Встреча

      Теплая, однако, зима выдалась в этом году в Питере. Ни снега, ни мороза, сплошные дожди да слякоть, словно перепутались времена года. Впечатление такое, что за поздней осенью вот-вот наступит ранняя весна. Но в это январское утро неожиданно подморозило и скользкая наледь чувствовалась под колесами внедорожника капитана первого ранга Валерия Олеговича Игнатова – заместителя начальника военного института ДПО (дополнительного профессионального образования) – прославленных  Высших специальных офицерских классов ВМФ, куда мечтают попасть на переподготовку или повышение квалификации многие молодые офицеры, крепко связавшие свою жизнь с флотом.

      Подъехав к учебному заведению, Игнатов успел бросить взгляд на светящийся циферблат электронных часов на приборной панели – ровно 7:00.  До рассвета было ещё далеко, но привычка убелённого сединами капраза всякий раз брала своё  – прибывать на службу первым! Полосатый красно-белый шлагбаум, описав в воздухе дугу, пропустил автомобиль и бесшумно опустился. Припарковавшись на стоянке и выйдя из машины, Валерий Олегович закурил. Первый день рабочей недели – понедельник – традиционно сулил свои трудности, но сначала надо было выслушать утренний доклад дежурного по институту. Глубоко затягиваясь сигаретным дымом, неожиданно в свете фонарей он увидел одинокую долговязую фигуру, шарахающуюся между шкиперским складом и одноэтажным учебным корпусом кафедры морского подводного вооружения. «Это ещё что за живая торпеда такая?» – удивился капитан первого ранга и ускорил шаг навстречу. – «Только кайтэна* нам ещё не хватало с утра пораньше!»

      – Отец! – громко первым обратился незнакомец в форме с лейтенантскими погонами.

      «Японский городовой!» – мысленно выругался и на мгновение растерялся Игнатов,  вспомнив, что приехал из дома на службу по «гражданке» и всем своим внешним видом сейчас никак не походил на строгого заместителя начальника института. – «Ещё один сын? Но откуда?!!»

      – Слышь, отец! – живо повторил лейтенант. – Где тут у вас на учёбу оформляют?!

      – А вы, собственно говоря, кто? –  с некоторой настороженностью обратился к молодому офицеру Игнатов.

      – Лейтенант Распутин Виталий Валерьевич! – бодро ответил тот и снова спросил.  – Отец, не подскажешь, куда мне сейчас сунуться, чтобы на учёбу меня приняли?

      – И каким же образом, сынок, вы в такую-то рань на территории очутились?

      – Так на проходной меня пропустили... Командировочное удостоверение показал и всё – прошёл вот!

      – Понятно. «Рановато, конечно». – отметил про себя явный прокол дежурной службы Валерий Олегович. – Откуда же вы такой молодец прибыли?

      – Издалека, батя! С самого Дальнего Востока, с Тихоокеанского флота прилетел на учёбу.

      – А кто по специальности будете? – совсем уже спокойным голосом поинтересовался Игнатов.

      – Механик!

      – Вот как! Значит повышать свою квалификацию к нам прибыли, Виталий Валерьевич.

      – Ага! Буду учиться на штурмана!

      – Это как же? – искренне удивился заместитель начальника института. – Где ПЭЖ (пост энергоживучести) механика, а где штурманская рубка на корабле! Земля и небо, как говорится, ничего не путаешь, сынок?

      – А мне всё равно, отец. Честное слово, еле вырвался сюда. Самое главное – добрался, а уж на кого учиться – так ли важно?!

      Закурили уже вдвоём…
      Первым, затягиваясь, снова заговорил лейтенант.

      – Ни разу в Питере не был. У нас там в бригаде на тральщиках один я в командиры двинуть захотел! По своим годам скоро в капитан-лейтенантах ходить должен. Вот меня, наконец-то, и отправили на классы, чтобы я поднаторел в штурманской практике. Как думаешь, отец, осилю?

      – Сложно будет, – засомневался Игнатов, рассматривая вблизи лейтенанта. – Сам-то, как я понимаю, не местный?

      – Не-е-е… – протянул Виталий. – Учился в Крыму, тамошний я, но в наш российский флот сразу призвался! Мать одна сейчас в Севастополе проживает.

      – Вот  те  на, сынок!  Представь себе – я тоже севастопольский! – всё никак в этом непринуждённом диалоге не отпускала Валерия Олеговича разговорная связка «отец – сын».

      Неожиданно для себя Игнатов расчувствовался. А вдруг и правда он сам по черноморской молодости ещё лейтенантом там «наследил»? Всё ведь в жизни бывает. И стоит сейчас перед ним его всамделишный сын...

      – А вещи-то где твои? – гоня прочь романтические воспоминания, поинтересовался капитан первого ранга.

      – На проходной оставил.

      – Женатый?

      – Да не… Вот стану командиром – тогда женюсь!

      – Ну это, конечно-конечно... – притушил и бросил окурок в урну Игнатов. – Ну, что, сынок, пойдём – провожу к дежурному. Он тебя «оприходует» – запишет и всё объяснит, что к чему, в общем,  чтобы с первого дня ты не потерялся у нас.

      – Пошли, отец…

      Широким шагом первым двинулся капраз, облаченный в «гражданку», а рядом с ним, по форме, стараясь не отставать – лейтенант Распутин.

