Музыкант Глава 2 Часть 6. Созвучие с поэтом...

Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
(На фото поэт Павел Любимов и композитор Вячеслав Дёмин на творческом вечере).
2.6. СОЗВУЧИЕ С ПОЭТОМ ПО ПРИЗВАНИЮ
   Не так я хотела писать  о содружестве музыканта Вячеслава Дёмина и поэта Павла Любимова, но у жизни свои сюжеты. Утром 19 января в социальной сети Facebook на странице Андрея Маслова, друга Любимова,  появилось сообщение: «Это Солнышко я всегда называл Любимчик-Пашка!.. «И я уйду, а птица будет петь, как пела…» Мужчины не плачут, мужчины (тем паче — врачи) огорчаются!!! До встречи, друг!!!» и портрет Павла Любимова.   
    Павел часто цитировал любимого им поэта Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат берёзы...» Морозов в этом году в Крыму в январе не было, а ушёл Павел именно накануне Крещения.   
    Как и Рубцов, Любимов — поэт по призванию, художник слова, стихи которого лучатся добрым светом, выражают дух нации. Время само рождает таких поэтов с чувством совести, думающих о вечных ценностях, живущих стихами.
    Павел Викторович Любимов (1962-2020 г.г.) — подполковник медицинской службы запаса. За его плечами — служба на кораблях Военно-Морского Флота России, сложные и опасные «автономки», опыт нештатных ситуаций, участие в военных конфликтах в «горячих точках». Автор публикаций и стихотворных сборников. Победитель поэтических конкурсов, в том числе и международных. А точнее — поэт от Бога, выдавший на международный литературный сайт «стихи.ру» более девятисот произведений, из которых девяносто шесть стали песнями. Его стихи, как обереги, разгоняют подступающее зло, выполняют «очистительную работу». При многообразии тем в них отражено всё, чем изобилует человеческая жизнь, и что в итоге у настоящего поэта облекается в драгоценную философию жизни, а «лёгкое сердце» позволило сделать прекрасные сочинения даже из печальных тем и сюжетов.
    «У меня с Пашей очень много общего, хотя он младше меня на пятнадцать лет,— начал рассказ о поэте мой собеседник. — Оба связаны с городом Елец Липецкой области. Я там родился, он — провёл детство. Это родина его матери, а затем и дочери. На Камчатке я прожил восемнадцать лет, а он отслужил там пятнадцать. Я живу в Севастополе с 1965 года, а он —  с 1963 года. Познакомились мы с ним в год 65-летия Победы.
    Тогда, в 2010 году вышли его первые книжки, засветился он на городском телевидении. Стал искать композитора, который бы согласился написать музыку на его стихи. Кто-то дал ему мой телефон, он позвонил, договорились встретиться.
    28 апреля он пришёл ко мне и предложил написать к девятому мая песни на восемь его текстов. Мне настолько понравились все его стихи, что я за пять дней сочинил и записал все восемь песен. А девятого мая на праздничном концерте на городской эстраде «Ракушка» я исполнил три из них: «Реквием», «Марш Победы», «Последним защитникам Севастополя». Песня «Реквием» в 2011 году стала победителем на Международном конкурсе патриотической песни в Германии".
   — Неудивительно. В неё вложены вся сила таланта поэта, ваша прекрасная музыка и мощь исполнителя (баритонально-героический тенор). Это песня, которую следует слушать стоя:

Молча свечи, как звезды, зажгите…
Мы шагнули в рассвет,
Чтобы он никогда не погас.
Люди, помните всё
И живите.  Живите…  Живите!
В мире, нами спасенном,
Просто помните нас…

