Влияние античности на культуру эпохи Нового времен

ФИЛОСОФИЯ
Говоря об античном наследии, прежде всего вспоминается такой раздел культуры, как философия. Действительно, с  Древним Римом и Древней Грецией ассоциируются такие знаменитые философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Пиррон, Синека, Аврелий, Эпикур, Гераклит. Именно с античной философии берет свое начало западная философия. Во все времена мыслители снова и снова обращаются к трудам мудрецов античности как источнику мудрости и образцу мышления. Последующие философы видели в них истоки собственных систем. Например, в борьбе с католической церковью материалисты XVIII века искали подтверждения своим предположениям у эпикурейцев, в особенности в поэме Лукреция «О природе вещей», но в то же время, в отличие от него, материалисты отрицали бытие бога. Идеалисты же, напротив, часто возводили свои концепции к Платону или Плотину. Некоторые современные исследователи считают, что экзистенциалисты многое заимствовали у стоиков. В работах, посвященных кому-нибудь из античных философов, их авторы часто стремятся видеть в нем предшественника того или иного, наиболее близкого им философа нового времени.
Основными вопросами в античной философии были те же, которые ставились в облеченной в религиозную форму философии средних веков и в философии нового времени, и примерно по тем же линиям проходил водораздел между разными ее направлениями: признававшими приоритет духа, мышления и признававшими приоритет бытия, материи, то есть между идеализмом и материализмом; между признанием возможности познания мира, адекватно отражаемого нашими чувствами и утверждением непознаваемости мира недоступного чувственному восприятию, допустимости только вероятностных суждений о реальной действительности на основании умозрительных заключений; самое суждение одни подчиняли формальной логике, детально разработанной Аристотелем, другие логике диалектической; споры шли о том, был ли космос некогда сотворен и конечен ли он, или вечен и бесконечен; о природе души — отлична ли она от телесности и бессмертна, или телесна и умирает вместе с телом.
Философия как наука предполагает особый тип преемственности: суждения Эпикура о зарождении речи и теория происхождения языков, сформулированная Руссо, позволяют разглядеть то общее, что сближало представления этих мыслителей о ранних этапах развития человечества. П.М. Морель размышляет об их глубоком теоретическом родстве, но также о творческом обновлении или переосмыслении эпикуреизма в творчестве Руссо.
Довольно интересное исследование провел аббат Оттавиано Гуаско в 1768 году. Он попытался провести связь между статуями античности и их философским смыслом. В Брюсселе он опубликовал свое значительно обширное историческое эссе О назначении статуй у народов древности, где стремился осмыслить скульптурное наследие давно ушедших веков с позиций современной ему философии. Широкий пласт памятников скульптуры – от примитивных и бесформенных каменных фетишей до тонко проработанных человеческих фигур, высеченных в мраморе или отлитых в бронзе греческими и римскими мастерами, – стал для Гуаско источником размышлений о религии и морали античных обществ, об отношении древних к политическим установлениям, об их восприятии природы.  Его труд состоял из пятисот страниц, разделен он на три части. В первой аббат Гуаско говорил об изваяниях «богов, называемых идолами» («simulacres des dieux appel;s idoles»), а также об их «физическом и моральном прогрессе» («les progr;s tant physiques que moraux»). Вторая же часть была посвящена статуям, которые создали с целью прославления людей. Во второй части автор размышлял о причинах появления и расцвета данного типа скульптурных изображений, о законах, вводимых в связи с ними, о злоупотреблениях, которые возникали на этой почве. В третьей части Гуаско стремился выявить особенности развития искусства пластики у различных народов. Интересно, что к этому подходу он пришел уже давно. Так, в 1756 году, во введении к своей двухтомной исторической диссертации Гуаско утверждал, что «в наш век философское сознание стало необходимым», что «наилучшим образом подготавливает умы и наставляет их на путь Философии» именно изучение обычаев и нравов времен античности.  С данным утверждением сложно не согласиться. Хотя избранный им метод был напрямую позаимствован у Монтескье. Религиозные и светские памятники древности могут многое поведать об этих нравах любопытному философскому уму.  Данное эссе вызвало немалый интерес у историков, многие разделили его мнение, высказанное в данном историческом исследовании. Его трактат О назначении статуй – плод широкой эрудиции и «философского» подхода к проблеме – стал вполне оригинальным вкладом в осмысление европейским Просвещением художественного наследия древности.
