Плач сатаны

"Плач Иеремии. Финал",
Станислав Шуляк,
http://www.proza.ru/2019/12/24/495

Не сплю, блин, с трёх ночи. Выходил на улицу: полнолунная гоголевская ночь.  Сверкает снег. Ясно, хоть читай.  Тихо, лишь потрескивает десятиградусный мороз - редкий гость у нас на югах. Третьи петухи оглушительно кричат по соседским тёплым курятникам, заслышав скрип снега  моих шагов. Пугают, сволочи, хлопая крыльями. Сычи бесшумно скользят над садами, словно привидения. Вот, казалось бы - идиллия, но божественная гармония разрушена: к утру разъезжаются из ночного бара поздние завсегдатаи и моторы их авто надсадно ревут, разрывая в клочья морозную тишину. Раздосадованный, возвращаюсь в дом.

Может быть, Станислав, плач твоего Иеремии чем-то утешит возмущенную душу мою? Может быть, те же раздумья одолевали и его, и он нашёл выход из тупика своих сомнений?

3. Слово мое водрузится на мире экземою, присохнет к народам коростой, набухнет в человеках нарывами.

Водрузится экземою? Тут у меня многие землепашцы поражены экземою - работают со страшными ядами, обрабатывая ими засеянные  поля. Жутко смотреть на их руки! Не водружается она на человецах, а поражает их.

3. Слово мое поразит мир экземою, присохнет к народам коростой, набухнет в человеках нарывами.

5. Вот еще стою я пред вами человеком-спазмом, содрогание есть главное дело души моей, моих артерий, сухожилий и лимфатических узлов.
5. Вот еще стою я пред вами, человек-спазм. Содрогание есть главное дело души моей, моих мышц и сухожилий, артерий и лимфатических узлов.

"Нет души ни у одного из вас; души ваши есть лишь коацерватные капли". Хороший образ, Станислав, но его не поймут 99% неподготовленных читателей. Им нужно препарировать его для лучшей усвояемости:

Нет совершенной души ни у одного из вас; души ваши лишь в зачатке рождения из коацерватных капель первичного бульона.

(Однако, продвинутый твой Иеремия! Напомнил ты мне учебные занятия аналитической химией в юности, и заныла душа Элегию Массне голосом Федора Шаляпина: "О, где же вы, дни любви, сладкие сны, юные грезы весны?…)

«Кто с нами еще говорил так?» — скажете себе вы.
«Кто с нами еще говорил так?» — спросите себя вы.

"Иного предназначения ты и не знаешь, бессмысленный(?) человек!"
Иного предназначения ты и не знаешь, бесноватый(?) человек!

Ныне я — зуд ваш, лихорадка ваша и ваше першение в глотке.
Ныне я — зуд ваш, лихорадка ваша и ваше першение в горле. (Чистая медицина. В глотке першить не может).

8. Вы создали такой мир и не позаботились о его удобоваримости, о пронзительной его достоверности.

Не первый раз Иеремия утверждает, что человеки создали мир, но это не так. Тут, мне кажется, нужно другое слово для обозначения человеческого сообщества, которое порой и меня напрягает своим несовершенством.

Божественное мироздание - гармонично и соразмерно, и лишь человеки вносят в него диссонанс. Но мы - не мир. Хотя - мировой судья судит мир... Тогда для мироздания нужно другое слово, чтобы разделить несовершенный мир людей и совершенное мироздание. А так слишком много чести человецам: пока мы творим лишь химеры, а не совершенные миры.

И я порой теряю веру в людей, но потом вновь обретаю надежду. Я не отрицаю, что Иеремия имеет право на сомнения и даже на потрясание кулаков над головою, но в итоге, он должен показать нам, людям, свет в конце тоннеля.

Иначе я буду воевать с ним, унылым, не на жизнь, а на смерть, как с Антихристом, нечистым посланником сатаны, который правит нами в последние дни.

Твой Иеремия нередко небрежен в выборе слов для облачения своих мыслей:

"В отместку за неизбежность собственной смерти я изобретал тотальные дискредитации Бога и мира".

Согласись, что тотальная дискредитация потому и тотальна, что одна такая, и потому должна быть в единственном числе, чтобы и мы уверовали, что она тотальна:

В отместку за неизбежность собственной смерти я изобретал тотальную дискредитацию Бога и мира.