    «Никто не писал на Пашины стихи песни. Вообще-то для написания песен они сложноваты. Меня привлекла поэзия в его стихах, а если и случались моменты, когда ритмически попадались нестыковки, я звонил Паше и просил, чтобы он переписал какое-то место. Он легко улавливал возможность изменения ритма.
   С Любимовым мы интенсивно работали с 2010 по 2015 годы. Это был самый талантливый мой коллега. У него все пронизано поэзией. Стихи музыкальны!  Он писал их на раз.  Все зависело у него от вдохновения, от озарения.
     Песни на слова Любимова сразу же зазвучали на сценах города в исполнении Татьяны Бартковой, Надежды Мироводовой, Виталия Таганова. Их исполняли на избирательных участках в период Референдума 2014 года о статусе Крыма и Севастополя. Я пел их многократно на разных площадках, на своих юбилейных вечерах.
   И человек Паша был очень хороший. Простой, добрый, искренний, без всякого налета, что он Поэт с большой буквы. Был он глубоко верующим человеком, любил жизнь, а она так рано оборвалась.
   Тяжело осознавать, что Паша больше не напишет ни одной гениальной строки.
Светлая ему память!»
     — На странице литературно-художественного портала «Изба-читальня» (Любимов Изба-читальня) среди 177 стихотворений Паши представлено семь песен в вашем исполнении, в том числе и упомянутый выше «Реквием». Там же приведены комментарии посетителей портала с высокой оценкой и текстов, и музыки. Для знакомства с поэтом несколько строк из этих песен:

Уличный музыкант:
«Да, вокзал не сцена, только отчего же
Замирают люди, пусть всего на миг,
Перед музыкантом, что спасет, быть может,
Их своей мелодией, как в жару – родник?»

На переходе:
«Учусь сквозь слезы я улыбаться.
Не дозвониться. Не достучаться.
Не разум, ноги к дверям знакомым
Дорогу помнят. Что здесь такого?
К замку вот только ключ не подходит,
Сменен замок на переходе».

Зажгите свечи:
«Что предначертано – свершится.
Пусть мел Судьбы в пыль раскрошится,
Любовь все раны, знаю, лечит.
Зажгите свечи! Зажгите свечи».

Письмо другу:
«Извилиста тропа желаний и стремлений.
Пойти по ней за Край иль отступить, свернуть?
Жизнь — это череда из крошечных мгновений,
Но каждое из них определяет Путь».

 Чудо случается:
«В мире фантазий, как и в мире мечты,
Всякое может с тобою случиться.
К звездам иль в топь, выбираешь лишь ты.
Главное — в выборе не ошибиться».
   
   — О песне «Последним защитникам Севастополя» надо сказать особо. В ней описаны мрачные страницы истории, повествующие о долго замалчиваемом
трагическом подвиге защитников города.
   В мае 1942 года после неудачной Керченско-Феодосийской операции Севастополь оказался окружён противником. Руководство обороной, понимая бессмысленность продолжения сопротивления без боеприпасов и продовольствия, получив разрешение командования, покинуло город, оставив многотысячную армию. Официально считается 3 июля 1942 года — горестная дата: немцы захватили город. Но его защита продолжалась до 20 июля. Немцы  бомбили, косили людей танками, высаживали десант, вели рукопашные бои, но защитники города шли в атаку, не сдавались.
   Место последнего рубежа обороны Севастополя — «35-я  батарея». Здесь
 в 2006 году сооружён мемориальный комплекс, имеющий всемирную известность. На этой святой земле создан пантеон для увековечения памяти последних защитников Севастополя, сражавшихся с врагом после убытия командования Севастопольского оборонительного района.
     «В 1992 году, — продолжил собеседник, — в Севастополе отмечали  50-летие этой грустной даты. Николай Буряков (поэт, с которым я тогда работал) пригласил меня посетить руины (в то время руины!) «35-й батареи», где организовали встречу последних защитников города. Тогда я и узнал о страшных июльских днях 1942 года. Впечатлили рассказы состарившихся уже ветеранов, а особенно женщины (в то военное время — десятилетней девочки), пережившей этот ад.
   Она была на «35-й батарее» с мамой-санитаркой. Помогала ухаживать за ранеными. Враг постоянно безжалостно бомбил и бомбил. А тут налетело сразу штук сто самолётов. Небо стало чёрным. Бомбы посыпались градом. Много убитых, раненых. Сплошной огонь! Гул, рёв техники, крики, стоны людей и море крови. После обстрела самолётами пошли танки. Они давили людей. Многие прыгали с обрыва в море, а там их расстреливали с вражеских катеров. Море кипело!
   Девочка потеряла сознание, а когда пришла в себя, оказалась заваленной грудой тел. Ближе к вечеру отползла в лесок. Ей посчастливилось добраться до партизан и там находиться до освобождения города весной 1944 года.
    Под впечатлением рассказанного я ясно представил картину: враг  неистовствовал, защитники города не сдавались. Мне захотелось побыть одному, осмыслить услышанное. Я отошёл в сторонку, постоял в тишине, склонив голову перед мужеством защитников нашего города. Пришла мысль: вода всё помнит. Тут же родились слова и мелодия песни «Море, помолчи со мной» о несклонившихся людях, до конца выполнивших свой долг.
   Песня была исполнена ансамблем Черноморского Флота на сцене Дома офицеров. Эта же тема отражена в песне на слова Любимова "Последним защитникам Севастополя":

