Когда мне грустно, я танцую

Интервью

  В фильме Дмитрия Месхиева «Женская собственность» (по мотивам одноименного рассказа Валентина Черных) молодой абитуриент Андрей Калинин (роль Константина Хабенского)  заводит роман с преподавательницей актерского ВУЗа Елизаветой Петрововной (роль Елены Сафоновой). Она очень известна и востребована, но гораздо старше Андрея. Одинокая женщина неизлечимо больна. На первый взгляд – любовная интрижка для протекции. Однако…

  На экзамене по актёрскому мастерству Андрей начинает танцевать чечётку. Скучающие лица мэтров оживляются после неожиданного «па» своего коллеги. Сазонов (роль Александра Абдулова), ректор театрального училища, председатель экзаменационной комиссии встаёт и присоединяется к «топающему» Калинину. Получается неплохой зажигательный дуэт. А умирающая от рака Елизавета однажды скажет: «Когда мне очень плохо, я веселюсь и танцую. На зло врагам». Эту же самую фразу, но другими словами повторит возлюбленная Калинина Ольга (роль Амалии Мордвиновой): «Когда мне грустно, я танцую, потому что жалеть себя нельзя».

  Итак, чечётка – это тот  же степ, потому что «tap dance» от tap «стучать; лёгкий стук». Ирландский сольный танец (step dance), сформировался к началу XX века и подробно описан Гэльской лигой. Танец исполняется под традиционные ирландские мелодии – джигу, рил и хорнпайп. Отличительной особенностью сольных ирландских танцев является практически неподвижный корпус с опущенными вниз (плотно прижатыми к бедрам) руками, и чёткие, быстрые движения ногами. Танец в жёсткой обуви со звонкими набойками завораживает и порабощает.

Встреча с Зауром Теймурбековым состоялась в преддверии мужского праздника 23 февраля.  Я узнала много нового и поспешила поделиться с читателями.

МШ: Заур, расскажите, пожалуйста, о своей родословной. Кто ваши родители? Вы единственный в семье, у кого творческая профессия?

Заур: Я родился в семье, где фамилия Теймурбеков из-за своей приставки «бек» в России означала бы «князь», «граф». Следовательно, мы из дворянского рода. Мой отец окончил институт искусств, актёрско-режиссёрский факультет. В г. Баку он был директором большого дворца Ильича (в России эти дворцы назывались «Дворец пионеров» или «Дом пионеров»), там было очень много кружков. Лучший в Азербайджане по организованности и показателям, у нас преподавали театральное мастерство, поэтому с 6-ти лет я начал заниматься ударными инструментами в ансамбле ВИА «Абшерон», где мой брат тоже был музыкантом. По роду деятельности он играл на пиано, играл на гобое, окончил режиссёрско-хоровое отделение при музыкальном училище, (потом учился в Москве), и мы до 13 лет играли с ним в ансамбле. Это был самый первый детский ансамбль в Азербайджане. Также в 13 лет при нашем «дворце» я увлёкся молодёжным эстрадным театром, который назывался «Мэт», и где я постигал азы актёрского искусства. Так я влюбился в эту профессию.

МШ: На вашей родине вас считают родоначальником или первопроходцем степ-танца. Почему?
Заур: Однажды в Москве я познакомился с руководителем танцевального ансамбля «Степ-компания Владимира Кирсанова», заслуженном артистом России, эстрадным танцовщиком (чечётка), преподавателем Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС). Я стал посещать его мастер-классы и появилась идея создания нового направления в степе. Когда в 1996 году у меня брали интервью, так и сказали: «Заур Теймурбеков стал родоначальником национального степа». Визитная карточка степ-группы «Абшерон» - синтез классических движений степа с ритмами национальной азербайджанской музыки и национальными костюмами. Коллектив за короткое время приобрел популярность в Азербайджане, принимал участие в концертах, снимался в клипах звезд.
МШ: На третьем Московском международном фестивале «Степ-Парад-99» вы стали лауреатом и о вашем номере говорили, как о новом оригинальном направлении в реп-танце. Чтобы повысить свой профессиональный уровень в 2005 году вы уезжаете на учебу в Москву. Вы снимаетесь в фильмах Виталия Мухаметзянова «Здравствуйте, мы ваша крыша!», Мурада Ибрагимбекова «Московская история», «Три девушки» и «И не было лучше брата», Мурада Алиева «Платина». Как вы прокомментируете то время?

