О балете Черноликие

В 1965 году на сцене Башкирского театра оперы и балета состоялась премьера спектакля «Черноликие» по мотивам одноименной повести Мажита Гафури. Музыку написали башкирский композитор Халик Заимов и московский композитор Александр Чугаев. Постановку осуществил, приглашенный из Ленинграда, балетмейстер  Хашим Мустаев.
Критики, искусствоведы, общественность называли балет большим произведением, явлением в башкирском искусстве. Успех был ошеломляющий. Иначе и быть не могло: в основе балета лежала народная драма – история погубленной темными невежественными силами чистой, светлой любви двух молодых людей: Галимы и Закира, о которой повествует классик татарской и башкирской литератур, первый Народный поэт Башкортостана Мажит Гафури.
Авторы музыки и постановки балета творчески сформировались на основе синтеза лучших традиций башкирской культуры с достижениями классического русского музыкального и хореографического искусств. Им превосходно удалось воплотить свои идеи в балете «Черноликие».  Кратко представим создателей балета нашему читателю.
Основоположник башкирской классической музыки Халик Шакирович Заимов родился в деревне Султаево Аргаяшского района Челябинской области. Музыкально одаренный юноша приезжает по направлению учиться в Уфимском техникуме искусств по классу скрипки у замечательного педагога С.Н. Попова, затем получает уроки композиции в классе профессора В.А. Белова в Башкирской национальной студии при Московской государственной консерватории. После войны продолжает свое музыкальное образование в Московской государственной консерватории в классе композиции профессора А.А. Александрова.
Соавтор музыки к балету, друг Халика Заимова Александр Георгиевич Чугаев - ученик великого Д.Д.Шостаковича, о котором его учитель написал: «Чугаев обладает великолепным музыкальным дарованием. Он превосходный пианист. Он превосходно читает ноты “с листа”. Он прекрасно владеет оркестровкой… И самое главное, Чугаев обладает настоящим большим композиторским дарованием».
В 2011 году вышла книга о выдающемся композиторе «Протрет композитора: А.В. Чугаев в воспоминаниях современников». В аннотации к книге мы читаем: «Учеба у Шостаковича была мечтой А. Чугаева с детских лет, и в 1945 году эта мечта сбылась. Но последовали события 1948 года, изгнание Шостаковича из консерватории, клеймо формализма: «ученики формалиста – тоже формалисты». В этих документах назывался и  Александр Чугаев… Позднее Александр Георгиевич говорил: «За все хорошее в жизни надо платить». Его личной платой стал уход от сочинения музыки. Отсюда – небольшое число написанного, плюс – больше 40 лет блестящей педагогики, выдающиеся работы в области теории музыки…». 
Хашим Фатыхович Мустаев, которого Халик Заимов привлек к работе над балетом, в то время преподавал в хореографическом училище имени А.Вагановой, сам выпускник этого училища, одновременно он состоял солистом и хореографом Кировского балета. Творческая жизнь Хашима Мустаева тесно связана с башкирской сценой. Началась его артистическая карьера в Башкирском театре драмы, среди его персонажей была и роль брата Галимы в спектакле «Черноликие», он создал яркий, запоминающий образ жестокого Арсланбая в балете «Журавлиная песнь». Для участия в спектакле его вызвали с фронта. Поэтому Хашим Фатыхович любит повторять: «Говорят: когда стреляют пушки – музы молчат. Но в годы войны руководство страны приняло решение: когда стреляют пушки – музы не молчат. В Башкирии впервые ставили балет и нас вызвали с фронта для работы в «Журавлиной песне».  Завороженными глазами смотрел этот спектакль, влюбленный в танец мальчик Рудик, будущий великий танцовщик ХХ века Рудольф Нуреев. Именно этот балет определил выбор его жизненного пути. 
Таким образом, сформировалась команда высоких профессионалов, которая смогла увлечь коллектив Башкирского театра оперы и балета постановкой нового спектакля «Черноликие» и создала шедевр.
Балет «Черноликие» - вершина творчества Х.Ш. Заимова. По драматизму, эмоциональности, экспрессии специалисты ставят его в один ряд с балетами мировых классиков С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Кара-Караева. В рецензиях на спектакль мы находим высокую оценку нового национального балета. Приведем несколько отрывков из них:
 «Прежде всего, душа и сердце балета – это великолепная музыка, построенная на выразительных мелодиях с их ярким национальным колоритом в сочетании с классическими традициями, отличная оркестровка и симфонизм. Музыка ясно воплощает драматургию балета, поднимает сюжет до романтически-трагедийных высот обобщения. В расположении 3 действия, 7 картин и в развитии музыкальной ткани – принцип симфоничности. Постепенный драматический накал приводит к патетической кульминации в финале – предсмертному монологу Галимы и заключительному танцу ее возлюбленного Закира. Это – лучшее в работе балетмейстера Х.Мустаева.
Стихия танца – другая сторона балета. Танцев много. Они прекрасны и разнообразны. В этом заслуга Х.Мустаева. Важно сочетание двух полюсов – народного башкирского танца и балетной классики», - пишет искусствовед Л.Атанова.