Немаловажно отметить и рационализм, его роль и значение. Рационализм считают ядром философского просвещения, он оказал глубокое влияние на ход развития культуры и образования. Также он рассматривается как фундамент образовательного процесса. Рациональность и рационализм предполагают потребность в самоосмыслении. Эта потребность зародилась в античности, а именно с Сократа, и создана, внедрена в новоевропейскую философию Декартом. Образование в античности рождается как необходимость личностной реализации и превращается в рациональную систему, что можно заметить в концепции "Пайдейи", где образование осознаётся как способ формирования личности, ведет к упорядочению общественной жизни. Образование на основе принципов рациональности является важнейшей ценностью современного общества, без которой невозможно сохранение его нравственности и познавательной основы. Кроме того, принцип рационализма позволяет слить воедино знания в процессе их воздействия на личность, он открывает возможность логического структурирования знания. Рационализм был связан с убеждением в том, что сущность божества и его образ действия можно познать лучше, если погрузиться в произведения, исследуя их и восхищаясь им.
Основной успех достигнут в воспитании и образовании молодежи (Платон, Изократ); большую роль в распространении философского просвещения сыграл античный театра, а именно трагедии Еврипида, создание библиотек. Еврипид вводит интонации философского диспута.
Таким образом, роль философии античности в развитии философии Европы Нового времени невозможно не оценить. Она является той основой, ядром, которое до наших дней не теряет своей актуальности. Вспоминая философию, прежде всего мы вспоминаем великих мыслителей, деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Античность - это время, когда зарождаются государственность и политические идеи на почве религиозной мифологии. В мифологи¬ческой форме впервые выражаются понятия мирового правды, порядка и справедливости, необходимости соблюдать установленные правила, власти как необходимого средства их обеспечения и форм государства. В западной философской традиции уже со времен античности обнаруживается весь спектр основных концепций политического, а также связанного с этим социально-политического взаимодействия. Уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились различные вопросы. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению только тех, кто действительно умеет управлять. Отсюда следуют такие взгляды, как признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании. Что впрочем нашло свое отражение в политических взглядах последующих эпох, в том числе в Новое время. Софисты, Аристотель, Платон представляют собой три разных подхода к истолкованию этого взаимодействия: коммуникативный, директивный, функциональный, но четкой дифференциации социального и политического в рамках «бытия от установления» они не проводят, а противопоставляют государству отдельного человека или человеческую общность.
Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Так, римское право до наших дней является основой правовой системы в Европе, перенимание образцов римского права происходила в разных её частях, как в Западной, так и в Восточной. Например, элементы римского права присутствуют в Статутах ВКЛ. Существование Римской империи в большинстве стало своеобразной причиной ускорения развития ряда стран, которые входили в её состав, политическая культура римлян долго служили образцами для создания новых моделей политического устройства в Европе. Европейская мысль, даже спустя века, постоянно обращалась к опыту античности, на идее этого обращения во многом основывалась культура таких эпох, как Возрождение и Просвещение.
Рассмотрим, какое именно влияние оказала политическая мысль античности на политические взгляды в Европе и в России. Обратимся, прежде всего, как ни странно, к медалям. В XVIII веке медали играли важную роль в формировании устойчивых представлений о власти и морали; в них активно использовались классические мотивы, востребованными оказались не только образы и сюжеты, но также  и цитаты из римских авторов. В России при Петре I и его преемниках к античным образцам обращались в первую очередь для формирования имперской идеологии. При Екатерине Великой была создана серия памятных медалей, которая посвящалась деяниям Петра Великого и Елизаветы Петровны. Эта серия, как и медали, прославлявшие саму Екатерину II, отражали актуальные представления правящей элиты о «классических» ориентирах имперской идеологической программы. Во Франции и некоторых других западноевропейских странах важную роль в политических дискуссиях и событиях второй половины XVIII в. сыграл римский символ свободы – фригийский колпак. При Французской революции в 1792 году его поместили на государственную печать. Переворот 1799 года, когда к власти пришел Бонапарт, сопровождался заменой фригийского колпака на bonnet rouge, символизируя окончание революционной эпохи.
Античные традиции использовались и в политической мысли Нидерландов в XVIII столетии. Так как голландцы, в отличие от большинства европейских народов, имели республиканскую форму правления, популярностью у них пользовалось обращение к истории республиканского строя в Древней Греции и Древнем Риме. Они пытались извлечь из нее урок, который был бы полезный для их собственной страны. Правящая олигархия, опираясь на классические образцы, определяла себя как «олигархия добродетели». Представители реформистского патриотического движения 1780-х годов искали в классической древности аргументы в пользу своего идеала – общества, состоящего из независимых, вооруженных и добродетельных граждан. 
