Папа

               
               
 
                1.
                Весна.


   "Весна! Какая особенная в этот год весна!-думал Андрей,орудуя лопатой на маленькой грядочке под молодой ивой и любуясь крохотными нежными фиалками у её ствола,стараясь не повредить их острым инструментом -Наконец-то, новая комфортная квартира со всеми удобствами ! На бараках в одной комнатке без душа и туалета с двумя детьми очень непросто было ,а скоро третий должен родиться.Конечно,многие так жили.
Но новая квартира в Черёмушках!!! Даже не верится!
Ничего,что первый этаж.Не важно,что без балкона.
Бельё и на улице высушим.Зато кухня своя,туалет,ванная !
С ума сойти! А паркет какой! Глянцевый,блестящий,ёлочкой."
Андрей чувствал прилив сил,строил планы! Конечно,не для себя он хотел этого комфорта,а для Лиды,для детей.
Ему не привыкать.Главное -мир.Главное -семья.
    
23 года как война закончилась,а иногда снится.
Вот и сейчас,глядя на комья земли, вспомнился март сорок пятого ...

     Андрей- мальчишка совсем.Но на войне быстро взрослеют.Он был ефрейтор связи.Не хитрое,вроде дело.Это не парашютист,не лётчик.Но под пулями,
уворачиваясь от смертельного выстрела,даже самое простое действие становится,почти невозможным и требует отваги и понимания- если не ты,то никто .
  Один случай-самый первый его выход на линию фронта, запомнился на всю жизнь.Ещё один солдат,чуть старше,но рядовой окапывался бок о бок.
Когда окоп был готов,подошёл капитан и сказал :
-Хмыров за главного.
-Есть ответил Андрей.
   Спустя несколько минут начался миномётный огонь.
Нужно было выбираться из убежища и ползти под пулями устранять порыв.Андрей отдал приказ рядовому,
намереваясь следующий порыв взять на себя.
-Пошёл ты на х@й!-закричал напарник.-
Сам ползи на верную смерть!
   Андрей спокойно,молча выбрался из окопа и стал продвигаться к порыву.Когда отполз метров на 20,услышал позади страшный грохот.Мина попала прямо в окоп,в котором должен был быть он,если бы рядовой подчинился приказу....
Такое на войне бывало сплошь и рядом:люди менялись местами,тосовались судьбою,как колода карт и никто не знал где поджидает смерть...

       Андрей продолжал переворачивать лопатой землю,разбивая большие комья на мелкие.

       В марте сорок пятого на высоте 158,0 вот так же копал он себе убежище на линии фронта.Пять часов обеспечивал бесперебойную связь командного пункта батальона с ротами.Огонь на том участке был особенно сильным! Двенадцать порывов!
Просто чудо,что его тогда не убило!
Награду вручили после.
Орден Красной Звезды...
               

                2.
                Знакомство.

 -Бог в помощь.-сказал молодой  черноволосый парень,
выглянувший из окна второго этажа новенькой хрущёвки .
-Спасибо .-ответил Андрей ,белозубо  и доброжелательно улыбнувшись
-Присоединиться не хочешь ?
-Ага .Могу .А лопата ещё есть ?
-Найдётся .
Молодой быстро оббежал дом и подал руку для знакомства .
-Валера .
-Андрей .
-А отчество ?
-Павлович .
-Будем знакомы .За работу ?
  Мужчины продолжили вскапывать небольшой участочек земли под окнами своих двухкомнатных ,таких долгожданных квартир .
-Лида хочет щавель посеять ,петрушку ,укроп ,пока весна .-сказал Андрей.
-Хорошее дело !
-А с другой стороны дома ,у входа в подъезд  нам под цветник с тобой перелопатить целину надо .
-Сделаем .Моя Жанночка тоже хотела .
    Вот так они познакомились солнечным весенним днём- молодой осетин Валера и сороколетний Андрей Павлович .
Конечно ,Андрей мог и сам справиться .На войне окопов этих столько было перекопано !
Но чем-то понравился ему этот открытый ,приветливый
парень .Хотелось поближе узнать его ,тем более ,
что жить теперь рядом.
      Идеально подготовив землю с тыльной стороны дома,мужчины взяли лопаты и отправились выполнять следующее задание любимых жён у парадного входа.Пока он,конечно,был не парадным,но женщины его таким сделают.В этом сомнений не было.
-Андрей Палыч,воевали?-
спросил Валера,заметив лёгкую хромоту соседа.-Ранение в ногу? Болит?
-Было дело ,мой юный друг.-ответил Андрей.-Только не болит.Ноги-то нет.
-Как?
-Это протез.
-Ни за что бы не догадался!
-Привык к нему за столько -то лет.Как родной...

    Память,память...Стереть бы то страшное,что помнить не хочется.Не вспоминать бы никогда...