Вообщем, позиция твоего Иеремии ясна, Станислав. Он противник людей и ходит под сатаной, хочется тебе этого или нет, внушая Творцу, что он бракодел, сотворивший негодное создание "худшее из млекопитающих" — человека разумного. Он разуверившийся в людях циник, а уныние, как известно - смертный грех.

"Человек также хуже всех птиц, он — худшее из млекопитающих". "Человек — мерзейший из биологических видов; я был послан, чтобы сообщить вам о том. Чтобы вас в этом уверить". Ну, просто рупор сатаны! Но он, Станислав, не оригинален! Он всего лишь вторит словам хозяина своего - сатаны, противника Господа, соблазняющего Творца уничтожить нас, как неудачный опыт сотворения.

"2. Не любил я человеков и теперь не люблю".
"9. Боже, ты видишь их всех, и Ты от них сокрушаешься! Не таким был замысел Твой и Твое Сотворение".
3. Разве не сыт Ты еще по горло их умалениями, хрустом костей их, их слезами, их глазами раздавленными, их жилами лопнувшими, их потом, их стенаниями, их попранным духом?!

И как итог смущения духа Господнего — перечень свойств человек шестой расы, на которого нас необходимо сменить: "Вдохни другой смысл в их морали и дидактики, старые же смыслы осмей!".

Стоило ли городить огород, чтобы в угоду пресыщенному миру и сатане поносить голосом Антихриста творение Создателя - людей?

Нормальна у нас мораль. Одна на всё мироздание. Другой нет и быть не может, а уж множественности моралей — и подавно, Станислав! Множество моралей аморально.

Я вопрошаю тебя, Станислав, из своей глухой степи: подобные вещи пользуются спросом у редакторов?! Совсем плохо, если так...

Вы, скажу я им, печатающие мутную упадническую ересь, дождётесь таки, что народ очистится от вашего богохульного бреда и, возожжёт очистительные костры инквизиции. Не поленьями, а вашими рукописями будем поджаривать вам пятки, смутьяны :)


Рецензии
Предложение твоё, Рой, по п. 3 ужасающе, безобразно! Странно, что ты сам это не слышишь!

«…не водружается она (экзема) на человецах, а поражает их».

И как венец всему твоя версия: «3. Слово мое поразит мир экземою, присохнет к народам коростой, набухнет в человеках нарывами».

Человеков, может, и поражает, а на мире водружается! И только водружается! Вряд ли, ты часто в литературе встречал этот образ – тут надо просто слышать! «Слово мое поразит мир экземою…» Ритм, Рой, ритм!

Нет-нет, только так, как и есть: «3. Слово мое водрузится на мире экземою, присохнет к народам коростой, набухнет в человеках нарывами».

Едем дальше!

У меня: 5. Вот еще стою я пред вами человеком-спазмом, содрогание есть главное дело души моей, моих артерий, сухожилий и лимфатических узлов.
У тебя: 5. Вот еще стою я пред вами, человек-спазм. Содрогание есть главное дело души моей, моих мышц и сухожилий, артерий и лимфатических узлов.

Рой, опять же ритм! Слушай ухом, а не брюхом! Что тебе не понравилось? Вот стою я перед вами последним распи..яем – вполне допустимое управление! Что-то ты в данном случае перемудрил.

Ты пишешь: "Нет души ни у одного из вас; души ваши есть лишь коацерватные капли". Хороший образ, Станислав, но его не поймут 99% неподготовленных читателей. Им нужно препарировать его для лучшей усвояемости:

Немного в сторону! Вопрос: об чём роман «Плач Иеремии»? Возможный ответ: о современном пророке, пребывающем в трагических и катастрофических обстоятельствах, каковым он пытается противудействовать единственным своим оружием – словом.
Ещё вопрос: кто такой пророк? Тот, кто предсказывает будущее? Ответ: ни в коем случае! Пророк – тот, кто говорит от имени какого-то божества. В каком-то смысле Плач Иеремии – это беседа Б-га с самим собой.

Иеремия не мыслит. Плач не доклад, не тост, не спич, не анекдот, не брифинг, не интеллектуальный монолог, Иеремия лишь транслирует то, что спущено ему сверху. И потому ему плевать ртовой жижей с Александрийского столпа на все проценты читателей. Вернее, может, и не вполне плевать, но он их попросту не замечает. Приношу за него извинения!

У меня: «Кто с нами еще говорил так?» — скажете себе вы.
У тебя: «Кто с нами еще говорил так?» — спросите себя вы.