Существует и множество других примеров того, как политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима оказывала влияние на политику, а также политических деятелей европейских стран в Новое время. На протяжении XIX века происходило становление комплексной научной дисциплины классического антиковедения. из древнегреческих полисов максимальным уважением пользовалась, разумеется, суровая Спарта. Один известный немецкий антиковед начала XX века с иронией назвал Афины времен Демосфена «республикой адвокатов». В немецкой науке об античности на протяжении XIX – первой половины XX веков встречается немалый интерес к могучим воителям и правителям ярко выраженного авторитарного типа. Например, Филипп II, а еще большее внимание привлекал его знаменитый сын – Александр Македонский. Антиковеды Германии первыми детально описали деятельность древнегреческих тиранов, но их взгляды порождались прежде всего объективной политической ситуацией в стране. На протяжении всего XIX века как раз шел процесс преодоления ее раздробленности, объединения немецких земель в единое целое. Поэтому не удивительно, что возникала иллюзия полной аналогии с событиями в Греции IV века до нашей эры, когда полисы боролись между собой за политическое влияние. По приходе Гитлера к власти многие немецкие историки античности приняли этот режим и даже по шли к нему на службу.  Даже сам Гитлер интересовался античностью и любил позировать фотографам на фоне античных статуй. Олимпийские игры – феномен древнегреческого происхождения.
Таким образом, можно сказать, что культура античности формирует политическую форму культуры. Благодаря ей возникают и развиваются демократические формы государственного устройства: учения об устройствах общества, системе государственного права, ораторское искусство. Античную культуру можно поистине назвать уникальным явлением, которое дало общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, они не опирались обычно на соответствующий эмпирический материал, хотя и разрабатывались нередко в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах.

ИСКУССТВО
Искусство античности связано в первую очередь с Возрождением в эпоху Нового времени. Ознакомимся с данным термином более подробно. Возрождение восходит к XVI веку к работам итальянского художника, архитектора и историка искусства Джорджо Вазари, который в книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» этим термином обозначал период итальянского искусства с 1250 по 1550 годы. Своим названием художник хотел подчеркнуть возвращение в жизнь общества культурных идеалов античности, определить новую культурно-историческую эпоху, которая последовала за Средневековьем.
Что же явилось предпосылкой для перехода на новый этап культуры? Ответ на данный вопрос дает в своей книге Грушевицкая Т. Г. «Культурология». Основной предпосылкой формирования нового типа культуры явилось новое мировоззрение, порожденное существенными переменами в жизни многих стран Европы. Раньше всего в Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получила торговля, а вместе с ней большое значение приобрели города и первые промышленные предприятия – мануфактуры.  Вслед за новым условием жизни породилось и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие. В общественной морали стали все больше проявляться черты рационализма, осознания роли личностных качеств каждого человека и расчетливости. В Новое время сложилась новая мораль, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление природных задатков. Огромную роль играла идея «гармонически развитого человека» и вообще мысль о значении человеческой личности в борьбе за освобождение человека от пут средневековой церковной идеологии.  Итак, рост светских настроений и интерес к земным деяниям человека стали важнейшими факторами, которые оказали влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения.
Человеческая личность превращается в ведущий элемент общества из-за новых общественных условий. Теперь в человеке ценилось не знатное происхождение как ранее, а его собственные достижения, усилия, ум, удача и упорство. Человек по-новому начинает видеть себя и окружающий мир, его критерии оценок изменяются, меняются и эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и своему прошлому.
Одной из главных мировоззренческих задач этой эпохи становится постижение человеком мира, наполненного божественной красотой. Мир одухотворен Богом, поэтому он так привлекает человека. Но познать меняющийся мир человек способен только с помощью своих чувств. В эпоху Возрождения по данной причине заметен интерес к визуальному восприятию, процветает живопись и другие виды пространственного искусства, в большинстве своем именно они способны запечатлеть божественную красоту и увидеть ее. Поэтому эпоха Итальянского Возрождения носит ярко выраженный художественный характер. Огромную роль играла идея «гармонически развитого человека», мысль о значении человеческой личности в борьбе за освобождение человека от средневековой церковной идеологии. Эта идея нашла свое отражение в скульптуре и живописи эпохи Возрождения и Нового времени, которые воспроизводили античные сюжеты.
