Итальянские откровения. Падаем да падаем

Старушка здорово сдала за три года. Отказывают ноги; часто не помнит, как закончить начатую мысль; путает телефон с телевизионным пультом и постоянно озабочена своим физическим состоянием. По утрам я измеряю Луизе уровень сахара в крови. Не видя цифр, она все равно настойчиво просит показать, сколько их. Мне было строго-настрого приказано не говорить ей, если уровень будет высоковат. Иначе Луиза начнёт названивать Джанни и говорить, что она умирает, требуя срочного приезда дорого оплачиваемого доктора. Весь мир теперь крутится вокруг столетней старушки. Все теперь виноваты в ее недомоганиях.

 Особенно издергала она всех перед Рождеством. Продукты для праздничного стола покупаются Мартиной. Меня просят сделать только уже ставший традиционным  салат оливье. Луиза, несмотря на возраст, не утратила интереса к вкусной еде. Тем более, что хорошо покушать удаётся раз, от силы два в год. А так мы питаемся предельно просто и не разнообразно. Но, вот беда, Луиза три дня не ходила в туалет, и теперь озабочена тем, что в Рождество придется ограничивать себя в еде. С самого утра она звонит Джанни. Его телефон отключен. Он знает, случись что с матерью, я позвоню Мартине. В одиннадцать часов, так и не дозвонившись до сына, Луиза набирает номер телефона сестры Мартины, живущей напротив семьи Джанни. Трубку поднимает одна из девочек. Обычно, когда нет уроков в школе, девочки по утрам приходят к тете. "Иди домой, разбуди отца и скажи, чтобы срочно приехал ко мне",- приказывает Луиза.  Вскоре Джанни перезванивает матери. Она жалуется на уровень сахара в крови, хотя он не так уж высок, и сын терпеливо объясняет матери, что ей хуже иметь уровень сахара низкий, чем высокий. Я знаю, Джанни злится на меня. Надо было бы занизить цифру ещё больше. Я чувствую себя виноватой. Обычно он следит за уровнем сахара в крови у матери по моим фотографиям, которые я тут же высылаю ему после измерения. Если бы сахар был действительно очень высок, Джанни позвонил бы доктору, чтобы посоветоваться, как поступать в таком случае. Через час старушке перезванивает уже Мартина и теми же словами, что и муж, убеждает Луизу не волноваться. И тут Луиза выкладывает ей свою главную проблему: "Я три дня не ходила в туалет и поэтому завтра ничего есть не буду." "И куда мы денем все то, что я купила для Вас? -спрашивает Мартина.- Вы же так любите все эти гамберетти, патэ, телятину в соусе, разные рыбки?" "Ладно, может, немного поем", - соглашается бедная старушка.

 Вечером, с первой зажженной звёздочкой на небе вдруг позвонили в дверь - заиграла музыка. Это местные музыканты пришли проиграть Луизе серенаду. Но Луизе, кажется, неинтересно. Она озабочена тем, что кишечник ее на протяжении дня так и не опорожнился. Перед сном дала ей слабительного чаю.

 Когда я повезла Луизу в кровать, мы снова не справились, и я побежала напротив, в ресторанчик звать Бруно, моющего там полы, чтобы помог мне с Луизой. Раньше, еще три года назад, когда Луиза оседала на пол, он всегда помогал мне поднимать ее очень охотно. Сегодня тоже помог, но без прежней приветливости. Надоели мы, видно, ему. И снова Луиза бурчит на меня: "Продолжаю падать с тобой".

 Зато ночью подействовало слабительное. Я вставала за ночь два раза к старушке. В туалет мы ехать не рисковали. Нужно было бы снова ее поднимать-сажать, потом наоборот. А если  не удержится? Упадёт? Луиза все сделала в постели, и мы обе этому радовались. Я убирала, протирала, вытирала, мыла, а бабушка спрашивала, много ли вышло и просила меня показать, сколько.

 Рождественское утро началось с того, что, несмотря на все мои предосторожности при пересадке с кровати в коляску, Луиза снова опустилась на пол. Я вышла на улицу. Ни души. Позвонила в дверь соседке напротив. Она вышла тут же, но помочь поднимать старушку отказалась. Ей не под силу. Верю. На счастье к нам приближался мужчина с собакой. Соседка осталась сторожить ее, а мы поднялись в дом. Со второй попытки нам удалось поднять и усадить Луизу в кресло. Я облегченно вздохнула. Когда старушка принялась благодарить незнакомца, оказалось, что его отец раньше владел хлебным магазином в селе, куда Луиза часто заходила. " Если бы Вы так часто не падали, не видели бы всех старых знакомых", - пыталась пошутить я после его ухода.

 На следующий день пришел Роберто сделать Луизе перевязку. Снова заговорил о подъемнике и матрасе, и я в который раз передала его слова Джанни и Мартине. Когда же, наконец, приобретут их?

 Каждое утро по 145 каналу мы с Луизой слушаем записанную много лет назад службу в сопровождении Падре Пио. Загробный монотонный голос произносит молитву:
          "Santa Maria, piena di grazia
          Il Signore e` con Te
          Tu sei benedetta fra le donne
          e benedetto il frutto del Tuo seno, Gezu`."

И паства в ответ:
                "Santa Maria, prega per noi, peccatori
                Adesso e nell'ora della nostra morte. Amen."

 Бабушка слушает и повторяет. Сейчас она смотрит по телевизору только религиозные программы. Когда служба заканчивается, Луиза возвращается к проблемам своего бренного тела. Несколько раз на протяжении дня она просит меня рассказывать о том, как накануне мы провели ночь, сколько фекалий вышло из неё. Лицо старушки при этом очень довольно. А за обедом, она, как и вчера, вкусно поела, запила съеденное Лимончелло, закушала печеньем и шоколадкой. Когда же пришло время пересаживать ее с коляски в кресло, строго наставляла меня: "Когда будем пересаживаться, я зацеплюсь рукой за коляску, а ты меня подними и посади, как это делала Любка. Я с ней только два раза упала." Последние слова звучат как упрек, и снова у меня возникает чувство вины.

 В этот раз мы справились. Луиза сидит в кресле с вытянутыми на подставленном стуле ногами. За спиной - подушка. Можно положить на нее голову. На животе грелка с горячей водой. Старушка тепло укрыта пледом. Возле, на тумбочке несколько леденцов без сахара, вода. Теперь Луиза звонит Мартине и жалуется, что утром она снова упала, и Мартина злится на меня за то, что я, в очередной раз, не позвонила им, а пошла искать кого-то на улице. Мартина никак не хочет понимать, что Луизе нужна помощь срочно. Она считает, что я таким образом позорю семью.

 С этих пор вплоть до своего отъезда я Луизу сама больше не поднимала. Вечером, правда, Луиза хочет идти в постель пораньше и все время говорит мне: "Везде вижу свою удобную постель". Но родные почему-то считают, что идти спать в девять часов для нее слишком рано.

 После того, как кто-нибудь из супругов стал помогать мне, между нами прибавилось чуть больше близости и понимания. Добродушнее на меня смотрит Джанни; не отводит больше глаз и Мартина.
               


Рецензии
Сколько же Луизе лет,
если это не секрет?

Татьяна Гутова   24.03.2020 08:09     Заявить о нарушении
Луизе в сентябре исполнилось 100 лет.
Спасибо за визит!

Светлана Давыденкова   24.03.2020 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.