, это рефлексия, в которой он сам себе самый верный и самый заинтересованный читатель, к тому же въедливый. Есть авторы, которые настолько верят в свои литературные достоинства, что очевидно – критик в них отдыхает. Не страшно, если вкус хорош.

Пишу, а в голове крутится "путь в никуда"…

У путников в багаже мемуары (память, говори!), заметки на листочках (случай, суждение на ходу), публицистика (зараза из средств массовой информации), философия (домашнего разлива), рассуждения о науке (часто в стиле "письма учёного соседа"), обмен опытом (надо же его девать куда-то, каков бы ни был), дерзость (выругаться, показать язык, обозвать, остро переживая собственную правоту и остроту ума), поиски понимания… шум, грохот, отдалённые звуки музыки… тишина.
                _____________________

По пути рассматривая и уточняя. К теме отношение не очевидное, можно пропустить, не перегружая лодку:

[1] Ракурс:
1. живоп. положение изображаемого предмета в перспективе, с резким уменьшением удалённых от переднего плана частей.
2. кино, фотогр. необычная перспектива, получаемая путем резкого наклона оси объектива.
3. угол зрения.
4. перен. точка зрения.
5. положение самолета по отношению к линии прицеливания.

[2] Как люди видят
 © Дмитрий Чернышев, 2016.

                Вступление (слово «вступление» не означает, что этот текст читать не надо)

                Я написала мой первый рассказ потому, что я сама
                хотела бы прочесть такой рассказ.
                Тони Моррисон

Несколько слов о том, почему я решил написать книгу по фотографии, не являясь ни профессиональным фотографом, ни профессиональным писателем. Понимая, какое огромное количество книг, посвященных всему, что так или иначе связано с фотографией уже написано. Дело в том, что я не нашел среди множества прочитанных книг ни одной, которая бы учила видеть необычное в обычном, как отличить хороший кадр от посредственного. И отвечала бы на вопрос, почему из множества просмотренных снимков вам запоминается только один, но запоминается так, что вы его никогда уже не забудете?
Максимально близко, как мне кажется, к ответу на эти вопросы подошли два человека – Сьюзан Зонтаг в своих работах по фотографии и Ролан Барт в Camera lucida. …

[3] Дмитрий Чернышёв – фотограф, дизайнер, блоггер ЖЖ. Родился 27 марта 1966 года, живет в Москве. Ведет блог mi3ch c 3 апреля 2003 года. Занимает 7 место в рейтинге пользователей Живого Журнала. Имеет 37 тысяч подписчиков, зафрендил 700 блоггеров. Основной своей работой, ссылки на которую опубликованы в профиле, считает картинки: фотографии с подписями. Большинство постов посвящены фотографии и истории.

Блог Дмитрия Чернышева (mi3ch), ежедневно читают более 60000 человек. 15 лет его работа (креативный директор рекламного агентства) была связана с постоянной генерацией новых идей. Сегодня он читает курс лекций по творческому мышлению в Высшей школе экономики. Как ему это удается? Считается, что творческое мышление свойственно людям особого склада и что невозможно долгое время придумывать что-то новое. Но на самом деле достаточно не терять привычки внимательно смотреть вокруг и думать: анализировать, фантазировать, смотреть на все с разных точек зрения. В книге «Как люди видят» развиваются идеи, заложенные в первой книге «Как люди думают»…

[4] Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag; настоящая фамилия – Розенблатт; 16 января 1933, Нью-Йорк – 28 декабря 2004, Нью-Йорк) – американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий. …


Рецензии
Я вот чево думаю: всё должно иметь смысл, но очень мало что стоит воспринимать всерьёз ))))

Открылись снова детские площадки и песочницы - и слава Аллаху!

Капитан Медуза   20.07.2020 16:46     Заявить о нарушении
Воистину!
Известное дело - самые большие глупости делаются с серьёзным выражением лица.
Аллах и песок... и дети... иногда злые, замороченные, целящие в райские кущи, где гурии плодятся... про гурий не уверен, помню, что за убийство неверных всё полагается детям с орлиным профилем - женщины, кальяны...
Вот и я в песок попал, утонул по щиколотку.
Разные люди, очень разные. Отчего не могут жить по-человечески - Аллах его знает!
Улыбнуться и рукой махнуть)))...

Владимир Каев   21.07.2020 10:29   Заявить о нарушении
Не всякого осчастливишь таким раем! Он как будто склеен из кубиков...
Я бы предпочёл нечто совсем иное, я же грешник. Вот и поэтому я христианин, ага. Но - не только поэтому, есть причины и более общего порядка.

Капитан Медуза   21.07.2020 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.