Воплощение идей

                Техотдел  "Ремзавода" встретил меня радушно. Мне показали мое рабочее место. Двухтумбовый стол, кульман с лампой, освещающей чертеж. Стул для посетителя и мой рабочий стул.

         Коллектив техотдела мне понравился. Уже через пару часов я подружился с Михаилом, конструктором и Ингой, зав архивом.  Всего нас было 11-ть человек. С остальными  отношения выстроятся позже. Надеялся, что хорошие.

         Меня удивило, что на всех  рабочих стульях были  белоснежные чехлы. Все работники носили нарукавники. На задней стороне кульманов висели полотенца.

         Каждую неделю чехлы, нарукавники и полотенца меняли на чистые. Такая была традиция. Мне объяснили, что нарукавники спасают рукава от "залоснения".  Особенно у мужчин.

         - Тогда мужчинам надо и трусы выдавать! - сказал я, смеясь.
         - Это еще зачем? - спросила зав архивом, вводящая в курс и просвещающая меня.
         - А это, Инга Николаевна, чтобы у мужчин брюки на задах не лоснились. Надел поверх брюк трусы и порядок. - вежливо пояснил я.

         Дружный хохот показал мне, что с юмором здесь  все хорошо и что меня признали за своего. И то и, особенно второе, было приятно.

         Мне предстояло конструкторское сопровождение цеха гидро прессового оборудования. Знакомиться с цехом пошел один. Взял только блокнот и авторучку.

         - Здравствуйте! Вы новый конструктор? Ждем Вас! Я бригадир слесарей и, можно сказать, ветеран цеха. Да и завода. Николай Писчасов. - представился он. Я сделал то же. Мы пожали друг другу руки.

         - Не будем играть в аристократов. Переходим на "ТЫ" и начинаем работать. Давай весь воз проблем сразу. Будем решать. Может быть, как-то и решим. - без экивоков предложил я.
         - Конечно! Проблем куча. Запустили новый насос и выпутаться из проблем не можем. Уже два конструктора уволились! - рассказал Коля.

         - Ну, ты прямо без намеков! Нет!  "Третьим" не буду! - рассмеялся я.
         - Ой! Да я не в таком смысле! Но они не решили ни одной проблемы. Потому и ушли. - пояснил он.

         Проблема  "N°1" была в  оправке для ручной притирки плунжеров. Они ломались после двух, редко - трех комплектов. Инструментальный цех не успевал  точить и перетачивать.

         Проблемой  "N°2" было то, что слесари путали местами уже притертые плунжеры. Все ннрвничали. План был под угрозой. Зарплаты тоже.

         - Значит, так! Проблемы с путаницей уже нет. Сейчас сделаю! - заявил я.

         На Колином верстаке лежал деревянный брусок сечением примерно 45;45 мм. Я отпилил кусок длиной 200 мм. На ближайшем сверлильном станке было сверло  диаметром 20 мм. То , что надо!

          Просверлил три отверстия глубиной по 30 мм. Потом. Авторучкой написал у каждого цифры 1,2,3. Готово!  Отдал Николаю. Тот ахнул.

         -  И все?! И вся проблема! Признаю: мы все - балбесы!  А ты - гений! Идем! Скорее! - он был в восторге. Я - тоже.
         - Куда ты меня тащишь? - не понял я.
         - Памятник тебе заказывать!  Прижизненный! - мы  расхохотались.

         Два дня я приводил кульман в более удобное для меня положение. Заполнял анкеты в отделе кадров. Получил постоянный пропуск. В голове крутились мысли об оправке.
Кажется, я нашел решение. Не откладывая, отправился в цех. Коля материл очередную сломавшуюся  "проблему N°1".

         - Привет, НикОло! Погоди!  Не трать пар на гудок! Сейчас разберемся с оправкой! Просто Вы все устали. Вот и заклинило. - спокойно сказал я.
         - И ты знаешь, как сделать, чтобы не ломались? - с 
явным недоверием спросил он

         - Нет! Этого я, пожалуй, не знаю! Этого и не надо знать! - озадачил я Колю такой сентенцией.
         - А что же НАДО знать? И знаешь ли ты ЭТО? - он был немного растерян.
         - Знаю, как спокойно притирать плунжеры! - без пафоса произнес я.

         Я начертил эскиз цанговой оправки. Показал его Коле. Он стоял молча. В таких случаях говорят: "Потерял дар речи". Мне было весело и грустно. Одновременно!

         - Тащи в инструментальный! Размеры  "по месту"! - я вырвал листок и протянул Коле. Тот умчался. Я пошел в отдел.

