Фотографии - как часть жизни

В конце лета наша семья въехала в новый дом. За лето его построили одни мой отец с мамой. Отличался он среди других домов в совхозе по своему стилю. Отец долго выбирал проекты из книги «Архитектура и строительство дома». Сейчас могу сказать в стиле конструктивизма, тогда я еще не знала – слишком мала была для этого. Знала одно наш дом самый красивый и единственный такой.
Стоял конец августа. В разгаре сезон сенокоса, заготовка сена на зиму. А вот сарая еще не было. Все родственники и друзья родителей взялись этот вопрос решит за один день. Бросили свои силы на постройку сарая. И одновременно отметить новоселье.  В тот день мы дети тоже встали рано вместе со взрослыми. День стоял жаркий. Солнце в зените. Мне было очень интересно и смотрела, как замешивают раствор – цемент с песок, особенно когда просеивали песок.
В один прекрасный момент я почувствовала себя неважно. Одним словом, перегрелась на солнце. Интуиция подсказывала, что надо отойти в тенечек. Маленькую тень создавал, как раз угол дома и веранды. Там, же стояло алюминиевое ведро на 10 литров. Несмотря на того, что я перешла в тень – почувствовала усталость и решила присесть на край ведра. Наверно я не рассчитала центр тяжести и неожиданно для себя провалилась в ведро. Мои ноги и туловище торчали из ведра. Встать не могу. Попа оказалась на дне ведра. Стало так стыдно, вдруг кто – нибудь увидит меня в таком ужасном положении. Дергалась, барахталась как могла и это имело успех. Но на дне ведра была вода. Так, что мои трусики и подол платья намокли. Боялась зря – никто и не заметил, все были заняты. Мужчины сараем, женщины хлопотали по дому – кто варил мясо, кто пек баурсаки.
Наш дом совмещал многофункциональность, компактность и был уютным. Стоял дом недалеко от школы, с одной стороны находился дом дедушки Нориман, с другой жила семья учительницы немецкого языка - этнических немцев. Отличался высокими потолками, высокой крышей и высоким цоколем. Дом украшала большая веранда с широкими окнами и заканчивалась она пятью ступеньками. Все четыре комнаты изолированные – детская, зал, спальня родителей, кухня. Рядом с выходом располагалась туалетная комната, где стоял умывальник. Дальше небольшое пространство занимала импровизированная фотолаборатория отца, где проявлял и печатал фотографии.  Он увлекался фотографией. Кроме, этого хорошо рисовал. На стеклянном окошке двери туалетной комнаты нарисовал большую розу бордового цвета масляной краской. Все, кто приходил в дом восхищались розой и всегда интересовались – кто рисовал. С гордость говорили папа.
Кухня, за низким круглым столом мама, наклонившись разминает тесто. Здесь же рядом стоят мой младший братик. Ему тогда было месяцев 8 – 10. Он только начинал ходит с опорой. Братик передвигался вокруг стола. Он с интересом смотрел, как мама рассыпает муку на стол и тут шлепает ладушками по столу, мука разлетается вовсе стороны. Это его приводит в восторг. Ходит вокруг стола и все сильнее хлопает по столу с визгом «иии!» Потом с интересом смотрит, как высоко поднимается и медленно опускается мучная, белая пыль. Заметив, это отец поспешил сфотографировать. Отец зовет его, чтобы повернулся:
- Сынок, посмотри сюда…
Малыш не реагирует, ему не до чего, занят свои делом – мукой.
- А где папа?
- Папа, где…?
И вот нехотя он поворачивается в пол-оборота. Увидев, отца засмеялся обнажив, зубки в виде двух маленьких жемчужин. Поймав момент отец начинает щелкать фотоаппаратом. Так в семейном архиве появились замечательные кадры. Милый малыш с темными волосами, в ползунках, в башмаках, темные большие глаза полны радости, руки вскинуты восторженно вверх. Сам малыш весь в муке. Есть фото, где запечатлена мука в момент ее падения в виде белой пелены. Братик очень любил еще сахар. Когда видел сахар, также с визгом бросал к ему. Было фото, где он с дедушкой. Дедушка сидит, а братик стоит с куском сахара у рта. Тогда ему было 2, 5 – 3 года. Помню папа и дед просили оставить сахар во время съемки. Он ни за что не соглашался.
Отец любил снимать интересные моменты. Особенно наши эмоции. Нас было три сестры. Средняя сестра – нежная, послушная. Все ее любили. Младшая – отличалась упрямством. Ее выделяли дедушка с бабушкой. Помню один показательный случай. Сестра не убрала игрушки, которыми играла. Родители следили, за тем, чтобы в доме был порядок и этому приучали детей. Мама просит убрать игрушки. Она игнорирует. Об этом узнает отец и тоже просит собрать игрушки. Сестра отказывается. Тогда отец говорит:
— Вот, какая упертая…
Сестра как надуется, нижнею губу вытянула, руки скрестила на груди, со всем по – взрослому.
Отец этот момент решил запечатлеть на фото. Сестра стала возражать:
- Нет...
- Тогда убери игрушки
- Нет!
Села на пол и стала стучал ботинками, что чулки сползли. В последствии получилось такое фото – на полу сидит девочка возраста четырех лет в фланелевом, цветастом платье, голова слегка опушена, нижняя губа вытянута, руки скрещены на груди, чулки у щиколотки собраны в гармошку.
В одном семейном фото – кто сидит у тех руки сложена на колени, у тех, кто стоит – руки опущены. У младшей сестры руки скрещены на груди, а подбородок выпячивает вперед.
Наша семья с радостью рассматривала эти неповторимы кадры. Годы спустя смеялись и улыбались узнав себя. Какими мы забавными были.
Помните, песню со словами: «Куда уходит детство?» Я вам скажу - детство уходит в фотографии.
2020г., ФЕВРАЛЬ.


Рецензии