Более подробно остановимся на архитектуре, ее особенностях в Новое время. Широко использовался главный строительный материал римлян — кирпич. В основе архитектуры церквей лежала архитектура римских базилик. Выработанные римскими архитекторами методы сооружения сводов, куполов, колоннад использовались при возведении церквей и общественных зданий романского стиля, а в эпоху Возрождения и классицизма тщательно изучались и усовершенствовались тогдашними знаменитыми архитекторами. К римским образцам восходили строившиеся во времена классицизма триумфальные арки, мемориальные колонны, сходные с колоннами Траяна и Марка Аврелия.
Что же касается самого Рима в данный период времени, то уже с середины XVIII века в художественной жизни начинают ощущаться кризисные явления, заметные в области архитектуры и скульптуры. Уже не строится, как ранее, большое количество церквей и дворцов знатных семейств. Сокращается и число заказов на скульптурные произведения. Завершаются работы по созданию комплекса Фонтана Треви, также работы по украшению статуями интерьера собора Cвятого Петра. Надгробия, создаваемые в это время в Риме, приобретают камерный облик и осуществляются без размаха, характерного для более ранних монументов. Все это приводит к тому, что скульпторы оказываются вынужденными больше времени уделять копированию и реставрации античных статуй, обеспечивая себе тем самым возможность безбедного существования.
Достижениями греков восхищались во всех областях. Немалую роль в этом сыграли труды знаменитого немецкого историка греческого искусства и археолога И. Винкельмана, жившего в первой половине XVIII века. Он распространил представления о так называемом греческом чуде, о превосходстве греческой культуры над культурами всех остальных народов. Но только последнее столетие историки и культурологи отстаивают тезис о равноправии всех культур, каждая из которых внесла свой вклад в общий культурный фонд человечества.
Что касается скульптуры и реставрации, то в этом больших успехов достиг Кавачеппи. он работал сначала в качестве реставратора в Капитолийском музее, затем у кардинала Алессандро Альбани. Кавачеппи достиг богатства, которое позволило собрать ему ценную коллекцию античной скульптуры и моделей мастеров барокко. В том же направлении развивалось и творчество Карло Альбачини. Характерным примером раннего творчества Альбачини могут служить две статуи из собрания Эрмитажа, которые идентифицируются с Флорой и Исидой.  Скульптурная группа Амур и Психея высотой 69 сантиметров хранится в музее-заповеднике «Павловск», подписана Альбачини и является копией с древнеримского памятника из Капитолийских музеев, принадлежавшего к греческому оригиналу II века до нашей эры.
Самым крупным скульптором своего времени принято считать Джозефа Ноллекенса. За время, которое он провел в Риме, Джозеф исполнил несколько портретных бюстов своих соотечественников, например, Лоренса Стерна, а также Джованни Баттиста Пиранези – Рим, Академия Святого Луки. Также значимым произведением Ноллекенса, созданным в Риме, стала мраморная группа Кастор и Поллукс, созданная в 1768 году для Томаса Энсона. Она повторяет античный оригинал.
Говоря о Риме, можно заметить, что запросы художественного рынка превращали «ныне живущих» римских скульпторов в простых копиистов антиков или их реставраторов. Данный род занятий облегчал им существование, а также обеспечивал постоянной работой, избавляя от нужды. Тем не менее, художественный уровень их собственных произведений, к сожалению, снижался.
В 1765 году Жокуру был известен первый из вышедших четырех томов Antichit; di Ercolano,  который был посвящен живописи Геркуланума. В заключительной части своей статьи Жокур описывает его как некое последнее достижение неаполитанских ученых. Существенным пробелом его статьи являлось отсутствие в ней сведений об античной библиотеке папирусных свитков, обнаруженной на вилле Пизонов. В ней находились упоминания об именах каноника Мадзокки и генуэзца Антонио Пьяджи, работа которых по разворачиванию свитков Виллы деи Папири позволила составить каталог греческих папирусов и приступить к их прочтению. Неаполитанские находки оказали важное влияние на формирование неоклассического стиля, который прочно утвердился в архитектуре, искусстве и повседневной жизни Европы XVIII–XIX веков. Историки и теоретики искусства древности, такие как Кейлюс, Стюарт, Винкельман, Дидро, сыграли большую роль в том, чтобы широко распространившееся в XVIII веке «увлечение античностью» превратилось в «философию жизни».
Переосмысление произведений искусства в эпоху Романтизма привело к переоценке позднеантичной культуры. Эстетика неоклассицизма позволила увидеть в ней связующее звено между древностью и современностью, отказавшись от традиционных представлений о ее упадническом характере.