         Понятно, что с оправкой вопросов больше нет. Интуиция подводила меня редко. Но что-то не давало покоя. Пока я пытался поймать это  "что-то", явился сияющий Коля. Он махнул рукой, приглашая следовать за ним. В цехе он показал грубовато сделанную оправку.

         - Держит  "мертво"! Ура! С меня поллитра! Нет! Литр и ни капли меньше! - ликовал бригадир.
         - Надо сделать аккуратнее и термообработку не забыть! Поздравляю! Есть разговор! Отойдем! - сказал я .

         - Уже делается! Штуки 4-ре сделают. Мы план нагоним. Все будет,  как в лучших… цехах ЛондОна! Готов слушать тебя! - мы отошли в тихий закуток. Но Коле не удалось услышать меня. Работа. Оправку принесли.

         В отделе мои успехи восприняли по-разному. Миша радолся. Инга осторожно, но тоже. Начальник - сдержанно, но доброжелательно.

         На следующий день  изложил Николаю мои соображения. Он  мигом все понял и  без колебаний согласился. Наш союз был заключен. Обошлись без бумаг.

         - Ты, что же, вообще не имеешь права подавать рацпредложения? - уточнил мой партнер.
         - Имею право, но с разными оговорками. На подставку и оправку, точно - нет! Но, надеюсь, будет  много идей. - разъяснил я.

         - У меня много вопросов. Ты видишь по-другому. Значит, вопросы станут  "рацухами"! - уверенно заявил он.
         - Но уговор:  "поровну" - незыблем! - напомнил я.
          - А если вознаграждение будет 33 или 65 рублей? - со смехом спросил Коля.
         - Рубль премиальный получать ьудем по очереди! - мы рассмеялись.

         Я чертил эскизы и писал тексты. Коля оформлял  и подавал рацпредложения. Поскольку все они внедрялись в производство, Коля регулярно получал какие-то деньги.

         Он то и дело выдавал мне договорную часть. Деньги небольшие, главное, идеи не пропадали зря. Это вдохновляло и появлялись новые.

     На базе наших  "рацух" я,  вне плана, придумал новые приспособления. И цеховые и руководство были довольны.

         Я подал рацпредложение. Это касалось механизации притирки плунжеров. Базой послужила  та самая оправка, которую мы с Колей внедрили месяца два назад.

         Проект я сделал быстро и самый обычный настольный сверлильный станок превратился в "Приспособление для притирки плунжеров". Успех был полный.

         Но Коля категорически отказался подписывать эту  "рацуху". Он мотивировал тем, что это привлечет внимание к нашему сотрудничеству. Конечно, он был осторожен не без.оснований.

         Экономический эффект был солидным. Он превзощел суммарный эффект лучшего рационализатора завода. Им являлся главный инженер. Но он поздравил меня с успехом и сказал, что меня ждет сюрприз.

          Через три месяца мне выдали премию за внедренные рацпредложения. Наши приспособления были внедрены еще на каких-то предприятиях. Сумма была.вдвое больше, чем я получил  у нас.

         Я вручил Коле деньги. Он отсчитал половину и вернул мне назад. Переубедить его мне не удалось.

        - На  "рацушные" деньги мы мебель поменяли! И это  - благодаря тебе! Мои портреты висят на разных  "досках". И это -  тоже благодаря тебе! Так, что  не волнуйся. Все, как надо!  - Коля нарисовал меня эдаким меценатом. Я рассмеялся.

           Мы продолжили наше сотрудничество. Всего за два неполных года, подали 21 рацпредложения. Коля подал 19-ть. Я - два. Но после сумасшедшей гонки наступили рутинные будни.

         Жизнь завода - сложный процесс. Множество событий, самых разных, происходит. Наш техотдел замучили командировки. Ездили все ведущие сотрудники. И мне довелось поездить. Но это уже другие истории.


Рецензии
Борис!
Спасибо за интересный правдивый рассказ.
Вы на примере «рацухи» раскрыли технико-экономическую дискриминацию ИТР.
Была и политическая дискриминация: Вы знаете, как трудно было инженеру вступить в партию.
Тезис о передовой роли рабочего класса перевернули с ног на голову, фактически ограничив прием его лучшей части.
В этом одна из причин кризиса и краха КПСС и СССР.

Георгий Иванченко   15.05.2022 17:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Георгий! Спасибо за точное понимание и добрые слова! Я и тему партии и левые курсовые и пр. затронул. Ну, то время было таким. И все же счастливым! Рад, что рассказ понравился. С наилучшими пожеланиями БК

Борис Креймер 3   16.05.2022 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.