Талант
- Сегодня Красная луна – то время, когда старейшины смотрят в души людей. Испокон веков раз в восемь лет они делают это, чтобы выяснить, каким талантом наградили детей боги. Они добры к племени и каждому делают дар. Потому что любят нас, ибо мы их чада. Они хотят, чтобы наше племя жило и процветало, потому что мы чтим богов и живем по заветам предков.
Один получает в дар умение выслеживать зверя и птицу. Второй – умение довить рыбу. Третий знает, какие растения съедобны. Четвертый дружит с огнем. Пятый предсказывает, когда боги разгневаются и пошлют на землю бурю. Шестой умеет изгонять хворь. И так можно сказать о каждом из нашего племени, поскольку ни одного из нас боги не обходят стороной своими благодеяниями.
Раз в восемь лет старейшины проводят обряд. Его проводят для тех, кто появился на свет за эти годы. Красная луна делает души прозрачными, и старейшины видят, какой дух займет место в душе ребенка: дух охоты, дух огня и прочие.
Сейчас старейшины отведут детей в пещеру, и там свершится таинство. Никто не смеет зайти туда во время обряда. Будем ждать здесь, будем петь и плясать, славя богов.
Через несколько часов старейшины привели детей обратно к костру. Каждый ребенок выходил на площадку перед костром и говорил племени, какой у него талант.
- Я знахарь, - сказал Мито, сын Олая.
- Я следопыт, - сказал Личи, сын Тромы.
- Я будущий вождь, - сказал Сена, сын Абы.
И каждый из детей выходил и объявлял дар, данный ему богами, пока очередь не дошла до Маки, сына Лоя.
- У меня нет таланта, - сказал он, не поднимая глаз.
Люди в недоумении стали роптать. Как это так – нет таланта?
Вождь подозвал старейшин, и они о чем-то стали шептаться.
- Бывает, что боги молчат, - наконец сказал вождь, - в таком случае они объявят свою волю позже, в следующую Красную луну. Не расстраивайся, Маки, у каждого есть талант. В прежние времена были случаи, когда боги объявляли талант только во вторую Красную луну. Подождем.
Однако и в шестнадцать лет боги обошли вниманием Маки.
Вождь похлопал его по плечу и сказал сочувственно:
- Что ж, Маки, иногда боги отворачиваются от человека по непонятной причине. Не отчаивайся, в третью Красную луну они обязательно скажут. Ни разу не было такого, чтобы человек появился на свет без таланта.
До следующей Красной луны Маки был предоставлен сам себе. Охотники его не брали с собой на охоту, потому что у него не было таланта охотника. Рыбаки тоже не брали его на рыбалку, потому что у него не было таланта рыбака. Он не ходил со знахарями собирать травы, с земледельцами – ухаживать за будущим урожаем. С ткачами он не ткал, с предсказателями не предсказывал, с оружейниками не изготавливал оружие.
От безделья Маки стал заглядываться на девушек. Мона, дочь Заны, очаровала его, и Маки приударил за нею, однако получил от ворот поворот.
- Почему ты отказываешь мне, о Мона? – возопил несчастный возлюбленный.
- Потому что у тебя нет таланта, - ответила жестокая красавица.
- Ну и что? – не сдавался Маки. – Зато я могу одеть тебя в лисьи шкуры с ног до головы.
- Да что ты! – не верила красавица. – Если оденешь меня и принесешь те блестящие камни, что находят в реке в семи днях пути отсюда, тогда буду твоей, но не раньше.
Маки поскреб затылок и узнал окольным путем у Млии, какие цветы ей нравятся. Лак, сын Тона, охотник, был без ума от Млии. Маки пришел к нему и сказал:
- Выслушай меня, о Лак, сын Тона. Боги не дали мне таланта, однако я знаю, как тебе завоевать сердце красавицы Млии.
- Если поможешь мне жениться на ней, проси все, что хочешь, таково мое слово, о Маки, человек без таланта.
- Подари ей вот такие цветы и скажи, что она нравится тебе.
Лак так и сделал. Вскоре племя сыграло свадьбу Лака и Млии.
- Чего же ты хочешь, о Маки?
- Несколько лисьих шкур, о Лак.
- Возьми, сколько пожелаешь.
Маки взял шкуры и спрятал их. Теперь осталось добыть блестящие камни. Сам Маки не мог сходить к реке, потому что сразу бы заблудился в лесу. Оставалось одно: выменять камни у следопытов. Он пришел к Нору, сыну Пита, и сказал:
- Дай несколько блестящих камней, о Нор, тех камней, что находят в реке в семи днях пути отсюда, потому что они нужны мне.
- Хорошо, о Маки, дам тебе камни. Пока я ходил за ними, моя обувь пришла в негодность. Принесешь новую обувь, и я с радостью поделюсь с тобой камнями.