     Это было в апреле сорок пятого под Варшавой и Данцигом .В бою по форсированию реки Одер. Связь с командованием должна быть всегда -эта задача была для Андрея самой главной.Ни о чём другом он думать не мог.И ночами ему снилось как он пробирается к очередному порыву...
В начале боя удавалось уворачиваться от снарядов и  пуль.Андрей имел отличный музыкальный слух и по звуку понимал какая мина взорвётся далеко,а какая рядом ,какая пуля летит к нему,а какая предназначена для другого .Но повлиять-то на них он  никак не мог.Мина взорвалась совсем рядом.Осколок ,раскалённым железом опалил голень правой ноги.
"Надо терпеть -думал Андрей-
Нельзя в укрытие.Заменить некому.Не оторвало же.И то хорошо.Людей вон на кусочки разрывает,а я с царапиной с поля боя? Нет!"
И он,превозмогая боль,продолжал ползти от порыва
к порыву с окровавленой ногой.
"А вот эта гостья точно по мою душу" -подумал Андрей,
услышав звук приближающейся мины...

                3.

                Госпиталь.

"Как тихо...Как невероятно тихо.И мягко .
Подушка под головой...Где я? -думал Андрей -Наверное,я умер...Убила -таки проклятая мина "
-Доброе утро,ефрейтор Хмыров.Очнулся?
Как самочувствие ?
  Андрей открыл глаза.Усатый доктор лет пятидесяти похлопал его по плечу.
-Ничего,ничего сынок.И не такое бывает .А у тебя ерунда :из правой ноги большой осколок вынули и левую пришлось по щиколотку ампутировать .Протез потом будешь носить.Да! Тебя же награды ждут ! Орден Красной звезды и Орден Отечественной Войны 1 степени . Поздравляю!
     Андрей улыбнулся. Нет.Он не паниковал.Он видел солдат с очень страшными ранениями.Он знал,что ему очень повезло.Очень .Руки целы,голова тоже.
А нога...Ну ,что ж...
Пока на костылях попрыгаю...

Время шло.Осколочное ранение затянулось и врач разрешил потихоньку ходить на костылях.
-Только осторожно,ефрейтор.На левой ноге кость ещё очень хрупкая.Береги её.Не зацепись ни где.
-Есть,товарищ хирург.-ответил Андрей и взял костыли.
Он осторожно пошёл к выходу,чтобы вдохнуть свежего весеннего воздуха,ощутить всей грудью весну,
приближающуюся победу...
   Яркий свет врывался в тёмный коридор через приоткрытую уличную дверь ,призывая к себе неодолимо .
-Да куда ж ты?Куда?-закричала вслед ему пожилая санитарка -Стой! Осторожно! Я только полы помыла!!!
  Это было последнее,что он слышал.В следующий момент костыль скользнул куда-то вбок,раненая нога подвернулась .Андрей машинально хотел опереться
на ступню,которой у него не было.Он забыл об этом в критический момент.Забыл!!! Как он мог забыть???
Его мозг ещё не привык обходиться без левой ноги.
Вся тяжесть тела перенеслась на ампутированную ногу и Андрей рухнул на пол,мгновенно потеряв сознание от страшной боли,пронзившей его.
     Придя в себя,ефрейтор снова увидел перед собой лицо хирурга.
-Как же так ,сынок? Я ж тебя предупреждал.
-Как же больно,доктор!-прошептал Андрей.
-Ещё бы! Кость ты во время падения раздробил.Операцию делать надо.Выше нужно ампутировать.Теперь решай.
Если заштопаем тебя сейчас как есть -протеза тебе не видать как собственных ушей.На всю жизнь костыли.
-А ещё какой вариант?
-Ампутировать ногу выше,не доходя сантиметров десять до коленного сустава.Тогда ты сможешь ходить без костылей.На протезе.Со временем,конечно.
-Я согласен.Но у меня одна просьба к Вам.
-Слушаю.
-Можно сделать так,чтобы я видел операцию?
-Видел? Ну ты даёшь! Зачем это тебе?
-Я не знаю.Я не могу это объяснить.Я хочу видеть как Вы будете это делать.
-Впервые мне такой любопытный попался.
Ладно.Организую тебе страшное кино,раз не боишься. Увидишь.

  Я не буду мучить тебя,мой читатель,подробностями повторной ампутации ,о которой рассказывал мне папа.
Он редко говорил со мной о войне и о боли.
Но однажды он поведал мне эту историю в мельчайших подробностях и у меня было стойкое ощущение,что и я присутствовала в этой операционной.Я узнала и на всю жизнь запомнила как проходят такие операции...


                4.
      
                Соседи.


В тот день,когда произошло знакомство,после подготовки грядок ,две семьи собрались все вместе в одной из квартир,пили чай и не могли  наговориться.Как-будто они потеряли друг друга из виду на несколько лет и,наконец встретились.А потом все четверо не могли уснуть,
переполняемые радостью обретения.Это было понятно сразу.Они обрели друг в друге настоящих,верных друзей на долгие годы.
У мамы с папой друзей было немало,но жили все в разных концах города,а  то и страны.   Когда ты соединяешься каждой клеточкой,каждой мыслью своей,каждым своим сомнением,переживаниями и радостью с людьми невероятно близкими по-духу,
которые при всём этом ещё и твои ближайшие соседи,то эта дружба перерастает уже в нечто большее,в некоторое родство,определение которому одним словом дать невозможно.

