Эдвард Мунк Крик

Эдвард Мунк "Крик"
1893 г.

Национальная галерея, Осло

Экспрессионизм
   
  "Крик"  одна из самых узнаваемых  и тиражируемых картин современности.

  Секрет популярности "Крика" в том, что Мунку удалось  визуализировать изменённое состояние сознания, выразить  нечто, затрагивающее чувства миллионов людей -  страх в наивысшей точке своего напряжения.   Художник передал ощущение экзистенциального ужаса переживаемого человеком, не только  гениально  точно отобразив выражение его лица, но и изображением того, как вибрирует, резонирует  окружающее  пространство.
Таким образом,  он передал сложное психологическое явление - субъективное ощущение искажения окружающего в минуты сильных переживаний.
               
    Столь  уверенная интерпретация картины возможна потому, что Мунк  написал о том, как она  была создана. По его словам,  задумка картины озарила его, когда он шел с двумя друзьями и обратил внимание на то, что небо внезапно стало кроваво-красным.  "... я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".
 
    Контрастное смешение стилей также участвует  в раскрытии замысла картины. Две фигуры и мост изображены  схематически,  реалистично, словно  безучастно к происходящему. Они находятся  будто в другом измерении, поскольку  всё остальное - река, небо, фигура и  лицо главного героя  изображено средствами жёсткого, яркого, магически-искаженного  эксприссионистского стиля.
   
    Энергия ужаса, пронзив приступом неуправляемой паники главного героя,  окрасила небо нестерпимо яркими оранжево-красными цветами, превратила обычную реку в вибрирующую голубыми бликами  зловещую мрачную субстанцию.

   Человек и природа  изображённые на картине, взаимно  резонируют, вторят  друг другу.

Небо, река,  кажется, и сам воздух такие же искаженные, волнообразные как облик главного героя. Его    лицо похоже на череп,  рот застыл в беззвучном крике, тело утратило часть  своей материальности. 

   Тревожное состояние природы является доминирующим, определяющим, а беззвучный крик главного героя вторичен. На это указывает  цветовой контраст.   Нестерпимо яркие оранжево-красные  завихрения неба  конкурируют с темными, не менее яркими,  красками реки и контрастируют с тусклым неживым цветом лица существа с разверзнутым ртом.

 Одна из распространенных тем живописи -  подчеркивание    благотворного воздействия красоты  природы на человека, но есть и  другая сторона, гениально прочувстванная и изображённая Мунком. Оборотная сторона  радости существования - страдание и страх смерти. Эти чувства испытывает не только Homo sapiens.  Мунк смог отразить взаимный резонанс человека и природы в минуты страха и отчаяния. Не так важно кричит ли герой произведения и от его крика содрогается река и небо, или, услышав крик природы, герой вторит ему беззвучным воплем, заражая своим страхом окружающее пространство.

Картина показывает - экзистенциальные проблемы не прерогативы  человека.   Человек вечное "дитя природы", как бы далеко не преуспел он  в преображении и познании окружающего.   Как природное существо,  человек радуется своему бытию в прекрасном мире, но как, опять же, природное существо, человек, болеет, страдает, его жизнь конечна.   И в этой, черной стороне бытия, в страхе перед болезнями, старостью и увяданием, в ужасе перед неизбежным концом прекрасной жизни, перед неизбежным небытием, человек и природа едины.
   
   Уникальность картины в  удивительном переплетении художественного, психологического и подлинно философского.   Как по настоящему гениальное произведение картина не поддается полной расшифровке,  главные, заложенные в ней смыслы ещё предстоит разгадать.


Рецензии
Здравствуйте, Марина!
Я снова у Вас в гостях. Эдвард Мунк - один из любимых мною экспрессионистов. Если можно, я не буду делать отзыв на Ваше эссе, оно отличное, никогда бы так не написал. Мы были в Осло и видели этот мост, который Мунк написал на этой и нескольких других работах. Закат солнца на этом мосту, как говорил экскурсовод, часто очень драматичный, как на картине (к сожалению, в этот день шел дождь, мы не увидели закат), но на том островке в глубине картины находится или находилась психиатрическая больница, где лежала сестра Мунка. По словам экскурсовода, он был очень близок к ней (опять же из-за тумана мы не могли хорошо увидеть с моста этот остров). Может, он предчувствовал, что тоже побывает в этом или другом подобном заведении, кто знает.

В Национальной галерее в Осло целый зал картин Мунка. Очень впечатляет. Но еще больше я поразился, когда увидел его картины в частной галерее в Стокгольме. Посетители подходят к основному залу галереи сверху и видят изумительный зал с большими картинами, среди них несколько Мунков. Спускаешься по лестнице вниз и встречаешься с этими работами. Я несколько раз поднимался и спускался. Это что-то!

Простите, Марина, написал много всего и совсем не по Вашему эссе. Если бы не Ваша работа, не рассказ о «Крике», раз бы я вспомнил обо всем этом!

Спасибо Вам и всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   31.01.2025 02:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Марк! Я получаю большое удовольствие от ваших рецензий и совершенно не обязательно привязывать их к тексту. Ведь главное, это общение.

Вы так живо всё описали, словно и я побывала в музеях. Также вы затронули тему гениальности и безумия, что тоже говорит на размышления.
Спасибо и до новых встреч!

Марина Лебедь   06.02.2025 20:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина!

С Эдвардом Мунком тема гениальность и безумие- очень интересный пример. После того, как его выпустили из больницы, он не мог создать ничего даже отдаленно похожего на то, что он делал раньше: какие-то бесцветные пейзажи, корни деревьев, невыразительные портреты и пр. Никакого экспрессионизма в его поздних картинах уже не было. Здесь есть над чем задуматься.

Всего Вам самого-самого доброго!

Марк Лэйн   06.02.2025 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.