Будет много стихов… Будут песни… И будут молебны…
Будут свечи, как звезды в ночи, отражаться в сердцах,
Прикоснувшихся к стенам искореженной смертью потерны
В том далеком июле, что навеки как шрам в Небесах…

На обрыве всегда так остры, так безжалостны ветры!
Впереди — только море… Позади — родной город и рыжая степь,
И над ней хриплый стон обожженной отчаяньем веры…
Ей отныне теперь в наших душах нетленно и скорбно гореть.

Вдруг, срываясь дождем под названием «горькая память»,
Потому что есть нечто, что порою дороже чем жизнь.
Когда нет и патронов, оружьем становится камень,
Ведь приказ не пришел отходить, оставлять рубежи…

Будет много стихов… Будет шелест травы и прибоя…
Будут песни, молебны… И — едкая боль тишины…
Будет жить Севастополь!.. Первый город, что назван героем,
Лишь не будет средь нас не пришедших с последней войны… 

   — Позже, в 2015 году, на слова Паши я написал песню «З5-я батарея». Она исполнялась на мемориальном комплексе.
   — В вашем исполнении она представлена на видеохостинге YouTube. Музыка задевает душу, не причиняя боли, и это отлично!
   — Севастополь стал судьбой и моей, и Павла Любимова. Об этом написана «Песня о моём городе». В 2011 году на торжественном собрании в честь 228-й годовщины города в драмтеатре им. А.В. Луначарского её исполнила Татьяна Барткова.

Пусть чайкой летит над волной
Мелодия, с бурями споря,
О городе, ставшем моею судьбой,
О городе, ставшем моею судьбой,
О городе с сердцем героя.

   Владимир Яцуба, принявший накануне праздника руководство Севастопольской городской государственной администрации, рассказывая о себе, отметил: «Я предварительно послушал много песен о Севастополе. После «Легендарного Севастополя» и «Севастопольского вальса» «Песня о моём городе» на третьем месте».
    —  О песнях на слова Любимова можно говорить долго. Они разнообразны, с красивыми вступлениями, проигрышами, но музыку словами не передашь, её надо слушать! Слушать в хорошем исполнении. И это сейчас доступно благодаря интернету.
    — Я всегда с удовольствием писал музыку на стихи Любимова. О совместной работе много хороших воспоминаний, — подвёл итог собеседник.
Продолжение http://proza.ru/2020/03/17/711


Рецензии
Слушаем "Песню о моём городе"
http://youtube.com/watch?v=bEeajAUml5s&feature=share
Галина

Галина Дейнега   19.01.2023 21:40     Заявить о нарушении