      Дежурный по институту, получив доклад о прибытии машины заместителя начальника института, уже давно был готов к его встрече. И вот, наконец, тишину первого этажа главного учебного корпуса нарушила открывшаяся дверь… Начальство идёт!

      Но на самом входе в здание, Валерий Олегович пропустил лейтенанта вперёд.
      – Давай дуй направо и вниз, там гардероб – разденься сынок. Сам видишь – тепло этой зимой в Питере, ну а здесь совсем как летом. Подожду тебя…

      – Да, отец, я мигом!

      Дежурный по институту заминку с появлением в коридоре начальства воспринял по-своему, и уже совсем было потерял покой (чего это Игнатов так долго не идёт?).
Тем временем, оставив верхнюю одежду и зимнюю шапку в гардеробе, счастливый лейтенант Распутин уже появился, как ему представлялось, перед случайно встреченным утренним провожатым, с улыбкой на лице:
      – К бою и походу готов!

      – А шарфик чего не снял, сынок?

      – Забыл, батя. Пошли так уже…

      – Подожди секунду, – произнёс Игнатов, поправляя кашне на шее лейтенанта и напутствуя. – Вот так! Сейчас тебя встретят, без боя… Иди прямо, я за тобой.

      И высокий, статный молодой офицер отправился первым. Военная форма на нём сидела превосходно, один только неожиданный нюанс выглядывал из-под белого форменного кашне – на левой стороне груди его куртки красовалась прицепленная уставная полоска с золоченой вышитой надписью ПУТИН В. В.  Так шарфик по воле случая, а скорее всего  – самого Игнатова, скрыл первые три буквы фамилии лейтенанта Распутина.

      Дежурный по учебному заведению поначалу не растерялся. Увидев тандем в лице военного в форме  – впереди и заместителя начальника института по «гражданке», следующего в кильватер сзади, строевым шагом кинулся к обоим навстречу. Так и шёл, чеканя прямолинейную траекторию по коридору, терзаясь в догадках, кого это так рано Игнатов сопровождает и кому же в своём приветствии следует громко голосом подать команду «Смирно!»

      За три метра до рандеву, прочитав по надписи на груди лейтенанта, что в институт ДПО – на знаменитые офицерские классы – прибыл родственник Путина в сопровождении заместителя начальника института, лицо дежурного от собственной догадки мгновенно покрылось испариной. Судорожно заглатывая в лёгкие воздух, на последнем шаге он поперхнулся, напрочь потеряв голос.

      Вставил своё спасительное «краткое слово» из одной буквы уже Игнатов…
      – И?.. – подмигнув, кивая на чуть растерявшегося от такого неожиданного приёма Распутина, вопросил дежурного вполголоса Валерий Олегович.

      – Смирно!!! – как гром с задержкой после молнии разорвало тишину учебного корпуса. – Товарищ лейтенант, во время моего дежурства происшествий не случилось! Дежурный по институту полковник Кирпичёв.
 
      Распутина от такой встречи собственной персоны аж в сторону повело… Но Игнатов снова подстраховал.

      – Вольно!

      – Вольно!!! – продублировал полковник, до конца не понимая, что происходит.

      И тогда уже улыбнулся заместитель начальника института, полностью разрядив напряженность.
      – Вот, Владимир Максимович! – поравнявшись с Распутиным и  снимая  с  плеч его белое кашне, обратился к дежурному Игнатов. – Принимайте пополнение! На учебу лейтенант с Тихоокеанского флота прибыл. На КПП его раньше времени пропустили. Не выпроваживать же назад! Объясните что к чему и направьте к начальнику факультета, как только тот прибудет на службу. Утренний доклад я ваш принимаю. Слава богу, обошлось без существенных замечаний и происшествий за выходные дни!

      Заместитель начальника института, пожав по очереди руки обоим офицерам, стал подниматься по парадной лестнице к себе на второй этаж, а лейтенант с полковником ещё какое-то время стояли в ожидании, когда можно будет рассмеяться. Здоровый хохот  дуэтом  долго себя ждать не заставил…

      Первым, как и положено, взял ситуацию под контроль  полковник Кирпичёв и сразу принялся выполнять приказание Игнатова. До начала рабочего дня оставалось ещё достаточно времени. Ведь не каждый день, тем более в понедельник, какой-нибудь «кайтэн» или сам «Путин» на учебу приезжает!


     * Кайтэн (яп.) – человек-торпеда в японском Императорском флоте во время Второй мировой войны.

     Январь, 2020 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2020 г.


Рецензии
Мне очень знакомы доклады дежурных под команду "Смирно", поэтому смеюсь от всей души, представляя весь пафос ситуации. Хорошо встретили молодого лейтенанта! Сам дежурный полковник ему рапортовал, уверенный, что его сопровождает зам в связи с фамилией ПУТИН В.В. У себя на службе на Дальнем Востоке новоиспечённый механик конечно же расскажет, как его встретила Морская Академия Санкт-Петербурга. Вот только не поверят же? С уважением и доброй улыбкой,

Алексей Шелемин   01.10.2025 04:12     Заявить о нарушении
Доброе утро и спасибо за отклик, Алексей. История правдивая, что называется "от и до". Случаются и такие ВСТРЕЧИ. Всё ведь из нашей жизни (СЛУЖБЫ). Хорошего и удачного Вам дня! С уважением и теплом души,

Николай Кирюшов   01.10.2025 05:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.