Ни дня без иероглифа

Не устали ли Вы, дорогой читатель, от английского и прочих эсперанто?  Тогда я предлагаю Вам небольшую прогулку в совсем иной мир.  Попытаемся прочесть египетское имя в первой строке иллюстрации.

Вспомним, что некоторые иероглифы, могут обозначать кроме  предметов, действий, свойств и отдельные звуки. Попробуем начать с этого. Первый слева знак ( тростник) соответствует звуку И (хотя, возможно, и одному из вариантов А – ведь магнитофонные записи или пластинки с тех времен до нас не дошли) . Столбик правее из трех знаков (для экономии места и\или усилий, если на камне) начинаем читать сверху.  Он похож на круглый хлеб, вид сбоку, и действительно означает хлеб – Т или ИТ, звук Т.  Далее волна и означает воду или волну,  Н.  Итак, получилось ИТН или АТН. Принято считать, что а неудобопроизносимых сочетаниях согласных добавлялось неясное беглое Е (как в армянском, например).  Тогда имеем ИТЕН или АТЕН. Это известное имя, обычно в форме Атон, - одно из имен бога солнца Ра. Выделенный красным кружок с точкой и есть Ра. Но в данном случае он не произносится, а как бы определяет область  значений.

Посмотрим, однако, на последний, тоже выделенный нами красным, знак. Там явно женская фигура.  Она тоже немая, но подсказывает, что главная героиня текста – не бог.  Так что запомним пока имя и читаем дальше. Пять раз (!) повторяется один знак – НЕФЕР – красивый или красивая – прилагательное.  Из него можно сделать разные существительные – красота, красавица-женщина, красавица-корова итд.  Для этого в первом случае добавляют непроизносимое слово – свиток,  в других – соответствующее существо.  Здесь такого не видно, но ведь есть уже определитель – женщина в конце.  Итак, первый НЕФЕР, вероятно, просто КРАСИВАЯ или КРАСАВИЦА.  Объяснить  еще четыре знака можно только так:  три одинаковых знака иногда означают множественное число (в текстах о царях или богах; иначе надо добавлять окончание множ. числа – цыпленка – звук У, а это может быть несерьезно).  Тогда имеем

КРАСАВИЦА\КРАСИВАЯ -  КРАСИВЫЕ\КРАС’ОТЫ

(множ.). Правда, здесь нет свитка, превращающего слово в существительное, но такой пропуск бывает.

Если бы между этими словами стоял предлог, смысл был бы превосходной степени сравнения:

КРАСИВАЯ СРЕДИ КРАСИВЫХ = КРАСИВЕЙШАЯ

Опять–таки, в надписях, бывает, только подразумевают служебные слова.

Затем опять идет НЕФЕР.  В поисках смысла приходится думать, что это – начало следующего слова и нужно прежде вернуться к включению имени бога – из уважения такие имена могут ставить в начале, хотя читаются позже:

КРАСИВАЯ\КРАСАВИЦА -  КРАСИВЫЕ\КРАС'ОТЫ - АТОН.

Для связи слов ,  не имея склонений,  египтяне придумали предлоги (типа английских to, of, ), но часто обходились без них.  Так что сочетанию этих слов можно придать один из таких смыслов:

КРАСИВАЯ – КРАСОТАМИ – АТОНА

КРАСИВЕЙШАЯ – АТОНА                (*)

Пойдем дальше. За пятым НЕФЕР  стоит известный нам хлеб – Т и ниже косые черточки - другой вариант И (или близкого к нему звука).  Хлеб мог бы означать указание женского рода (на чем экономили в начале строки; тогда черточки могли значить превращение прилагательного от существительного, что странно, так как изначально мы имели прилагательное…

Следующие знаки – знакомое И – тростник и еще вариант Т. Если их переставить местами, получится окончание статива – временнОй формы, близкой к перфекту в некоторых языках.  А ножка, пририсованная к И, сигнализирует о том, что речь идет о движении.  Возможно, в целях экономии здесь записан глагол ИИ или ИЙ – идти, приходить, только И выражено черточками, и И-ножка для экономии совмещена с ТИ, потому вышло ИТ. Тогда имеем

КРАСИВАЯ\КРАСАВИЦА – ПРИШЛА (и осталась)  (**)

Последняя, выделенная красным, фигурка – царица – как мы говорили, не произносится. Итак, вся строка – сумма одного из вариантов (*) плюс  (**).

