Словарик. Буддийские термины и понятия

АНАТМАН. Суть этой доктрины состоит в том, что убирается различие между «вещью» и «событием», между субъектом и его действием. Деяние (карма) существует, однако нет делателей, ибо человеческая деятельность не управляется субъективной душой, или эго.

АНТАРАБХАВА. «Другое», «промежуточное» бытие между прошлым и будущим рождением. В течение антарабхавы дхарма («сознание»)  идет к новой форме рождения, достигая космологической  сферы обретения следующей телесной жизни. Народное религиозное сознание не восприняло этой сложной идеи и заменило ее представлением о потустороннем мире, в котором человека ждут воздаяние в аду и последующее обретение нового рождения.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. Чтобы прийти в соприкосновение с нашей изначальной природой, следует научиться отключать «болтовню ума» и сохранять разум в открытом состоянии. Основа практики визуализации – осознание безграничности внутреннего пространства. Творчески наполняя свое внутреннее пространство образами, мы создаем собственную реальность. За основу любой техники  визуализации берется пустота (или пространство). В подготовительной тантрической визуализации тело воображается как пустое внутри и представляющее собой внешнюю оболочку, состоящую из органов чувств, элементов и энергий. Значительно помогает визуализации хатха-йога, и многие асаны непосредственно связаны с определенными медитациями.
Эротическая визуализация может использоваться  как источник энергии. Отказываясь от вербальных объяснений и концентрируясь на символических формах, тантризм использует высшие человеческие способности, чтобы ускорять познание истинной природы реальности. Для пар наиболее важной визуализацией  является представление высшей природы друг друга, как бога и богини.

ДХАРМОВОЕ ТЕЛО. Абсолютное «тело» Будды (или всех Будд), совершенно пробужденное сознание в универсальном смысле.

ДЭ. Первоначально имманентная универсуму магическая сила, которую может вбирать в себя мудрец или монах. Позднее – добродетель. В даосских текстах – это творческая сила Дао, его «благодатная мощь», «благодать».
По учению Конфуция, дэ создается золотой серединой. (Золотая середина, как это следует из «Чжунъюн» есть непроявленное средоточие душевных качеств веселья и гнева, печали и радости). Благородный муж, культивирующий в себе дэ, обладает человеколюбием, не печалится и, обладая знанием, не сомневается; в гневе он далек от жестокости и надменности. Дэ похожа на Дао, оба они разлиты по человеческой Поднебесной и гнездятся в человеческих сердцах. Однако Дэ сокрыта, и ее надо каким-то образом возвысить (возродить), вывести на уровень нравственного осмысления и поступка. Дэ – цель и предмет размышления благородных мужей, они стремятся к ней, но и среди них редко кто достигает ее.
Другие значения – «гармония», «свойство».

МАНТРЫ. Йоги открыли естественные взаимоотношения между разными аспектами феноменального мира и источником всех вещей. Они узнали, что существует некоторое количество изначальных «звуков-семян», или «матричных вибраций», которые порождают различные мантры.
Каждая стихия и любое существо являются частью эволюционного порядка, космической иерархии. Наука о звуке (мантраяна) дает ключ к пониманию и возможности контактировать с этой иерархией.
Существует три стадии в использовании мантры – внешняя (звук произносится вслух), средняя (едва слышно)  и, наконец, внутренняя (в уме). Постепенно мантру погружают внутрь, где ее вибрации резонируют с вибрацией внутри каждой из чакр. Таким образом, мантра привносит в душу силу и продвигает дух к объединению с Изначальным источником.
Истинное значение  каждой мантры познается в процессе медитации над ними
Существует много видов мантр, обладающих разным эффектом и могуществом. Их используют в повседневной жизни, защищая тело от негативных психологических влияний, а также в ритуалах и магии.
Верховная мантра «Ом». Все остальные мантры  происходят из нее и возвращаются к ней. Она лежит в основе  каждой сложной группы мантр. Произнося ее, нужно чувствовать, как вибрация пронизывает все ваше тело. «Ом» помогает очистить физический, эмоциональный, психический и тонкий аспекты Самости.

МУДРЕЦ. Погруженность в сон или, лучше сказать, в легкие грезы – идеальное и даже неизбежное времяпрепровождение для китайского мудреца. Не доказательств и оправданий ищет он – ему нечего доказывать миру и не  в чем оправдываться перед собой. Он событийствует с миром.  Он может  не отягощать себя знаниями и жить в «забытьи», не совершая ошибок, ибо свободен духом и, значит, всегда прав. Он сопричастен гармонии небесных сфер и вбирает в себя неисповедимую глубину жизненных свойств.

