Вот он, Стокгольм

В Стокгольм! В Стокгольм!!   
Тур автобусный, но 4 дня в самом Стокгольме!
28 августа, в сезон! В других местах цены бешеные, и люди на пляже в жуткой толкучке... 
А тут - тоже море...яхты...  куча всякой рыбы!!! И культурная программа.  .
 
Итак, по порядку. Так сразу-то в Стокгольм не попадешь. Сначала надо часов 7-8 созерцать довольно унылый пейзаж:  сплошь скалы, поросшие ельником.  Это Финляндия. Автобусом до Хельсинки.
Ну, не то чтобы очень утомительно. Это предвкушение. Каждые 2-3 часа выпускают погулять…минут на 10… Мне и соседка хорошая попалась, сразу познакомились. (Из Кирова, между прочим. Наконец-то среди зарубежных туристов замелькали не только москвичи и питерцы, но и жители других российских регионов: Ярославль, Коломна, Архангельск, Киров…).
Далее возникают Хельсинки.

В Хельсинках моросящий дождь, как правило, кончается. Это, видимо, так Богом предусмотрено. Ну, или посланниками его – всемогущими гидами . И после беглой обзорной экскурсии по городу всем выделяется пара часов свободного времени.
Ура! Щас мы тут всё оббегаем… По-русски финны говорят в основном следующее: «НЭ ПОНИМАЙ!» )). Но по-английски должны…

И вдруг та-акой аблом!!  Аблом намбер уан: все вывески-то на финском… И далеко, далеко не все они дублированы на английском. (Как, кстати, потом будет и в Стокгольме).
Это неожиданно создает серьезные проблемы. Безъязыкий город. Он тебе мелькает какими-то буквами, постоянно о чем-то тебя спрашивает и что-то сообщает, а ты стоишь с видом осла, причем даже не Буриданова.
 
Здание вокзала.
Makusirapit 
Biljettforsaljning 
Ах да, вот что-то понятное: Robert’s coffee. Смело подходим. О, тут что-то вкусное едят! Вот один… и другой человек отходят, унося в стаканчиках нечто весьма аппетитное, с высокой белой шапкой из взбитых сливок. А в рамочке написано чего-то…вот, в частности: Irish cream…
Так и скажем: - Irish cream, please!
Девушка за стойкой почему-то фыркает и презрительно сообщает:
- It’s a sirap.
- Coffee…- произношу я растерянно, не понимая, что ей требуется. Ну, это же коктейль? С какой добавкой, я указала… Вот и сделай что-нибудь красивое…с белой шапкой…
Однако девушка резким и злым (вполне совковым) движением хватает бумажный стаканчик и плескает в него бурой жидкости из котла.  Гы-гы. «Кофе» времен советской студенческой общаги…
С обреченным видом беру стаканчик…  И в последней надежде изображаю рукой ту самую аппетитную белую шапку над ним.  Укоризненно так изображаю. Чего уж тут не понять-то??
Однако девушка с еще более злым видом хватает…крышку для стаканчика!! И крепко закрывает эту бурду…
После чего мне не остается ничего, кроме как, давясь от хохота, махнуть рукой и забрать злосчастный стаканчик. Желание объясняться пропадает. С таким сервисом мы хорошо знакомы. Поедем-ка дальше…

Дальше - паром. Он ходит из Турку в Стокгольм. Есть несколько видов: "Европа", "Galaxy", еще какие-то... Каюты от четырехместных до синглов, магазины tax free, развлечения - от скромного кафетерия до достаточно роскошного "шведского стола" (60 евро за ужин) и сауны. Но, заметьте, это всё ночью. А перед Стокгольмом (прибытие в 6-7 утра) вообще-то лучше выспаться, чем наесться.
Вообще, первый раз паром впечатляет. Но для меня это уже был второй, поэтому воспринимался просто как путь в Стокгольм.