Мы расшифровывали вариант, приведенный известным египтологом Баджем в конце книги «Египет: классический путеводитель» и сопровождаемый таким произношением (без анализа и комментариев):

НЕФЕР – НЕФЕРУ – ИТЕН  НЕФЕРТИ – ИТ (ТИ)

Здесь , как обсуждалось, Итен = Атон.  Рекомендуемая перестановка – в скобках подтверждает наше предположение.  Однако присоединение первого ТИ к НЕФЕР , видимо, означает принятие первой у нас гипотезы.

Встречаются и немного отличные варианты иероглифического написания (и, конечно, прочтений). Условно принято делать ударение в каждом слове (между тире) на первом слоге.

Известны два скульптурных портрета самой знаменитой красавицы и многочисленные удивительно милые изображения ее семейной жизни – с мужем, Аменхотепом Четвертым,  и шестью дочерьми.

В Петербурге на Неве,  на противоположном от Медного всадника берегу, чуть ниже по течению, стоят два Сфинкса.  Каждый может чуть прикоснуться к величайшей египетской истории и культуре, которая,- по словам одного из исследователей – как барон Мюнхаузен, сама себя, не имея предшественников,  вытащила из небытия.

Лентой вокруг постаментов идут надписи.  Они содержат по пять расположенных в установленном порядке имен тестя Нефертити, царя тростника и пчелы, т.е Верхнего (по течению Нила) и Нижнего Египта,  Аменхотепа третьего.  Мы легко узнаем четвертое – тронное имя, аналог девиза эпох императора,  и пятое – личное: они окружены удлиненными рамками – кольцами.   Четвертое означает – «Владыка правды Ра,  отпрыск Ра».  Напомним, что Ра – это как бы высшее, объединяющее имя бога солнца. Среди частично повторяющихся надписей есть и идущие справа налево - в них имена и все остальное будут точно зеркально отраженными.

Пятое приведено во второй строке нашей иллюстрации.  Оно начинается с двух расположенных между рамками знаков – утки и солнца – СА - РА и означает «сын Ра».  В начале рамки узнаем  тростник – А или И и волну – Н. Однако вместо хлеба – Т здесь другой знак – вариант М. Итак, упомянуто другое имя бога солнца – Имен или Амон. В целом получается, вместе с последующими знаками-словами

ИМЕН –  ХЕТЕП –        ХЕК –       УАСТ
АМОН – ДОВОЛЕН – ПОВЕЛИТЕЛЬ – ФИВ

(этот город, как и имена фараонов и богов, более известен по искаженным греческим именованиям).

Помещение имени царицы – только жены фараона в кольцо, как и у царя – признак особого уважения.  Правящие же  царицы – большое исключение из традиции.  Таким была ХАТШЕПСУТ - немного ранее, из той же восемнадцатой династии.  Естественно, ее имена писались в кольцах, но между ними стояло то же СЫН РА (а не СА.Т– сестра , с добавлением хлеба – Т).

Однако пора заканчивать.  Это всегда нелегко, так речь о бесконечно глубоком и неисчерпаемом мире…  Быть может, мне удалось убедить кого-то войти в этот мир с его неисчерпаемыми  тайнами, неопределенностями и новыми открытиями, уточнениями  и расшифровками…  Пусть мы узнаем гораздо меньше, чем профессионалы – перед лицом бесконечного разница не так велика.  А наш внутренний мир расширится невероятно.  Вспомним, что ветхозаветный пророк  Моисей воспитывался в Египте.

P.S. Упомяну все же, что сын Аменхотепа Третьего, муж Нефертити, вызвал на несколько поколений грандиозные перемены в стране, сделав главным культ бога Атона вместо Амона ( и переменив свое имя на  Ху-ен-Атон, или Эхнатон).  Мнения о нем полярны – от великого религиозного реформатора до сумасшедшего.




 


Рецензии