Маки пошел к Лану, человеку, шьющему обувь, и сказал:
- Сшей мне крепкие башмаки, о Лан.
Тот ответил:
- Сошью, о Маки, если принесешь трав от хвори, которой страдает жена.
Маки пошел к знахарю, тот отправил его к лесорубу. Лесоруб отправил к кожевнику, а кожевник – к рыбаку. Рыбак – к земледельцу. Тот – к вождю. А вождь – в соседнее племя.
В конце концов Маки выполнил все требования и принес красавице камни и лисьи шкуры. К тому моменту прошел уже год со дня их последней встречи.
- Вот твои шкуры и блестящие камни, о Мона. Я выполнил все, как и обещал. Будь моей!
- Дорога ложка к обеду, о Маки. Много времени прошло с тех пор, как ты отправился выполнять мое желание. Ты думал, что я буду ждать вечно? У тебя был шанс, но ты был слишком непроворным. Теперь не нужны мне ни шкуры, ни камни, ибо я полюбила Раву, сына Гера, и выхожу за него замуж.
Маки вернулся в свою хижину и стал размышлять. «Мне пришлось выполнить требование вождя, чтобы выполнить требование земледельца, чтобы выполнить желание рыбака, чтобы выполнить желание кожевника, чтобы выполнить требование лесоруба, чтобы выполнить требование знахаря, чтобы выполнить желание обувщика, чтобы выполнить желание следопыта для того, чтобы заполучить камни», - думал он. – «Я потратил уйму времени на то, чтобы договориться со всеми. Потратил полгода на то, чтобы сходить в соседнее племя и там выполнить почти столько же требований, как и здесь, которые выдвинул вождь того племени. Вот если было бы что-нибудь этакое, что устроило бы и рыбака, и земледельца, и вождя, и знахаря, что-то, имеющее ценность для всех … тогда вместо многих действий мне нужно было бы совершить всего одно, и Мона была бы моей! Однако, что это может быть? Зерно? Мясо? Бобы? Стрелы? Оружие? Земля? Камни? Скот? Нет, нужно, чтобы этот предмет совмещал стоимость каждого из перечисленного… Вернее, чтобы на него можно было обменять и зерно, и мясо, и оружие, и скот… Чтобы он устраивал всех, был удобен для обмена… Великие боги! Надо просто ввести то, чего у меня полным-полно, а у других людей нет! Тогда я смогу выменять у соплеменников все, что захочу! Одна загвоздка: сами люди никогда не пойдут на введение в обращение каких-либо предметов (для краткости назовем эти предметы деньгами: хорошее слово, звучное), потому что прекрасно сами могут обменять то, чем владеют, на что угодно. Надо логично и убедительно обставить введение промежуточного средства расчета. Красиво звучит: промежуточного средства расчета! Впрочем, слово «промежуточного» здесь лишнее. Пусть будет «средства расчета». Отлично! Средство расчета! Звучит классно! Так и запомним: средство расчета. А теперь подумаем, что будет средством расчета. Где-то валялись раковины… Вот так штука: они позеленели. Наверно, плесень. И не оттирается. Отлично! Просто отлично!!! У кого в племени есть зеленые раковины? Да ни у кого! Вот и средство расчета – раковины! Зелень – средство расчета! Остается убедить теперь в этом вождя, людей убедить будет несложно. Вождю можно отдать часть раковин, тогда он поддержит. Ведь люди как дети, любят играться всякой ерундой. Главное – придать этой ерунде смысл, которого в ней нет и отродясь не было… В общем, задурить голову. А это мы умеем, научились во время командировки в соседнее племя, а то там сожрали бы: иноплеменные - люди простые. Итак, в путь, к вождю!»
Затея Маки имела успех. Правда, поначалу люди артачились, но научившись торговаться (ей-богу, это было такое увлекательное занятие!), поняли, что, владея, деньгами, могут позволить себе меньше проводить времени на охоте, в поле, в лесу, потому что важнее уметь торговаться, завышая стоимость произведенного товара, а не клепать его не покладая рук. Эпидемия накопления средства расчета вскоре перекинулась на соседнее племя, из него – на другое, живущее в месяце пути, и, в конце концов, охватила всю Ойкумену.
В следующую Красную луну боги снова обошли Маки стороной. Вождь его позвал к себе и сказал:
- Боги не дали тебе таланта, о Маки, поэтому согласно заветам предков тебя надо казнить. Племени не нужны паразиты. Боги едины в этом вопросе. Однако ты помог мне разбогатеть. Принеси издохшего осла, мы зашьем его в мешок и бросим со скалы в море вместо тебя. А ты иди отсюда куда-нибудь далеко-далеко и больше никогда не возвращайся. Прощай.
С тех пор неважно, обладает ли человек талантом, или нет, главное – чтобы у него были деньги.
Свидетельство о публикации №220020800848