  Валера и Андрей как-то очень быстро сдружились,хотя разница в возрасте у них была ощутимая.А уж о их жёнах и говорить нечего.Обе были открытые,доброжелательные и очень общительные.Обе вкусно готовили и любили это делать.Жанночка была армянка по-национальности
и не раз потом угощала соседей вкуснейшими национальными блюдами и учила подругу их готовить.
И обе были невероятно гостеприимные -
душа нараспашку .И очень любили детей ! Очень!
Всех.Не только своих.

-Тётя Лида,дай хлеба!-кричал,подбегая к кухонному окошку первого этажа сын Жанны и Валеры Эдик.Домой подниматься на второй этаж так далеко! А тётя Лида тут рядом.Мама улыбалась и протягивала малышу в окошко бутерброд.
-Тётя Лида,дай воды!-бежал кудрявый черноволосый Эдя с парочкой таких же чумазых сорванцов...
  А,когда родилась я,Жанна приходила ,брала меня на руки прижимала к себе(я это помню,хотя мне было несколько месяцев)и пела мне жалостливую песню про гусика.Я начинала плакать пуще прежнего от этой грустной минорной песни.Хорошо,что я не понимала тогда этих слов:
«Гусик серенький заплакал,
стал лису просить :
Не губи меня ,Лисичка!
Дай ещё пожить!»
Я хорошо помню,как Жанна ходила по узкому коридорчику,держа меня на руках,
моя голова лежала у неё на плече и она пела,пела...

   Папа работал сапожником в ателье возле кинотеатра "Космос ".Ателье занимало весь первый этаж пятиэтажного дома.Вскорости он взял Валеру к себе учеником и   обучил сапожному делу.
-Ремесло в жизни всегда пригодится -часто говорил папа.-На кусок хлеба заработаешь.
   Весь день в ателье они были рядом,потом вечером шли вместе домой .Валера поднимался к себе на второй этаж,а Андрей входил в свою квартиру.Проходило  несколько минут и по батарее доносился условный стук.Валера звал друга на ужин.
    Или наоборот -стук шёл снизу.Это Андрей вызывал Валеру на свою кухню.
    Женщины работали в разных местах .Но,когда одной или другой удавалось раздобыть какой-то редкий деликатес,дифицитный продукт,добыча обязательно была поделена пополам и распределена на два холодильника -на первом и на втором этаже.
    Совсем недавно,когда я забегала в гости к немолодой уже ,но такой же модной,стильной,доброй и очаровательной Жанночке в ту самую пятиэтажку моего детства,мы долго разговаривали и она ,смеясь,рассказала мне как однажды по-случаю раздобыла две палки сырокопчёной колбасы. И обе положила в свой холодильник-какой-то приём гостей намечался:»Лида вечером заходит чайку попить,я открываю холодильник,а там колбаса лежит.И не одна ,а две палки! Она ,может,и не заметила ничего,и внимание не обратила,а мне по сей день стыдно,что я ей одну не отдала!»
Праздники всегда вместе.
Всегда.Всю жизнь.Были даже такие новогодние празднования,когда ночевать оставались на первом,хотя своя квартира через несколько ступенек.Они не могли расстаться.А ,если за долгими буднями и каждодневными заботами выпадали весёлые деньки отдыха ,они не хотели их прерывать расставанием,даже на несколько часов.
«Боялись,наверное,что без нас всё выпьют!»-хохотала Жанна-«От того и домой не шли»
    На самом деле в нашем доме спиртное бывало,лишь по праздникам.  Ещё в молодости мама чётко и ясно дала понять папе: «Или я-или водка.» Папа знал,что мама не из тех ,кто бросает слова на ветер.Он выбрал её и никогда об этом не пожалел.
        -Однажды-продолжила рассказ Жанночка-Валесик и Хмыров(она всегда называла папу по фамилии )после работы притащили к ужину чекушку. И так они потирали руки и с вожделением на неё поглядывали,что я не рискнула сказать ничего против.Но тут вошла Лида и,увидев эту крохотную бутылочку,молча взяла её ,открыла и вылила в раковину.Я была в ужасе!
Что сейчас будет!!! Но ничего не было. Мужчины спокойно поели,немного побеседовали и разошлись.
         А как-то раз я пришла с работы и,как обычно,пошла разогревать ужин для своих мужчин.Смотрю,а кастрюль нет.
-Валесик,а где кастрюли?
Я же вчера вечером приготовила борщ и котлеты.
-Лапа,к Хмыровым неожиданно приехали гости,а Лида на работе.Андрей Палыч приходил.Спрашивал нет ли у нас чего людей с дороги накормить,а то у них ещё не готов обед.Ну я ему и отдал.
-Молодец.Правильно сделал!
Мы расхохотались...