Ну и , наконец, вот он, Стокгольм! Интересно рассматривать товарищей по группе, тех, кто здесь впервые: стоят с раскрытыми ртами, озираются… вроде ничего привлекательного…
Серенький, да? Хмурый, да? Это он просто еще не проснулся! Ничего, я его приручу, вот увидите!
Пока что сияю только я. К 14 часам дня меня пообещали отвезти в гостиницу и бросить там в полном одиночестве.  Группа уедет дальше, в Норвегию. А я буду приручать Стокгольм. Чувствую себя первопроходцем!
                ---
...Ой, а куда это меня везут?! Город давно кончился, пошли леса и поля... "Ничего, остановка электрички от вашего отеля совсем рядом, а электричка ходит каждые 15 минут" – утешает гид. И мои глаза становятся все более круглыми. А когда, приведя меня к отелю, она ободряющим голосом сообщает, что «тут рядом есть магазин, а у Вас еще и завтрак…а вон там переход, и выход прямо к станции… хороший отель, хороший…» – я и совсем теряю присутствие духа. Куды меня привезли?!

На ресепшне злая усталая тетенька. На этажах ни души… Добредаю до своего номера, кое-как открываю дверь…и как же тут включается свет?? Нет, я обшарила уже все стены! Я уже все обшарила!!! Нет света!!  Выглядываю в коридор…а там никого… И ору я на чистом русском: «Хозя-яева!! Есть тут кто?!?! » Но никто не отзывается. Только где-то в конце коридора вроде льется какая-то вода… И я иду на звук воды и обнаруживаю черного-черного негра… И радуюсь ему, как белому-белому, и веду его к себе  в номер. По дороге, впрочем, думая о том, что мало ли какие негры водятся в диких сих местах…
Негр никаких выключателей не ищет. Легкое движение кистью – и мой номер заливается светом . Такое впечатление, что выключатель он создал одним движением своей руки. Тут я понимаю, что на самом деле «негр»-то – это я, а не он. ))  Я искала выключатель на привычном мне уровне – уровне поднятой руки. А он находился на уровне руки опущенной. Что, в общем-то, даже удобнее. Но требует изменения привычного угла зрения. А именно с этого начинается «заграница» - с изменения угла зрения. По пустякам вроде. Но – во всем.
 
С включением-выключением вообще отдельная проблема. Сколько уж существует анекдотов о туристов, попадавшихся «в плен» в хитрых заграничных туалетах, из которых невозможно выбраться простодушному россиянину. Не, я в такие, уличные, не ходила. От греха подальше ))  Но вообще у меня создалось впечатление, что, если что-то можно включить-выключить десятью способами, швед непременно найдет способ одиннадцатый, и именно его объявит наиболее отвечающим здравому смыслу, а заодно самым экологичным. Причем при ближайшем рассмотрении это так и выйдет. Шведы – они изобретатели. Им так Нобель завещал. Поэтому если на вас в дУше вместо горячей воды вдруг польется холодная, не надо орать и дергаться, а надо искать здравый смысл…он где-то тут…его нужно почувствовать на своей шкуре…что ж… а вы думали, быть изобретателем – легко?!   

Но мы отвлеклись. Где же все-таки теперь Стокгольм? Надо поехать поискать ... 
Гулять там, конечно, будет некогда… ибо до ночи задерживаться вряд ли возможно, ведь еще возвращаться неведомо куда…и до скольки, интересно, сюда ходят электрички?!
                ---
Оставим в стороне вопрос о том, что транспорт у шведов очень дорог. То есть, якобы сэкономив на загородном размещении, вы отдадите те же деньги за…поездки в Стокгольм.
Но в остальном-то, прекрасная маркиза, всё хорошо?!
Похоже, да:
а ) станция действительно рядом с отелем;
б ) электрички действительно идут одна за другой;
в ) внутри электрички выглядят, как и в метро: мягкие сидения, остановки объявляют (по-шведски, гы-гы). Но и на табло видно.
г ) обратно они идут до поздней ночи…и даже, кажется, ночные есть…
д ) ну и, наконец, вот он уже Стокгольм!!  Ровно 5 остановок, минут 15 езды.   