Далее читаем в отзыве Ф Каримова: «В новом балете, прежде всего, восхищают танцы. Их в нем много. И все поставлены интересно и своеобразно, гармонично организованы и обобщены. Отрадно то, что события в спектакле передаются только через танцы. Хорошо поставлены массовые сцены (и их много). Когда смотришь балет, прекрасные волнующие башкирские танцы тут же овладевают вашим вниманием. Движения быстрые и действенные, все элементы башкирского танца переданы через классический балет. Как балетмейстер смог соединить народные танцы  и образцы классического балета? На этот вопрос трудно дать ответ. Вот в этом и заключается дар постановщика». 
«Я уверен, что этот балет займет достойное место не только в репертуаре Башкирского театра, но и в репертуаре многих национальных республик нашей страны», - утверждает величайший танцор Махмуд Эсамбаев.
Постановщик посвятил спектакль «Черноликие» несравненной приме башкирского балета Гузель Сулеймановой. А вот что пишет заслуженный деятель искусств Хашим Фатыхович Мустаев о постановке балета «Черноликие» в недавно вышедшей в свет, прекрасно иллюстрированной книге-альбоме воспоминаний «Далекое и близкое».
«1963 год. Я у себя на родине в Уфе.
Состоялась моя встреча с обновленной труппой башкирского балета, где я начал танцевальную карьеру. Но на этот раз я приехал уже как балетмейстер для постановки балета Х.Заимова и А.Чугаева «Черноликие».
В постановке балета принимала участие ведущая солистка балета Гузель Сулейманова. Мы встретились снова со своей юностью и мечтой, которой не суждено было осуществиться. Я с удовольствием взялся за постановку этого балета и посвятил его любимой балерине и другу Гузель Сулеймановой.
В начале работы с труппой моя работа была воспринята неоднозначно: много мелких движений и очень много трудных эмоциональных сцен для балерины. Трудности возникли и с оформлением спектакля, и с пошивом костюмов. Но художник Мухамет Арсланов, - большой знаток и основатель башкирского национального сценического оформления спектаклей, поняв замысел постановщика, очень помог успеху балета.
Однажды во время оркестровой корректировки музыки балета я встретил в фойе театра замечательного актера и режиссера башкирского государственного театра драмы Бухарского, который, как и я, прислушивался у двери к музыкальному оркестровому звучанию балета. Ибо в фортепьянном исполнении музыка звучит в одном настроении, а в исполнении оркестра – это «новая» музыка. Он спросил меня: «Как можно сцену «медресе», которая в исполнении драматического спектакля считается одной из вершин воплощения замысла М.Гафури, с такими блестящими актерами драмы как Бикташевой, Янбулатовой, Зубаировым, Мингажевым, другими, передать средствами классического балета?» Я сказал ему: «Приходите на премьеру, увидите, что получится».
Приблизился день сдачи балета художественному совету театра и представителям министерства культуры и общественности города. Все плотнее сгущались тучи над постановкой, так как не очень доброжелательные люди хотели, чтобы оправдались их надежды на провал спектакля. Наконец, состоялась генеральная репетиция. Желающих присутствовать на обсуждении было настолько много, что дирекция вынуждена была перенести обсуждение из своего кабинета в большую правительственную комнату. Среди выступающих кроме ведущих артистов балета были и критики, в том числе Суюндук Саитов. И самое отрадное для меня - пришли актрисы – исполнительницы главной роли Галимы в драматическом спектакле: Талига Бикташева и Рагида Янбулатова. И очень неожиданным для многих было то, что даже на генеральной репетиции балета зрители, заполнившие зрительный зал, со слезами на глазах приходили за кулисы и благодарили весь творческий состав постановщиков за незабываемое зрелище на глубоко народную тему судьбы девушки Галимы.
К сожалению, к концу завершения работы над балетом Гузель Сулейманова серьезно недомогала и была вынуждена перед самой премьерой уехать в Москву на лечение. Премьеру танцевала балерина Майя Тагирова, ее партнером был Фаузи Саттаров.
Но в следующем сезоне премьера Гузели Сулеймановой в «Черноликих» состоялась. И это было незабываемое выступление в труднейшей для балерины партии Галимы! Созданный Гузель Сулеймановой образ потрясал глубиной чувств, которые только она, Галима-Гузель, могла донести со всей силой истерзанной, израненной души.
Как много еще она могла сделать! Гузель Сулейманова – явление в башкирском балете. Как несправедливо рано унес ее от нас тяжелый недуг! Ее преданность и самоотверженное служение любимому искусству сыграли огромную роль в деле утверждения и прославления молодого башкирского балета – как у себя на родине, так и за рубежом.
Мой друг Махмуд Эсамбаев гастролировал в Уфе в период моей работы над балетом. В день своего концерта, кроме тарелки бульона он ничего не ел, тем более идти смотреть что-либо. Все же на мою генеральную репетицию балета «Черноликие» пришел, нарушив свой режим. Я от души его благодарил и никогда не забуду его слова поддержки, которые были для меня творческим наслаждением и радостью вдохновенья!»
Богатый, остросоциальный материал повести Мажита Гафури «Черноликие» дал возможность проявиться таланту композиторов и артистов, постановщика, художника и дирижера. Балет «Черноликие» воистину стал звездным часом для всех, кто принял участие в его создании. Есть надежда, что неисчерпаемая, вечная тема - гимн новой, светлой жизни, чистой, жертвенной любви Галимы и Закиры – высокая трагедия героев повести «Черноликие великого Мажита Гафури вернется на сцену Башкирского театра оперы и балета и засверкает новыми современными красками.


Рецензии