Формально ты прав! А неформально… Конструкцию: «Где тебя черти носили?» — СКАЗАЛ я — я лично использовал миллион раз и до гробовой тоски использовать буду. Носитель я языка или не носитель? А ежели носитель, так право имею! И коль нет в списке стилистических фигур такой стилистической фигуры, так мы её туда добавим! Обзовём к примеру: придание утвердительной модальности вопросительной конструкции и на сём угомонимся.

У меня: 8. Вы создали такой мир и не позаботились о его удобоваримости, о пронзительной его достоверности.

У тебя: Не первый раз Иеремия утверждает, что человеки создали мир, но это не так. Тут, мне кажется, нужно другое слово для обозначения человеческого сообщества, которое порой и меня напрягает своим несовершенством.

Надеюсь, Рой, мы не станем с тобой спорить, кто мир сотворил? Три тыщи лет об том спорят и пока не доспорились ни до чего внятного. «…напрягает своим несовершенством». Словцо-то какое-то хлипкое! Кого-то «напрягает», что раньше вода была мокрее и спички лучше зажигались. А пока кого-то что-то напрягает, Иеремия, не будь дурак, работу свою пророческую работает!

У тебя: «И я порой теряю веру в людей, но потом вновь обретаю надежду. Я не отрицаю, что Иеремия имеет право на сомнения и даже на потрясание кулаков над головою, но в итоге, он должен показать нам, людям, свет в конце тоннеля.

Иначе я буду воевать с ним, унылым, не на жизнь, а на смерть, как с Антихристом, нечистым посланником сатаны, который правит нами в последние дни».

Рой, ты невнимателен! К тому же ломишься в открытую дверь. Разбираемый Плач Иеремии состоит из пяти глав, состоящих в свою очередь из 11, 11, 33, 11, 11 стихов. (в скобках заметим, что в библейском «первоисточнике» всего в два раза больше: т.е. 22, 22, 66, 22 и 22 стиха. Впрочем, точности ради сообщим, что в изначальной версии одноимённого романа вашего покорного слуги тоже 22, 22, 66, 22 и 22. Так что в данном случае мы имеем дело с двукратным сокращением. Но это всё к слову!). Так вот: в главах 1—4 Еремей действительно «потрясает кулаками над головой», т.е. призывает все возможные несчастья на головы заблудшего человечества. В пятой же главе он именно что показывает свет в конце тоннеля, он опровергает себя самого.

Вчитаемся же, вслушаемся: 5. Много видел я человеков, но мало было в них смысла. Дай же им смысл Свой, Господи, один на всех! Один на миллионы!

6. Пусть смутятся и иссохнут конфессии, пусть обмелеют течения, учителя умолкнут, ученики застынут в неведении, и да впрягутся человеки в одну лямку, потащат один воз! Пусть ярмо их будет всечеловеческим, многотрудным и немыслимым. Нельзя теперь человекам давать легкого ярма!

7. Дай им новые обстоятельства и чрезвычайные фабулы! Перемени их кумиров и казусы! Пусть нищетою гордятся они, скудостью — восторгаются, аскетическое — прославляют, пронзительное и причудливое — чтут!

8. Пошли им новые песни и арии, новые канцоны и мадригалы, приумножь гармоническое, дай им другой звукоряд! Нашепчи им иные притчи, пошли им иных сказителей и сатириков (прежних же изгони и унизь!). Пусть их художники набивают руки на трепетном! Пусть их кисти вопиют о высоком!

9. Возвести им новые прописные истины, нашепчи им иные банальности, преткни их на новых общих местах! Вдохни другой смысл в их морали и дидактики, старые же смыслы осмей!

10. Пусть небесное, слишком небесное будет в обращении у народов, в повседневном их обращении. Пусть чудесное пребывает между людей, смущая порою их дух, высоким хмелем дурманя воспоминания.

Так говорил Иеремия! Но Иеремия не был бы Иеремией (а шуляк – шуляком), если бы в последнем стихе, в завершающем стихе романа не состоялось бы ещё одного – хе-хе! доворота клинка, опровергающего всё предыдущее:

11. К Богу, миру и человеку взываю я, но вовсе не слышен голос мой, голос мой тщетен! Голос мой бесполезен. Он тише ветра ясною звездною ночью. Ветер же веет над миром, одинок и свободен!..

У тебя:
«Твой Иеремия нередко небрежен в выборе слов для облачения своих мыслей:

"В отместку за неизбежность собственной смерти я изобретал тотальные дискредитации Бога и мира".

