научность и или художественностьь

научность (vs) /(и)или  художественностьь



--
ученый и художник - два разных подхода к, собств.
тв о р ч е с т ву,  в той или иной степени соотв.

--
на материале прослушанных аудиокниг несколько раз-
ношерстных таки как авторовв самих по себе, так и
собств. тем освещаемых в их произв-х; - разные на-
циональности (..менталитеты), разные +- времена и
страны; да и разные стили собств., в конце концов
соотв.: первая книжка @-ва о.памука "стамб. город
воспоминаний" , вторая же р.пёрсига "дзен или ис-
во ухода за мотоциклом" соотв.


----
I.

сперва про мысли сгенерированные под воздействием
"стамб. город восп-й", про то как научность отли-
чается-таки  от  собств.  художественности соотв.


--
о).

про науку - разную - технич., - по гуманитарному корпусу.


..

`наукография`
..

[что география, - более технич. даже что ли, чем,
к примеру те же - литературообразные - фольклори-
стика., - как наука о собств. художестве,художес-
твенности по сути-то; - и к, литературоведению ..
некоему уже ближе и т.п.; - теории + словесного.,
языкового тв-ва (& иск-ва.). хотя, и языкознание,
семиотика, филология, лингвистика содерж. в себе
множество ..технических правил; - сродни алгебре
и пр. математикам, арифметикам соотв.; - пр. тех-
нич. наукам. даже философия - гуссерля к примеру,
феноменология - сплошная математическая таки вязь
- по форме-то как минимум; = `словесная математика,
..`смысловая алгебра`. всё ж (наука)`теория позна-
ния`, - о процессахх таки работы сознательного ап-
парату накладывает некотор. серьёзн. требования к,
характеру языка, методике.; обязывает таки предпо-
лагает соотв. - сложный технич. язык собств.; - ..
уравнений неких, формул, теорем и т.п.; - о гуман-
итарном соотв. в таком ключе; относящ. к человеку-
самым непосредственнейшим образом (..) вообще, гу-
манитарность - это то, что непосредственно связано
таки с человеком, не `техника-техника` буквально .;
при том, что науки о человеке могут быть весьма ..
техничными,наукоёмкими - сродни той же математике.;
- как собств. в рассмотренном случае - сложн. дисц.
- хотя и гуманитарных-то по сути же, - так назыв. -
`гносеологии` ~ `эпистемологии` - теории познания..
гуманитарные-гуманитарные же = сведения,факты о че-
ловеке и среде его обитания соотв. - без математики
как таковой., либо же с самым минимум оной таковой].
--

--
1).

строгый суховатый , нетворчческый соотв.
- .. стиль., манера  письма.


итак, научность, о котор. речь у о.памука соотв.,
касается таких специализзаццийй таки, общего кор-
пуса гуманитарного блока общественныхх таки соци-
альныхх наук соотв. о человеке, об обществе, как:
(в порядке соотв. `от общего к частному`..) куль-
турология , история, социология; этнография,этно-
логия, фольклористика, - как теория и история на-
родн(ой)ых нек(оей)их (худож-й +-) культур(ы) и т.
п.; плюс пожалуй самая узкая из них - краеведение;
-в данном случае - стамбуловедение, турциеведение;
..география - локальная,местная такая,местечковая;
- плюс (..более подробное соотв..) описание всяч.-
традиций,нравов,обычаевв - культуры в общем этноса
определённого.; - в данном рассм. случае - турков.,
и стамбульцевв в частности {как более рафиниров.,+
культурных.;космополитичн.;либеральн., и т.д. т.п.,
в отличие от (более) традиционалистскости,консерв..
- жителейй/населения провинций, - турции - в данном
случае соотв. (хотя, народ,нация-то едины как бы по
сути-то.). корни - всё же., - где-то в деревне, +-;
..плохо ли хорошо.; - но, пожалуй это так и естьь..
но об этом отдельный разговор нужно вести, - большая
тема; - мудрость архаики (..аля `примитиво` и т.п.)}.

--
2).

художественносттьь *


иной же подход - не nonfiction, не научно,фактологич.;
а , художественный - belle lettres (изящноей слов-ти),
- ..жанр так сказать индивидуалистскый сугубо личный.,
категорично интимныйй, чрезвыччайно субъективный; ве-
сьма странныйй и т.п. эпитетами сопровождаемый соотв..
лиризмом пропитанный, словно в жанре `диванов` испещ-
рённ таки игрою словв, и пр. фривольностиями языка и
не только., фантазии , воображения .. - художесттвва.


--
з).

