Охотское море

               
              «Не робей, воробей, держись орлом!» (русск. пог.)

              "Охотское море волною гремит,
              Бросками проносятся чайки.
              Вулкан-великан в отдаленье дымит,
              Хвалу воскуряя Камчатке.
              Сейчас  за скалой закричит пароход,
              Стремительный, с белой каймою,
              И, вздрогнув, жующий олень повернёт
              Крылатую голову к морю" -  это  прекрасные стихи прекрасного поэта – Новеллы Матвеевой… Ой, только сейчас сообразила,  у нас – одинаковые фамилии! Когда-то, как и Новелла, я пересекла Охотское море! Значит, и она всё то, что попалось мне на глаза и осталось незабываемым впечатлением на всю жизнь, тоже видела! Расскажу о своих впечатлениях – прозой…
                Семидесятые… Время великих строек, дерзких желаний, сногсшибательных приключений! Мы, молодёжь, много читали, нас учили не быть мещанами, смело покорять пространства, подчинять свою жизнь нуждам страны, от нас требовали подвигов! Служба в армии была почётной обязанностью парней, от неё не «косили» - это было позорно! В армию охотно шли и девушки – а куда они только не шли? Целыми кварталами из замшелых городов отправлялись они на стройку БАМ, в Гусиноозёрск – строить громадную электростанцию, в степи Туркмении служить, возводить на Амуре город Комсомольск!..
               Я в это время жила и отрабатывала диплом за техникум в Башкирии… Отработала… Неожиданно за мной приехала моя мама – отконвоировать единственную дочку домой, в Казахстан… Как – домой? Нет, я не хочу домой! Я тоже хочу вершить большие деяния, находиться в ключе событий, помогать стране, совершать подвиги самопожертвования!
               Тайком я мчусь в Сибайское Городское бюро комсомола, где сама состояла активным его членом, и заявляю: "Пошлите меня туда, где я буду полезна!" Меня оформляют… на рыбную путину на Камчатку, в неведомую Оссору!  Возвращаюсь в общежитие,  показываю матери документы – страна зовёт на подвиг! Она в ужасе, но и ей известно слово «надо!», возвращается в Петропавловск без дочери…
                Я – следом, мимо родного города, где к вагону подбежит попрощаться мой отец. Целым составом нас  мчат на Восток!  Позади остаются  Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток,  прибываем в Находку…  Екатериновка –  посёлок под Находкой. Здесь мы живём в бараках, наверное, оставшихся от сталинских лагерей – ждём свой корабль, который перевезёт нас на Камчатку. Там  нам предстоит по 18 часов стоять у разделочных столов в резиновых сапогах и кожаных фартуках, чистить рыбу...            А мы на всё готовы! Хоть на подвиг! Но в глубине души меня пугает круглосуточная работа и резиновые сапоги, ведь я – единственный, избалованный в семье ребёнок…
              Два месяца мы жили в посёлке Екатериновка, нетерпеливо ждали свой корабль. И он за нами пришёл в середине лета – «Брянск», сухогруз. Мы вышли, наконец, в море!  Сначала - в Японское, потом между Сахалином и Японией –  в Охотское! Человек, чья жизнь всё время проходит в городе, в обыденных делах, мельчает. Необходимо время от времени сверять свои часы с ритмами природы. Хоть время от времени оказываться в условиях стихии, чтобы понимать  величие ПРИРОДЫ! 
      