Заур: Интересно, что однажды мне предложили сняться в главной роли вместе с Лией Ахеджаковой в фильме Владимира Меньшова «Продается дача». Но, ознакомившись со сценарием, я узнал, что персонаж – армянин по национальности, и отказался. Почему? Я служил в армии, воевал за освобождение Карабаха от армянских оккупантов и был ранен.

МШ: Что же было дальше?

Заур: В 2001 года мы с командой КВН «Огни Баку», созданной ветеранами местного КВН, отправляемся в Киев на четверть финала. Капитан – Мурад Дадашев.

МШ: Я слышала, что в том же году у вас были задумки снять видеоклип?

Заур: Да. Всё случилось. В то время мнения относительно клипа на песню «Ромео и Джульетта» сильно расходились. Мне звонили и говорили, что ничего толком не понимают в сюжетной линии. А я всем отвечал, что этот клип не для средних умов. Понять его смысл может не каждый.

МШ: А что за сюжет? Я не смогла найти его в интернете. Наверное, истёк срок давности.

Заур: Из сюжета становится ясно, что есть журналист, интересующийся чечеткой. Ему сообщают о том, что под мостом должна произойти разборка двух группировок. Он приезжает и становится свидетелем настоящей драки посредством степ-танца. Казалось бы, что ничто не может остановить «главарей», которые дерутся чуть ли не на смерть. Но вдруг раздаётся отчаянный крик детей, которые стоят на мосту и следят за происходящим. Они-то и останавливают эту «бойню». А то, что следует за этим, на мой взгляд, носит философский смысл. Я с удовольствием снимал бы клипы сам. Но в режиссуре есть моменты, которые я просто знать не могу. Есть такая идея, она связана с Майклом Джексоном. Представьте себе темную улицу, человек, вокруг толпа. Такое ощущение, что этого самого человека ведут на казнь. Он оказывается на краю моста. Вот он должен прыгать вниз. Все находятся в напряжении. И он прыгает. И где, по-вашему, он оказывается? На сцене, а зал переполнен зрителями. И он начинает танцевать чечетку.

МШ: С танцами и клипами всё ясно, а вот как вы попали на главную роль в художественный фильм «Три девушки»? Это интересно. Как проходят кастинги в Баку? Например, однажды я тоже посетила кастинг. Мой порядковый номер был – 17 тысяч 675-ый. Представляете? То есть, ну не пробиться без знакомств.

Заур: Вот я приехал в Баку, создал свою степ-компанию и набрал учителей по хореографии, по растяжке, сам занимался с ребятами степом. Название простое, обычное – «Степ-компания Абшерон» Заура Теймурбекова. Мы давали свои сольные концерты, снимались в музыкальных клипах известных звёзд, выступали на международных фестивалях, занимали призовые места. А потом меня пригласили в русский драматический театр в Баку. И я начал там служить. На одном из спектаклей, достаточно известная актриса (не буду называть её имя), увидела меня в роли, как говорится, во всей красе. Раз пришла на меня посмотреть, два. В это самое время её сын Мурат Ибрагимбеков, (тоже очень известная фамилия – и отец его писатель, и дядя режиссёр-сценарист, а был уже 2001 год, и снимали кино – совместный проект Россия-Азербайджан-Германия, фильм назывался «Три девушки»), тоже снимался. Отвечаю на вопрос, как попадают на главную роль. Зигзаги таковы. Да, сначала меня взяли на главную роль. Но человек я безызвестный, не популярный в Баку, и поэтому на моё место посоветовали другого «рэп-певца», а мне дали маленькую роль телохранителя. И вот съёмочный день. Мы снимаем сцену на корабле, с яблоком, когда на моего героя наставляют пистолет, (а мы играем уже часа 2-3), и вдруг ко мне подходит режиссёр и говорит: «Мы решили поменять главного героя, это всё-таки твоя роль. Так получилось, прости, её должен играть ты». Думаю, что это судьба, провидение. Эта роль должна была быть моей и она стала моей. Что касается кастингов – я был на миллионах. Всего лишь на одном кастинге меня утвердили на эпизодическую роль, остальные роли, где я играл, меня «тапшевали».

