Своя рубашка ближе к делу!

«Их одежда мало отличается от нашей. Они носят красные бумажные рубахи и бурку из валеной шерсти или войлока, которую поворачивают [на плече] в ту сторону, откуда дует ветер, так как им закрывается только половина тела» /Джиовани Лукка, 1634 г./ (1).

Европейские путешественники и исследователи в середине XVII века описывали нижнюю мужскую рубаху у адыгов как «красную бумажную». Полтора века спустя, по описанию Юлиуса Клапрота, «их рубашки («яна») сшиты или из белого полотна, или, по грузинскому обычаю, из легкой красной тафты с застежкой на груди» (2). Гораздо позже в описаниях обычной одежды черкесов упоминается «шелковая нижняя одежда» «из шелка или из ситца, преимущественно одноцветная: синего, белого или красного цвета, так же украшенная золотыми галунами», при этом «у кабардинцев она только немного короче, чем верхняя, а у восточных черкесов — наоборот, длиннее» (3). Другой особенностью рубашки (уапа) было то, что она «застегивалась на груди» (4), начиная от солнечного сплетения.

Секреты кроя и пошива черкесской нательной рубахи были раскрыты позднее в начале XX века Е.А. Студенецкой в её уникальном труде «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.» (5). Указывая на то, что рубашка существовала в XVII-XVIII вв. «по крайней мере, у богатых» (5, 30), она ставит вопрос об «обязательности рубахи в костюме XVIII- первой половины XIX века», который для неё остается неясным. Между тем «у адыгов, судя по рисункам, во многих случаях из-под черкески видна более длинная светлая одежда, а из-под неё иногда еще одна, самая длинная; возможно, что последняя нательная рубаха» (5,31). Описывая мужскую одежду конца XIX – начала XX века, Е.А.Студенецкая выделяет «по покрою два типа нательных рубах: 1) рубаха туникообразная с перекидным плечом, прямыми рукавами с ластовицами, с клиньями в боках, на груди посредине разрез, застежка у ворота на одну пуговицу; 2) рубаха со вшивным плечом и выкройной проймой», при этом, «второй тип постепенно сменял первый, но длительный период они сосуществовали», позднее «туникообразная рубаха сохранялась только у старшего поколения» (5, 71).

Современные ученые и мастера, изучающие национальную одежду адыгов (черкесов) конца XIX – начала XX века по выставочным экспонатам и в архивах этнографических музеев, среди которых народный мастер Вячеслав Мастафов из Кабарды, дают следующее описание адыгской мужской рубашки: «Мужская рубаха, имеющая крой, сходный с кроем армейской гимнастерки и конструктивно близкая к тому, что называлось «кавказской рубашкой», является предметом из линии эволюции традиционного северокавказского костюма, вошедшим в быт в 1930-1950-х годах. Одновременно существовали рубахи, более близкие к традиционному мужскому капталу (кафтану)» (6, 30). А знаменитый черкесский художник-модельер Юрий Сташ выделяет несколько особенностей именно черкесской рубахи: «Нательная рубаха адыгов отличалась стоячим воротом, прилегала к телу, застегивалась на груди, начиная от солнечного сплетения, и на манжетах использовались пуговицы и внешние петельки, изготовленные по технологии басонного плетения адыгов. Такую черкесскую рубаху шили специально к черкеске, учитывая её покрой. В наши дни спрос на такие рубашки растет. Современная адыгская молодежь носит их отдельно в повседневной жизни, и это становится популярным. Возможно, со временем начнется их производство в промышленных масштабах».

Действительно, сегодня современные адыги (черкесы) возрождают культуру ношения национальной одежды, но в основном только во время особых праздников, например, в День адыгского флага, День национального адыгского костюма, День Памяти и Скорби 21 мая, на Адыгский Новый год 21 марта, а так же на свадебные торжества и во время конных состязаний республиканского или местного уровня. Правда, черкеска так и не стала частью современной одежды адыгов. Между тем, как раз нательная рубаха, которую прежде шили то из бумажной ткани, как в XVII веке, то из хлопчатобумажной или из шелка, ситца и даже тафты, как в XIX веке, постепенно становится неотъемлемой частью современной одежды адыгских мужчин. Приверженцы традиционного подхода к одежде, они предпочитают носить рубашки, сшитые в этно-стиле, сами не замечая, как те становятся постепенно новомодным трендом у современных черкесов.

Если полагаться на мнения современных адыгских мастериц и дизайнеров одежды, то сегодня черкесская рубашка становится важной частью гардероба любого адыгского мужчины, говорящей о его стиле, вкусе и даже доходах. Она походит больше на тунику, которая носится не только под черкеску, а так же, как и современные мужские сорочки, самостоятельно или под пиджак, подвязывается кожаным поясом, сделанным в национальном стиле. Современные мастерицы шьют их, как и в старину, из шелка, ситца, хлопчатобумажных тканей, а порой и из грубых тканей. При этом, как и в старину, она застегивается на груди, начиная от солнечного сплетения. В качестве застежек используются пуговицы, сплетенные из серебряных или золотых ниток по технологии басонного плетения адыгов. Очень редко, по желанию, рубашку украшают галуном.

Пока такие черкесские рубашки чаще всего шьют индивидуально у мастериц, в арт-мастерских или ателье по пошиву национальной адыгской одежды. Цена на них варьируется, начиная от 1500 рублей, в зависимости от вида ткани и количества пуговиц, изготовленных вручную. Между тем, черкесская рубашка не дороже современных мужских сорочек, купленных в сетевых магазинах. Зато она носиться дольше, если сшита от души. И, как писал Карл Кох в 30-хх гг. XIX столетия: даже если «на ней появится дырка, то она не рвется дальше. По этой причине, черкесы носили такую нижнюю одежду до тех пор, пока она не разорвется полностью или не истлеет» (3). Как говорится в народе: «Своя рубаха ближе к телу».

Правда, можно перефразировать эту народную русскую пословицу, означающую, что «собственное благополучие или благополучие близких дороже интересов других людей», оправдывая тем самым индивидуальный подход к жизни, на такое изречение, как «Своя рубашка ближе к делу». Только в этом случае, оно означает то, что производство черкесских рубашек можно было бы начать и в промышленных масштабах, с учетом действующих стандартов швейного производства современной мужской одежды. Безусловно, появление фабрики по производству брендовой черкесской рубашки, типа «Circassian shirt» Made in Adyghea, со временем, при правильной маркетинговой стратегии развития спроса на её продукцию, приведет к благополучию не только её производителей, но и региона в целом, благодаря инвестициям и рабочим местам. И тогда в круг национальных брендов адыгов можно будет с гордостью включить и ту самую черкесскую рубашку, о которой упоминалось еще в середине XVII века. Но это уже будут решать молодые адыгские дизайнеры и модельеры в будущем…

Библиография:
1. Джиовани Лукка. «Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена. 1625» (Sic!) — перевод с французского П. Юрченко, опубликованный в «Записках Одесского общества истории и древностей», т. II. Одесса, 1879. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
2. Генрих – Юлиус фон Клапрот. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг., (журнал "Вестник Европы", 1812 г.). Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974
3. Карл Кох. Путешествие по России и в Кавказские земли 1836, 1837, 1838 гг. (Пер. А. И. Петрова). Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974
4. Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. М. Изд. Надыршин. 2010
5. Е.А. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., М. Наука, 1989
6. Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. Санкт-Петербург, 2016.

Иллюстрация из "Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея".


Рецензии