Правда, Стокгольм ли это?  Написано так: Stockholm-C.  И возникает законный вопрос: если есть Стокгольм-С, почему бы не быть также Стокгольму-В  и Стокгольму-А?  А?  И какой из них лучше?
Народ, между прочим, сидит… Может, и мне еще посидеть? Или у кого-нибудь что-нибудь спросить? Но что?!  Сейчас ведь спросят: «А Вам куда, мадам?» А хрен знает, господа, куда мне… Не, лучше выйти!! 
                ---
В общем, я куда-то приехала. Только куда? Я даже по какому-то переходу спустилась в метро, оно у них обозначается буквой Т (tunnelbana), я знаю. Но это, к сожалению, всё, что я знаю… Вокруг нарисованы какие-то кружочки… "T" в кружочке,"L" в кружочке и "J" в кружочке. И много-много букаф…  Видимо, названия станций…ни одна из которых мне ничего не говорит… И ишшо висят слова. Такие, я специально для вас записала:
Hiss  Ej ned   Utgang   Spar  Pendeltag…
Ну и другие тоже (((
И тут в одном месте, представьте: Drottninggatan. Со стрелочкой. Я аж задрожала от восторга. Я ж эту улицу знаю!! (Три года назад в короткой поездке именно здесь – и только здесь – удалось провести пару часов).
Неужели можно к ней выйти? Значит, правда я доехала до настоящего Стокгольма?!   Как попасть обратно в отель, правда, представления не имею…  А, потом! 
УВИДЕТЬ ДРОТТНИНГГАТАН И УМЕРЕТЬ!! 

Ну вот. Это я на Дротнинггатан, главной туристической улице Стокгольма...
(Именно там я и сижу на льве на фото, что вверху).
                ---
Между прочим, как вы понимаете, уже вторая половина дня… Да что там вторая – третья! Прямо сказать, начинается вечер. А дождь, прямо сказать, даже и не кончается…  И чего-то мне от этого становится грустно… И, кроме того, ТУТ ПОЧЕМУ-ТО НЕТ ПИСТОЛЕТА!! Вот этот вопрос мне просто покоя не давал. Он беспокоил меня даже больше, чем проблематичность возвращения в отель. Ну ДОЛЖЕН БЫТЬ ТУТ ПИСТОЛЕТ!  Это памятник такой. Я его видела три года назад. Символ нейтралитета Швеции. Большой такой пистолет на постаменте, а дуло у него связано узлом!! Здорово, да?

ГДЕ ПИСТОЛЕТ?! Я хочу его снять на цифровую камеру… И просто полюбоваться… В общем, без этого пистолета Стокгольм ненастоящий! А пистолета нет и нет… И почему-то никто не знает, где он… Я спрашивала у русских, у каких-то англоязычных и у одного поляка… Русские сказали, что такой пистолет видели, но где – не помнят. Поляк, работающий в магазинчике сувениров, с интересом переспросил: «пи-сто-лет??» Но больше ничего сообщить не смог. Англоязычные…ну, тут разные англоязычные ходят… Например, на вопрос: "Where is the King’s Palace?" мне однажды с интересом ответили: "And what is it? Is it shop?"
В общем, потерялся пистолет.
Я Гроттнинггатан прошла насквозь, нет его… У меня ноги гудят и отламываются… И кроме того, тут нечего есть!!! Ну, то есть всё не то… Я, между прочим, об оленине мечтала…или хотя бы о хорошей рыбе… А что мне суют?! Бесконечные кафешки с какими-то заурядными кексами… Пицца…лазанья… Да что я, в Италии?! Вы ишшо «Макдональдс» подсуньте! И, едва подумала – вот и он…