НЕВЕДЕНИЕ. С психологической точки зрения неведение следует расценивать как пробуждение сознания в живом существе.
Вселенная в своей целостности  - это бесконечное сознание. Когда сознание человека выходит за пределы разграничения  на субъективность и объективность, оно обретает единство с сущностью вселенной. Поэтому буддизм не делает никакого различия между знанием и бытием, просветлением и Таковостью. Когда сознание свободно от неведения и более не привязано к обособленным вещам, тогда говорят, что оно находится в гармонии и даже в единстве с Таковостью.
Как таковое неведение играет важную роль в эволюции универсума. Разделение на субъект и объект или возникновение эмпирического мира не что иное, как реализация космического сознания (Дхармакая).
Омрачение – это неведанье о неведании.
Эгоцентризм – самое фундаментальное заблуждение и самое большое из зол.
«Неведение в действительности не имеет в себе основания. То, что спящий видит во сне, не есть нечто не существующее, но когда проснешься, то ничего из увиденного во сне не будет».
«Все живые существа, будучи нерожденными, ошибочно впадают в представление о жизни и смерти, это и называется круговоротом  жизни и смерти (сансарой)».
«Когда узнаешь, что все окружающее есть цветы пустоты, то преодолеешь и сансару. Также избавишься от тела и ума, что подвержены смерти. Их не будет, ибо не будет действий и потому что исчезнет собственная природа».

НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ. Одно из ключевых понятий восточной мысли. Буддизм Махаяны прилагал понятие недвойственности ко всем оппозиционным отношениям в широком смысле. Учение о недвойственности предполагает наличие  некоторого абсолюта, высшей реальности, относительно которого субъект-объектные разграничения только и могут быть недвойственны. Основания для такой концепции давало учение «Нирвана-сутры», «Лотосовой сутры» и «Сутры Величия Цветка» о равной пустотности и нереальности «я» и «дхарм», а также наличия принадлежащего феноменальному  миру абсолюта, реальности как она есть. На религиозном уровне истинная реальность была отождествлена с Дхармовым телом Будды (дхармакая) и возникло учение об «Абсолютном Будде».
Чжань-жань «Десять врат недвойственности»:
1) Материя и сознание недвойственны.
2) Внешнее и внутреннее недвойственны.
3) Совершенствование и природа недвойственны.
4) Причина и следствие недвойствены.
5) Грязное и чистое недвойственны.
6) Прямое и косвенное недвойственны.
7) Субъект и объект недвойственны.
8) Три вида деяний (тела, речи и разума) недвойственны.
9) Временное и постоянное недвойственны.
10) Восприятие и орошение недвойственны. («орошение» подразумевает благодатное облако учения Будды, проливающееся дождем).