науччность наукствво   (vs) &    художествво


**

ежели первое - наукообразное., - беспристрастно как б,
объективно, конст(и)ат(а)уционально фактологично; - ..
исследование соотв. изучение - сбор фактов., статисти-
ки; аналитика, классификация всяческая, типологиззацц.;
категориззацция, и т.п., научный таки аппаратт задейств.
дедуктивн. обобщенья , синтезз, эмпирич.-индуктивн. (..)

то

второе - сущий субъективиззмъ., пристрастье., * индв-ть i


--
ч).

(..книга) "энциклопедия `стамбул`а" (в .. томахх) р. кочу


итак, на материале таки срединных +- главв (11 - ..) ..
книжки о.памука "стамбул.город воспоминаний", про разл.
подходы таки методы - в описании собств. изображении .,
литературном +- соотв., - города; в нашем этом случае -
стамбула, - памук рассказывает-анализирует вслух письм-
енно таки про, творчество-наукство некого историка р.кочу
- который создавал всю свою жиснь некую ..`энциклопедию`
города стамьула; - в нескольких (..) томахх соотвв.. сей
ученый сперва был уж слишком академичен что назыв., начи-
нал сей проектт как групповой,бригадный - труд, трактатт..
далее он уже стал более субъективным и лиричным - и стра-
нным как следствие (но, и, ~ более интересным таки выраз.)
при этом некый элементт стремления к западничеству и нау-
чности всё же сохранил. [.но, популяризатором так сказ. стал.,
..коллекционером таки историй всяческихх (..бытовыхх ++) ..
можно неким образом причислить его к такому направл. таки.,
любопытному занятному таки., - по историографич. так сказать
кафедре, - средневек. школы таки ..`анналовв` так назыв. со-
отв. ( - кажется .. во франц. образовалис впервые., если не
путаю ..) .  которые подходили к вопросам историограф. с, ..
`чёрного входу` так ск., - неформально.; - живописуя простыя,
человеч., (..бытовые +), очеловеченныя, индивид., частн. таки
истории.; - из которых можно было бы строить общую картину, -
истории.; - ..нравовв,обыччаевв,характеровв.; - скорее можетт
даже ближе к, nonfiction литературе относится соотв.; либо по
части (..гуманитарн. таки соотв.) наук, - к, культурологии .,
этнографии.; или, фольклористике, - самое пожалуй точное и ..
близкое соотв.; - граничащее уже собств. с ..литературою как
таковою (- изуч., анализом; + описанием её живых техкстовв +
~ .. литературоведением +- собств.) в жанре.: документ.проза,
репортаж .. ,  и  т.п. пр.   вот-с.].

его энциклопедия как большая увесистая таки подшивка - газетных
репортажей собств. - историй.

[ http://www.proza.ru/2020/02/10/1200 ] .
   
.. в отличие   от  др.  упоминаемого часто в книге памука @-
по имени а.расим, который (как и все, по кр.мере - многие..),
тоже подражал западным европейским писателям.; но, на опред.
этапе творч.карьеры отказался от этого метода, найдя позже
свой аутентичный таки стиль уникальный, эксклюззиввный ес-
ли угодно ..`фирменный` . [@: "письма о городе" и т.д.. памук
в добавок ко всему, из ~отриц.+- качествв его проззы причисл.:
иронию., порою даже цинизм; - в его зарисовках, лит-х этюдахх.
жанр - фельетоновв - фельетониззм так наз. на фр. таки манер].

тут, у этого @-ра,.художника - уже, поэзиею (поэтикою.,филосо-
фикою..) - ..импрессиониззмом лит-м, попахиваетт.; - насколько
я понимаю (..со слов памука опять же).

[ http://www.proza.ru/2020/02/10/1216 ] .


--
5).

вопрос определения к некому жарнру ..`энциклопедики`( - р.кочу).


..по поводу самого жанра., если можно так выразиться, приме-
нит. к данному случаю соотв., - `энциклопедии` кочу. памук нас-
тойчиво напирает на мысль, что у кочу получилас не энцикло
педия, - в настоящем значении, а нечто др. (-что именно не
говорит., кажется..) .  что, якобы, энциклопедия-то насто-
ящая - более системный что ли труд-трактат как бы ..работа;
внутренние связи более простроенныя продуманные соотв., по
|_композиции - более цельная неразрывная соотв. конструкц.;
внутр. смысл.,логич.,тематич. таки связь.; схема., система;
структурра., - .. подчиненная единой области знания соотв..
у кочу же - с его хаотическим,несвязанным этоей единою, се-
тью именно (..а нить-то - она есть; - сам город стамбул со-
отв.), - повествовательным набором историй разрозненных.; -
как склад просто бессистемный чего-либо., свалка что ли по-
лучилас как бы,  или  типа того.; в, лучшем случае соотв. ~
..справочник ли , или, словарник, словарь ли - таков вот ..
жарнр как бы, если угодно. (ежели он по алфавитн. порядку +-
построен, а может и в историч. манере - по хронологич. соотв.
принципу располагается., - материал-то сей весьь). по мне-то,
любая вещь хороша, - ежели форма прелестна; а, структура , ..
|_композзиццья - дело второе.. так что придирки я бы списал..

