Русская душа - соль земли русской 2

   ВЫСОКАЯ ДУША РУССКОГО НАРОДА ОТ ОБЩИННОГО БЫТИЯ В  РОССИИ

   В предыдущей статье «Русская душа - соль земли русской» я говорил о моём представлении о русских людях по впечатлениям от  знакомых, от хорошей русской литературы, от хороших фильмов, от хороших стихов, пьес…
   "А как же впечатления о плохих людях, от площадной литературы, от неустроенности русского быта, русских дорог и глупых чиновников? Что же автор закрыл глаза на все отрицательные стороны русской жизни?" - спросит оппонент.
   Разумеется, нет. Всё это есть. Не будем уточнять чего больше: плохого или хорошего. Плохое есть везде. Да, плохое тоже имеет свои национальные особенности, такие как: пьянство, горячность и некоторая реакционность (предпочтение старому и испытанному перед новым и малознакомым). Но, чаще оно связано не с национальными качествами, а с особенностями жизни социальных групп (страт), а, следовательно, от межнациональных отрицательных свойств, присущих людям «приземлённого», «пассионарно-эгоистического» и «гедонистического» ПТЛ(Психологических Типов Личностей) в больших социальных группах.
    …А, всё-таки, у большинства русского населения преобладают такие качества, как доброжелательность, трудолюбие и умение ценить прекрасное в природе, искусстве и человеке.
   Эти качества развивает в русских людях сама природа России. Она удивительно богата и красива: это огромные леса, широкие реки и большие озёра, бескрайние степи, холодные моря и бесконечные дороги. Но, богатства России не лежат на поверхности. Чтобы их получить, надо вложить труд, намного больший, чем на Западе. Причём этот труд должен быть коллективным. Только тогда он принесёт сытость и богатство, а не бедность и голод. Недаром в России в сельских посёлках до Октябрьской революции существовали общины (как их именовали - «Мир»). Конечно, в сельских общинах были кулаки-богатеи, нищие (малоземельные), но основная масса общины жила дружно, трудолюбиво, во взаимопомощи. При этих условиях благожелательность становилась обычной и необходимой. Красота природы и сельского труда отражалась в красоте русской молодёжи, и в её стремлении к ней в песнях, танцах, украшениях и стати.
   …Соседи быстро становились земляками («Земелями»). Земляки дружили и часто помогали друг другу (несмотря на различие этнических, религиозных… особенностей). Это порождало русскую толерантность. Зависимость крестьян от природных условий сплачивала их к совместным богослужениям, крестным ходам… Развивала в них религиозную нравственность. Даже при большом количестве религиозных конфессий и христианских сект: староверы, молокане, шалопуты, хлысты, верующие России отличались веротерпимостью, в отличие от западных католиков и гугенотов, англикан, диггеров и квакеров. А затем, лютеран и кальвинистов в Германии … Всё это вызывало резкое противостояние и даже войны за веру.
    Малоземельные крестьяне России уходили в город и становились рабочими. Они вливались в цеховые бригады. Завод должен был производить продукцию. Это значит, что все рабочие завода работали на одну цель. А это их сближало и сплачивало. Они становились серьёзной социальной силой, способной выпускать продукцию и отстаивать свои права. Такое же сплочение происходило и на флоте. Жизнь (существование) корабля зависит от всей команды, которая являлась посланцами своих общин. И на кораблях мы видим высокую положительную социальную силу, хорошо описанную в рассказах Константина Михайловича Станюковича.
     Общинное земледелие было настолько значимо в России, что после развала СССР у части россиян возникло желание восстановить общинное бытиё. Так один из интереснейших людей России Александр Владленович Шубин (род. 18 июля 1965, российский историк и общественный деятель левого направления. Доктор исторических наук. Главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН в 2007-2015 гг. Ответственный секретарь журнала Ассоциации историков стран СНГ «Историческое пространство» и «Община». Профессор Государственного академического университета гуманитарных наук и Российского государственного гуманитарного университета. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии», «Энциклопедии для детей», энциклопедии «Кругосвет», «Россия: иллюстрированная энциклопедия», а также один из авторов и научный редактор «Иллюстрированной энциклопедии „Руссика“».) в 1993—2004 годах участвовал в создании и развитии общины «Китеж».
    Положительные оценки свойствам русских людей давали многие писатели и социологи, но после развала СССР и возникновения у нас либералов прозападного направления, всё чаще стала возникать от них огульная критика русского народа. Им корректно отвечали наши писатели и журналисты патриоты. Казалось, что русский народ спит под эти дебаты, и вдруг в 2017 году 16 летняя ученица 11 класса, Радьковской школы Прохоровского района, Анна Жданова, участница областного конкурса юнкоров «Свой голос» опубликовала своё патриотическое сочинение в защиту русского народа. Попав в интернет, оно получило поддержку огромного числа россиян.
    Приведу цитату из её сочинения: "Русский историк и философ Иван Ильин писал: «Европа не знает нас… потому что ей чуждо славянорусское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением и лишь потом умом и волею. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости». Русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности".
       Она приводит в своём сочинении много интересных доводов, подтверждающих её выводы:
   «Русский народ, ведя не только оборонительные войны, присоединяя, как и все большие народы, большие территории, нигде не обращался с завоёванными, как европейцы. От европейских завоеваний лучше жилось европейским народам, ограбление колоний обогащало метрополии. Русский народ не грабил ни Сибирь, ни Среднюю Азию, ни Кавказ, ни Прибалтику. Россия сохранила каждый народ, в неё вошедший. Она была их защитницей, обеспечивала им право на землю, собственность, на веру, обычаи, культуру. Россия никогда не была националистическим государством, она принадлежала одновременно всем, в ней живущим. Русский народ имел только одно «преимущество» – нести бремя государственного строительства.
    В результате было создано уникальное в мировой истории государство, которое русский народ защищал своей кровью, не щадя жизни. Именно потому, что на его долю выпали такие страдания и колоссальные жертвы, мой народ принял, как свою собственную боль, страдания других народов под гнётом гитлеровских фашистов. И после освобождения родной страны с таким же самопожертвованием, с такой же энергией освободил пол-Европы.
     Вот какой был героизм! Вот какой силы духа людей рождает русская земля! И думается мне, что на такой подвиг даже великий народ не может решиться один раз в века. Патриотизм, который продемонстрировал русский солдат на полях Великой Отечественной войны – это патриотизм высочайшей пробы, которого не знала ни мировая, ни отечественная история. И я никогда не соглашусь с высказываниями в прессе о русском «варварстве» и европейской «добродетельности».
   Я горжусь, что такими красивыми, стойкими, мужественными и выносливыми были наши предки, наши героические предки, а мы – их потомки!»