НИРВАНА. «Истощение», «растворение» пяти скандх, и поэтому можно сказать, что вступление в нирвану совпадает с уничтожением материального существования и всех страстей. Махаяна  была первым религиозным учением, которое истолковало нирвану иначе, чем другие индийские направления. Последние видели в ней полное уничтожение бытия, ибо считали, что существование есть зло, а зло – это страдание. Единственный способ избежать страдания – вырвать корень существования, а именно полностью растворить человеческие желания и действия в нирваническом сознании. Выходило так, что освобождение от человеческих желаний и стремлений ведет к небесному блаженству, то есть к нирване. В противовес им Будда учил, что нирвана состоит ни в полном прекращении существования, а в практике Восьмеричного пути. Нирвана – это просветление.
К окончательному освобождению существуют два препятствия: аффективное и интеллектуальное. Первое есть наша непросветленная жизнь – эмоциональная и субъективная. Второе – наши интеллектуальные предрассудки. Буддистам следует быть не только чистым сердцем, но и совершенным в мудрости, иметь  ясное, глубокое умственное прозревание смысла жизни, существования и судьбы мира.
Таким образом, если понимать нирвану в самом широком, метафизическом смысле, она становится синонимична Таковости, или Дхармакае. Когда нирвану трактуют по контрасту с рождением-и-смертью (сансара) или страстями и грехом, она означает  соответственно вечную жизнь, или бессмертие, и такое состояние сознания, которое наступает при признании Дхармакаи в индивидуальных существованиях.
Согласно «Виджнянаматра шастре» махаянисты различали  четыре формы нирваны: 1) Абсолютная нирвана, синоним Дхармакаи. Она всегда неизменна по своей сути и формирует истину и реальность всего сущего. Обладая бесчисленными непостижимыми духовными достоинствами, она совершенно проста и универсально присутствует во всех существах, как одушевленных, так и неодушивленных, и делает их бытие реальным. С одной стороны ее можно с ними отождествить (т.е. она может быть воспринята с пантеистической точки зрения; но с другой стороны, она трансцендентальна, ибо каждое существо само по себе не находиться в нирване. Это духовное значение, впрочем, находится за пределами обычного человеческого понимания и может быть понято только высшей мудростью Будды. 2) Упадхишеша нирвана, или нирвана с остатком. Это состояние просветления, которое может быть достигнуто буддистами при жизни. Дхармакая, которая дремала в них, отныне пробуждена и свободна от «аффектных помех», но над ними  еще тяготеет бремя  рождения-и-смерти. В течение всей своей жизни буддистосвобождается от эгоцентрического понимания души, практикует Восьмиричный путь и разрушает все корни  кармы, которая делает возможным его перерождение в мире сансары, хотя, вследствие неизбежной силы предыдущей кармы, ему еще предстоит пострадать от всех разновидностей зла, внутренне присущих  материальному существованию. 3) Анупадхишеша нирвана. Но, в конце концов, даже эта мирская суета у них рассеивается, и они возвращаются к изначальному Абсолюту, из которого в силу неведения некогда вышли и вверглись  в круговорот рождений и смертей. Это состояние сверхмирского блаженства в царстве Абсолюта – анупадхишеша нирвана, т.е. безостановочная нирвана. 4) Нирвана, не имеющая пребывания. Здесь сущность будды освобождается не только от проклятия страстности, но и от интеллектуальных предрассудков и привязанностей. Сущность будды, или Дхармакая, открывается здесь во всей своей совершенной чистоте. Всеохватывающая любовь и всепоглащающая мудрость освещают его путь. Достигший этого состояния  уже не привержен нирване как обители полного покоя, он становится выше сансары и нирваны. Его единственная цель в жизни - помогать всем живым существам до окончания веков. Движимый всеобъемлющей любовью, которая есть любовь Дхармакаи, он желает освободить всех собратий от бедствий и не ищет для себя освобождения от круговорота бытии. Полностью сознавая эфемерность земных интересов, он все же не пытается избегать их. Своей всепостигающей мудростью он добивается духовного проникновения в высшую природу вещей и истинную цель существования. Короче говоря, нирвана есть осуществление в данной жизни  всеохватывающей любви и всепостигающей мудрости Дхармакаи.
Подлинная буддовость, как лотос на болоте, может вырасти только в грязи страстей и греха. Подобно тому, как никакие семена не могут вырасти в воздухе, буддовость не может вырасти из недеятельности и вечного угасания. Только в нагромождении эгоистических, самовлюбленных мыслей пробуждается мудрость.
В конечном счете все сходится в одном. Омрачение – это просветление, сансара – это нирвана. «Сансара есть нирвана потому, что, с точки зрения высшей сущности Дхармакаи, ничто не уходит и не приходит (поскольку сансара – только видимость); нирвана есть сансара, когда ее страстно жаждут и привязываются к ней». «Нирвану не следует искать за пределами  этого мира, который в реальности – не что иное, как сама нирвана». Другими словами, нирвана и сансара не существуют по отдельности. Мы можем достичь нирваны только после того, как уничтожим мир рождений-и-смертей или уйдем из него. Если нам не препятствует наша хаотическая субъективность, именно эта наша земная жизнь становится деятельностью самой нирваны». Нагарджуна: «Сфера нирваны есть также и сфера сансары; между ними не существует  ни малейшего различия». Нирвану не  следует искать на небесах – ни в уходе из этой земной жизни. Напротив, ее необходимо искать в гуще  мирской суеты. В аскетизме, в медитации, в ритуализме или даже в метафизике чем более ревностно вы стремитесь к нирване, тем дальше она уходит от вас.
Махаяна учит, что с точки зрения  абсолютной истинны вообще нельзя говорить о достижении Нирваны, ибо все дхармы пребывают в ней изначально. Можно считать, что все живые существа с безначальных времен вечно пребывают в Нирване, но для того, чтобы они осознали это, они должны пробудиться.
Нирвана на самом деле состоит в умении радоваться счастью другого существа, а сансара – в отсутствии подобного чувства. Страдание по существу состоит в привязанности к собственному эгоистическому счастью, а нирвана состоит в жертвовании своим благом ради других.