Они были такие разные и такие похожие-
дядя Валера и папа.Оба имели одну и ту же профессию,
у обоих были низкие глубокие голоса (когда папа пел"Вдоль по Питерской-дух замирал)...
Валера называл свою жену Лапой,Лапонькой.Иногда Жанночкой.Папа маму:"Моя ж ты радость","Ласточка "...
Они оба любили своих жён,своих детей,свою семью и всё делали,что должны делать настоящие мужчины,чтобы их женщины чувствовали себя счастливыми.
     Лишь однажды у Жанны с Валерой произошёл разлад.На несколько месяцев Валера уехал к родителям.
Но папино слово,папины письма вернули его назад в семью и этот эпизод был забыт навсегда.
А потом у них родился ещё один сын -Аланчик.
     Мне тогда было четыре года.
Я любила Аланчика как собственное дитя!
Ни что меня так не интересовало как он !
Мне кажется ,что красивее детей я не видела в своей жизни :огромные карие глаза ,густые тёмные локоны и пухленькие губки .Его часто принимали за девочку .Он был невероятно добрым и милым малышом .Мне хотелось проводить с ним всё свободное время и так оно ,в основном ,и было .Первое слово ,которое он сказал -«Гага».Вначале никто не мог понять что он говорит.Потом поняли.Сказать "Лара "у него ещё не получалось .И он называл меня вот таким гордым птичьим именем.Даже,став взрослым,он иногда называл меня так.
      Если я когда-то стану птицей ,то я наверняка стану Гагой ....И моего старшего внука Гордея его маленький братик тоже называет "Гага ".
      Сейчас ,далеко-далеко от того времени в двухтысячных, лежим мы вечером на одном диване обнявшись -взрослая Гага и мой дорогой внучок-маленькая Гага. Я сочиняю для него сказки и истории ,добрые и поучительные ,чтобы он вырос настоящим человеком ,чтобы умел любить и дружить .Как его прадедушка .


                6.
         
                Дружба.


  Для Андрея слово "дружба " не было пустым звуком.Он умел дружить.Он умел принять и понять чужую боль и чужую беду.

      Это было за четыре года до смерти Сталина.Близкий друг Андрея- Николай ,был тогда председателем колхоза в одном из сёл,недалеко от Моздока.А Андрей работал там после войны трактористом.
Время было тяжёлое,послевоенное,голодное .
     Я не знаю точно,что именно совершил Николай.Знаю только,что он не совершал никакой подлости.И папа знал.
Просто время было такое...Лютое...
-Забудь.-сказал папа другу.-
Я всё возьму на себя.Ты пойми одно -твои без тебя не выживут.Ты -председатель .Тебя расстреляют без суда
и следствия.Однозначно.Разбираться никто не будет.
Ты же знаешь.А меня нет.Как инвалиду войны скидку сделают.
    И сделали.Папе дали десять лет.Лишили его всех наград.Он отсидел четыре.Потом смерть Сталина и амнистия.А награды,видимо,вернуть забыли.А он не хлопотал.Не такой он был человек.
    Как-то я спосила папу про тюрьму,как там ему было?
-Нормально.-ответил он.-
Меня там уважали.Письма просили писать,прошения.

      Папа владел словом.Он умел красиво и доходчиво составить фразу,которая обязательно имела своё воздействие.Вроде бы простой человек -тракторист из колхоза,а откуда-то это в нём было.Он был очень артистичным.Он знал наизусть все басни Крылова и мог прочесть в лицах ,хорошо поставленным басом.Он умел играть на балалайке и гитаре .Он великолепно пел.
А уж в быту!!! Он был мастер на все руки.А ,если чего то не умел,он этому обязательно пытался научиться.
 Как-то он очень увлёкся фотографией :накупил книжек и брошюр на эту тему,приобрёл фотоаппарат,увелечитель,
всякие ванночки,химикаты,пинцеты,специальную лампу
с красным фильтром,рукав-много чего ещё.И стал снимать:семью,друзей,природу.В основном людей.Он любил людей.Папа разрешал мне смотреть как он печатает фотографии.В темноте,при свете красного фонарика проявлялись на бумаге знакомые лица.Я не могла постичь как происходит это невероятное действо,но то ,что папа в тот момент был для меня волшебником -это совершенно точно.
И потом,позже в зрелом возрасте он продолжал учиться :он учился водить машину,он учился её ремонтировать,он учился строить дом...
Всё и всегда у него получалось.
Жанна говорила про него:"Таких как Хмыров больше нет.Его надо занести в Красную книгу."

