История шведского стола
расстояние. Приезжали по северным в то время не совсем комфортным
дорогам к дальним родственникам. Им было не до ожидания остальных
гостей.
Хозяева ставили на столы заранее заготовленные блюда: просолённую сельдь,
жареную или солёную рыбу разных сортов, морепродукты, варёные овощи,
маринованные огурцы, холодное жаренное мясо, варёные яйца,сыры, компот
из сушёных фруктов, сладости и так далее. Сейчас такому обеду имеется
понятие "закуски".
Всё это дополнялось горячими блюдами в виде котлет и тефтелей.
Разрезанной пополам картошкой, фаршированной анчоусами.
Всё подавалось в больших мисках. Каждый мог класть себе сколько хотел.
Таким образом они утоляли первый голод. Оставалось время для общения.
Трапеза называлось по - шведски Sm;rg;sbord от bord - стол и Smorg;s -
бутерброд.
В виду того, что шведская аристократия знакомилась с кулинарными
изысками других стран. В Швецию приезжали повора из Европейских стран.
Ассортимент блюд начал обогащаться.
В четырнадцатом, шестнадцатом веках такой вид угощения стал дополнением
к основному столу. В отдельной комнате - буфетной - от названия мебели.
Стол накрывался с лёгкими закусками и аперитивами. Такое угощение
называлось - Buffet. Затем гости переходили в специальный зал, где
подавали традиционный обед.
Такое название вошло во все европейские языки.
С развитием в семнадцатом веке железных дорог, здесь подходил принцип
самообслуживание - экономит время и деньги. В Швеции любят во всём
эффективный и мало затратный подход.
Сейчас мировое сообщество использует шведский стол, особенно в
туристических компаниях. Способ подачи пищи буфетный, при котором
множество блюд выставляется рядом. Еда разбирается на тарелки гостями.
Во многих странах называется подобный способ обслуживания - буфетный.
Немного об этикете других стран.
Один из наших поэтов сказал:
" Куда как упорен в труде человек!
Чего он не сможет, лишь было бы терпенье,
Да разум, да воля, да Божье хотение!"
Этикет есть ничто иное, как собрание правил и формальностей. Является
внешний образец действий, общения друг с другом, которое принято
называть хорошим, благовоспитанным.
Часто то, что мы называем этикетом служит в позировании и легко
распознаётся. Он только заменяет хорошие манеры. Иногда служит для
прикрытия невежливости и отсутствия правдивости.
Вежливость по принятому определению, искусство выражать внешние знаки,
то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу.
По словам Франциска де - Саля вежливость походит на воду - "которая
лучше всего тогда, когда прозрачна без примеси и без вкуса" - тем не
менее, даровитость в человеке всегда загладит многие недостатки в
манерах. Многое извиняется человеку сильному и оригинальному.
Родиной светского этикета считают Италию.
Алексей Константинович Толстой описал стол эпохи Ивана Грозного. Он был
диковинным по роскоши посуды, убранству стола. Но более всего превосходил
самим составом яств.
Четырёхугольный стол с поставом из дубовых досок. Крепки были дубовые
доски, крепки были точёные столбы. На коих покоился стол. Им надлежало,
поддерживать целую гору серебряной и золотой посуды. Тут были и чары
сердоликовые, и кружки из строфокамиловых страусовых яиц, тяжёлые ковши и
кубки, усыпанные жемчугом, турьи рога, оправленные золотом.
Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьём
ставили на столы сперва разные студни, затем журавлей с пряным зельцем,
рассольных петухов с имбирем, уток с огурцами. Потом приносили разные
похлёбки и трёх родов уху. За ухой подавали рябчиков со сливами, гусей со
пшеном и тетёрок с шафраном. Хороши и вкусны были зайцы в лапше. Гости
как уже не нагрузились, но не пропустили ни перепелов в чесночной
подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. Поводов для застолья у
предков, как и у современников, всегда было достаточно.
С приходом к Власти во Франции короля Людовика четырнадцатого развитие
этикета в стране достигло вершины. Незамедлительно перекинулось на
соседние страны.
Во время изысканных и многочисленных приёмов у короля, гостям раздавались
специальные карточки. Они назывались "этикетки". На них были написаны
правила поведения.
Позднее появился не только бытовой этикет, но и политический.
Межгосударственным делам огромное значение придавали в Древнем Египте.
Египетские фараоны в частности Рамзес и теттский царь Хаттушиль Третий, в
тысяча двести семьдесят третьем году заключили письменный договор о мире,
выгравированный на серебряной пластинке.
В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые
свидетельствовали об их представительной миссии, - "жезлы Гермеса".
В Германии Эразм Роттендармский написал правила для детей "Гражданство
обычаев детских".
В древнем Риме политический этикет был развит ещё больше. Для иностранных
послов устраивались празднества.
Вернёмся к Швеции.
Русский литератор Фаддей Булгарин, посетивший Швецию в конце тысяча
восемьсот тридцатого года писал: " Все путешественники согласны насчёт
шведской честности, добродушия и гостеприимства. О воровстве не слышно
здесь вовсе. Это гнусный порок омерзителен даже черни. Убийства
чрезвычайно редки случаются только в драках. Во всей Швеции путешественник
совершенно безопасен. Нет примера, чтобы странник был убит или ограблен.
Не взирая на то, что путешествуя по Швеции, должно проезжать леса, овраги
и вообще места малонаселённые. Шведы крепки на слово и обманы между ними
величайшая редкость".
В наши дни к сожалению, столь радужной картины при описании современной
Швеции не получится. Некогда абсолютно благовоспитанную и благоустроенную
страну просочился вирус воровства, грубости. Нередки - проявления насилия
над личностью, случаются убийства.
Может быть издержки открытости Швеции окружающему миру. Который одарил их
этими пороками "цивилизации". Даже с учётом этого, следует отметить, что
на фоне большинства других стран, Швеция смотрится лучше.
Свидетельство о публикации №220020801122