МШ: А что это такое?

Заур: Ну «тапш» – значит «наш человек, дайте ему роль, талантливый парень». Таким образом, я попадал во все фильмы, где снимался. Раньше было классическое кино, куда тебя брали по твоему таланту, а сейчас продюсерское кино – сам продюсер решает, кого взять. Его деньги, он и заказывает музыку. Режиссёр ничего не решает. Продюсерское кино, знакомства, связи, счастливый случай, попасть в нужное время в нужное место, там, где тебя возьмут на роль – вот составляющие успешного актёра.

МШ: Расскажите курьёзный случаи из практики актёра с вашим участием?

Заур: В фильме «Три девушки» у нас была сцена с яблоком. Мафиози должен был стрелять в человека. Понятно, не боевые патроны – холостые. Тот, у кого были пистолеты, сделал  небольшую западлянку, зарядил газовый патрон. Представляете? Идёт дубль и в это время такой звук: «Пдж!», и газ. И все стоят в недоумении. И не понимают, что происходит. Того, у кого было яблоко – чуть ли с инфарктом не увезли. И вдруг ещё один звук: «Тпм!» Девочка, которая щёлкает деревяшкой, (эта деревяшка называется хлопушка-нумератор), и которая говорит: «Кадр один, дубль пять; кадр один, дубль два», - падает в обморок. Сначала было очень смешно, а потом грустно.

МШ: О какой роли на сцене или в кино вы мечтаете?

Заур: Я спортивный парень, всегда увлекался и боксом, и карате, и акробатикой, поэтому мне хотелось бы сняться в фантастическом фильме. Естественно, в главной роли, где человек должен спасать мир. А так как я ещё и романтическая натура, то может быть, в фильме и про любовь, какую-нибудь настоящую. Как актёр я хотел бы показать все свои навыки и таланты, применить все свои способности и не пользовался услугами каскадёров. В общем, мечтаю о хорошем жизненном боевике.
А на сцене я бы хотел сыграть Гамлета. Это близко мне по духу. Бунтарскому.

МШ: Ваши мечты?

Заур: Подумал, было бы замечательно совместить спорт и танцы, чтобы люди могли  привести себя в форму (тело). Нужно работать над осанкой, качать пресс живота, учиться держать спину прямо, ножки подкачать, пластикой заняться. И правильно двигаться. У меня своя система, где нет конкретного направления в латиноамериканском танце – я соединил все танцы, включая музыку, ритм. Я учу, в основном, импровизировать. С теми, с кем я занимаюсь не должно быть шаблона, чтобы они ещё могли сами фантазировать. Я считаю, это моя маленькая такая фишка.

МШ: Причина эмиграции. По вашему мнению, может быть у человека две родины?

Заур: Можно я сначала о маме скажу? Про маму: она была воспитателем в детском садике. Играла на фортепиано. Всё детство мы проводили вместе, возила меня на концерты, на съёмки, было и телевидение. Всё было. Всё, что я хорошо могу делать, всё что умею – обязан своей маме. Папе тоже, но он рано ушёл, ему было 49 лет. Наверное, папа гордился бы мной, хотя он никогда не хотел, чтобы я шёл в актёры. Он хотел, чтобы я был автоэлектриком, слесарем, чтобы получил какую-то серьёзную профессию. Причина моего приезда в Германию – я женился. Так получилось, что три года назад я создал вторую семью. Моя супруга Наиля из Баку, выпускница Азербайджанского университета языков, которая продолжила обучение в Вестфальском университете им. Вильгельма, стала здесь работать и получила гражданство Германии. Нашему мальчику Лиону 1 год и 3 месяца, недавно родилась девочке Айдан Солей, что означает «луна и солнце». Мой первый брак длился почти 20 лет – двое сыновей – Рахману 24 года, Айдыну 16 лет. С первой семьей по-прежнему поддерживаю очень теплые отношения.