-Я ведь учился в тюрьме -продолжил папа рассказ.
-Учился ?
-Да.Заочно.Рисовать.Книги выписывал по рисованию.Там на это времени было достаточно,не то,что на свободе.Меня с детства рисовать тянуло.
Помню,художник один у наших соседей гостил.Я всё подбегал к нему смотреть на картины.
Как-то раз он дал мне бумагу и карандаш и сказал :
-Ну -ка нарисуй что-нибудь.
   Я нарисовал.
-Да у тебя талант,дружок.
   Вечером он пришёл к нам в дом.
-Мальчика нужно обучать рисованию.
-Баловство это!-нахмурил брови дед Семён (папин отчим)-Работать надо,деньги зарабатывать,а не картинки молевать.
На том разговор был окончен.
        А папа всё равно научился.Сам,за решёткой,в камере,по книгам...Но научился.И картину потом маслом написал.Хорошую,крепкую,красивую картину:небольшой лесок,река,лужайка и коровы на водопое.И небо такое ясное,а солнце такое яркое!И много-много света!Он потом тёще своей её подарил-бабушке моей.Много лет она висела у неё на стене,пока не выгорела от времени...
 И моя любовь к рисованию от него,только от него.Лет в пять папа рассказал мне про линейную перспективу и нарисовал домик по её законам.И я поняла его.И от него у меня стремление изображать и создавать.

-Пап! -спросила я.-А тебе не было страшно в тюрьме ?
-Страшнее войны нет ничего,дочь.К тюрьме можно привыкнуть,приспособиться,а к войне нет.Никогда.



               
                6.

                Николай.

   Сказать,что дядя Коля и его семья были благодарны папе за то,что он спас другу жизнь -ничего не сказать.
Не только он,но и жена его и дочери любили папу и всю нашу семью всем сердцем .Они часто приезжали к нам.
Однажды дядя Коля приехал к нам в отпуск с восьмимесячным внуком Димкой.Я тогда ещё была дошкольницей.Маленький,пухленький,очаровательный карапузик-Димка,был всеобщим любимцем.Он был невероятно спокойным ребёнком.Не зря же его отпустили мама с бабушкой путешествовать с дедом на поезде в таком раннем возрасте!Я всегда обожала гостей! Все в нашей семье очень любили,когда в доме было шумно и многолюдно.Дядя Коля был шумный,весёлый и очень добрый.Чуть позже они ещё к нам приезжали вместе,когда Димке было года два.Мы ходили вместе в парк,катались на каруселях,устраивали пикники.Его приезд,приезд его брата,или его детей всегда был очень радостен для нас!
  И мы,конечно же,тоже ездили к ним ежегодно и очень любили бывать в их шумной дружной семье.
  Дом дяди Коли и его жены -тёти Ани ,был большим и очень уютным.Во дворе росла огромная голубая ель,а вокруг неё красовались высокие,крепкие,алые канны. Под елью стоял стол и стулья.Завтраки,обеды и ужины проходили всегда на улице ,на открытом воздухе.Дядя Коля устраивал большой,шумный праздник с кучей гостей и невероятными угощениями.Мне очень нравилось
бывать у них.У самого дома протекал узенький канал,в котором всегда плескались гуси.А на заднем дворе ,в огороде был самый настоящий колодец с ведром на цепочке.Мне ,как городской жительнице,это было в диковинку и привлекало моё внимание неизменно.Тётя Аня была заядлая огородница и всё у неё росло как на дрожжах.Без гостинцев нас домой не отпускали.
А,когда папе как инвалиду войны бесплатно выдали машину,то багажник нашего маленького ,лимонного цвета ,Запорожца был по отъезду заполнен до отказа капустой,картошкой,морковкой и прочим урожаем .
    А ещё в этом селе жила со своим мужем и сыновьями папина дочь от первого брака-Тамара.Её мать вышла за другого,когда папа отбывал срок.Тамара очень любила папу и всех нас .Она была такая же открытая и добрая,как папа и всегда принимала нас с большой неподдельной радостью.
    Обычно мы приезжали в Павлодольскую втроём-мама,папа и я.
А однажды мы поехали в автопутешествие вместе с Жанной и Валерой. Какая же это была поездка! Мы шутили,смеялись,во всё горло пели русские народные песни и останавливались в каждом населённом пункте,чтобы пройтись по магазинам.Мы завезли Жанну с Валерой к родне в осетинское село,помочили ноги в бурном ледяном Тереке,поели вкуснющих осетинских пирогов ,переночевали,а следующим утром двинулись в путь.
     Всегда нас ждали в доме дяди Коли как дорогих гостей.
И потом,когда его не стало,нас принимали так же радушно.И сейчас,я уверена,дочери его,внуки,приняли бы нас также ,как их родители.


                7.

                Жизнь на колёсах.