ЛИТЕРАТУРА
Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эпоха связана с появлением новых жанров, с формированием раннего реализма, который назвали ренессансным. В творчестве таких знаменитых авторов, как Петрарка, Шекспир, Рабле, показано новое понимание жизни человеком, который отвергает рабскую покорность, проповедуемую церковью. Они преподносят человека, как высшее создание природы, стараются раскрыть красоту его физического облика, богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов, например, «Гамлет», «Король Лир», способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта, например, «Ромео и Джульетта», отражающего столкновение человека с враждебными ему силами, поэтизация образа. «Источник – это зеркало». Такими словами в 1995 году историк литературы Жан Эрар охарактеризовал сложное восприятие античности XVIII столетием.
Для литературы Возрождения также характерны различные жанры. Но и преобладание определенных литературных форм. Наиболее популярным был жанр новеллы. В поэзии это сонет, то есть строфа из четырнадцати строк с определенной рифмовкой. Заметное развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии. Широко распространена публицистика и философская проза.
Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков, но более поздним языком для этой эпохи все-таки стала латынь. Основоположниками новой культурной эпохи были историки, библиотекари, филологи, просто любители, которым нравилось изучать старинные рукописи и книги, они составляли свои коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, заново переводили научные тексты, искаженные в эпоху Средневековья. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность. 
Латинская литература гуманистов носила главным образом научно-философский и публицистический характер. После падения Константинополя эмигрировавшие в Италию византийские ученые познакомили гуманистов со всеми писателями древней Греции. Это значительно расширило кругозор поздних гуманистов по сравнению с Петраркой и Боккаччо.
Общим для подвластных Риму народов становится вульгаризованный латинский язык, основа романских языков и язык ученых средних веков и Возрождения. Племена, ранее не имевшие письменности, и такие, у которых письменность служила делу магии, приобщаются к латинской письменности, грамотность распространяется вширь, и хотя в средние века уровень образованности понижается, всегда оставались, даже среди простого народа, люди, умевшие читать и писать. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, греческий — лег в основу славянских алфавитов. 
Огромную роль играла в Новое время идея «гармонически развитого человека» и мысль о значении человеческой личности в борьбе за освобождение человека от пут средневековой церковной идеологии. Она присутствовала в сочинениях гуманистов, в литературе, как прошлого, так и настоящего времени, соответствующих античной эстетике изображениях людей и природы, прославлениях деятельности, героизма, воли человека. К сюжетам греческих трагедий и событиям греческой и римской истории обращались для утверждения собственных идеалов и идей Шекспир, Корнель, Расин, а в наше время Брехт, Ануй. Также использовались мотивы комедии Плавта, например, «Менехмы» в «Комедии ошибок» Шекспира, «Ларчик» в «Скупом» Мольера, «Амфитрион» Мольера и другие.
Античные утопии влияли на утопии последующих эпох, в том числе в Возрождение. Известно, что в античности они принимали различные формы: представлений о «золотом веке» на заре человечества, когда земля сама давала все плоды, не было ни собственности, ни рабства, ни бедности, все были равны; повествований об «островах блаженных» или же фантастических странах, куда случайно попадали путешественники. Были и детальные, но такие же утопические планы идеального, с точки зрения их авторов, социального устройства, которое они и призывали установить. Платон разрабатывал утопические теории устройства совершенного полиса, который управлялся философами, не знающими внутренних раздоров. Ксенофонт в сочинении о персидском царевиче Кире намечал утопический образ «идеального монарха», и «идеальный император» был также любимой темой авторов Римской империи. На литературу Нового времени повлияли и басни античного автора Эзопа, Авиана, Федра. Они в своем творчестве осмеивали различные пороки общества, а именно высшего класса, а их басни хорошо были знакомы простому народу. Особенно ярко данная проблема выражена в баснях Федра, которые неоднократно переводились и перефразировались.
Касаясь позднего этапа Нового времени, можно заметить, что античные авторы пользовались популярностью и у марксистов. К античности неоднократно обращались К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, прекрасно владевшие классическими языками, философией, правом, литературой.
Так, Карл Маркс высоко ценил Аристотеля, называя его великим мыслителем, исполином мысли и неоднократно ссылался на него не только в философских произведениях, но в таких трудах, как «К критике политической экономии» и «Капитал». В этих же трудах Карл Маркс ссылался на Платона, Ксенофонта, Фукидида, Исократа, Софокла, Гомера, Диодора Сицилийского, Горация, Лукреция, Плиния Старшего, Страбона, поэта Антипатра, Афинея, Секста Эмпирика.