«Нет, что-то мне эта глобализация не нравится…» – так я рассуждала, меряя уставшими ногами темнеющие окрестности. Ну почему все страны стали одинаковыми?! Почему шведы не могут быть шведами?! Чего гамбургерами давятся? Где хотя бы какой-нибудь шведский стол?!
Тут мысль материализовалась, и передо мной возникла вывеска: «шведский стол»…по-монгольски . Ну, или так как-то. В общем, надо было где-то есть. Я вошла в ресторан. Шведский стол оказался обыкновенным салат-баром. Рыбы не было…а было какое-то сырое мясо… возможно, его готовят при посетителе… «A la carte!» – рявкнула я, и мне дали меню. Из рыбы было всего два блюда. В обоих рыба обозначалась как "pike-and-perch". Тут я вспомнила, что так и не выучила названий сортов рыб по-английски. И никто, никто теперь не подскажет мне, что такое perch (( . Так и придется есть что-то вслепую …
В общем, жизнь не задалась.

И даже это еще не всё!! Вот послушайте, что шведы мне кричали, когда я совала им под нос бумажку с названием станции (где мой отель), старательно списанным на перроне:  "Sollentuna". Одни из них говорили: "Downstairs!" (вниз). И когда я спускалась вниз по ступенькам, а яснее ничего не становилось, и я спрашивала у других, другие непременно уверенно говорили: "Upstairs!" (то есть как бы опять вверх?). И я опять поднималась вверх… При этом, как одни, так и другие непременно кричали мне вслед: "Pendeltag! Pendeltag!!" И сильно я озадачивалась. Ну вот скажите, что такое "tag"? По-моему, это «день». По-немецки, правда… Но и по-шведски, наверное, тоже… Так. А что такое "pendel"? Пендель – он пендель и есть!! НУ И ЧЕГО, В ТАКОМ СЛУЧАЕ, ОНИ МНЕ ВСЛЕД КРИЧАЛИ?  Вот то-то…

Тем не менее, до отеля я почему-то добралась, причем сравнительно быстро. Я не знаю, почему, может быть, у шведов земля не круглая, а какая-нибудь другая… Когда я шла, я думала: в отеле посмотрю, куда они меня посылали, по путеводителю… Но я не посмотрела по путеводителю, потому что, переступив порог номера, рухнула на кровать и погрузилась в здоровый сон…
                ---               
Утром отправилась на завтрак. Я сначала с кислой физиономией отправилась: чего такого может предложить сей скромный отель (три, что ли, звездочки, я так и не поняла, не я же себя устраивала)... Щас дадут ветчину, сыр, кофе, сок и мюсли... Всё предсказуемо...
Однако тут я ошиблась! Всё вышеуказанное точно было, однако с каждым шагом открывались всё новые точки. Точек было штук семь, на каждой  - свой  тип еды. Была «фруктовая» точка: арбуз, дыня, яблоки, груши, апельсины, грейпфрут, лимоны, бананы. Была какая-то азиатская лапша с чем-то и какими-то разными соусами. Были блинчики с подливками. Были всякие салями, крупные и мелкие, соседствующие с салатами. Но главный клад оказался спрятанным в углу: вот где шведская кухня!! Три вида селедки, по-разному приготовленной, caviar (икра) и куча других «намазок» из разных мягких сыров, а также бешеное количество джемов и мармеладов из разных ягод…не, не в безжизненных порционных баночках, а в чанах…бери большой ложкой! Ну и там еще шведские фрикадельки (ничего особенного – но нагребают их почему-то все!), соусы к ним, скрамбл (тип яичницы), смесь из обжаренных мелких колбасок и обжаренной же ветчины…

Короче говоря, расстройство сплошное: всё равно всего этого не съесть и даже не перепробовать за те три завтрака, которые мне отпущены...
Однако похвально для шведов. Столь богатые завтраки я помню только в Австрии.
Речь за столиками слышалась исключительно шведская, что странно. Чего шведам-то в гостинице делать? Судя по физиономиям, многие – простые сельские люди. Ну, отдыхают, видимо, так… Немало детей.