    Жанна работала женским мастером в парикмахерской и все последние новости она узнавала от своих или чужих клиенток.Не из газет и не от чиновников мы  узнали,что инвалидам ВОВ дают бесплатно Запорожцы.А от очередной Жанночкиной клиентки.
       И папа получил этого маленького солнечного трудяжку.Это сейчас Запорожец не считается за машину.А тогда -в начале семидесятых,в нашем провинциальном городке,очень даже считался.
Это сейчас -бешеные пробки и катастрофическая нехватка парковочных мест.И на каждую семью по два авто.А в начале семидесятых в нашей пятиэтажке было ,всего лишь три машины и один мотоцикл с люлькой.
Новенький Запорожец,как понял мой внимательный читатель,был у нас.Серая Волга была у какого-то барыги из шестого подъезда(позже её конфисковали) .Мотоцикл с люлькой был у отца моей подружки Люды(они ездили на нём на дачу).Я не понимала тогда,что означает слова «дача»,но мне казалось,что это что-то невероятно прекрасное и привлекательное,потому ,что возвращалось семейство с дачи всегда румяное,взбудораженное,с охапкой ярких красивых цветов и корзинками фруктов и овощей.
        А вот голубой Москвич ,хозяин которого жил во втором подъезде-это отдельная история.У него не было гаража и он жутко боялся угона. Машина стояла напротив третьего подъезда.Хозяин,чтобы уберечься от
посягательств на его имущество криминальных элементов встроил в автомобиль очень чувствительную сигнализацию.Малейшего прикосновения было достаточно,чтобы она взвыла сиреной на всю округу.
Воробей упал бы замертво от испуга,если бы сел ненароком на капот .  Некоторые бабушки,случайно зашедшие в наш двор,хватались за сердце или крестились,став свидетелями чьего-то случайного прикосновения.Но одной сирены хозяину было мало.
Жил он на пятом этаже. Пока спустится-злоумышленника след простыл вместе с машиной. Потому,наверное,он установил на своём балконе огромнейший ,мощнейший прожектор,направлять который он мог в любую сторону.
    Думаю,мой сообразительный читатель уже догадался каким подарком автомобиль с такой чувствительной сигнализацией был для нас-обитателей розовой пятиэтажки младшего школьного возраста.
Это был аттракцион невиданной смелости. Летними вечерами,когда чуть начинало темнеть,но нас ещё не загоняли домой,потому что чья-то мама или бабушка сидела на одной из лавочек,мы с большим энтузиазмом занимались проверкой диковинного устройства,коим был наделён голубой Москвич. Мы становились в круг и считались. На ком заканчивалась считалочка,тот и должен был подбежать к автомобилю,дотронуться до него и убежать или спрятаться за колесом,если прожектор будет включён слишком быстро.
Это была невероятно весёлая и ,как нам казалось,рискованная игра. Сосед выбегал на балкон при каждом завывании ,направлял прожектор на авто,потом освещал им прилегающую территорию и кричал нервно какие-то непонятные нам угрозы.Наверное,он догадывался,что это дело малолетних сорванцов,но застуканы мы ни разу не были.Мы чувствовали себя такими смелыми и отважными,сумевшими скрыться от преследователя!
Не помню уже как долго мы были увлечены этой игрой,но сосед всё-таки раздобыл себе где-то гараж и отогнал машину от подъезда. Бабушки были счастливы,что воцарилась былая тишина,воробьи,думаю,тоже.А вот нам взгрустнулось.Но дети долго грустить не умеют.Вскоре было найдено какое-то другое развлечение...

   С появлением автомобиля у нас началась новая жизнь -комфортная и интересная.
     Мало того,что папа стал отвозить и забирать маму с работы,а меня вечером из музыкальной школы,мы регулярно стали выезжать в хорошую погоду в выходные дни в лес,к реке,к родне,живущей за городом и даже к морю.
     Поездки в лес были,конечно,не ради грибов.Грибники мы были те ещё! Это была такая эмоциональная подпитка.
И папа и мама очень любили природу и замечали её красоту,и восхищались ею.Мы просто бродили по лесу или у опушки и любовались чудесными,
завораживающими картинами природы.
Я помню эти поляны,светящиеся от обилия лютиков,эти опушки,усыпанные земляникой,ландыши и цикламены ,
спрятавшиеся в лесной тени.

      Не смотря на трудную,порой невыносимую жизнь за плечами,родители никогда не сетовали на прошлое,они учили нас любить настоящее,видеть красоту мира ,понимать,ценить и любить её.

     А поездки к морю дикарями на нашем лимонном весёлом авто! Это же для ребёнка просто мечта! Разбить палатку на горе,на опушке леса среди таких же безбашенных туристов-автомобилистов,варить суп на костре в котелке,спускаться к морю по горной тропке и ночевать под звёздами-это же счастье невероятное и впечатления на всю жизнь!

