Про Крым, евреев и не только...
К 75-летию Ялтинской конференции.
Мои московские тропинки частенько проходят через Тургеневскую площадь. Сюда я прибываю на 80-м маршруте от любимой чебуречной, что против Склифа, а отсюда уже на трамвае по бульварам до Новокузнецкой.
Но иногда рядом с остановкой около Калягинского театра Эт Цетера я подхожу к развалу уцененных книг, и бывает, за сущие копейки приобретаю там совершенно невероятные экземпляры.
Вот как-то нашел книгу А.Ткаченко о Крымчаках. Это на сегодня почти исчезнувший этнос. Совсем немного их осталось на исторической родине в Крыму в городе Белогорске (бывший Карасубазар) и его окрестностях. Это небольшая сохранившаяся ветвь Хазарского каганата - тюркского народа, принявшего и исповедовавшего иудаизм. Кочевали Хазары с Печенегами в предгорьях Кавказа и северном Причерноморье. А потом были вытеснены оттуда и уничтожены во время великого переселения народов на запад аланами, древними хунгарами и гуннами.
И лишь небольшая часть их смогла спастись в Крыму в убежищах среди горных ущелий. А потом в 13 веке после похода в юго-восточную Европу монголов, где их орда под командованием любимого соратника Чингис хана Субэдэ -батура после покорения Болгарии, Венгрии, Далмации и дойдя до Адриатики повернула назад, разгромив про пути и полностью уничтожив половцев, завернула в Крым и там осела, образовав со временем крымско-татарский этнос.
А немногочисленные крымчаки от хазар выжили. Смогли приспособиться, а где-то и отсидеться в своих горных убежищах.
А далее эпизоды их существования во многом оказались связанными с укладом и образом жизни крымских татар. Те в средние века, вплоть до присоединения Таврии и Крыма к российскому государству кормились набегами на земли Руси, Украины и Польши. А Крымчаки субсидировали эти набеги, а потом поджидали на Перекопе своих должников с караванами славянских пленников в деревянных колодках на шеях.
Далее, как упоминает А.Ткаченко (кстати, один из немногих выживших Крымчаков) пленников, полученных от татар в виде погашения долга за поход, а особенно женщин «накачивали» и марафетили под молодых, даже и совсем старух. И они очень быстро уходили на невольничьих рынках в Суроже (Судаке) и Каффе (Феодосии). И только через пару - тройку дней, когда рабыня раздевалась у нового хозяина, обман обнаруживался. Вот такие были ловкие иудеи, хоть и тюркского происхождения.
А к началу 20-го века их насчитывалось всего 12 тысяч. И немцы из вермахта, занявшие Крым, в связи с определенным отношением к евреям расстреляли почти поголовно всех Крымчаков. Осталось на сегодня всего несколько сотен, да и те исчезают в смешении с другими этносами.
Но мы о Ялтинской конференции в феврале 1945 года. На том же книжном развале около Тургеневской я нашел небольшую книжицу под названием - Некоторые официальные документы Правительства СССР вышедшие весной 1945 года. Здесь же подробно по дням ход Берлинской операции. Но более интересно для меня было другое. Там были постановления Правительства СССР о демонтаже и вывозе заводов, электростанций и другого оборудования из конкретных мест Восточной Пруссии, Силезии и Померании к тому времени освобожденных нашими войсками.
И это были март, апрель и май. Какие территории отойдут к Польше, было обозначено лишь в феврале в Ялте. Население Польши об этом узнал только после Потсдама в июле 1945-го. А мы-то ведь уже об этом ведали! Вот и проводили срочный демонтаж и вывоз промышленного оборудования из тех мест Восточной Пруссии, Силезии и Померании, что по союзническим соглашениям отходили к Польше. Свою часть, что из Восточной Пруссии стала Калининградской областью, мы не трогали.
Правда все основные события движения Польши на новые земли произошли в 1947 (и позже годах). Но вот так. Некоторые события мы упредили.
Еще будучи студентом последнего курса я работал дежурным слесарем на тепловой электростанции. Надо было содержать мою молодую семью. И там в курилке мужики – бывшие фронтовики рассказывали, как их энергетиков в начале 45-го срочно вывели из действующей армии и сформировали из них трофейные команды. Их задачей был демонтаж и отправка в Союз тепловых электростанций. Вывозили все подчистую. И бывало, при погрузке узлов и агрегатов к нам подходил заплаканный немец слесарь с этой станции. Указывал на сундучок с инструментами и говорил, что ими работал еще его гроссфатер (дедушка) и просил оставить их ему как память.
А мы – Да, пошел ты отсюда! Сундучок тот на платформу с оборудованием и он едет в Союз.
Поначалу полякам было не до этих размышлений, да и воли им не давали. Но сейчас вот все из них лезет. И про Варшавское восстание, и вот про эти демонтажи и вывоз промышленного оборудования с их будущих территорий. Что ж! Время не стоит на месте и многое вылезает из темных углов!
Пы.Сы. Добавлено уже позднее по рецензии некоторого читателя этого текста - "Это не этническое, а мировозренческое поведение, выгодное в текущем моменте!"
Абсолютно согласен! Тем более у того же А.Ткаченко прочитал о смешении Крымчаков с ранее покинувшими Палестину евреями после римского завоевания и в средние века с выходцами из Испании после гонений инквизиции.
И весь этот коктейль генов дал свои результаты. Уже в наше время были в бывшем Карасубазаре уникальные карточные шулеры, что "обували" целые регионы. Почитайте его (А.Ткаченко) книгу.
Свидетельство о публикации №220020801048
Алекс Венцель 18.04.2022 17:59 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 18.04.2022 23:47 Заявить о нарушении