   Владимир Юдин, (профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза писателей России, г. Тверь)  дал этому сочинению достойную оценку: «…Нередко сетуют: у нас, дескать, перевелась настоящая, патриотичная молодёжь… Сочинение Анны Ждановой убедительно опровергает это заблуждение. В свои 16 лет одарённая девушка обладает мудростью, талантом изложения исторических фактов, ясным умом и настоящей любовью к прошлому и настоящему русской нации, своей принадлежностью к которой она по праву гордится.
   Нам, в свою очередь, тоже остаётся гордиться, что наша страна способна выращивать таких детей, как эта девушка. Уверен, ни в одной стране мира ни один ученик не способен написать такое глубокое, правдивое, патриотичное сочинение, великолепное и по содержанию, и по стилю, и по идее.»

   Как говорится: «Комментарии излишни».
 


Рецензии
Русский человек, когда не видит вокруг себя никого, говорит - ни души! Англосаксы в этом случае говорят - ни тела! Не помню, как пишется эта фраза по английски. В этом и есть разница между нашими цивилизациями.

Виталий Овчинников   02.05.2020 13:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. Вы правы. Наш русский мир - это мир человеческих душ. Даже умершие, близкие и родные оставляют частички своей души в нашем сознании. недаром у нас про хорошего человека говорят, что он душевный.
Всего хорошего.

Евгений Радомысельский   03.05.2020 14:31   Заявить о нарушении