    Когда в нашей семье появился автомобиль,папа-его единственный водитель,не произносил слово «Нет» в ответ на просьбу любого из членов семьи его отвезти,забрать,встретить...С самого начала он принял такое решение:его машина в гараже простаивать не будет,максимальный комфорт,на какой она только способна,она должна принести всем членам семьи.
И так было всегда.Он с охотой и радостной готовностью развозил по рабочим местам всех нас потом,когда маленький Запарожец сменил комфортный Москвич,он заезжал за нами всеми после работы...Он отвозил нас в аэропорт,когда к нам приезжали наши друзья или родственники,даже ,если на дворе была глубокая ночь,
Он всегда находил местечко для соседа или соседки,которым было с нами по пути. И так было не год и не два.Так было всю жизнь,пока папа мог водить.
   Помню как-то одна из соседок рассказывала о намерении своего супруга купить автомобиль: «Я ему ответила: Дам добро,только в  том случае,если ты будешь каждый день ,как Андрей Павлович,возить на работу и с работы и на рынок и по магазинам,как он своих,а не только на свою охоту и рыбалку машинку гонять!»
       И никогда ,ни разу за более,чем тридцатилетний стаж вождения,папа не садился за руль,если плохо себя чувствовал,если не выспался и,если выпил,хотя бы крохотный глоток спиртного(даже лёгкого пива).Никогда. Он очень ценил жизнь. И свою и чужую. Он знал ей цену.
Война научила.

.

                8.

                Переезд.

Брат ушёл в армию. Теперь мы со старшей сестрой обитали в одной комнате вдвоём,а родители в соседней. Мама с папой сделали ремонт в нашей двушке .
Обои наклеили такие красивые! Я не могла налюбоваться!
В одной комнате жёлтые,а в другой малиновые.
     Как-то вечером,после работы Жанна забежала к нам ,ещё не заходя домой и возбуждённо стала рассказывать маме новости от клиентки:
-Лида,инвалидов ВОВ ставят на очередь на расширение жилплощади!Собирайте документы !
  Никто не ожидал ,что очередь подойдёт так быстро.

Когда мы переехали,мне было одиннадцать лет. Я плакала неделю. Я ощущала потерю физически! Я не могла себе представить жизнь без Жанны,Валеры,Эдика и Алана,без своих друзей:Наташи,Люды,Тани,Оли и Васи...
С этим переездом детство моё закончилось.
Оно осталось навсегда в той нежно-розовой пятиэтажке,на первом этаже в квартире номер сорок шесть. Иногда оно поднимается этажом выше к моей любимой крёстной,к Жанночке,которая так и живёт в той же самой маленькой квартирке,но теперь уже одна ,без Валеры...Ей 78 лет,но в душе она такая же юная,озорная оптимистичная молодая женщина,какой она была,когда ей было 24.У неё та же улыбка ,как и в тот день когда её красавец муж и высокий статный сосед из квартиры снизу вскапывали землю,чтобы их жёны посадили всем на радость яркие цветы,а она выглянула из своего окошка и приветливо позвала их пить чай...
Она с наслаждением вспоминает то время,когда мы жили все вместе,дружно,как одна семья. И сетует иногда на ту просвещённую клиентку,которая принесла ей новость,разделившую её  и нашу жизнь на до и после. Ни у нас,ни у неё больше никогда не было таких соседей,чтобы роднее родных! Конечно же мы виделись и ходили друг другу в гости .Но это было уже совсем не то.Жить вместе и ходить в гости-это разное...
      


                9.

                Ниточки .


Много лет все наши друзья,знакомые и соседи праздновали День Победы в нашем доме .Много лет к нам приходили люди с цветами и поздравляли папу и дарили ему сувениры ,и говорили ему хорошие добрые слова и желали всем мира . Много лет ежегодно 9 Мая наш дом наполнялся весельем,радостью,тюльпанами ,музыкой и человеческими голосами.Папа не любил ходить на парады,не любил надевать медали на пиджак и быть объектом чествования на производстве.Он так и не стал хлопотать о возвращении своих орденов и нам не позволял этого делать,но он обожал праздники в кругу семьи.Это было для него высшей наградой-глаза жены,детей,внучек,родных и друзей,обращённые на него с любовью и добром.
      Несколько раз при жизни папы к нам в дом приходил представитель правоохранительных органов и аккуратненько записывал в папочку папины данные,
сообщив,что его разыскивает московский архив по наградам.
      Несколько раз нам звонили из Москвы и интересовались номером части,фамилиями сослуживцев и прочими подробностями военных лет,которые папа,конечно ,помнил. И рад бы забыть,но не мог.
     Меня уговаривали привезти его в Москву на торжественное вручение орденов из рук президента,в один из юбилеев Победы в ВОВ,но папино здоровье уже не давало такой возможности.Даже,если бы давало,он не захотел бы.
Все движения по возвращению наград к своему владельцу оставляли папу совершенно равнодушным.
Он никогда не ругал правительство,строй,никогда не жаловался на трудности и несправедливость.Ему было безразлично лежат его ордена в шкатулке на полочке или они у какого-то ответственного лица в сейфе.
Его волновало только одно:счастливы ли его дочери и сын,веселы ли его внучки и как сегодня себя чувствует его жена,его Ласточка...
       А награды папины всё-таки вручили. Не ему .Мне.И не все.Некоторые,как мне объяснили,посмертно не вручают.
Через сорок дней после папиной смерти меня пригласили зайти в военкомат и отдали две маленькие коробочки и удостоверения.Я храню их в шкатулке с папиными юбилейными медалями и иногда даю их потрогать и рассмотреть старшему внуку. Он ещё мало что понимает,но когда-нибудь поймёт.Обязательно поймёт.
Я ему помогу.