  Да, у человека, может быть две родины, одна, где ты родился и вторая, где ты живёшь.
Может быть, Германия никогда не станет для меня второй родиной. Германия – это страна, где живёт моя супруга, где живут мои дети. Конечно, всегда моей родиной я буду считать Азербайджан и город Баку. Нас азербайджанцев называют бакинцы, это те люди, у которых нет национальности. Это может быть и еврей, и русский, и армянин, и грузин, и лезгин, и татар. Если ты родился в Баку, то ты бакинец. Я бакинец.

  Иногда я жалею, что приехал в Германию, но становится легче, когда думаю, что это какой-то моя роль. Очередная. Я должен был оказаться здесь в 44 года. И оказался. А может, это проверка? Стараюсь в Германии что-то сделать. Хотя бы пытаюсь. Как говорится: «Попытка не пытка».

МШ: Как складывается ваша жизнь в Германии, на новой родине?

Заур: В Мюнстере первые девять месяцев обучался в Академии немецкого языка, успешно сдал экзамены, получил сертификат. Однажды, здесь праздновался День города с участием коллективов, исполнителей и танцоров, где и я решил показать свое мастерство. Выступление получилось потрясающим, я сорвал овации зрителей, меня заметили в актерском агентстве и попросили дать мастер-класс по степу и танцевальным ритмам. После этого создали все условия, чтобы смог открыть здесь свою школу для детей и взрослых, которая за короткое время стала популярной среди жителей города. Более того, даже предложили сниматься в фильмах, но для этого еще придется основательно потрудиться, чтобы в совершенстве овладеть немецким языком. Вообщем, жизнь продолжается. Большая честь, что я стал первым азербайджанцем, который в Германии открыл свою школу танцев – так писали обо мне немецкие газеты.

МШ: Что пожелаете нашим читателям к 23 февраля?

Заур: Можно рассказать ещё один курьёзный случай? Когда мы снимали сериал «Платина», (так, не в Фергане, а в Бухаре), мы снимали ночную съёмку. А неподалёку заканчивалась узбекская свадьба, и со свадьбы люди пьяные ехали. Он увидели съёмку, подошли пьянёханькие, на эмоциях и чуть ли не навзрыд: «Вы кто? Вы что? Что здесь делаете?» Мы сказала: «Ребята, не мешайте нам, минута съёмок стоит очень много денег…» А их человек 15 было. И им что-то не понравилось, и они начали конкретно на нас наезжать, типа вы, эй вы, русские, что вы здесь делаете? А я подошёл к ним и сказал (ну видно, да? Какой я русский по моей внешности!): «Во-первых, я не русский, а мусульманин. Во-вторых, а что, разве поменялись законы в Узбекистане? Где ваша гостеприимность? Если вы такие сильные, такие крутые, давайте раз на раз, пойдём, как говорится, выйдем. Кто кого побьёт, тот и прав (Прим. смеётся). У нас не было других вариантов, они уже драться лезли. И один парень говорит: «О, а я его знаю! Я его видел там-то и там-то, в таком-то фильме. Это хороший парень, мы его не тронем». Я говорю: «Вы и ребят моих тоже не трогайте…» Я видел глаза русских ребят – страх, ужас, предвкушение конца. Ну, представьте – Узбекистан, ночь, на тебя нападает 15 пьяных головорезов. И кто тебя спасёт? Никто не спасёт. В общем, я за дружбу и за мир во всём мире.

МШ: Скажу честно, больше всего Заура огорчает и даже оскорбляет отношение большинства населения к танцорам, он сетует: «Почему-то в Азербайджане принято как-то пренебрежительно относиться к танцорам. Их считают несерьезными людьми, я много раз слышал фразу «мужчина не танцует». Между тем, это люди, которые представляют нашу страну за рубежом, и танец – серьезное искусство. Это поняли уже во всем мире, кроме нас».

ТЕЙМУРБЕКОВ ЗАУР АЙДЫН ОГЛЫ
Фильмография:

«И не было лучше брата», 2011 г., эпизод.
«Платина», 2007 г., роль «Сутулый».
«Три девушки», 2006 г., (Азербайджан, Германия, Россия), главная роль.
«Московская история», 2006 г., эпизод.
«Здравствуйте, мы ваша крыша!», 2005 г., эпизод.

Мари Шансон, 10. 02. 2020., Мюнстер


Рецензии