           Как описать дыхание моря – не какого-нибудь внутриконтинентального, Чёрного или Балтийского,  я уж не говорю про Каспийское, а ОХОТСКОГО, почти ничем не отделённого, кроме редкого пунктира Курильских островов, от ОКЕАНА? Как описать эти огромные, мерно вздымающиеся валы, про которые не скажешь «волна» - даже смешно, и КАЖДЫЙ из которых – как  целый город, на горбушке которого наш  большой корабль с сотнями людей кажется щепкой?
            Как описать наш восторг, когда невдалеке  с поверхности моря начинают вдруг вырываться мощные фонтаны? Десятки мощных фонтанов! Это играют киты… Потом, как лезвия ножей, начинают прыгать и резвиться вокруг корабля  и вокруг китов дельфины – крутобокие, упругие, как мячи, с белыми пятнами по обе стороны от головы! 
            Игры дельфинов выглядят  как на безобидной детской картинке, но мы-то кое что к тому времени прочитал, и знаем, что эти  весёлые дельфины – страшные убийцы, хищники, они - враги огромных китов! Что они способны впиться в рот киту, выесть его язык, обрекая на долгую и мучительную смерть огромное, несопоставимое с ним по величине, животное!..
            Естественный отбор…
            Потом мы восторгаемся видом огромных рыбин – величиной с два, три тазика -  камбал, которых одну за другой  швыряют на палубу энтузиасты- рыбаки, объявившиеся среди пассажиров! Что, вы представили себе тех серых камбалок, которых видели в магазинах? Нет, скажу я вам,  ЭТИ камбалы – настоящие павлины или петухи по раскраске – всеми цветами радуги переливаются они… пока не заснут! А потом они становятся серыми…
            Иногда кому-нибудь из рыбаков повезёт – и из морских глубин ПОКАЖЕТСЯ, а потом ОКАЖЕТСЯ на палубе огромный камчатский краб – величиной с телёнка! Мы видим и других неведомых морских животных – то ли тюленей, то ли ещё кого-то – не успеваем определить,  вода вокруг корабля кипит, полная живности! Вот кто-то прямо на палубе разделывает огромную кету… Красной икры из неё получилась целая литровая банка! Я уже знаю – её зальют солёным кипятком, и через пять минут икра готова к употреблению!..
             После двухнедельного плавания на горизонте покажутся вулканы, некоторые из них дымят… С одной стороны - Тихий океан, с другой - Камчатка... Когда подойдём ближе к ещё не оттаявшим (это в середине-то лета) берегам Камчатки, увидим и лежбища морских львов, сивучей, котиков, тюленей, колонии морских птиц! И всё – флора и фауна – таких величин, таких размеров, таких масштабов, которые нам  и не снились в глубине континента! Что за благодатный край?
              Город Петропавловск… Да… Из одного Петропавловска, казахского – в другой… Мы побродили по улицам, и отправились дальше, по Беринговому морю, справа от нас - Алеутские острова... Иногда судно останавливалось – вдали от берега, к нему подходили шлюпки, и мы прощались с очередной партией молодых работников, которым предстоит отстоять всю путину у разделочных столов на консервных заводах. Ну и наворотят они дел!.. Ну и заработают они денег!..
               А мы снова плывём дальше… За мной ухаживает молодой морячок Юрка Матвеев. Он таскает мне с камбуза в твиндек, где нас, вербованных, сотни, квашеную капусту - больше ничего моя душа не принимает уже две недели, что идём по Охотскому морю. Всё время меня тошнит от жутких перепадов волн. Иногда он помогает мне, ослабевшей, взобраться вверх, на палубу, и там поёт в полный голос:
             - Море вернулось с говором чаек,
             Песней прибоя рассвет пробудив,
             Море, верни меня в дальние дали,
             Сердце как песня, летит из груди!
             О, море - море, преданным скалам...
             Поёт он хорошо, только иногда перевирает слова. Я любуюсь на его молодую стать, роскошный пшеничный чуб, и глупые влюблённые глаза. Справа остаются остров Беринга, Командорские острова, слева мы видим  город Камчатск на фоне знаменитого курящегося вулкана  «Ключевская сопка», мыс Сивучий…
             Японское море... Охотское море... Берингово... Однажды увиденные во всей красе, они дышат во мне всю жизнь! Вот и последняя остановка – посёлок Оссора, пункт моего назначения… ОССОРА… Недалеко через пролив - Америка!.. Год 1970… Мы сходим на берег...

 
             Сейчас, в 2020 году, я думаю: "Что же мне осталось от той поездки на Дальний Восток кроме мужа Юрия Матвеева и двух дочерей?" Я иногда хватаю за рукав какого-нибудь молодца, который стоит с рекламками на улице в костюме медведя, клеит на стену объявления, или бегает по магазинам, уточняя – какого товара завезти? Такой мизерной представляется его «бурная деятельность»! Так хочется привести его в чувство! Подвигуть на великие дела!
              «Ты – молодой мужчина, сильный, смелый! Ты должен горы ворочать, подвиги совершать! Сказать в старости детям: «Я СТРОИЛ ГОРОДА! КОСМОДРОМЫ!, ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, Я ТЯНУЛ ГАЗОПРОВОД!..» - горячо обращаюсь я к нему. - Что вы сидите у матерей под юбками? Вы же ни-че-го не знаете, ни-че-го не видели! Ни одной книжки не прочитали! Вот скажи – где находится Австралия?»  - спрашиваю его. «В Америке» - отвечает парень, который спешит, и убегает от странной женщины… Другой сказал: "В африке!" Третий: "В Средиземном море"...
           А мы географию изучали не только по картам…

           (продолжение - рассказ "Естественный отбор")


Рецензии
Да, времена меняются.
Сейчас и у молодых, и у пожилых одна забота - найти работу.
Любую.
А космодром уже двадцать лет строят - воруют миллиардами.
И ещё двадцать лет строить собираются.
Байконур после войны с разрушенной экономикой за три года построили.
Так вот.

Поддержу рассказ в рейтинге.

С уважением,

Виктор Николаевич Левашов   11.02.2020 12:46     Заявить о нарушении