глава10 Типография Красный пролетарий. Революция
Итак, дальнейшая история типографии Ивана Кушнерёва (Красный пролетарий) с вкрапленными эпизодами истории моей семьи, основанными на редких воспоминаниях и внутренних эмоциях.
У издателя товарищества на вере Кушнерев и Ко, занимавшегося таким широким спектром издательской деятельности, как выпуск художественных печатных изданий, технических документаций, высококачественной полиграфической продукции в разных регионах России, конечно, были преданные делу сотрудники, целиком отдающие себя работе. Без них дело бы умерло не развившись. После смерти Ивана Кушерева в 1896 году издательское дело перешло в руки управляющей компании и процветало, как и при его основателе. Так бы оно и продолжалось, если бы не геополитические интересы некоторых стран.
Матушка Россия своей широтой застилала небо, не считая прочих, «Молодым акулам империализма» из США и воинствующей морской державе Великобритании. Тридцать лет прошло с тех пор, как Россия, отдав огромный кусок суши, ушла с американского берега, выторговав себе, как ей казалось, вечное около неё там присутствие, а она уже казалась имеющим силу противникам бревном в глазу, который хорошо бы убрать, но только не своими руками. И вот банкиры и промышленники при власти, зарясь на богатые рынки сбыта тучной соседки, стали «одалживать» Японии «лишние» миллионы. В результате чего началась Русско-японская война, которая кончилась потерей части Сахалина, потерей влияния над проливами в Тихом океане, потерей влияния в Корее и Маньчжурии вместе с южной веткой Южно-Маньчжурской железной дороги. Ослабление страны в результате войны, перестройка финансовой системы, требовавшей перестройки государственного института, заинтересованность иностранных государств в разрушении существовавшей в России системы, Первая мировая война, а главное! - финансирование из-за рубежа революционного красного движения привело, в конечном итоге к смене власти в стране. Настала эра коммунизма в России. Немалую роль в формировании революционного сознания населения сыграли типографии. Именно туда революционеры направляли своих лучших товарищей, специально обученных прокламаторов. Школа убеждения, школа ораторского искусства выводила в свет зомбированных фанатичных последователей эфемерной коммунистической идеи. Где существовали такие школы? – не знаю, но знаю, что в стране было печатное слово, и существовали грамотные люди. Факт, что некоторые писатели, настроенные революционно, умели писать так убедительно, что не нужно было никаких живых свидетельств. Мой дед Михаил Жеребин работал в типографии у Кушнерева лет с 15. Был он 1898 года рождения, значит, на революцию пятого года, на баррикады в Косом переулке, смотрел из подворотни и завидовал революционному порыву их строителей, а уж к 16 годам, поступив работать к Кушнерёву, начитавшись агитлитературы, записался в партию и отдался со всеми своими потрохами идеалам коммунизма. Моя бабушка, Прасковья Ильинична Лебедева 1900 года рождения, окончив двухгодичную школу при типографии, научившись читать писать, но весьма коряво, тоже лет в 14 поступила на работу в переплётный цех. Там они и встретились, а встретившись, поженились в 1917 году. Бабушке было 17, а деду, соответственно, 19. Бабушка не поддалась коммунистической пропаганде, но в бога верить перестала. Неверующими были и три её сестры, и два брата. Детей своих они даже не окрестили.
После Октябрьской социалистической революции, пережив перипетии Гражданской войны, дед, моя бабушка и две её сестры вернулись на работу в типографию. Молодой республике Советов были необходимы революционные плакаты, сборники классиков марксизма, а главное, труды вождей свершившейся революции.
В 1918 году имущество типографии и издательства «Кушнерев и Ко» были национализированы Советами. В послереволюционное время, во время гражданской войны полиграфическая промышленность приостановила свою деятельность, имущество было расхищено, производственные помещения разгромлены. Коммунисты типографии и мой дед вместе со всеми ушли защищать молодую Советскую власть, заниматься печатью было некому. Наверное, они думали, что основным условием новой жизни является разрушение старой, а дальше оно само собой как-то наладится. Но сама по себе растёт только сорная трава. И вот через 4 года, в 1922 году, типография, получив своё новое имя «Красный пролетарий», снова приступила к производственной деятельности. Издательство и типографию восстанавливали в первую очередь коммунисты, в число которых входил мой дед.
А до революционной разрухи всё здесь цвело и процветало, именно здесь 25 лет тому назад (1893) Василий Кандинский наладил печать красочных иллюстраций картин и открыток работы известных художников. Здесь Владимир Маяковский легко нашел бы базу для печати своих плакатов «Окна Роста», но помешала разруха.
А время было бурное, и потому действовать нужно было решительно.
Агитационные плакаты, называемые «Окна сатиры РОСТА» начали делаться с сентября 1918 года. Вначале их рисовали «от руки» художники и поэты Владимир Маяковский, Михаил Черемных, Иван Малютин и другие. Плакат большого формата «Окно РОСТА» рисовался в одном экземпляре и выставлялся в витрине бывшего магазина "Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова и сыновей" на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка с периодичностью в одну неделю. Стиль изображения сочетал в себе народный лубок вкупе с завоёвывающим мир авангардом. Рисовался плакат в чёрно-красной цветовой гамме на белом поле. К концу 1919 года они заняли места в витринах уже девяти магазинов на Кузнецком мосту и улице Сретенка. В 1920 году плакаты начали тиражировать при помощи картонных трафаретов, благодаря которым каждый из «Окон» имел тираж около 300 экземпляров. К началу 1921 года благодаря восстановившемуся печатному делу плакаты стали выпускаться в 50 городах. За всю историю было выпущено около 2 тысяч плакатов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года плакатная традиция «Окон Роста» была продолжена. В этом был задействован и мой дед, Михаил Жеребин. Известный всему миру плакат «Родина мать зовёт!» был напечатан при его личном участии.
А в 1920 году дед восстанавливал разрушенное производство типографии «Красный Пролетарий». В 1921 году у четы Жеребиных родился мальчик Мишенька, а в 1922 – мальчик Виктор. Мишенька умер в 1923 году и родившегося в октябре 1924 года мальчика снова назвали Михаилом, Михаилом Михайловичем. Это был мой отец. Пименовскую же улицу в 1922 году переименовали в Краснопролетарскую. Мои дед и бабушка, а также весь «пролетарьят» из бараков переехали жить в собственные комнаты. Для этого нужно было просто прийти в жилищный совет и взять ордер на заселение.
- Родители боялись заселяться по ордеру, выданному Советами. А вдруг настоящие хозяева вернутся? – рассказывала моя тетя. – Поэтому скромно выбирали маленькие комнатки в плохих домах.
Вот и моя бабушка вначале выбрала такую: в деревянном доме без водопровода и туалета. Но потом рассудила: у меня двое маленьких детей, а старший мальчик всё время болеет. Пошла и поменяла плохонькую комнату на большую. Это была комната в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу Краснопролетарская улица дом 8 квартира 32. Целых 26 метров в кирпичном доме с водопроводом, ванной с газовой колонкой, правда, на первом этаже, но с отдельным входом. Первый, хотя и высокий этаж сослужил плохую службу: как-то ночью через форточку влез худой вор и украл новые дедовы сапоги. Об этом долго вспоминали и об этом рассказывали. В остальном жизнь потихоньку налаживалась.
Свидетельство о публикации №220020901373