Ладно, завтрак окончен, поедем в Стокгольм! Теперь уже ясно, как туда ехать.
                ---
Щас с метро разберемся! Чего там куда ведет, и почему мне вслед что-то малоцензурное кричали. Вот карта их метро на стене! 
Вон-вон, и Stockholm-C  видно!!
Но это ишшо не вся правда. Потому что тут не одно метро, а три. Или, точнее сказать, тут не только метро, но и пригородные поезда. Причем двух уровней...или даже трёх...
Поэтому шпиёнам трудно...  Ходят шпиёны и плачут, ходят и плачут... Поэтому я со стен некоторую информацию списала и представляю.
В общем, тут есть собственно Tunnelbana, то есть метро (T в кружочке), а также Lokalbanor (L в кружочке) и Pendeltag (J в кружочке). Это три разные типа поездов. И еще какие-то есть, которые Fjarrtag, и даже еще Blue-buses есть. Поэтому черт ногу сломит. Но важно то, что поезд, идущий к моему отелю, назывался Pendeltag. Вот почему мне шведы это малоцензурное слово вслед кричали!
К Пендельтагу нужно сделать переход, и может быть даже на Hiss-е. Hiss - это такой подъемник, вроде лифта. Потому что все эти разные типы поездов на разных уровнях. Шведы сами в них путаются, тем более, что 90% едущих в метро - не шведы )). Меня один раз запихнули в такой Hiss, а потом стали кричать: "Oh, wrong!! Upstairs!" Ну я больше и не заходила в эти хиссы...
Но tag - это по-шведски "поезд". А вовсе не "день". Видимо, это чтобы врагов запутать... ))
Для закрепления делаю фото: вид сверху. С земли, то есть: вот! Здесь можно сесть и на метро, и на пригородную электричку.
А гляньте, какое небо-то стало голубенькое! Это Стокгольм заулыбался. Приручается помаленьку.
                ---
Гуляю по центру. Старый Город (Гамластан) с узкими улочками... Вот самая- самая узкая. Её ширина - 90 см. Раскинув руки, можно коснуться обеих стен (слева и справа – старые здания). А вот - согласно сведениям тайной разведки, не иначе! - на этой крыше жил Карлсон!!  А вон он, ТОТ ПИСТОЛЕТ !  Он оказался не на Дроттнинггатан, а на Сергелгатан.
А вот очень известные дома, их показывают всем туристам как   сохранившиеся со времен средневековья. А розовенький с белыми точками использовался для всех иллюстраций к сказке про Карлсона. На самом же деле ничего веселого в нем нет. Дома стоят на Главной Площади (Сторторгет), где в былые времена проводились массовые казни. Однажды датский король Кристиан II отрубил здесь 82 головы своих политических противников. Белые точки на розовом домике - по числу отрубленных голов. Вот вам и сказки...

Метро всюду украшено изображениями весьма абстрактными… а то и просто стены изрисованы!! Нет, шалопаев в Стокгольме точно не меньше, чем в Москве… Ну кто вот этого козла со всеми его козлиными физиологическими подробностями на стене нарисовал?! А?!
У, шведские лоботрясы…  Когда-то под влиянием пропагандистских телепередач такими я представляла себе западных немцев: длинноволосыми, развязными, что-то орущими… Нынешние немцы опровергли мои представления начисто: предстали спокойными, ухоженными и вежливыми. Шведские же молодежные компании я увидела именно такими: постоянно что-то орущими (что-то весьма высокоинтеллектуальное, типа нашего: «Спартак – чемпион!!!» ) и умышленно привлекающими к себе внимание. Можно даже и слов не произносить, а просто завизжать или зарычать – то-то все оглянутся! ))) И оглядываются. Взрослые при этом изображают на лицах снисходительную тоску и не вмешиваются…

