Алексей Егорович и Вера Ивановна Егоровы

Продолжая исследования генеалогии большого семейства скульптора И.П. Мартоса [1–6], расскажу в настоящей миниатюре то,что мне известно о семье знаменитого художника Егорова Алексея Егоровича (1776–10.09.1851), женатого на предпоследней дочери Ивана Петровича  от первого его брака, Мартос Вере Ивановне (04.06.1799 –?).

Как и в предыдущих миниатюрах, воспользуюсь для этого «Воспоминаниями» М.Ф. Каменской [7], письмами И.П. Мартоса своему родственнику И.Р. Мартосу, Справочником метрических записей архивов С.-Петербурга и другими биографическими материалами из интернета,а также и миниатюрой В.С. Пикуля «Свеча жизни Егорова». Последнюю ссылку использовал, правда, в незначительной степени, поскольку и Пикуль, прославленный мастер исторических миниатюр, сведения о семье художника позаимствовал во многом у Каменской.

Но вначале дам небольшую справку о художнике  А.Е. Егорове, носящего в молодые годы титул «русского  Рафаэля». А еще при жизни художника литографированный портрет его работы Г.А. Гиппиуса 1822 г. был  включен литографом в «Собрание 25-ти портретов государственных чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих, посвященное  Его величеству государю императору Александру I». 

В современном же справочнике «Единый художественный рейтинг»  у А.Е. Егорова указан рейтинг 1В, согласно которому  в настоящее время его считают художником-профессионалом высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующимся безусловным спросом и популярностью. 

Ну и, конечно же, учтем, что в интернете биографических сведений о профессоре  Императорской академии художеств  и учителе Карла Брюллова, покоящегося в Александро-Невской лавре, достаточно много. Имеются в интернете некоторые сведения и о  семье  художника. Так в Википедии  говорится, что «в браке  Егоров имел трех дочерей и сына: Надежду Алексеевну (в замужестве за Д. Н. Булгаковым), Авдотью Алексеевну (в замужестве за А. И. Теребенёвым),  Софию Алексеевну и Евдокима Алексеевича (1832–1891) – художника по фарфору и фаянсу, гравера и выпускника   Академии художеств, работавшего с 1874 года  в Париже. Под его руководством работали Репин, Якоби, Макаров, и др. известные художники».

Замечу, что «интернетовские» сведения о детях художника на генеалогических сайтах являются малоинформативными,  за редкими исключениями,  поскольку сведений  о датах рождения детей в них практически нет. А детей в семье Егоровых было, отнюдь не четверо, как указано в Википедии, а целый десяток, как выяснил автор настоящей миниатюры. Причина такого несоответствия связана, прежде всего, с тем, что сведения о детях семейства Егоровых  у Каменской ограничены по двум причинам. Прежде всего, у Егоровых были дети, умершие в детстве, а также родившиеся в более поздние годы, о которых автор незавершенных «Воспоминаний» просто  не знала.

Тем не менее, начну свое повествование с цитирования  М.Ф. Каменской, совершившей в 1828 году свою экскурсию по квартирам преподавателей и профессоров Академии (стр. 149): «За квартирой Григоровича, на угол 4-й линии, шла квартира профессора живописи Егорова. У него в мастерской убранства никакого не было, кроме того только, что по всем стенам были развешаны чудные картины его работы, привезенные из Италии, которые нынче ценятся так дорого <…>. 

Алексей Егорович всегда стоял перед мольбертом с палитрой и муштабелем в руках,  и писал какой-нибудь большой образ. Около него в кресле, в пунсовом ситцевом платье, прикрывая ковровым платком свой громадный живот, всегда сидела на натуре, очень еще красивая собой, жена его Вера Ивановна. (Я ее не помню иначе, как в «почтенном» положении».) И она, бедная женщина, вечно, без устали и ропота, служила изящному искусству.<…>. Я уже сказала выше, что Егоров писал с нее Богородиц, а с дочерей своих – ангелов.

Барышень у Егорова было тогда три: Наденька – тонкое, воздушное, сентиментальное создание, именно с ангельским личиком; Дуничка – живая, веселая девушка, не так хороша собой, как пикантна, с задорливыми родимыми пятнышками на бело-матовом лице, умная, острая, всегда находчивая на ответы. Эта вторая дочь Егорова и была моим сердечным другом. Меньшая дочь, Соничка, во время нашего переезда в Академию была еще маленькая девочка, и нам не пара, и отцу своему – не натурщица. А после, когда она выросла, Алексей Егорович все писал с нее одалисок. И точно, верх ее лица и глаза с поволокой были прелестны, но рот был некрасив, и потому художник-отец всегда картинно укутывал ей пол-лица дымкою, и она выходила у него просто красавицей. После у Веры Ивановны родился еще сынок Евдокимушка, который тоже, кажется, был живописцем».

Старшую дочь Егоровых, «Наденьку» Каменская упомянула еще раз (на стр. 204), рассказав перед этим о браке бедной девушки Ульяны  Ивановны, проживавшей в семье Мартоса, со скульптором Петром Клодтом: «С легкой руки Ульяны Ивановны и за хорошенькую Наденьку, дочь профессора Егорова, ту самую, что ему моделью для ангелов служила, тоже посватался инженерный офицер Дмитрий Николаевич Булгаков, прекраснейший молодой человек; и все тогда порадовались за Надежду Алексеевну. И представьте себе, что и это сватовство без скандала не обошлось.  По словам Василия Ивановича Григоровича, Егоров чуть было Булгакова  за дверь не выпроводил. И за что?».

А за то, что жених, находясь однажды  у Егоровых, положил около своего прибора на обеденном столе крестом вилку с ножом, а будущий тесть увидел в этом «масонские штучки». Но дело уладилось, в результате чего «из ангелоподобной Наденьки впоследствии  такая  дебелая  красавица, инженерная генеральша вышла!».

