15. СЗ. Конкурс Ламановой. 2003

 ( систематизация материала)

В Доме моды Вячеслава Зайцева на проспекте Мира состоялась очередная встреча членов Гильдии Fashion-журналистики. Поводом для общения на этот раз стал юбилейный X-ый  международный конкурс имени Надежды Ламановой  для молодых художников-модельеров, председателем жюри которого является Вячеслав Зайцев.

29 04 2003. В Книгу СЗ и Я.

Помимо смотра молодых талантов в области портновского искусства, журналисты имели возможность в очередной раз обсудить нюансы профессии, появление на рынке России новых СМИ, посвященных вопросам развития моды и стиля, а также побыть в солнечных лучах художественного и человеческого дарования Славы Зайцева. Выступления  Вячеслава Михайловича перед публикой, журналистами, коллегами всегда настолько ярки и искренни, что его можно сравнить с барометром «неглянцевого», неприукрашенного мнения относительно современного состояния социально-художественной погоды в отечественной и мировой индустрии моды. Кроме информационной нагрузки: экскурс в прошлое ( Надежда Ламанова ) и будущее развития моды ( молодые российские и зарубежные таланты), состоялся прием в Гильдию новых членов, среди которых как опытные, так и начинающие журналисты в области моды и стиля.

Мы рады поделиться с коллегами, которые не смогли присутствовать на нашей встрече информацией об истории конкурса, его основателях и участниках.
Конкурс имени Н.П.Ламановой был учрежден Вячеславом Зайцевым 10 лет назад. Он носит имя основательницы русской школы моды. Действительно, Надежду Ламанову по праву считают создательницей русской модной школы XX в. и лучшим в истории России художником-модельером. Она отличалась удивительным чутьем, тонким вкусом, прекрасным знанием человеческого тела. Именно эти качества позволили ей создавать не просто платья, а подлинные произведения искусства. Ламнова одинаково виртуозно работала с бархатом и кружевом, солдатским сукном и бумазеей – все оживало в ее руках  и начинало жить в новом качестве.

Надежда Ламанова родилась в 1861 году. После смерти родителей, в возрасте 20 лет Ламанова была вынуждена  работать, чтобы заботиться о младших сестрах. В 1883 году она закончила московскую Школу кройки и шитья О.А.Суворовой и начала работать моделистом в мастерской госпожи Войткевич. Но уже в 1885 году ей удалось открыть собственное ателье и в начале 90-х гг. стать основным модным «поставщиком царского двора Его Величества». Ее клиентками стали также аристократки, жены биржевиков и промышленников, знаменитые актрисы. Наряды от Ламановой  пленяли изумительным кроем, многообразием фактур и отделок – атлас и бархат, газ и кружево, ручная и машинная вышивка, аппликации и просечки. Для нее не существовало некрасивых фигур. Она писала: «…Всякий человек, несмотря на все недостатки его тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Ламанова следовала этому кредо всю жизнь.

В начале XX века мастерская Ламановой переехала в дом Адельгейма на Большой Дмитровке. Она уже была замужем и стала очень знаменита. Ей принадлежал четырехэтажный дом на Тверском бульваре,10, который затем превратился в школу портновского искусства. В 1902 году ее мастерская приняла участие в грандиозной Международной выставке исторического и современного костюма в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. После выставки модели Ламановой получили всемирное признание у законодателей мировой моды. Поль Пуаре неоднократно приглашал Ламанову в Париж.
С 1901 года Надежда Петровна Ламанова начала оформлять спектакли в московском Художественном театре и его филиалах ( в том числе и в будущем театре  имени Евгения Вахтангова). Это сотрудничество не прерывалось до конца ее жизни. Она сделала костюмы для спектаклей «Вишневый сад», «Женитьба Фигаро», «Мертвые души», «Анна Каренина», а также для фильмов «Аэлита», «Александр невский», «Цирк» и др.
После революции Ламанова много работала в стиле конструктивизма. Учитывая наступившую эпоху, она экспериментировала с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей. Она считала, что «даже самый дешевый материал может послужить исходной точкой красивой формы». В 1925 г. ее модели получили Гран-При на всемирной выставке в Париже.

