Путешествие на Виленщину

Путешествие, которое завершилось в сумасшедшем доме.

Август. Воскресенье. С сыном отправились в путешествие – на экскурсию по дорогам Виленского края. Не в Литву нынешнюю, а в те места, что когда-то входили в Виленскую губернию. Вильно через 4 года отметит 700 лет, а Вильнюсу  нынче 80 – капризы истории.
Вокруг голубое и зелёное - небо и лес, ещё золотисто-рыжеватое - цвет коры сосен, облитых солнечными лучами. Впереди – цвет нового асфальта в белую полоску. Уже второй час наш автобус плавно катит по реконструированному шоссе Минск-Гродно. Погода смилостивилась – солнышко, лёгкие облачка, тепло. Движемся на северо-запад. Там, в старых селениях, живы свидетели истории почтенного многовекового возраста. Большей частью это костёлы, горевшие, разрушенные, восстановленные и вновь ожившие, как птица Феникс.
 Давно никуда не выбиралась, ежедневно путешествую одним и тем же маршрутом в метро: дом – работа – дом. С интересом смотрю на Минск, проплывающий за окном: новые микрорайоны, застройки на местах бывших предприятий, пустошей, непривычные технологии строительства, уникальные здания, изменённая геометрия домов, дорожные развязки. История Минска перевалила за 950 лет, моя в Минске - 53 года.
За МКАДом, кольцевой дорогой, голос экскурсовода переключил внимание на остающиеся за бортом городки и веси, верные спутники старого Менеска: Раков, Першай, Малую Люцинку, Воложин,  Налибокскую пущу. Преодолеваем, совершенно не заметно, географический рубеж – водораздел бассейнов Балтийского и Чёрного морей.  Подъезжаем к Ивье. Здесь мы сворачиваем на просёлки Ивьевского и Вороновского районов. Цель близка.
И вот нога ступает на землю. Липнишки, обозначенные уже в 15 веке на дорогах истории. Перед глазами храм Святого Казимира — памятник архитектуры в стиле неоготики рождения 1910года. Красавец. Доносится звучание органа и хора - идет служба. Вслед за экскурсоводом обходим здание, рассматривая стрельчатые окна, гранённые гранитные стены, башенку над алтарём, украшенную «крабами», аналог, только пониже, тому, что на Нотр -Дам. Невдалеке озеро, в котором, прощаясь, отражается новый знакомый. Выбрано же место!  Озёра и речки, которые встречаем, пересекаем по дороге - Опита, Жижма, Гавья – питают Неман, дарят свои воды Балтике.
Впереди Геранёны. В конце 15 века возле деревни был построен замок, одна из са¬мых пер¬вых каменно-кирпичных ре¬зи¬ден¬ций на этой территории. За что  в 1530 году литовский магнат Альбрехт Гаштольд получил от императора Карла V титул графа «из Мурованых Геранён». Ныне — это руины, заросшие деревьями-великанами.. А ря¬дом с ними стоит ко¬стел Св. Ни¬ко¬лая, рождения  1519 года, в котором последний из Гаштольдов, сын Альбрехта Станислав сыграл свадьбу с пятнадцатилетней Барбарой Радзивилл — будущей королевой Польши. И знакомство будущих короля и королевы случилось именно здесь, в Геранёнах,  когда через пять лет Барбара ста¬ла вдовой и приглянулась молодому королевичу Сигизмунду II Августу.  Он прибыл в замок решать вопрос наследования имущества бездетного Станислава Гаштольда и… "Любовью ве¬ка" назовут современники захватывающий роман, завершившийся коронацией Барбары на Вавеле вопреки сопротивлению ее недоброжелателей. Но и этот ее брак оказался скоротечным: менее чем через полгода похоронный кортеж торжественно доставит останки польской королевы-литвинки из Кракова в Вильню. И сколько ещё «неприятностей» принесла эта любовь с первого взгляда…
Но мы ищем позитив.    И вот в Трокелях нас встречает скромный деревянный костел Посещения Марии начала 19 века, почти памятник народного зодчества. Рядом с костелом — двухъярусная звонница и выносной алтарь, на котором ежегодно 2 июля, совершаются торжественные богослужения для тысяч верующих. - Святыня в Трокелях является Санктуарием (святилищем) Матери Божией Трокельской. Еще в ХVI в. тут появился храм, в котором хранилась привезенная из Вильни копия чудотворного образа Богоматери Снежной. Во время пожара 1656 года костел сгорел — икона же осталась не тронутой огнём. С той поры у неё случаются чудесные исцеления, что и привлекает сюда паломников не только из Беларуси.
Вновь в путь. Подъезжаем к пограничному переходу с Литвой - Бенякони. Вереница фур. Бизнес не остановить…    Бенякони известны с ХVI столетия как шляхетское и великокняжеское владение. Еще в 17 веке Ян Чаплинский заложил тут деревянный костел Иоанна Крестителя, перестроенный в кирпиче в начале ХХ века. У стен этой святыни могила Марыли Верещаки фон Путткамер. В памяти потомков она остаётся музой замечательной любовной лирики Адама Мицкевича…
Вороново. Оказывается, вороны не имеют отношения к названию городка. А вот поселившиеся когда-то итальянцы… и в том числе донна Верена де Кампо… Ездили гости к Верене, а нынче вспоминаем воронов…
Последний пункт путешествия – Гайтюнишки. Здесь в самом начале 17 века голландский инженер-строитель Петр Нонхарт построил для своей семьи дом-крепость и прожил в нём 20 лет. С небольшим гарнизоном в окружении земляных валов и рвов, наполненных водой. Говорят, что здание соединяет в себе готику и ренессанс. Суровость прямоугольного двухэтажного здания с четырьмя цилиндрическими башнями по углам и квадратной трехэтажной башней смягчают мягкие еловые лапы за забором и цветы, газоны на территории. Неподалеку от дома-крепости находятся останки кирхи-каплицы, выстроенной в качестве фамильной усыпальницы.  Но еще ближе, прямо во дворе, напротив замка расположился лечебный корпус Республиканской психиатрической больницы. Ей-то и принадлежит уже лет 60 дом-крепость. Здесь, столкнувшись с эдакой стороной нашей многогранной жизни, мы и закончили тур по дорогам Виленского края. Да… многозначительно…
Но дорога на Минск среди зелёных стен из сосен, берёз и осин, дубов и лип, навстречу голубеющему среди облаков небу, помогла отбросить мысли о бренном.  Тёплый летний день позволил вернуться светлому и прекрасному, с чем встретились не так и далеко от родного города, всего километрах в двухстах.  А до Вильни и того ближе - 172 км по прямой…
2019г.


Рецензии