ОБРЕТЕНИЕ ПУТИ  – достижение высшей степени религиозного совершенства («Если он воистину обрел Путь»).

ОБУЧЕНИЕ. Буддийская образованность  предполагала ориентацию на достижение нирваны, просветления и приобреталась неустанными занятиями под руководством ученого наставника в продолжении десяти и более лет послушничества. Такого рода образованность выражалась в углубленном знании буддийской догматики, канонической и философской литературы, монашеского устава, в обладании способностью толковать трактаты.

ПАРАМИТЫ. Совершенства, переводящие на другой берег существования, то есть в нирвану

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И СОЗЕРЦАНИЕ.  Базовые термины  буддийской психотехнической  йогической практики. Приостановление  предполагает достижение  полного успокоения психических процессов, созерцание – аналитическую медитацию об  элементах психофизического опыта – дхармах.
«Трактат о пробуждении…»: «Следует уединиться в особом тихом помещении, сесть прямо и выправить свою волю и мысль, не сосредоточиваясь  ни на дыхании, ни на телесной форме, ни на пустоте, ни на земле, воде, огне или ветре и достигая таким образом осознанности, не опирающейся  ни на зрение, ни на слух. Тогда все мысли и представления, сопровождающие различающую мысль, будут отсечены. И даже будет оставлено само отсечение представлений, ибо все дхармы в изначальной основе своей лишены свойств, не возникают с каждым новым моментом и не исчезают с каждым новым моментом… И вовсе не следует вначале устремлять мысль на внешние чувственные объекты, а затем с помощью сознания очищать сознание. Если мысль рассеивается и скачет вовне, ее следует схватить, вернуть и утвердить в правильном памятовании (целостном и всеохватном контроле над всеми психофизическими аспектами и функциями, образующими эмпирическую личность). Следует знать, что это правильное памятование есть не что иное, как только сознание, и что вне его нет никакого мира чувственно воспринимаемых объектов. Даже само это сознание лишено каких-либо собственных свойств, и его суть нельзя ухватить через его мгновенные следующие друг за другом акты… Практикующий должен жить в соответствии с неизменной природой истинной реальности как она есть … тогда его сознание станет  прочно установленным и стабильным…  Постепенно, шаг за шагом способность к достижению приостановления станет все более мощной, и практикующий сможет вступить  в самадхи (предельная форма сосредоточения, переходящая в транс и полную транквилизацию психики) истинной реальности как она есть. Тогда аффекты такого человека окажутся глубоко скрытыми, а сила веры его сердца возрастет чрезвычайно, и он встанет на Путь, ведущий к совершенству, с которого уже нельзя повернуть обратно… По причине опоры на это самадхи практикующий созерцатель познает свойство наделенности единством дхармового универсума; он постигает равностность Дхармового Тела  всех Будд и тел живых существ и их не-двойственность… Следует знать, что корнем и основой этого самадхи является сама истинная реальность как она есть…
Но если человек серьезно совершенствуется только в практике приостановления, его сознание погружается в свои глубины и тонет в них… По этой причине необходимо совершенствоваться так же в практике созерцания.  Человек, непрестанно практикующий созерцание, непременно должен созерцать все мирские деятельные дхармы…, а все психические события как непрестанно рождающиеся и исчезающие мгновенные акты сознания; поэтому все это есть страдание. На все дхармы, актуализирующиеся  в сознании прежде, следует смотреть как на морок и сон; на все дхармы, актуализирующиеся в сознании в данный момент, следует смотреть при созерцании как на вспышку молнии; на все дхармы, которые актуализируются в сознании в будущем, следует при созерцании смотреть как на облака, внезапно появляющиеся в небесной пустоте. На все мирское, наделенное телесной самостью существование  следует смотреть как на нечистое, замаранное всеми видами грязи и ни в одном из своих проявлений не достойное радования».