Ф. Энгельс строил на греческом и римском материале свои труды, которые посвящал раннему христианству и немалую часть своего «Происхождения семьи, частной собственности и государства». В «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы» не раз им подчеркивались великие заслуги греков.
В. И. Ленин в «Лекции о государстве», говорил о первом делении общества на антагонистические классы рабов и рабовладельцев, показывал неизбежность классовой борьбы во всех антагонистических формациях и вскрывает сущность государства как органа эксплуататоров для подавления эксплуатируемых.
Таким образом, литература античности, бесспорно, сыграла значительную роль в развитии литературы в Новое время. Известные писатели и классики часто обращались к трудам античных авторов. Таковые были и в России, например, А. С. Пушкин. Без античности литература нашего времени не была бы такой, какую мы ее знаем, со всем многообразием и богатством жанров.

НАУКА
Наука представляет собой совокупность эмпирических, практических и теоретических знаний о Мире, которые были получены научным сообществом. Эмпирические исследования известны ещё с античных времен. Например, работы Аристотеля и Теофраста, а научный метод был в своих основах разработан в Средние века. Например, у Ибн аль-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона, начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.
Можно считать, что фундамент классической науки был заложен именно в Древней Греции, начиная примерно с VI века до нашей эры, когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Эмпирия, дополнилась научной методологией: установились правила логических рассуждений, были введены понятия гипотезы и других научных терминов, появился целый ряд гениальных теоретических суждений, как например теория атомизма. Особенно важную роль в разработке и систематизации методов и самих знаний сыграл выдающийся деятель античности Аристотель.
Античная наука развивалась свободно. Она, не испытывая стеснения со стороны какой-либо религиозной догмы, достигла известных результатов, которые впоследствии послужили основой для движения вперед науки нового времени. В первую очередь это относится к математике и астрономии, по мнению некоторых современных историков, испытавших сильное влияние Египта и Вавилона, но дополненных и развитых античными учеными. Например, Аристарх Самосский обосновал гелиоцентрическую теорию строения солнечной системы. Затем она была вытеснена геоцентрической теорией Птолемея, считавшего, что наблюдения за движением небесных светил не подтверждают теорию Аристарха. Но знакомство с последней натолкнуло Коперника на мысль о пересмотре системы Птолемея, и гелиоцентрическая система стала общепризнанной, когда Кеплер доказал, что расхождение теории Аристарха с наблюдениями было вызвано его ошибкой в определении орбит земли и планет: он считал их круговыми, а не эллиптическими. Однако главное сочинение Птолемея «Альмагест» — трактат об астрономии как отрасли математики, содержал положения, на много веков определившие астрономические представления и методы, которыми пользовался Птолемей, опиравшийся на сферическую геометрию и тригонометрию, разработанные Гиппархом и Менелаем Александрийским. Последующие астрономы пользовались уточненными им расчетами солнечных и лунных затмений, длины самого короткого и самого длинного дня на различных широтах, его таблицами, отражавшими положение планет для каждого дня, и координатами 1028 неподвижных звезд. В математике осталось применявшееся им деление круга на 360 градусов и деление градуса на минуты и секунды; в географии — его таблицы параллелей и меридианов, математические методы черчения карт; в оптике — его наблюдения над преломлением лучей в разной среде.
Немаловажна была и роль античной математики. «Начала» Евклида легли в основу изучения геометрии. Труды Аполлония из Перги и Серена о сечении конусов и цилиндров — стереометрии, а составленные Гиппархом и Менелаем Александрийским таблицы хорд, соответствовавшие таблицам синусов,— тригонометрии. Работами Диофанта, Паппа и других математиков, содержавших, между прочим, методы решения квадратных и кубических уравнений, извлечения корней, были заложены начала аналитической геометрии и алгебры, разработанной впоследствии арабскими учеными. В VI в. Аммоний разделил математику на арифметику, геометрию, астрономию и музыку и такое деление сохранилось вплоть до нового времени.
В античности существовало три гуманитарных науки — грамматика, риторика и логика, также четыре естественных — геометрия,
арифметика, астрономия и музыка. Эти семь наук — то, что передала нам античность как основу европейского образования. И до сих пор научные труды и накопленные знания античных ученых пользуются большой популярностью. Наука античности это важное ядро в системе знаний всех последующих эпох, в особенности это касается эпохи Нового времени.


Рецензии