Смерть пионерки

(из сочинения на ЕГЭ в Забайкальском крае)

«Смерть пионерки» – выдающееся произведение, записанное Эдуардом Багрицким, советским поэтом-визионером. Эти ваджрные строки можно по праву назвать вдохновенным терма-текстом, ценным руководством по духовной практике. Следует тщательно выполнять ее уже при жизни, во сне и наяву, чтобы процессы смерти-рождения не заставали нас врасплох.

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

В грозовом пространстве между мирами, где ты оказался, открываются новые счастливые возможности, - сумей использовать их, услышь, ощути высшие энергии. Кукушка присутствия – коренной текст Дзогчена (древнего учения Ати-йоги). Свежесть ясного сознания позволит преодолеть двойственность.

Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Тонкая, как волосок, нить личного пути, мерцающий огонек индивидуальности... Как сберечь его, попав в твои трудные обстоятельства? Спасение недалеко, оно внутри тебя (как сказано в Коране, ближе яремной вены).

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.

Учителя-ламы стараются помочь тебе наставлением, читая текст Книги Мертвых. Слушай и повторяй их слова, пусть доносящиеся издалека, они станут путеводными вехами в твоем странствии.

Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Таково пространство бардо – злая безжизненная пустыня, где началось твое скитание. Но страшиться и теряться не нужно, не спи, смело иди вперед!

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Одно на другим возникают видения бардо, приходят родные и близкие,...

Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

…Гневные божества и голодные духи в звериных обликах, религиозные символы, магические проявления... Они порождены твоим умом, не застревай в них, не ищи у них сочувствия и помощи, оставь мирские заботы.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.
Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.
В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

«Ты творишь ангелами Твоими духов [ветры], служителями Твоими – огонь пылающий». Пространство перегружено духами стихий. Не бойся их – они бессильны, сами гонимы ветрами кармы. Это осколки судеб, обрывки мыслей, череда образов, которые творятся и низвергаются в огонь. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним».

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.
Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.
Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

Здесь ты обретаешь свободу. Небеса и эоны открываются одно за другим, все это – пространства сознания, на каждом из них – свои ангелы. Их тьмы, но они подчиняются единой воле – мир идет к апокалипсису (вечернему сбору). Но он не затронет тебя.

Духотой спаленных
Губ не освежить –
Валентине больше
Не придется жить.

Удастся ли избежать новых рождений? Сожженному один раз, спалившему свою карму, - не страшен огонь желаний.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Воскресают мертвые, перед глазами встают прошлые жизни, - всё было не зря, теперь ты сохранишь их память. Так обретали прозрение будды и бодхисаттвы, претерпевшие ряд мучительных перерождений – подвигов ради блага и счастья живых существ. Есть подробности и в Джатаке о боевом коне.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
Чтобы в этом крохотном
Теле – навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Кровью-молитвой принесена символическая жертва, животворная и спасительная для проявленного мира. Кости – символ кармы, которая в положительном аспекте безупречного действия собирает все самое ценное. Так, из золотого зародыша, формируется новое, преображенное алмазное тело, не знающее смерти. Если рождаться – то в нем!

Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Путь проложен, благородная личность уже не придет к рождению в нижних мирах, везде и всегда сохранит самосознание.

"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

Нужно использовать шанс на мгновенное просветление, здесь и теперь!

От большого солнца
В комнате светло.

Вот он, Ясный свет! Поверь, иди за ним, прими его!

За оградой пеночкам
Нынче благодать.
Вот и все!
Но песня
Не согласна ждать.
Возникает песня
В болтовне ребят.
Подымает песню
На голос отряд.
И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Казалось бы, Путь завершен, достигнута конечная цель – потусторонняя нирвана, вечное необусловленное блаженство. Однако Жизнь должна продолжаться, пока все существа не избавлены от тяготы. Ангелы и боги приветствуют спасителя-бодхисаттву в сансарном мире, полном страданий, обусловленных неумолимым потоком кармы. Он входит туда бесконечным состраданием, своим Словом, победоносной проповедью Учения.

У поэмы есть и другой героический финал, сохранившийся в черновиках:

Пламя подымается ясней зари,
Тело пионерки, гори, гори.
Эту вот гончарную урну
твою
Мы словно знамя
Подымем в бою.

Об этом писал и святой Ашвагхоша в Жизни Будды, подытоживая в своем наставлении наш текст, снова повторяя самые важные спасительные символы:

Не хотел тогда костер зажечься,
Он пришел – и брызнули огни...
Ради человека стяг подняв,
Он вознес Закон, сияло знамя,
Миг один – и пал блестящий стяг.
Тысячи лучей росли в сверканьи,
Ведение высшее росло,
Рассеваясь, мрак бежал от света, --
Почему ж опять приходит тьма?
В миг один высокий мост разрушен.
Жизнесмерть кипит, как водопад,
Бешенство, сомнение и страсти,
Плоть объята, - больше нет пути.

...Сгорело тело все,
Только кость алмазная осталась,--
Лишь останки правды не горят.
В золотой кувшин их положили,
И ничто алмаз не сокрушит,
И не сдвинешь Златогорье мысли,
И останки Будды век живут.
И пока Вселенная пребудет, -
До конца останутся они.
Чудо! Человек исполнить может
Весь закон Безветрия души:
Как призыв, в просторах дальних мира
Имя лучезарное звучит.
И покуда катятся столетья,
Долгая Нирвана, через них,
Через те священные останки,
Будет миру свет свой проливать.
Будет озарять жилища жизни!


Рецензии
"из сочинения на ЕГЭ в Забайкальском крае" - это зачетный прикол.
Как игра с безделушками одной религии с переносом на правила игры другой религии - это прикольно и продвинуто. Хороший тренажер для развития оценочно-аналитического мышления.
Но вот я подумал: если оставить приколы, то есть ли в этом смысл? Пионерские "отцы" коммунисты вааще не поймут и не оценят. Буддистам надо побыстрее "уколоться" и забыться в нирване, и пусть безумная больница разбирается сама со своими косяками. Чего им до коллективистских потуг "один за всех и все за одного"?
При этом ни пионерка, ни ее буддистская "сущностная модель" не отработали своего наказания в виде лишения свободы в хитроумной исправительно-трудовой системе под названием "Земля". Но пионерку могут быстренько вернуть на доработку, а вот если Долгая Нирвана... Возможно что весь свет, который прольется, будет от маленькой вспышки аннигиляции (это не научный факт, а только образ).

Клинкер   10.02.2020 10:19     Заявить о нарушении
Думаю, здесь дело гораздо серьезнее. Пафос статьи в том, что любая искренняя вера, независимо от конфессии, ведет к серьезным (без оценки) эффектам, движет по личному пути.
Насчет буддизма не соглашусь - описанная Вами "малая нирвана" не рассматривается как конечный итог, дальше идет Великая колесница - махаяна, спасение всех живых существ, этот этап, деяния бодхисаттвы, не обойти...

Валентин Ирхин -Миниатюры   10.02.2020 11:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.