Традиции русской школы моделирования и шитья продолжили  и развили в своих работах молодые художники-модельеры в начале XXI века. За 10 лет существования конкурса в нем приняли участие сотни молодых модельеров. Членами жюри в свое время были признанные профессионалы в области моды, конструирования и моделирования одежды, главные редактора модных СМИ.
В 2003 году победителями стали Сабина Гусейн (г.Баку) – Гран-При конкурса, Елена Николаенко (г. Москва) – I место, Пономарева Светлана (Москва) и Сергеева Надежда (Москва) – II место, Вячеслав Веселов (Ярославль) и Марина Соколова (Екатеринбург) – III место.

Члены Гильдии Fashion-журналистики обсудили перспективы развития российской моды, имели возможность сравнить достижения и направления развития творческой фантазии молодых российских и зарубежных дизайнеров. В разговоре с молодыми журналистами и новыми членами Гильдии были затронуты основы этического поведения журналистов, принципы соотношения сотрудничества и конкуренции в работе СМИ.
 
В частности, было признано, что сфера моды – это довольно сложная область деятельности, где наряду с видимой красотой и гармонией много фальши, показного блеска, мишуры, эгоистического и примитивного соперничества. Часто это своеобразная «ярмарка тщеславия» и площадка для удовлетворения амбиций наиболее агрессивной, в высшей степени меркантильной и не нашедшей себя в другой деловой сфере людей. Исполнительный директор Гильдии Fashion – Галина Федосеева ( Елена Вагнер Федосеева) сказала, что «Очень важна этика взаимоотношений между журналистами, освещающими те или иные события модной жизни. Страницы газет и журналов не должны быть местом сведения счетов с потенциальными конкурентами. Конечно, конструктивное обсуждение недостатка профессионализма в работе художников, организаторов PR-кампаний и журналистов должно присутствовать обязательно. Но это должно быть честное и искреннее признание ошибок». Наконец, по выражению министра Лесина, рынок сам определит, «кто останется в лодке». Да, конечно, информация, в том числе и информация о моде и стиле жизни – это продукт, предназначенный для потребления. Но его качество остается на совести «производителей».

В ходе встречи членов Гильдии произошла творческая дискуссия с польскими журналистами, которые были приглашены на конкурс молодых модельеров. В частности, были обсуждены принципы  подачи информации  и оформления модных журналов. Была подчеркнута важность принципа деликатности в формировании вкуса потенциальной аудитории при продвижении торговых марок предметов личного гардероба, необходимость избегать  вульгарности в фотоиллюстрациях. Известно, что красота человеческого тела широко  используется в рекламе всех видов продукции. Фотографии в стиле «ню» - весьма распространенный прием привлечения внимания к той или иной продукции. Журналисты и издатели СМИ, присутствовавшие на встрече признали необходимость соблюдения принципа «лезвия бритвы» и в фотоиллюстрациях, которые должны быть высокохудожественны. Особенно важно избегать всех видов пошлости и демонстрации дурного вкуса в подаче материала. С этим согласились все члены Гильдии.

Директор польского журнала «Lingerie» Iwona Huszcza рассказала о проведении дней польской культуре в Москве и члены Гильдии были приглашены на ретроспективу фильмов А. Вайды, а также на премьеру фильма «КВО ВАДИС» по роману Генрика Сенкевича «QUO VADIS» (режиссер Ежи Кавалерович).

8 мая 2003 г. члены Гильдии Fashion встретились в кинотеатре «35мм» на премьере фильма «КВО ВАДИС» с Послом Республики Польша г-ном Стесансом Миллером и Первым Секретарем Посольства г-жой Эльжбетой Щепаньска-Домбровска, а также с создателями фильма и его генеральным продюсером. Члены Гильдии с удовольствием посмотрели новый фильм «о власти, свергнутой верой; о вере, принесшей любовь; о любви, потрясшей Рим».  Мировая премьера фильма состоялась в Ватикане, но члены Гильдии оказались в числе первых зрителей этого монументального(2,5-часового) фильма  в России.


Рецензии