.. А вот и те, из кого потом вырастают лоботрясы: детсадовцы.
По словам гида, стационарных садиков в Швеции мало, потому что они обходятся слишком дорого. Большинство родителей отдает детей в садики "бродячие". То есть дети снабжаются родительскими бутербродами, и весь день в любую погоду проводят на ногах. Если ребенок хочет спать, он сворачивается калачиком и засыпает где попало... Якобы такое спартанское воспитание как-то хорошо на детей влияет. Не знаю, врать не буду.
Дети, попадавшие в поле зрения в нынешнюю поездку, выглядели совсем не жизнерадостно. Их куда-то тащили, а они выглядели уставшими, хныкали, а то и ревели... Фотографировать их не хотелось.
                ---
Про шведов. Сначала шведы мне показались красивыми. Русоволосые, с правильными чертами лица, держатся с достоинством. Потом – изобретательными (ну, это касается, в основном страшного количества приспособлений – как разного вида включателей-выключателей, которые у каждой вещи свои, так и бытовых предметов: кружки с разъемными ручками, которые можно прикрепить, например, к лямке рюкзака, термосы, преобразующиеся при необходимости в поильники, причем крышка превращается в устойчивую подставку, которой не страшна качка и тряска в транспорте. А также всяких разновидностей пробок, укупоривающих бутылку герметически, подставок под зубные щетки, похожих больше на маленькие вешалки, составленные из утят, где щетки (а то и ручки)  вставляются утятам в лапы… Ну и так далее: масса всяких сувениров и сувенирчиков, весьма изощренных и не сводящихся к привычным ручкам-майкам с надписями).
Следующим открытием была шведская разговорчивость , чтобы не сказать болтливость .  Ну да, вроде не должно быть, народ северный. Но я помню парижские электрички, идущие вечером на окраины. На лицах у людей откровенная усталость и печать забот. У шведов же, едущих в вечерней электричке, печати что-то не наблюдалось)). Сидят компаниями и не закрывают рта. Стрёкот сплошной ))).
                ---
"I am hot, you are not!" - вот что еще запомнилось. Надпись на майках и всевозможных школьных канцелярских принадлежностях. То есть, надо думать: "Я крутой, а ты - нет!" ? Конкурентная среда, однако, поощряется... Наши гуманисты-коллективисты взвыли бы от такого противоставления ). Впрочем, я помню еще старую школу, как сейчас – судить не берусь.
В целом у меня не создалось впечатления, что шведы чем-нибудь резко отличаются от нас. Скорее наоборот. Внешний вид, по крайней мере, просто такой же... Ко мне раза три обратились, как к своей (по-шведски), возможно, потому, что сумка у меня была со шведской надписью (из местного книжного). Обращения были задушевные, типа: "А жизнь все дорожает..." или "Давно нет автобуса?" ))  (по контексту ясно). Когда я отвечала: "Only English", почему-то сильно обижались ). То есть на лицах было написано: "Я ж к тебе по-душевному, а ты вон чего... по-английски..." ))).
Датчан они сильно не любят, это да. Исторические личные счеты. Про русских - не знаю, не успела заметить.
Наши мальчишки окружили гвардейца, несущего почетный караул у Королевского дворца. Гвардеец был молоденький, и наши шалопаи, подталкивая друг друга, хихикали: "А что, отберем у него винтовку?!" )) Гвардеец так в нее вцепился, будто ему реально что-то угрожало ))). В глазах был ужас. Вообще они серьезно относятся к несению караула. По-моему, у нас (у мавзолея) это давно стало формальностью (когда было).
 