Завершая свои воспоминания о Егоровых серединой 1830-х гг., Каменская  на стр. 225 пишет: « Моя приятельница Дуничка Егорова в это время находилась вся «в амурах и зефирах» с будущим своим мужем, учеником старшего класса Академии художеств, скульптором Теребеневым, тем самым, который после так изукрасил  Императорский Эрмитаж своими кариатидами и статуями. Ну, и этой счастливой тогда чете, разумеется, было не до нас.

У Алексея Егоровича около этого же времени прибыл новый очень выгодный заказчик, известный богач генерал Шепелев, который заказал написать с себя портрет Егорову, аккуратно ездил к нему на сеансы, оставался более чем доволен работаю профессора, не переставал присылать ему и жене его Вере Ивановне богатые подарки, а дочкам их брал ложи во все театры и присылал за ними свою богатую , нагруженную конфектами, карету. Алексей Егорович был от этого в восхищении  и почти всякий вечер отпускал своих барышень, под конвоем ученика своего Миши Скотти, повеселиться на дармовщинку в каком-нибудь театре. 

Говорят, что гувернерство над дочерьми его профессора сильно надоело Мише и, по словам самих девиц, он во время этих увеселений обращался очень жестоко с двумя меньшими девицами Верочкой и Соничкой; сидя важно в обитой белым атласом карете, он беспрестанно на них покрикивал: – Ну вы, деревенщина, сидите смирно; нечего в окошко выглядывать: чего там не видели? <…>. И, несмотря на все эти дерзости Скотти, бедные девочки с жадностью кидались на все эти новинки; и очень понятно, что им в театрах было веселее, чем у нас». Ну а что касается нас с вами, читатели, то мы должны обратить внимание еще на одно имя дочери в семье Егоровых. Звали ее Верочкой, и была она младшей сестрой Сонички. 

Так по крохам будем воссоздавать состав семьи Егоровых. И сейчас приведу несколько небольших фрагментов из писем Мартоса,  в которых имена детей отсутствуют, но даты их написания и приведенная информация помогут в установлении дат рождения детей с точностью порядка одного года. Свои «математические» выкладки опущу при этом, чтобы не перегружать миниатюру излишней информацией.

В заключение замечу, что итоговый список детей семьи Егоровых с комментариями  приведен в конце миниатюры. В него включены  помимо названных выше, безымянный сын Егоровых, упомянутый в письме Мартоса и имена четырех детей «найденных» автором миниатюры в Справочнике метрических записей архивов С.-Петербурга.

ФРАГМЕНТЫ  ИЗ ПИСЕМ   И.П.  МАРТОСА 

Письмо 1 от 10-го ноября 1817 г.:  Я выдал замуж четырех дочерей менее чем в два года.
Письмо 2 от 4-го октября 1818 г.:  Вера Ивановна имеет двух детей.
Письмо 3 от 10-го октября 1819 г.:  У Алексея Егоровича племя  растет, он имеет уже трех дочек; последнюю из них бог ему дал недавно.
Письмо 5 от 16-го января 1822 г.:  Потомство мое умножается : у Алексея Егоровича три дочери и один сын.

СПИСОК  ДЕТЕЙ  СЕМЬИ  ЕГОРОВЫХ

1.  Надежда  (1817 – ?). Была замужем за инженерным офицером Булгаковым  Дмитрием Николаевичем; Источники:  Каменская  и  Мартос;
2. Авдотья (1818 – 1858). Подруга Каменской. Умерла от черной оспы. Была замужем за знаменитым скульптором А.И. Теребеневым (09.01.1815–31.07.1859). (Рейтинг 1-мировая известность).  Источники:  Каменская  и Мартос.
3.  Софья   (осень 1819 – ?). Любила конфеты и поездки в карете в театры. Источники:  Каменская и Мартос;
4.  Сын  (1821 – до 1828). Источник:  Письмо И.П. Мартоса от 16 января 1822 г.
5.  Вера   (1823 – ?). Любила конфеты и поездки в карете в театры. Источники:  Каменская и Мартос;
6.  Алексей (1825 –20.07.1826) .  Источник: метрическая запись;
7.  Мария (15.07.1827 – ?).    Источник: метрическая запись; 
8.  Евдокия (31.07. 1831 – ?). Источник: метрическая запись; 
9.  Евдоким Алексеевич (1832 –1891).Художник. Проживал в Париже.  Источник:  Каменская; ряд биографических статей в интернете;
10. Апполинария  (23.07. 1837 –?). Источник: метрическая запись. 

НА ИЛЮСТРАЦИИ к настоящей миниатюре воспроизведена репродукция   картины А.Е. Егорова «Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», на которой облик Богоматери списан художником с жены Веры Ивановны. Ее портрет с сестрой Софьей Ивановной работы А.Г. Варнека, находяшийся в собрании Государственной Третьяковсой галереи, находится в шапке миниатюры 3 из приведенного ниже списка.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Владимир Варнек . Проза.ру. Григорович Василий Иванович и его семья 15.11.2019.
2. Владимир Варнек . Проза.ру. Сыновья скульптора Ивана Петровича Мартоса-07.01.2020
3. Владимир Варнек . Проза.ру. Генеалогия семьи скульптора Мартоса-18.01.2020.
4. Владимир Варнек . Проза.ру. Катенька Мартос и ее первое замужество-22.01.2020.
5. Владимир Варнек . Проза.ру. Екатерина Ивановна Мартос и ее второй брак -26.01.2020.
6.  Владимир Варнек . Проза.ру. Дочь скульптора Мартоса Любовь Ивановна и ее семья -30.01.2020.
7. М. Каменская. Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. 383 с.


Рецензии