Песнь о России, 1770

                О муза! где исканью рифма?
                Мятеж угас, и ветер стих.
                Потомку праведного скифа
                Я посвящаю этот стих.

1

Взошла Россия на болотах,
В дремучих северных лесах,
На мрачных, горестных широтах,
На околдованных ветрах.

Замыслил Петр тебя, как диво,
Красу любви полночных стран…
Как вознеслась ты горделиво,
Развеяв сумрачный туман!..
Неутомимой дикой страстью
Зовут крылатые мечты!
Казалось бы, открыт путь к счастью,
Но лишь мученья даришь ты.

2

Тебе, души моей царица,
Я песни звонкие пою,–
Ты вечно сердцу будешь сниться
В аду кипящем иль в раю!
Славянский мир широк и буен,
Глядит на запад и восток:
Владыка пасмурный нахмурен,
Суровой властию жесток…

Как первородная стихия –
В хмельную бурю океан –
Он движет волны роковые,
Могучею свободой пьян!
Все сокрушить в себе готовый,
Несет сжигающую весть!
Святое православья слово
Продажную отвергло честь...

3

Твой мир бунтующий и гневный
И восхитителен и груб…
Изведал горьких я гонений,
Как мне твою провидеть глубь?

Как мне в твои подняться выси,
Стремленья в дело претворить?
Как мне твои изведать мысли
И с небом душу примирить?

Что нам премудрая Европа?
Там солнце ласковей, нежней.
У нас свой тяжкий грустный опыт,
Наш путь погибельней, прямей!..

Россию хладный сон объемлет;
Сколь звезд! а не рассеют тьму,–
И никому она не внемлет,
Уже не рада ничему.

4

А ты, потомок просвещенный,
С ее гордынею смирись,
Своей душою утонченной
Высокомерно не кичись,
Не слушай ханжеские вопли,
Найди призвание свое:
Коль нету единенья воли,
Она уйдет в небытие.
Отринь позор судьбы бесчестный,
Иль обратишься скоро в прах!..
Ее любить – вот смысл заветный
Вчера, сегодня и в веках!

1770


Рецензии