      Сколько помощи и физической и моральной и материальной было мне,сестре и брату от наших родителей-не перечислить!Они с мамой столько хорошего сделали для нас,столько души своей в нас вложили и в детей наших,что забыть это невозможно.
Мы-это они.Часть их души навсегда в нас и в наших дочерях.Мы их помним.Мы их не забудем никогда.Я пишу это всё для наших внуков.Я пишу,чтобы успеть поделиться,чтобы быть одной из тех ниточек,
которые связывают прошлое с настоящим...

      Папу любили все. Я уверена,что не найдётся ни один человек,который бы вспомнил о нём плохо.Он был не только сильным,добрым,красивым и отзывчивым .
У него было великолепное чувство юмора!
Он очень любил пошутить и живо откликался на шутки других.
     Когда папа вышел на пенсию ,он занялся ремонтом обуви на дому.На лоджии он оборудовал себе маленькую мастерскую и соседи приносили ему свою обувь в починку. И знаете какое у него было правило? С красивых женщин он оплату не принимал.Да-да! На самом деле это было именно так! Когда женщина эффектной внешности протягивала ему деньги,он улыбался своей открытой улыбкой и говорил: «С красивых не беру!» В ответ обязательно звучал радостный женский смех,а обладательница отремонтированной пары туфель,шла домой со счастливой улыбкой.
        Когда я у него спросила ,почему он так делает,папа ответил: «Что  такое деньги? Пшик! И нету их.А радость человека с тобой надолго . И её не купишь. Скряги и скупцы они ведь очень грустные и несчастные люди.Не замечала?»
        И сейчас,спустя много лет после папиного ухода из жизни,где бы я не спросила помнят ли этого человека:
в пятиэтажке моего детства ,в другом доме,где мы жили позже,на дачной улице,где он сам строил дом-везде обязательно найдутся люди которые его помнят ,помнят по-доброму,с уважением и любовью.
        И по сей день к нам из прошлого тянутся ниточки
чьей-то памяти,памяти ,даже совсем не знакомых нам людей.Несколько раз бывали случаи,когда меня или мою сестру останавливали незнакомые прохожие и спрашивали : «Простите,а Андрей Павлович Хмыров Вам не отец?»
         Самые любимые наши люди,даже уходя остаются с нами,в нас... Даже уходя!
         Уже в двухтысячных у сестры моей родилась внучка
в мамино число -седьмое .А у меня внук в папино-двадцать пятое.Это тоже ниточки.Я знаю.
Они дают нам так понять ,что они рядом.
Такими вот знаками.
Эти связующие ниточки повсюду:в числах,в именах,в событиях.
   Тамара назвала своего сына в честь папы-Андреем.
Если бы у меня родился сын,я поступила бы также.
Моя сестра Галя назвала дочь в честь нашей мамы-Лидией.Эдик назвал сына Валерием,а Алан и я назвали своих дочерей Жаннами.

А совсем недавно ,когда у меня родился второй внук,мы беседовали с бабушкой моего зятя,которой уже за 80.
И она вдруг вспомнила высокого статного мужчину с открытой белозубой улыбкой,которому она отдавала обувь в ремонт в ателье ,возле кинотеатра Космос,где она живёт всю свою жизнь .И такой он был добродушный,
весёлый и приветливый,что навсегда он ей запомнился. Когда мы выяснили ,что это был мой папа,она воскликнула: «Эх,вернуться бы в то время и сказать ему:
«А у нас с Вами будут общие правнуки!»»
 А я поняла-это снова ниточка.
Они знают там все наши новости.

Люди мечтают о долгой жизни,мечтают не стареть. Учёные стремятся создать лекарство,продлевающее жизнь и молодость.
Оно давно создано-это человеческая память.
Она продлевает жизнь людям ,ушедшим из этого мира физически,но оставившим после себя тепло и свет в сердцах других людей.Даже тех,кто не был с ними близко знаком.Даже тех,кто видел лишь раз,мельком,обменялся лишь парой слов.Таких людей запоминают.Это энергия.
Особая ,но попадающая прямо в сердце-энергия добра.



07.02.2020г.


Рецензии
Здравствуйте, Лариса! Замечательно написано! Так мы жили в большой семье СССР все национальности с уважением у друг другу и добрыми отношениями. Грустно.Сейчас все это в воспоминании. Конечно мы помним своих ушедших родных и называем их именами дочерей , сыновей , внуков, оставляем им наши воспоминания, а они оставят своим, верим, не прервется эта ниточка связи.
С уважением,

Анюта Исайкина   06.11.2023 19:58     Заявить о нарушении
Анюта, большое Вам спасибо! Очень надеюсь, что эта связь не прервётся

Лариса Хмырова   26.01.2024 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.