Согласись, что тотальная дискредитация потому и тотальна, что одна такая, и потому должна быть в единственном числе, чтобы и мы уверовали, что она тотальна:

В отместку за неизбежность собственной смерти я изобретал тотальную дискредитацию Бога и мира».

Слов много, а предмета для спора нет! Тебя смущает множественное число дискредитаций? Отчего бы не предположить, что одна дискредитация для Бога, другая для мира – вот тебе уже и множественное число! Тотальность же при этом существенно не пострадает.

У тебя: «Вообщем, позиция твоего Иеремии ясна, Станислав. Он противник людей и ходит под сатаной, хочется тебе этого или нет, внушая Творцу, что он бракодел, сотворивший негодное создание "худшее из млекопитающих" — человека разумного. Он разуверившийся в людях циник, а уныние, как известно - смертный грех.

"Человек также хуже всех птиц, он — худшее из млекопитающих". "Человек — мерзейший из биологических видов; я был послан, чтобы сообщить вам о том. Чтобы вас в этом уверить". Ну, просто рупор сатаны! Но он, Станислав, не оригинален! Он всего лишь вторит словам хозяина своего - сатаны, противника Господа, соблазняющего Творца уничтожить нас, как неудачный опыт сотворения».

Боже, сколько тщетных слов!.Выше сказано: Пророк – тот, кто говорит от имени какого-то божества. Добавим: «…даже если сам и не верит в оное». Иеремия слышит Б-га, говорит к Б-гу, плачет к Нему, так в тексте, так в Плаче, и называть его прислужником Сатаны – пустая фантазия.

И ещё… ты вправду полагаешь, что чуму и коронавирус насылает Сатана? Ну уж фиг! Сей персонаж работает тоньше. Эпидемии же со светопреставлениями насылает тот, кто «сам создал, сам и редактирует!» Апгрейдит!

У тебя: «Я вопрошаю тебя, Станислав, из своей глухой степи: подобные вещи пользуются спросом у редакторов?! Совсем плохо, если так...

Вы, скажу я им, печатающие мутную упадническую ересь, дождётесь таки, что народ очистится от вашего богохульного бреда, возжег костры инквизиции. Не поленьями, а вашими рукописями будем поджаривать вам пятки, смутьяны :)»

Ответствую: не мели, Емеля! Не глаголь за народ, Рой!

И – просьба… не три вышеприведённую нашу перепалку своими намозоленными перстами! Типун на твои трущие персты!

Станислав Шуляк   08.02.2020 14:36     Заявить о нарушении
«3. Слово мое водрузится на мире экземою".
Убедил, Станислав. На мире - пусть водружается. Ты отстоял свой образ.

Рой Рябинкин   08.02.2020 18:22   Заявить о нарушении
"Вот еще стою я пред вами человеком-спазмом".

Объясню. Я делал это замечание осмысленно, Станислав. "Странно, что ты это не слышишь". :) Фонетически это предложение звучит двояко.Вот один из вариантов, которые меняют смысл предложения кардинально:

Вот стою я перед Вами, человеком-спазмом.

Да, на письме у тебя оно оформлено безукоризненно, но, "странно, что ты не слышишь", что фонетически оно двусмысленно и вариант, который я обозначил, имеет место быть.

Замечание очень тонкое, на твоё усмотрение. Я его тебе довел только из-за фонетического двусмысленного звучания. В моём варианте правки эта двусмысленность исчезает.



Рой Рябинкин   08.02.2020 18:31   Заявить о нарушении
Пророки - глас Божий. Согласен; так и только так. Все остальные оракулы - от лукавого.

Можно оставить в твоём варианте, но добавить сноску для непосвященных: коацерватные капли - первичный бульон из сгустков материи в концентрированных растворах белков и нуклеиновых кислот. Прообраз живой материи.

Рой Рябинкин   08.02.2020 18:38   Заявить о нарушении
«Кто с нами еще говорил так?» — скажете себе вы.

Да, у тебя "придание утвердительной модальности вопросительной конструкции".

Эту модальность я и хотел подкорректировать, но, повторюсь - это такие тонкости, которые "сегодня не все могут слышать. Вернее слышать могут не только лишь все, мало кто может это делать", перефразируя знаменитое высказывание Виталия Кличко: "А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать», :))

Рой Рябинкин   08.02.2020 18:50   Заявить о нарушении
"Эпидемии же со светопреставлениями насылает тот, кто «сам создал, сам и редактирует!» Апгрейдит!".