Мрачные мысли вызывает "почернение" обслуживающего персонала. Всякого и по всей Европе. Что-то не кажется мне это "интернационализмом". Скорее напоминает следующий виток спирали: пару веков назад черных привозили, чтобы они работали на господ. Теперь разница только в том, что черные... приезжают сами.
Напряженность, думаете, не та? Ну, я же не говорю, что это ТОТ ЖЕ САМЫЙ виток спирали. Нет, не тот же. Следующий...
И едва ли добром окончится...
                ---
А этот зверь (голова лося, приделанная к стене) взирал на мою последнюю трапезу... Как раз над моим столиком в "Пиквик пабе", что в начале Гроттнинггатан.
Там в меню, выставленном на улицу, значилось "Sweden specialities", и я купилась. Думала - хоть что-нибудь шведское найду.
Первым в списке значилось "Искушение Янссона". "Вы рыбу любите? Но там вы не найдете рыбы..." - сказала официантка и добавила "slices". Не очень я поняла это "slices", но ткнула пальцем во второе по списку блюдо ("hotch-potch"),  и мне было сказано, что "это - лучше"  (разумеется, речь шла на английском).  А больше "специальных" блюд я что-то не припомню. Это вообще-то паб. (Забавно, что по умолчанию в Стокгольме приносят именно шведское пиво - "Pripps". Я сначала вздрагивала, вспомнив, что не указала сорт (в Москве при этом наверняка сунут самое дорогое)), и не докажешь потом. Но здесь умолчание в удорожание почему-то не выливалось.
Да, но каково же было разочарование, когда принесли мне... жареную картошку с мясом! Оно, конечно, не то чтобы невкусно, но напомнило мне скорее детские годы, проведенные в "своем" (деревенском, то есть) доме, чем ресторанный ужин ). Картошка, порезанная кубиками, мясо, порезанное такими же кубиками (1 куб.см), ну и лук... Это при том, что мясо я вообще-то практически не ем  уж много лет. Ну съела, съела... ))
                --- 
Да, шведская кухня деликатесами, похоже, не блещет. И что самое обидное, всемирно известный "шведский стол" встречается разве что в приличных ресторанах (ну, на пароме был, в гостинице на завтраке нечто напоминающее таковой). В повседневных же точках общепита - засилье фастфуда и кафешек...где и выпечка-то вполне заурядная...
Рыбу видела я еще в Уппсале: есть там крытый рынок, переходящий в кафетерий... то бишь, купленное можно здесь же и съесть... ну, там было несколько блюд из лосося, одно даже предлагаю на вооружение: брынзу, растертую с укропом, разложить слоем в 1 см, сверху положить тонкие ломтики соленого лосося (форель, семга), все скатать рулетом и порезать на кусочки толщиной с палец...
Примерно так. На закуску пойдет. (В оригинале не брынза, а мягкий сыр). Ну, там еще открытые пироги с лососем, лосось фаршированный, лосось запеченный... Но, честно говоря, в Москве всего такого примерно втрое больше.
 
А самой вкусной оказалась, как и три года назад, случайно купленная в обычном (типа "Перекрестка") магазине "Копчено-запеченная макрель" в вакуумной упаковке. Чтобы не есть ее на скамеечке, пришлось зайти в сакраментальный "Макдональдс" и взять пива. Банка местного пива стоила 16 крон, кроны у меня кончались, евро не брали... пришлось вытряхнуть всю сумку и по одной нагрести ровно 16. Но вот эта макрель была действительно вкусной.
                ---
…Кроны не берут. Евро не берут. Что это?!
Что-что… это московская маршрутка, вот что…  «ДЕНЬГИ» им нужны…
У вас шо, не отменили ишшо деньги?!  И сдаете вы мне что-то мало… Ах, вот как? За истекший период цены на проезд повышены на 25%? Great!  То бишь я имею в виду…
Ничего я не имею в виду!!! На ногу не наступайте!!!
 
Нас утро встречает прохладой.
Кудрявая, что ж ты не рада?..   

«Возвращение из-за границы – это кратковременное психическое расстройство». Это не я сказала, это, кажется, блогер @Kyushu… Первый день после возвращения пропадает, потому что я чувствую себя космонавтом, лишенным скафандра. Куда ни шагни, всё НЕ ТАК…Воздух родной, конечно. Но сильно глотнешь – закашляешься…

...И всегда именно вот так: недельная поездка - и десять дней, чтобы прийти в себя и вернуться в колею... Попалась под руку карта Стокгольма. О, да у меня их две! Конечно, поспокойнее было бы, открой я ее сразу: вот и достопримечательности тут обозначены...и рестораны со "шведской" пищей... Но мне дороже воспоминания об Абсолютно Неведомой и Нехоженой земле с перепутанными улочки, где за каждым углом ждет Чудо чудесное )).
Зато у меня теперь есть еще один город, который мне улыбается ). Можно закрыть глаза и мысленно бродить...