сборник, подшивка - лоскутное собрание, - примечательн.,любопы-
тныхх таки, - историй различных., разнообразнейшихх nonfiction.

как бы не назыв., - условно можно назвать и энциклопедиею., по-
чему б да и нет.  хоть, так же и, справочником историч. неким и
т.д. т.п.     историею `школы анналовв`., - по стамбулу соотв..


--
..)

ps:

(имяграфия)() (предметно-)именной указатель :

--
ещё из ~ ч-х таки +- @-вв, часто помятуемых, в частности в гл.11,
это: яхья кемаль, танпынар (р. "спокойствие", - суфийскый роман),
шинаси хисар (..).

плюс: эль-кинди (..некый суфий соотв.; в предыдущ. гл. 1о всплыв.);
..медик+ (и не только) ибн-сина (- миров.`брэнд` ~ авиценна ..) .. ;

из иностр.(-мировых соотв.): к.леви-стросс, д.г.торо, готье, монтень,
бёртон , ж.д.нерваль, флобер., малларме, матисс, достоевск., набоков;

и ещё ~ с пару десятковв +- имён соотв. - классиков и, совр. (кл-вв).
 
(..)


[ pps:

по частотности таки упоминаний в книжке памука ~ примерн. +- такая
градация, ранжировка.. - сиих соотв. (`выдающ.деят-й; з.л.`) имён:

..

- танпынар ;
- ж.д.нерваль ;
- готье ;
- ..ататюрк

..

 ] .


{ ppps :

по предметно-именному таки указателю соотв. - стамбула,
такая вот аналитика-статистика получается; - по часто-
те упоминания таки - мест, районов., кварталов (..`ар-
хипелаговв ` - то есть группы островов - как сравнива-
ет сам автор - культуру таки застройки - архитектуры.;
и формат, - характер взаимоотношений.; - внутри и сна-
ружи соотв., кварталовв-`архипелаговв` как бы соотв..);
.. собств. ~ достопримечательностей., примечательностей
(в т.ч. как общепризнанных и популярн., так и, индивид.,
субъективн. предпочтений автора) соотв. стамбула(конст.)
(-..культурныхх., так сказ., да и не оч.., пожалуй тож).%

{..расположение сие соотв.: как по, собств. частотн., так
и по алфавиту - как в оригинале соотв. . опять же комбо..}


- босфор;
- бейоглу(з);
- бешикташ;
- галатский мост;
- джихангир;
- золотой рог;
- нишанташи ;
- румелихисары ;
- таксим;
- ускюдар;
- фати(х)

(..) 




----
и, вот, конец книги соотв.


(..)


----
http://www.proza.ru/2020/02/11/550
----


[ +  http://www.proza.ru/2020/02/10/1235 ] .




====
ii.

из серии - `вопросы`/(..проблематика) - терминологии ..

--
на материале книжки (~`нов.философии` (-..очередной ..) @ р.
пёрсига "дзен. или иск-во уходу за мотоциклом" .


**

автор предлагает свою терминологию для интерпретации философии
дзен (буддиззма) соотв.:

- классическый подход (~..`рациональн.`/..логич., так назыв. +-).
предполагающий и значащий - научный таки некый подход к познанию/
.. постижению ..  ;

/и/,

- ..романтическый (~`эстэтскый`, - в разных источн. псих.-филос.,
по-разному +- соотв.).
предполагающий соотв. дух , эмоциональн.-чувствв., душевн., нечто
художественное  и  т.п.  пр .

--
в общем, хочу сказать что терминология таки у кажд. философа,мысли-
теля., @ - своя . раззная .  суть же - едина .

синтезз , синергия , гармоника  -  обоихх двухх ~ дуализзмъ * -> ..
для философа,мыслителя,@ - необходимое и достаточное таки условие..
`2 в 1` ~ .. з +- .




----
пока что * всё вроде .


Рецензии