Вижу и ты размышлял над тем, кто создаёт и насылает на человеков немощи и хвори.
А как тебе вариант, что противник, чтобы доказать ущербность и человеков и насылает на нас разные напасти, стремясь низвести наше количество до нуля?! Вспомни Чума выкосила 30 % населения Европы в средине века!

А некоторые современные вирусы удивительно напоминают наномашины для разрушения клеток: даже откидвающиеся антенки и разные буравчики для проникновения в клетки имеются! Вот уж, не стал бы Создадтель своих творений придумывать им изощренных убийц.

Я всё более склоняюсь к мысли, что противник бога не сидит, сложа руки!
Но не будем переубеждать друг друга, как умные люди. Остановимся на стадии обмена позициями. История нас рассудит. :)))

Рой Рябинкин   08.02.2020 19:03   Заявить о нарушении
"Тебя смущает множественное число дискредитаций? Отчего бы не предположить, что одна дискредитация для Бога, другая для мира – вот тебе уже и множественное число!".

Я услышал тебя,Станислав, а ты правильно понял меня. Ты обосновал свой выбор множественного числа. Я его услышал. Повторюсь, мои замечание по форме крайне невесомы и те нюансы, которые мы обсуждаем" не все могут слышать..." :)))

Рой Рябинкин   08.02.2020 19:08   Заявить о нарушении
"Ответствую: не мели, Емеля! Не глаголь за народ, Рой!"

У нас уже и предводительница есть - Наталья Поклонская. И мы уже дали первый бой богохульникам. Вспомни реакцию верующих на фильм Алексея Учителя «Матильда».

Рой Рябинкин   08.02.2020 19:13   Заявить о нарушении
Рой,
спасибо за подробный и пристрастный разбор текста.

«Вот стою я перед Вами, человеком-спазмом».

До меня, как до жирафа, только что дошло содержание твоей претензии.
Да, действительно, если выдрать фразу (стих 1;5) из контекста, с некоторой вероятностью можно уловить некоторую лексическую двусмысленность. Если, к примеру, прочитать следующим образом: «Вот стою я перед Вами, перед человеком-спазмом». Возникает вопрос, кто же спазм – Я или Вы? Здесь проблема адресата. Я просто, несмотря на давность, слишком в контексте, для меня очевиден множественный характер адресата. Иеремия обращается к некоторой массе слушателей, и тогда нет вопроса – кто есть спазм?

Нет того же вопроса и у читателя романа, осуществляющего это (чтение) последовательно. В выставленном же фрагменте характер адресата отчасти раскрывается в стихе 1:1. «1. Вот стою я пред вами, и вопль, и слезы исторгаются из души моей. И голос мой глух, голос мой беден, и всякое слово говорю против воли своей, против силы своей и против смысла своего».

1;2, 1;3 и 1;4 – «про другое». А в 1;5 уже возникает указанная двусмысленность.

Что ж, публикация фрагментов влечёт за собой некоторые риски. К этому следует быть готовым.

У нас уже и предводительница есть - Наталья Поклонская. И мы уже дали первый бой богохульникам. Вспомни реакцию верующих на фильм Алексея Учителя «Матильда».

«Матильду» Учителя, увы, не смотрел! Моё упущение!

«И мы уже дали первый бой богохульникам».

Надеюсь, в рамках УК РФ.

«Вспомни реакцию верующих на фильм Алексея Учителя «Матильда»».

А вот реакцию верующих я как раз помню. Не могу сказать, что она меня не тревожит.

Не знаю, что за предводительница Наталья Поклонская, но распиарила «Матильду» она самым что ни на есть первоклассным манером. Ей надо к Учителю в продюсеры пойти!

Станислав Шуляк   09.02.2020 00:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Станислав, за то, что понимаешь, что я искренен. Читаю и сразу реагирую. Первая реакция самая точная. В меру моей испорченност, конечно, не претендуя на непогрешимость. Думаю, автору всега интересно мнение дотошного читателя, хотя, может быть, я ошибаюсь, но по-другому не могу. Всё остальное обсуждается и находится консенсус.

Будет время и здоровье - почитаю и другие твои вещи. С талантливыми сочинениями приятно работать, как Гобсеку перебирать драгоценные камушки.

Пока!

Рой Рябинкин   09.02.2020 00:53   Заявить о нарушении