ПРОБУЖДЕНИЕ. Истинное пробуждение безначально по своей природе и сущностно, тогда как непробужденность означает лишь не реализованную, но потенциально имеющуюся пробужденность. В силу этой потенциальной пробужденности все живые существа  изначально свободны от уз сансары и являются Буддами, но, не зная этого, нуждаются в акте пробуждения как его реализации. Полная пробужденность сознания вплоть до самых его истоков называется окончательным пробуждением. Но если истоки сознания не пробудились, пробуждение не окончательное.
Если освободиться от непробужденного сознания, то не будет и никакого самостоятельного, наделенного собственным свойством истинного пробуждения.

ПСИХОКОСМ. Мир желаний, мир форм и мир не-форм – три уровня буддийскрго психокосма, коррелирующие с уровнем сознания  живых существ, населяющих это трехмирие (обитатели ада, голодные духи-прета, животные, люди, титаны-асуры и боги-дэва; на уровне не-форм пребываю йогины).

ПЯТЬ ОБЕТОВ. Основные обеты, налагаемые на буддиста-мирянина: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять пьянящих напитков. («Он принял пять обетов»). Иногда миряне принимали дополнительных обета: не носить украшений и не употреблять косметику; не увлекаться музыкой, танцами и зрелищами; не возлежать на слишком высоком и широком ложе.

САМБХОГАКАЯ. Тело Блаженства. В каком-то смысле оно соответствует христианской идее ангела, но в отличие от них, Тело Блаженства действует от своего собственного лица. Это отражение Дхармакаи. Оно наставляет и помогает всем творениям, которые приходят к нему. Тело Блаженства имеет два различных аспекта: 1) Тело обретаемое татхагатами для своей самореализации, посредством религиозной практики в течение целых эонов; 2) Тело, в котором Татхагата манифестируется перед бодхисатвами в Чисто Земле. В последнем аспекте Тело вращает Колесо Дхармы.

САМОЕСТЕСТВЕННАЯ СПОНТАННОСТЬ. Одно из кардинальных понятий даосизма. Дословно означает: «то, что само по себе таково». Имеется в виду самотождественность Дао и основанного на нем мира, его спонтанность и стихийность.

САНТАНА. Психический континуум как личности в ее протяженности и во времени.

СКАНДХА. Буквально означает «совокупность» или «скопление». Наше сознание является  конгломератом пяти конституирующих элементов бытия (материального тела, ощущения, деяние, сознание, представление).

ТРИЛОКА. Три мира буддийской космологии. Включала в себя  Мир чувственных влечение (его составляли шесть небес желаний, а также мир людей и Ады) - Камадхату, Мир форм (состоял из четырех сфер дхьяны) – Рупадхату и Мир не-форм – Арупадхату.

ШУНЬЯТА. Пустотность, или, в более точном понимании – истинная реальность.
 Шуньята не утверждает, что вселенная на самом деле не существует, оно говорит, что все утверждения или концепции о вселенной «пусты», необоснованны. Она означает, что такие понятия, как вечное или временное, одно или многое, реальное или нереальное, бытие или небытие, благо или вред, нельзя применять к миру в целом. Каждое из этих слов получает смысл только по отношению к своей противоположности. Но нет ничего за пределами целого, которое могло бы стать противоположным ему. Мир в реальности не делится на отдельные вещи и события и не состоит из них. Пусть фигура резко выделяется на фоне, но без него она просто не может проявиться. Шуньята есть истощение мысли  в ее попытки объять существование.
Пустотность в отрицательном смысле означает отсутствие обособленности, несуществование индивидов как таковых, а в положительном смысле – вечно изменчивое состояние феноменального мира, непрерывный поток становления, постоянное чередование причин и следствий.
Мир произошел не из-за пустоты Таковости, но из полноты ее реальности.
Все вещи возможны именно благодаря пустотности, без пустотности они придут к концу.
Истинная реальность ни в коем случае не является просто пустым пространством. Поскольку  все дхармы, образующие группу материи, изначально есть ничто иное, как сознание, никакой материи вне сознания нет. Если же никакой материи помимо сознания нет, то нет и свойства быть пустым пространством. Можно сказать, что весь мир объектов – одно только сознание, приобретающее видимость реальности из-за возникновения заблуждения. Если сознание освободится от своей омраченной деятельности, то исчезнет и весь мир объектов и останется лишь одно истинное сознание, объемлющее все без исключения.

Религиозная жизнь в средневековом Китае  http://proza.ru/2020/04/27/668


Рецензии