2008


P.S. Перечитывая сейчас, через 12 лет, вспомнила еще один забавный случай.

Ищу я, значит, свой отель, уже Пендельтаг (нужный поезд) нашла. Это мне один швед подсказал: вон она, нужная остановка. И тут как раз поезд подходит. И я в него прыгаю. А на всякий случай у ближайшего пассажира спрашиваю: типа, идет до Соллентуны? (по-английски, естественно, спрашиваю). И он мне отвечает по-английски: типа "No". И очень уверенно это говорит. Как это - "No" !! Мне ж сказали, что идёт!!! Правда, не идёт? Так мне что - выскочить?!

Молчит швед. Причем по лицу видно, что какие-то мыслительные процессы у него идут. А сам  - молчит. "Выскочить?!" - переспрашиваю я несколько раз. Молчит, гад!!! У меня же время-то на секунды идет, сейчас дверь захлопнется! А он - молчит...

Тут я вижу, что с перрона мне тот первый провожатый рукой маячит. Действительно, выйти надо... Выхожу. Он мне на табло показывает. А-а-а... Ну да, тут несколько поездов. Мой - только через четыре минуты будет.
И тут я вдруг понимаю, отчего молчал мой собеседник внутри вагона. Я ж, разволновавшись, НА ЧИСТЫЙ РУССКИЙ перешла ))))))). И он никак не мог осмыслить, что означает трудное слово "viscochit"... он весь запас англоязычных слов перебрал... и никак не мог найти подходящего ))). То-то у бедолаги мыслительный процесс так явно на лице отражался ))).

Подобных случаев, впрочем, было за время моих путешествий несколько. В любых сложных случаях, при малейшем возбуждении теряешь над собой контроль и... начинаешь говорить по-русски, НЕ ОСОЗНАВАЯ ТОГО.
Да, шпиона из меня не выйдет ))). 

2020


Рецензии
Вновь с интересом прочитал ваш отчет, Людмила. Очень живо! Хотя, думаю, вы это больше для смеха написали. Обычно советуют перед поездкой заглянуть в путеводитель. И это действительно помогает. По крайней мере попадаешь, куда планируешь (если и не всегда, то в четырех случаях из пяти). Да, и впечатления остаются от города более или менее полные. Немного удивил ваш отзыв о стокгольмском метро. На нас (как и на многих других) стокгольмский метрополитен произвел большое впечатление (я на туристер.ру целый альбом выложил, посвященный только станциям метро). Но в целом я согласен, главное ведь не в том, чтобы увидеть все перечисленные в путеводителях достопримечательности. Важно ПОЧУВСТВОВАТЬ. А с эти у вас все нормально.

Константин Рыжов   13.08.2020 17:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин. Всё так. Но я ж говорю - это ОТДЕЛЬНАЯ РАДОСТЬ: попасть "туда-не-знаю-куда" и ходить повсюду с открытым ртом )))

Я и в Москве так же развлекаюсь: заеду на случайном транспорте, куда довезет, а потом пытаюсь понять: ГДЕ я ?! ))) (Москва большая - да еще меняется быстро, так что мест незнакомых много).

А вчера стою на "Соколе", смотрю на незнакомый троллейбус, пытаясь понять, куда он поедет... и вдруг вижу огромными буквами на боку его надпись: "В КОСМОС!" (это часть рекламы какой-то). Что называется, "он сделал мой день" ))))) . Ибо погулять не удалось: гроза обрушилась. Зато теперь знаю, откуда можно попасть прямо "в космос"!! )))

Людмила Людмилина   13.08.2020 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.