Коммуналка ч. 3 Семейные фотоальбомы

...Утром мы всегда вставали в одно и то же время.

Должна  сказать, что дисциплина и послушание - это у нас семейное.
Пререкаться и перечить было как-то не принято...
Да и сама по себе, от природы, я была покладистая.

Бабушка моя очень добрая и мягкая, при необходимости становилась  очень строгой и требовательной! 
Она воспитывала меня всего двумя словами.
Короткими, но очень ёмкими.
«Нельзя» и «надо».

То ли особые интонации её голоса, то ли многозначительные паузы после этих двух сильнодействующих, воспитательных слов, но… доходило до меня всегда быстро!

Так вот, вставали мы довольно рано, и отправлялись умываться в ванную по длинному коридору...

Коридор состоял из двух частей.
Первая часть - прихожая.
Большая, широкая и очень просторная. В ней мы с соседской девочкой  могли кататься на  велосипеде и играть в мяч!
Вторая часть поуже, из неё был проход в маленькую хозяйственную кладовку, ванную, туалет и на общую, коммунальную кухню.
 
Ванная была очень длинная и узкая, как пенал.
Как и во всех коммуналках, в ней были разные полочки для каждой семьи отдельно.
Полотенца и зубные щетки бабушка всегда приносила с собой из комнаты.
Говорила так: "Если кто-то из соседей воспользуется нашим мылом или зубной пастой - в этом нет ничего страшного, а вот полотенца должны быть всегда чистыми!"

После умывания я бежала в комнату готовиться к завтраку, а бабушка отправлялась на кухню варить кофе.
Я ставила на круглый стол коричневую чашечку для кофе, и белую для чая. 
Подставочки для варёных яиц.
Доставала из холодильника маслёнку, треугольное молоко.
 
Неспешный наш завтрак обычно проходил за прослушиванием радиопередач.

 
                ***
Сервант.
В нём были только самые необходимые предметы.
Два сервиза.
Белый чайный и коричневый кофейный, с маленькими чашечками.
Кофе бабушку приучил пить мой дедушка.
Именно из маленьких чашечек.
Он говорил, что из больших не так вкусно!

...О дедушке я знаю только по рассказам...
Они развелись с бабушкой ещё до моего рождения.
Я его никогда не видела.
Только на фотографиях...

Так вот, два сервиза, несколько бокалов для шампанского из дымчатого стекла с красивыми, словно чуть оплавленными воском ножками, пара рюмочек (лафетнички), набор тарелок и красивая супница.   

На вафельном полотенце хранилась голубая маленькая солонка, набор столовых приборов, орехокол (бабушка очень любила фундук!) и штопор.
Хлебница.
Кувшин для воды.

Всё в идеальном порядке.

В нижнем ящике серванта хранилась деревянная, резная шкатулка с нитками, большие портняжные ножницы, домино, шахматы, круглая розовая коробочка с пуговицами разных размеров, коробка с бигуди (по праздникам бабушка наводила куафюр, т.е. прическу!).

                ***
У моей бабушки совсем не было украшений. 
Даже обручального кольца…
Никогда...
Как она мне объяснила, жили они тогда бедно, и тратить деньги приходилось на другое, более нужное.

Единственная вещь, которую она надевала по большим праздникам - это изящные бусы из слоновой кости...
Когда и кем подаренные - не знаю, но бабушка их очень любила...
Хранила очень бережно в отдельной, маленькой шкатулке.

                ***
В нижних ящиках серванта хранились фотоальбомы! 
Ах, как мне нравилось  их рассматривать!
Я могла часами тихонько сидеть где-нибудь в уголочке и переворачивать эти волшебные странички нашей семейной истории...

Вот бабушка совсем юная девушка, ещё школьница, работает вожатой, и под флагом СССР и бюстом Ленина что-то рассказывает своим ученикам...

Вот она с дедушкой.
Ах, какое у дедушки строгое лицо!
И бабушка рядом с ним… такая ещё совсем молоденькая, застенчивая.

Вот моя мама, ещё совсем маленькая девочка... в белой панамке…
…с фарфоровой куклой в руках.
А вот уже чуть постарше... в школе...
…с атласными ленточками в косичках...

Вот бабушкины старшие сёстры...
Мой дядя, мальчик на самокате...

А вот и мой папа!
Они все вместе в парке Сокольники отдыхают на природе (родители недавно поженились)... играют в бадминтон…

А вот и я!
Совсем ещё малышка...
… в распашонках...

                ***
Сколько бесценной информации, удивительных эмоций и  добрых мыслей хранят в себе семейные фотоальбомы…

Ведь каждая страница - это летопись семейной истории!
Каждая страница - целые периоды жизни!

Листая их, мы словно погружаемся в атмосферу уникальной семейной ауры, светящейся с каждой страницы мягким светом от добрых улыбок родных глаз, родных лиц!

Всё пропитано добром!
Всё пронизано истинной любовью!

Листая семейные фотоальбомы,  мы  словно облучаемся  родным и таким полезным настоящим счастьем!

Наполняемся душевной теплотой!

Освежаем в памяти всё то лучшее и светлое, что смог когда-то давно запечатлеть объектив фотоаппарата, сохранив для нас  бесценную информацию!


        (продолжение следует...)


Рецензии
Cтарые питерские коммуналки - навсегда в памяти. В них и сейчас живут многие петербуржцы, а я до призыва в армию в 1966-году. Всякое бывало в этих квартирах, но больше помниться хорошее. Листаешь семейный альбом и детство встает перед глазами: мама, бабушка, детский садик, школа, друзья детства. Это кощунство-избавиться за ненадобностью от своей памяти, зачеркнуть прошлое!

Виктор Кутуркин   11.12.2022 11:12     Заявить о нарушении
Виктор, благодарю за Ваше внимание к этому рассказу.

Речь в нём идёт о московской коммуналке, хотя это не так важно.
Все коммунальные квартиры, не зависимо от того, в каком городе они находятся, объединяет одно общее - умение совместного проживания под одной крышей совершенно разных людей.

Речи об избавлении от фотоальбомов в этом рассказе нет вообще!

Фотоальбомы - это семейные реликвии...
Их бережно хранят и передают по наследству.

И.Р.

Ирина Рэйн   12.12.2022 09:54   Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина. Я прочитал не только Ваше произведение, но и рецензии к нему. В одной из них констатировалось об этом диком случае, который засел в памяти. К изложенному Вами это отношения не имеет.

Виктор Кутуркин   12.12.2022 11:21   Заявить о нарушении
Ситуация прояснилась!

Благодарю Вас, Виктор, за уточнение.

Да, автор Александр Плетнев, написавший мне рецензию на этот рассказ, действительно собирает старые фотографии, выброшенные фотоальбомы...

На его страничке есть целый сборник "Ретро альбом", где он размещает эти старые черно-белые фото и небольшие свои рассказы-размышления о каждом изображенном.

Если Вам интересно, Вы можете заглянуть на его страничку.

Ещё раз благодарю Вас за внимание к этой теме.

И.Р.

Ирина Рэйн   12.12.2022 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.