Эдвард Мунк Крик
1893 г.
Национальная галерея, Осло
Экспрессионизм
"Крик" одна из самых узнаваемых и тиражируемых картин современности.
Секрет популярности "Крика" в том, что Мунку удалось визуализировать изменённое состояние сознания, выразить нечто, затрагивающее чувства миллионов людей - страх в наивысшей точке своего напряжения. Художник передал ощущение экзистенциального ужаса переживаемого человеком, не только гениально точно отобразив выражение его лица, но и изображением того, как вибрирует, резонирует окружающее пространство.
Таким образом, он передал сложное психологическое явление - субъективное ощущение искажения окружающего в минуты сильных переживаний.
Столь уверенная интерпретация картины возможна потому, что Мунк написал о том, как она была создана. По его словам, задумка картины озарила его, когда он шел с двумя друзьями и обратил внимание на то, что небо внезапно стало кроваво-красным. "... я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".
Контрастное смешение стилей также участвует в раскрытии замысла картины. Две фигуры и мост изображены схематически, реалистично, словно безучастно к происходящему. Они находятся будто в другом измерении, поскольку всё остальное - река, небо, фигура и лицо главного героя изображено средствами жёсткого, яркого, магически-искаженного эксприссионистского стиля.
Энергия ужаса, пронзив приступом неуправляемой паники главного героя, окрасила небо нестерпимо яркими оранжево-красными цветами, превратила обычную реку в вибрирующую голубыми бликами зловещую мрачную субстанцию.
Человек и природа изображённые на картине, взаимно резонируют, вторят друг другу.
Небо, река, кажется, и сам воздух такие же искаженные, волнообразные как облик главного героя. Его лицо похоже на череп, рот застыл в беззвучном крике, тело утратило часть своей материальности.
Тревожное состояние природы является доминирующим, определяющим, а беззвучный крик главного героя вторичен. На это указывает цветовой контраст. Нестерпимо яркие оранжево-красные завихрения неба конкурируют с темными, не менее яркими, красками реки и контрастируют с тусклым неживым цветом лица существа с разверзнутым ртом.
Одна из распространенных тем живописи - подчеркивание благотворного воздействия красоты природы на человека, но есть и другая сторона, гениально прочувстванная и изображённая Мунком. Оборотная сторона радости существования - страдание и страх смерти. Эти чувства испытывает не только Homo sapiens. Мунк смог отразить взаимный резонанс человека и природы в минуты страха и отчаяния. Не так важно кричит ли герой произведения и от его крика содрогается река и небо, или, услышав крик природы, герой вторит ему беззвучным воплем, заражая своим страхом окружающее пространство.
Картина показывает - экзистенциальные проблемы не прерогативы человека. Человек вечное "дитя природы", как бы далеко не преуспел он в преображении и познании окружающего. Как природное существо, человек радуется своему бытию в прекрасном мире, но как, опять же, природное существо, человек, болеет, страдает, его жизнь конечна. И в этой, черной стороне бытия, в страхе перед болезнями, старостью и увяданием, в ужасе перед неизбежным концом прекрасной жизни, перед неизбежным небытием, человек и природа едины.
Уникальность картины в удивительном переплетении художественного, психологического и подлинно философского. Как по настоящему гениальное произведение картина не поддается полной расшифровке, главные, заложенные в ней смыслы ещё предстоит разгадать.
Свидетельство о публикации №220020900413
Я снова у Вас в гостях. Эдвард Мунк - один из любимых мною экспрессионистов. Если можно, я не буду делать отзыв на Ваше эссе, оно отличное, никогда бы так не написал. Мы были в Осло и видели этот мост, который Мунк написал на этой и нескольких других работах. Закат солнца на этом мосту, как говорил экскурсовод, часто очень драматичный, как на картине (к сожалению, в этот день шел дождь, мы не увидели закат), но на том островке в глубине картины находится или находилась психиатрическая больница, где лежала сестра Мунка. По словам экскурсовода, он был очень близок к ней (опять же из-за тумана мы не могли хорошо увидеть с моста этот остров). Может, он предчувствовал, что тоже побывает в этом или другом подобном заведении, кто знает.
В Национальной галерее в Осло целый зал картин Мунка. Очень впечатляет. Но еще больше я поразился, когда увидел его картины в частной галерее в Стокгольме. Посетители подходят к основному залу галереи сверху и видят изумительный зал с большими картинами, среди них несколько Мунков. Спускаешься по лестнице вниз и встречаешься с этими работами. Я несколько раз поднимался и спускался. Это что-то!
Простите, Марина, написал много всего и совсем не по Вашему эссе. Если бы не Ваша работа, не рассказ о «Крике», раз бы я вспомнил обо всем этом!
Спасибо Вам и всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 31.01.2025 02:40 Заявить о нарушении
Вы так живо всё описали, словно и я побывала в музеях. Также вы затронули тему гениальности и безумия, что тоже говорит на размышления.
Спасибо и до новых встреч!
Марина Лебедь 06.02.2025 20:37 Заявить о нарушении
С Эдвардом Мунком тема гениальность и безумие- очень интересный пример. После того, как его выпустили из больницы, он не мог создать ничего даже отдаленно похожего на то, что он делал раньше: какие-то бесцветные пейзажи, корни деревьев, невыразительные портреты и пр. Никакого экспрессионизма в его поздних картинах уже не было. Здесь есть над чем задуматься.
Всего Вам самого-самого доброго!
Марк Лэйн 06.02.2025 22:49 Заявить о нарушении